Осталось денег на 2 недели. Закрывать стартап? Или выживать?
Эта история — моя собственная. Но интереснее всего здесь ваши комментарии. Расскажите, как бы вы поступили на моем месте, и как было бы поступить правильно — с вашей точки зрения.
Привет, это Ник Недельчук. С 2018 года я делаю Локали — платформу, с помощью которой путешественники могут найти близких по духу, проверенных местных жителей в 350+ городах на всех континентах. Местных жителей мы так и называем — «лóкали». А сами они могут организовать для вас индивидуальную прогулку или пригласить присоединиться к небольшой группе в 4-6 человек в авторский тур.
Вишенка на тортике — мы реже работаем с гидами, и чаще с «живыми» людьми, которые занимаются чем-то еще: учатся в зарубежном университете, работают в международной компании, развивают свой бизнес или стартап за рубежом. То есть с локали можно узнать гораздо больше интересного, чем с гидом — не только историческую справку о достопримечательностях. Некоторые бронируют прогулки с Локали, чтобы подготовиться к переезду в новую страну, узнать побольше инсайдов о жизни на новом месте. Локали — свой человек в каждом городе.
В предыдущих сериях:
- в июле 2019-го я бросил работу руководителем глобальных ИТ-проектов в штаб-квартире IKEA в Нидерландах;
- поднял $176 тысяч инвестиций от частных бизнес-ангелов через Твиттер;
- добился 200+ продаж в месяц с околонулевым бюджетом на маркетинг;
- получил стартап-визу Голландии, а позже и ВНЖ предпринимателя;
- угодил в equity-free акселератор Madeira Startup Retreat (они сейчас набирают новый батч, кстати говоря);
- попал в short-list самых многообещающих стартапов Нидерландов по версии самой местной экосистемы — благодаря этому, мне даже удалось пожать руку принцу Константину — брату нидерландского короля и наследнику Романовых 😎 Принц Константин занимает роль спецпосланника Правительства Нидерландов для индустрии стартапов, которая очень важна в Нидерландах. В Амстердаме стартапы, к примеру, дают феноменальные 14% от общего количества рабочих мест в городе.
Но все это было до 15 марта 2020.
Тогда Европа закрыла свои границы, а весь мир полетел в тартарары. Случилось немыслимое — индустрия, занимающая 9% глобального ВВП и растущая на треть быстрее всей мировой экономики, схлопнулась в ноль. В дополнение к отсутствию продаж мы получили очередь из путешественников, требующих возврат за несостоявшиеся поездки: всего более $25 тысяч.
Первые месяцы новой нормальности
В эпоху локдаунов мы вошли подготовившись — у нас были инвестиции, их хватало до сентября 2020. Учитывая отсутствие продаж, нам пришлось серьезно сократить расходы, но сохранить команду и продолжить деятельность удалось.
Сидя дома, мы решили максимально сосредоточиться на продукте, сделать его удобнее и качественнее для наших пользователей, автоматизировать многие процессы, чтобы подготовиться к росту после пандемии.
С другой стороны, начали проводить эксперименты с альтернативными продуктами на базе маркетплейса. Ведь технология есть, поставщики — тоже. Осталось сместить фокус с путешествий и начать продавать то, что сейчас востребовано.
Вот что мы попробовали в итоге запустить:
1. Курсы подготовки к поступлению за рубеж (ведь более сотни локали переехали за рубеж, поступив в университет).
Главные минусы:
- сложно масштабировать (находить крутых преподавателей тяжело)
- маленький рынок (ежегодно учиться за рубеж из России уезжают 12-16 тысяч человек: если 1000 из них воспользуются нашими услугами — целых 6-8% всего рынка — то это нам принесет лишь $147,000 в год net-выручки), еще и сезонность
- некоторые студенты, не поступив в желаемый вуз, винят в своей неудаче преподавателя и школу, требуют назад деньги; в нашем случае, был такой 1 клиент на 20 студентов в четырех потоках
2. Курсы изучения иностранного языка (ведь несколько десятков локали занимаются преподаванием языка; кроме того, они живут в среде, и могут научить студентов разговорному языку, провести интерактивное занятие с носителем).
Главные минусы:
- рынок очень конкурентный, его плотно занимают такие гиганты как Skyeng, iTalki
- стоимость привлечения клиента высока, привлекать новых студентов сложно — ведь недостаточно попасть в целевую аудиторию; записаться на курсы изучения языка — серьезное обязательство, люди его принимают неохотно, не все и не сразу;
- риск ухода с платформы после первых занятий крайне велик.
3. Помощь в поиске работы за рубежом (одна из наших локали — рекрутер в крутом амстердамском агентстве, которое закрывает позиции для ведущих финтех-компаний Европы).
Главные минусы практически точь-в-точь совпадают с курсами подготовки к поступлению за рубеж. Только здесь шанс трудоустроиться без гражданства и ВНЖ Европы еще меньше — бороться с законами статистики и вероятностью, которая против нас — сложно.
Динамика ни по одному из этих продуктов нас не воодушевила. Общий оборот смог компенсировать лишь до 25% от того, что было до пандемии – мы топтались на уровне $4,000 GMV в месяц без уверенного роста.
Кроме того, на том или ином этапе, в каждом продукте мы разочаровались. Симпатия к тому, что делаешь, играет важную роль в развитии любой инициативы.
К сожалению, эпоха «после пандемии» в сентябре не наступила. В августе я сидел за монитором, глядя на наш банковский счет и profit&loss sheet в соседнем окошке, и понимал:
Денег в компании осталось на 2 недели. Как быть?
Мнения экспертов на этот счет разнятся. Чаще всего я слышу следующее:
- Здоровая ситуация — когда в компании на банковском счету средств на 12 месяцев беспрерывной работы. Даже если больше никаких продаж. Если денег меньше — нужно срочно привлекать инвестиции.
- Если на банковском счету средств на 6 месяцев работы компании — пора бить во все колокола. Ваши дни сочтены, и если вы в самое ближайшее время не поднимете раунд — пиши пропало.
- Если на банковском счету компании средств на 3 месяца работы — все, уже ничего не сделаешь. Нужно срочно закрывать бизнес, увольнять сотрудников и искать что-то новое, чем заняться в ближайшее время. Мы ведь не хотим стать компанией, которая кинула сотрудников, партнеров и клиентов, закрывшись ни с того, ни с сего, и не выполнив своих обязательств?
Я грязно нарушил все эти правила. И оказался наедине с P&L-кой, предрекающей смерть через 2 недели. Часы тикают.
Я понимал:
- мы не сможем заплатить зарплаты команде в сентябре (а у них ипотека, кредиты и вот это все)
- мы просрочим платежи подрядчикам (простите, юристы и бухгалтера, разработчики, дизайнеры)
- я сам окажусь в трубе, поскольку лимит по кредитке практически исчерпан, а нужно платить за квартиру, еду — ну хотя бы вот это.
Текущие инвесторы не готовы были поддерживать проект, а новые осенью 2020 даже смотреть на тревел боялись.
Выход был очевидным — это все, пора закрывать Локали, нет ни единого рационального аргумента, по которому стоило продолжать бороться с ветряными мельницами и тратить самое драгоценное, что у нас есть — время.
Особенно очевидным это стало в сентябре — когда началась новая волна пандемии, и европейские страны одна за другой вновь заговорили о возвращении локдаунов. Ни о каких путешествиях и речи не шло.
В итоге, во мне сработало детское упрямство:
— Неужели я сдамся и закрою проект? Разве ради этого уходил с теплого денежного места в глобальной штаб-квартире всемирно известного бренда? Разве я смогу простить себе такое простое решение — сойти с дистанции, пусть и кажется, что вперед идти невозможно?
В своих глазах мы всегда хотим быть героями: которые вот так возьмут и пойдут против течения, сделают то, что другим кажется невозможным. Это юношеский максимализм, который, впрочем, позволяет порой творить чудеса.
Я решил идти напролом и забить на правила.
Мы не платили команде всю осень.
Мы вслепую бились и старались сделать продажи, каждый день надеясь, что вот-вот, завтра получится прорыв. Но прорыва не происходило. В сентябре наш GMV — вновь $4,500.
В октябре стало получаться немного лучше. GMV поднялся до $7,000. Мы сделали новый продукт — тревел-боксы — небольшие подарочные наборы с локальными штучками из Парижа, Барселоны и многих других городов. У этого продукта тоже оказалось много недостатков (например, дороговизна пересылки и ненадежность — посылки из Европы терялись или приходили с колоссальной задержкой из-за коронавирусных ограничений).
В ноябре продажи вновь упали до $5,800 — казалось, света в конце тоннеля нет.
Из команды начали медленно уходить ключевые участники:
- контент-лидер
- маркетинг-лидер
- коммьюнити-лидер
- дизайнер
- operations и customer care
Ощущение декаданса заполнило все вокруг. Стало тяжело двигаться — не только в плане развития компании, а вообще. Ну то есть это когда утром вставать из кровати даже не хочется. Надежды оставалось все меньше, поддержки со стороны — тоже. Весь мир — против тебя.
Команда стартапа — это всегда как семья. У вас друг с другом химия, вы как лучшие друзья, делаете что-то невероятное и выдающееся. Вместе участвуете в потрясающих приключениях, летаете по миру, строите следующий грандиозный проект в тревел, который прогремит на весь мир.
Конечно, когда члены семьи решают покинуть вас, это воспринимается как предательство. Было очень сложно смириться с решением тех ребят, кто не выдержал осень 2020 года. Это ведь не просто коллега с работы ушел. От ухода каждого становилось невыносимее и тяжелее.
Ноябрь 2020 мы встретили командой из 4 человек, которые проявили наибольшую выдержку, лояльность и настойчивость на пути к цели:
- Иванка, моя жена, наш операционный директор с самого начала работы Локали. Иванка продолжила вести одна весь operations, общение с клиентами, поддержку, еще и соцсети, включая создание контента — переняв всю работу от ушедших участников команды.
- Олег Горбатюк — наш ведущий разработчик, который присоединился к проекту в 19 лет в качестве стажера. За 2 года в Локали Олег и эту осень превратился в настоящего CTO и бизнес-партнера, на которого можно положиться целиком и строить вместе любой бизнес.
- Сергей Чебыкин — со-основатель, с которым мы вместе работаем над Локали с первых шагов, наш технический директор, архитектор и advisor.
Когда декаданс превратился в ренессанс
Я не знаю, как долго мы бы протянули без зарплат.
Я вернулся из Голландии в Россию, а для своей квартиры в Гааге нашел временных квартирантов. Они платили аренду, которую я больше не мог себе позволить.
Мы узнали наверняка все предельные лимиты для кредиток, которые были в использовании, а также то, насколько еще в минус, за пределы лимита, мы можем выйти.
Один раз, промозглым утром, я сидел на набережной Москва-реки и понимал, что у меня нет денег, чтобы позавтракать.
Огромное спасибо друзьям и близким, которые время от времени выручали какими-то крохами, которые позволяли сводить концы с концами. Мне с вами очень повезло ❤
Я не сдавался и без конца экспериментировал.
Поворотный момент произошел в декабре. Туризм возвращался, и все больше людей проявляло интерес к путешествиям внутри России. Формат индивидуальных городских прогулок Локали для этого не пользовался спросом, поэтому мы подготовили новый, более расширенный вариант — авторские туры. Те же локали, тот же аутентичный опыт поездки в гости к другу, только программа на несколько дней, включает в себя все составляющие, а путешествие проходит в небольшой группе с другими участниками.
Мы начали с авторского тура в Мурманск на Северное Сияние, который я проводил самостоятельно. Зимой я слетал из Москвы в Мурманск четыре раза, промерз насквозь! Выступал в роли организатора в пилотном продукте, а на месте нас сопровождали и организовали программу локали — местные жители. К концу сезона нашел надежных ребят из местных жителей, которые подходили по концепции нашей платформе, и передал все дела им, переключившись на другое направление — Восточную Пруссию с ее средневековыми замками, немецкими городками и курортами.
Формат для внутрироссийского туризма оказался востребованным, и GMV резко пошел в гору:
- в декабре мы растем в 2 раза — до $11,500 — что уже сопоставимо с тем, что было до пандемии, со всем открытым миром
- в январе продажи подскакивают еще на 60% — до $18 тысяч — а это уже даже больше, чем у нас было в последние месяцы до пандемии
- в феврале мы устанавливаем абсолютный рекорд, продав практически на $40 тысяч, с более чем двухкратным ростом к предыдущему месяцу.
Всего, за 3 месяца, рост GMV — в 6.5 раз. Рост net-выручки — в 6 раз. Начинаем расплачиваться с долгами, снова получаем зарплаты.
Хэппиэнд?
Не совсем.
После победной зимы нам еще достанется внезапное закрытие для россиян Турции, которая весной начинает приносить до 80% оборота, или очередная волна короны со всероссийским страхом получить новый локдаун.
Тем не менее, мы ни разу не упадем ниже докризисного уровня, а весь 2021 год будем прибыльными и продолжим развиваться без привлечения инвестиций.
В июне 2021 мы вновь вернулись в Нидерланды, в июле выпустились из программы equity-free акселератора Google Growth Lab. В батче мы были вместе с FlowWow, FaceApp, Uploadcare и другими. Сейчас наша стратегия — масштабируемый рост на российском рынке, и экспансия на рынок США.
Но интереснее всего станет дальше — осенью 2021 года, и в особенности в 2022 году, когда мы ждем восстановление международного туризма, вокруг которого изначально наш проект и был построен. Мы рассчитываем превратить Локали в звезду постковидных путешествий.
Так стоило продолжать, когда денег оставалось вперед лишь на 2 недели?
Хотя этот вопрос риторический, мне будет интересно узнать ваши мысли, а еще лучше — ваши собственные истории. Попадали ли в такую ситуацию, и какой выход нашли для себя лично?
Вот мои собственные выводы:
- Если ты — фаундер, очень важно вовремя остановиться. Грустно смотреть на ребят, которые тратят годы своей жизни на продукт, а люди им не пользуются. Не хочется стать таким же.
- Для меня главным критерием является вопрос — какой мой прогресс за год? Если я чувствую, что не стою на месте, значит все не зря. Даже в условиях пандемии и локдаунов, количество наших подписчиков выросло с 40 до 80+ тысяч с марта по ноябрь. Если бы прогресса не было — я бы радикально изменил сферу деятельности.
- Цитата из подросткового дневника: «Самая темная ночь — перед рассветом». Я продолжал ее повторять все самые сложные месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Конечно, когда ночь длится год, этого не выдержит никто. Но 3-4 месяца — вполне терпимо.
- Наверное, каждый успешный предприниматель в ранние годы попадал в ситуацию с кассовым разрывом и полным финансовым крахом, когда кажется — это все. Во всяком случае, об этом особенно любят писать в книгах. В этих же книгах дается вывод, что такой опыт многократно прокачивает самого предпринимателя и строит по-настоящему крепкие команды. Что ж, подпишусь здесь под каждым словом.
- Для участников стартап-команд. На ранних стадиях, особенно в период первых проб и неудач, сложно поверить, что ваш проект — тот самый единорог. Даже если это Airbnb. Вот, посмотрите это интереснейшее интервью с основателем Брайаном Чески (на английском) — он рассказывает о первых месяцах и годах Airbnb — представьте, что вы были бы в команде вместе с ним, долго ли бы вы продержались? Каждый хотел бы стоять у истоков Google, Яндекс, Facebook и многих других известных на весь мир компаний. Но в самом начале даже с этими ребятами не было ничего ясно. Быть в founding team стартапа — это верить, уметь эту веру не терять даже в самые сложные времена, и идти напролом — несмотря ни на что. Именно такие команды создают легендарные продукты. Говорят, успех приходит после того, как ты занимаешься своим делом как минимум 1000 дней фултайм. Странно, что многие из решивших попробовать себя в стартап-мире, сдаются раньше. С другой стороны, если учесть, что большинство сдается гораздо ранее тех самых 1000 дней, путь к 1% стартапов, которые станут единорогами, уже не кажется таким невозможным.
За тем, как у нас будут развиваться события, можно следить в моем Телеграм-канале или в Инстаграм. Я там всегда пишу о своих новых публикациях на VC.
Отдельное спасибо ребятам из Нетологии, которые пригласили меня в качестве эксперта на свое занятие, где мы со студентами и разобрали впервые этот кейс. Дискуссия получилась такой интересной, что о ней захотелось написать отдельную статью.
А красиво живете, надо заметить! Прямо насмешка над кризисом. Особенно шедеврально сочетание «нет денег на поесть» и «четыре раза слетал в Мурманск»! Также получил удовольствие от «…вернулись в Москву, где все очень(!!!) дешево». Это овация!
Может трудностей таких затяжных и не было бы, если тратить поменьше?
Ну так я же не бесплатно в Мурманск летал. Это работа такая) А координация, мои затраты — в p&l авторского тура)
Про дешевую Москву — ну тут вы правы. Всегда найдётся место, где ещё дешевле)
Комментарий недоступен
Эээ, если от чего и стоит расстраиваться, то точно не из-за этого. Ты просто довольно дешево для себя решил важную жизненную дилемму.
от зависти пишите то? чел по дело, а вы - по ведру
отличный оргазм
А ебаного голландского принца видели?
это типа юмор такой?
отдельно доставил проход джуна в дамки/СТО за 2 года. Это просто смешно разбрасываться такими аббревиатурами, когда речь идёт про наколеночный стартап размеров в 2 пиццы :)
Комментарий недоступен
Тайтл для маленькой компании ничего не стоит 🤣 но зато работает как мотивирующий фактор.
Самое удивительное, что кроме CTO у них в команде еще и технический директор(Сергей Чебыкин).
Ущемили ваше самолюбие?) Тайтл ничего не значит. Мальчику приятней носить такой тайтл - всегда пожалуйста
Да у 95 процентов стартапов кроме этих тайтлов ничего нет.
Не забудь команде долги вернуть.
Кстати да, не понял про долги, что там с ними?
Спасибо, что напомнил 😉
Вы молодец в плане того, что не опустили руки. Теперь по делу
Команда стартапа — это всегда как семья.Конечно, когда члены семьи решают покинуть вас, это воспринимается как предательство. Было очень сложно смириться с решением тех ребят, кто не выдержал осень 2020 года.
Это какой-то дичайший треш, простите. Команда стартапа - это команда стартапа. Они нанятые сотрудники - не более. Они не дают клятву верности сюзерену, не обещают быть с вами в горе и радости, пока смерть не разлучит вас (с). У вас есть обязательство платить им деньги, у них есть обязательство махать кайлом. Все остальные фантазии на тему семьи, дружбы и магии правда существуют только у вас в голове, простите) Ну, типа, вы несколько месяцев не платите сотрудникам зарплаты (а у них, внезапно, свои семьи, только настоящие), какое еще решение они должны были принять? Весьма логично, что с вами осталась только ваша супруга, чувак, который вложил деньги в проект и чувак, у которого это вообще скорее всего первая работа и у которого в силу юного возраста еще просто нет ощутимых фискальных обязательств.
PS Ну и да, горесть от невозможности позавтракать с видом на Москва-реку и маячащие на горизонте перспективы похода в Пятерочку (о ужас!) прям возрождают в памяти картины заказчиков из студенческих времен, которые рассказывали, как вчера круто гоняли на рыбалку на свежекупленном внедорожнике и как денег заплатить мне вот прям щас нет, в двух последовательных предложениях, не видя в этом вообще никакого подвоха)
Нет доли в бизнесе стартапа = просто нанятые сотрудники, которые работают за зарплату
Готовы они к задержкам и неприятностям - повезло
Не готовы - это нормально.
Каждый бизнесмен которому кажется что человек работающий за зарплату и не хотящий испытывать трудности в её задержке должен поменяться с наемным сотрудником местами -
Например платить ему вперед на месяц-два-три, а работу он будет потом делать, или не будет пока, войдите в положение, потерпите немножко, что вы как жуки то, а?
Мы еще не доросли до стадии, когда сотрудники — просто нанятые сотрудники. В этом и прелесть первых лет стартапа и, в какой-то степени, недостаток. Так что это как слонов с котлетами сравнивать)
То есть свалили все, кроме жены и сооснователя. Ну и ещё один человек, уже забыл.
Тебе просто повезло, мужик, что хоть какие-то послабления начались, когда ты был у пропасти. Твоих заслуг тут нет. Ну и с женой, видимо, тоже. С другой стороны, у вас детей не было тогда, поэтому твори что хочешь.
Жрать ему нечего было, видите ли.
Ой какой злой товарищ 🤪
Ну он же придумал туры по России делать. Это как-то мало было связано с первой деятельностью компании. Вот и его заслуга. Говорит, что долги раздает. Значит в процессе исполнения обязательств. Че бубнить-то?
Статью прочитал с интересом. Впечатления двоякие.
С одной стороны, автор молодец - хорошая ниша, хороший план (до пандемии), все как по учебнику. Если бы не ковид, был бы успешный успех. Также достойно что не стал скрывать помощь от родственников, инвестора и квартиру в Гааге - т.е. не пытается представить себя "нищебродом доедающим последнюю котлету" как некоторые делают.
С другой стороны - ханжеские комментарии ("вид из окна фу" - живя в элитом районе Москвы, Мираторг который лучше Пятерочки (тут я просто выпал в осадок), и конечно же комментарий про долги команде от товарища выше - автор на него не ответил, хотя на другие ответил - почему? Как в итоге сокращение провели - со всеми ли рассчитались? А если нет - какие методы и компромиссы использовали и как это было воспринято командой?
Ну и чисто с точки зрения бизнеса - переориентация на внутренний туризм напрашивалась - отвечая на вопрос автора, это первое что я бы сделал в такой ситуации. Тут же - откладывали до последнего в итоге растеряли команду и стали по сути "семейным подрядом". Но то что сохранили бизнес в итоге, не сдались после таких глобальных форс-мажоров - конечно, уважения достойно независимо от нюансов.
Автор, к сожалению, не располагал временем, чтобы молниеносно и искрометно отвечать на все комментарии, но когда могу — пишу ответы, про команду и долги тоже ответил, читайте выше.
По поводу "Пятерочек" — не поймите неправильно, "Пятерочки" классные, особенно новые! Боже, новые — это вообще уголок Голландии в России. Не проверял информацию, но кто-то рассказывал, что они делали свой новый концепт в сотрудничестве с крупнейшим нидерландским брендом супермаркетов Albert Heijn. Конечно, может это и дезинформация, но новые "Пятерочки" выглядят обалденно, прямо как новые супермаркеты в Голландии.
Впрочем, в той "Пятерочке" на Василисы Кожиной точно все не так. Даю гарантию — вам тоже бы там очень не понравилось, и вы также бы ходили в соседний "Мираторг" к приятным и дружелюбным сотрудникам)
По поводу внутреннего туризма — предположение хорошее, только видите какая особенность — в марте, апреле и мае 2020 года оно было не так очевидным. Весь мир ждал открытия границ к сентябрю, и только самые брюзжащие аналитики пророчили, что продлится пандемия эдак до весны 2021.
Когда мы медленно все начали осознавать, что и весной 2021-го вряд ли все встанет на круги своя, ваше предположение оказалось более подходящим, но вот ведь блин — проблема номер два — наша аудитория не хочет путешествовать по России! Вообще, оказывается, практически никто не хочет путешествовать по России из платежеспособной аудитории. Ладно в Сочи там на пляже позагорать, по горам поездить, или бабушку навестить в Тульскую область. Но зачем в таком этапе Локали?
Я бы даже сказал — нам до сих пор приходится по большей части заниматься проповедничеством внутреннего туризма и убеждать народ ехать с нами. Даже сейчас еще ощутимое количество людей готовы только к бабушке и на море. И даже про (казалось бы) очевидные прелести Калининградской области нам нужно трубить очень долго, прежде чем соберется аудитория.
Уф, жесть, конечно.
Как наступила эпоха короны, мы лишись всех доходов с нашего предприятия, денюжек было буквально на 2 месяца (это было начало лета 2020)... Пришлось собрать манатки и переехать к родителям назад)))))) Но это было полностью трезвое решение, в итоге за лето-осень продемонстрировали рост больше, чем было до короны.
В октябре-ноябре буквально чуть не закрылись, начали уходить в минус по кредиткам))) На производстве провели целую неделю (по факту мы там эту неделю жили)
В ноябре ми остановились на 1 неделю. Полностью все перестало работать.
Мы обдумали, где совершили тупняки, и че делать. Либо валить назад, либо идти дальше в бой. (Обычно в таких ситуациях мы просто идем дальше бой, речи про отступление никогда не заходило. Но в этот раз мы действительно задумались)
Нашли ошибки, взяли еще кредитов, исправили ошибки, запустилися.
Начиная с декабря каждый месяц показываем стабильный рост.
Лично для нас было правильное решение для переезда. Мы получили сейчас тот результат, на который никак не могли выйти до короны.
Вот так кратко и без деталей))
Думаю таких историй за 2020-2021 пруд пруди)
Вот это да, молодцы! А что за предприятие, производство? Интересно стало!
Вся история похожа на "хождение по тонкому льду", неизвестно, где и когда можно провалится. Вам повезло с командой, так еще это и по сути семейный бизнес, что накладывает свои сложности. Что касается проекта, желаю вам успеха. Главное помните, что везет победителям.
Ну, в принципе, любая попытка работать в стартапе или запустить свой собственный проект — это хождение по тонкому льду 😉 Хотя, знаете, можно и дальше пойти — вся жизнь, и даже работа в корпорации на кого-то — это тоже тонкий лед. Особенно в России с нашей увлекательной жизнью.
Я стараюсь не думать об этом, и концентрироваться больше на хорошем. Вместо рисков и страхов — надежды. Ну а вообще, жизнь — это высококлассная симуляция, такая вот интересная игра. С таким подходом вообще ничего не страшно 😂
Спасибо за ваши пожелания и поддержку!
Статья - одна из вариаций классических историй "выжившего" стартапа. Вернее "всё ещё выжившего". Мне не совсем понятно одно - вы прошли "огонь, воду и медные трубы", из-за пандемии спустились ниже некуда, но сумели найти рабочие гипотезы и вновь начать поднимать стартап с колен. Вроде получили кучу опыта, оборот растет, так зачем вам нужно было идти еще в один акселератор? Это же обычно не бесплатно. Я понимаю, когда туда идет человек без знаний и опыта. Но вы же уже прошли многое. Зачем вам опять все эти "менторы, лекции, нетворкинг, воркшопы", весь этот детский сад как для маленьких?
Еще статья слегка перенасыщена модными терминами и англицизмами, которые, к сожалению, у меня вызывают только вспышки острой ненависти при прочтении) Тем не менее, желаю вам удачи в развитии компании. Работайте не ради того, чтобы оставаться в "модной тусовке" стартаперов-хипстеров, не ради раундов инвестиций, а ради прибыли компании и построения сплоченной команды, тем более, что вы уже один раз с этим справились.
Мне как раз понятно, почему автор не рванул в "дешёвые" страны в пандемию. Те, кто там пожил, поймёт тоже: а) не дай Бог там заболеть (а такой риск остаётся и по сей день) б) если там не заплатить зарплату, никакие разговоры про отсрочку тут не помогут, люди пойдут бить стекла и ломать ноги. Плюс ещё риск сесть в местную тюрьму. Да и сказ про дешёвую рабочую силу применим только в сферах ручного труда или работы на конвейере, но никак не IT. Если на каких-нибудь Филиппинах найти человека с хорошим английским и скиллами в этой сфере выйдет минимально баксов в 800, то в чем смысл, когда всё то же самое есть и в России, но лучшего качества. Так что выезд в Россию в данном случае был действительно единственным разумным решением.
Непонятно, почему в качестве показателя фигурируют продажи, а не финансовый результат.
Не очень понятно, почему 4 тысячи в локдаун по отношению к 11,5 до него стали критичными для бизнеса. Для трэвел и сервис индустрий свойственны циклы и сезонность. Или бизнес-модель была просчитана только на рост?
Следом вопрос, почему в докризисный период продаж было 11.5 при вложениях 175. Здесь уже вопрос о целесообразности происходящего в принципе.
Но больше всего меня, как финансиста, удивило это: "Здоровая ситуация — когда в компании на банковском счету средств на 12 месяцев беспрерывной работы". Это бесконечно устаревший подход. Деньги на расчётном счёте, да и на депозите, дешевеют ежедневно с учётом инфляции+всегда риск, что что-то случится с банком. Единственная возможность их сохранить - пускать в оборот. Для этого и существует cashflow. Здоровая ситуация - это когда при чистом профите 10 млн в месяц у Вас ежедневно на р/с в районе 5-8 млн.
Вообще, конечно, видно, что автор - это человек-стартап-романтик: бороться и искать, найти и перепрятать. С восхищением смотрю на таких, но в бизнесе стараюсь держаться подальше))) есть предположение, что при наступлении стабильности он снова уйдёт в новую идею с высокими рисками. Что, наверное, и хорошо: такие люди дают нам новые направления. Удачи.
Чушь. Это тусовка, а не семья. Семья - другое.
Все хорошо, но еще один стартап запустился про локальных экспертов, там сметаной чтоли намазано? :) Вы делали перед запуском аналитику рынка? В локальном туризме довольно немного денег и они сильно раскиданы по агентствам и т.п., хотя попыток создать "локальные впечатления" были уже десятки. Даже Airbnb в итоге не уверен что сильно хорошо продает "впечатления", а туда все идут и идут новые игроки. Да в России нет ни одной компании уровня Skyeng в локальном туризме. Трипстер, Спутник8 — это все небольшие компании, а сколько закрылось уже — не пересчитать. Конкуренцию локальным впечатлениям разве что "планировщики путешествий" могут составить — там тоже с завидной регулярностью появляется новый game changer, а потом пропадает в небытие.
Ну давайте смотреть, как у нас все будет развиваться, станем мы game changer или нет)
Когда мой стартап начал стагнировать. Я решил вернуться в найм что бы помочь деньгами, на которые можно нанять селлзов и увеличить портфель клиентов ( или держать на приемлемом уровне). Да, ни я и партнёр сами продавать не хотели/не умели. Прошло пару лет. В итоге, я в найме. Партнёр в найме. Стартап - в архивах регистраторов юр лиц. Се ля ви)
Сочувствую 😢 Или наоборот можно поздравить) Вообще это безумно сложный вопрос, что лучше — делать свою компанию, или работать в найме. Я до Локали стоял перед этим выбором, и сколько же у меня было бессонных ночей!
Но, думаю, если в предпринимательство тянет, то попробовать точно стоит, т.к. с таким опытом и уровнем стресса работа в найме должна показаться пустяком :) У вас так?
Комментарий недоступен
Прикольная история, как расфуфыренные полугеи-стартапщики были все такие успешные-приуспешные... А потом обосрались на чужбине по-крупному, вспомнили о Родине и её безграничных ресурсах...
Что, это уже не "рашка"?
Молодцы ребята, хочется сказать трудности закаляют, но понимаешь, если в каком-то направлении не хватит компетенций: нужна удача и выдержка. Успехов вам !!!
Большое спасибо за вашу поддержку, Юрий!
Отличный кейс! Спасибо за бесплатный для меня опыт :)
Комментарий недоступен
Рад стараться!
Спасибо за статью.
Рад стараться!
Ник, ты молодец, что не сдаёшься и пробуешь новые форматы.
Руслан, спасибо! Очень рад получить от тебя слова поддержки!
Записался бы к вам на урок на тему как найти бизнес-ангелов и получить инвестиции через твиттер :)) Они там сами так в профиле подписываются?
Андрей, эта тема не достойна урока, будет достаточно одного комментария)
Моя история простая — я неделю вел аккаунт @abroadunderhood в Твиттере про свой переезд и жизнь в Нидерландах. Там много людей читают, комментируют. Рассказал про тогда еще свой проект-хобби заодно. Это заинтересовало нашего инвестора, которого лично я не знал. Он зарегистрировался на сайте, попробовал несколько раз попутешествовать с Локали, раз на пятый забронировал прогулку со мной по Роттердаму и Гааге. В конце прогулки рассказал о том, что заинтересован вложить деньги. Начали подробно обсуждать — и вуаля)
Вообще Твиттер — это, возможно, самая качественная и полезная соцсеть, которая позволяет вам выйти на нужную аудиторию. Достаточно просто отвечать в попад нужному человеку или вот залайкает вас кто-то, и все — Твиттер сразу покажет это действие многим их друзьям.
Пример еще один: рассказал у себя в Твиттере об интересной статье про когортный анализ на сайте Speedinvest, упомянул фонд в посте. Фонд залайкал мой твит, а это увидели ведущие твиттера EUStartups — такой vc.ru уровня Евросоюза. Посмотрели мой твиттер и зафолловили меня, теперь следят вот за мной, страшно)
Понял, что вы получили 176к долларов инвестиций. Вы их потратили на разработку своего продукта, перелёты, проживание, зарплату себе, своей жене, сотрудникам. Сейчас на грани закрытия. А обязательства по возврату 176к какие-то есть?
Ну вообще-то инвестируя в стартап, в случае его успеха вы получаете долю в бизнесе. Деньги распланированы и расходуются на текущую деятельность до следующего раунда инвестиций (а если стартап растет значит и прибыль выводить нет смысла - надо реинвестировать и привлекать дальше) А если вы хотите гарантию возврата вложенных средств - тогда вам следует рассматривать не инвестиции, а вклад в банке. До определенной суммы (тысяч так 15 евро в России) у вкладов даже есть страховка. Но с большей суммой - уже риск, а не в России за размещение средств вам возможно придется даже платить - это никак не назвать инвестициями.
Ого как вас долбануло. Со стороны казалось, что самое дно было летом, а осенью вы уже как-то начали выплывать обратно...
Нет, летом были еще денежки, и мы не так устали плыть против течения. Наверное, самая труба была в ноябре-декабре. Особенно в безнадежном московском декабре, когда мы жили бесплатно на квартире у нашего инвестора вот с таким жизнеутверждающим видом за окном 🤪 Это нас так поддерживали полтора месяца — за что огромное спасибо, поскольку средств на съем какой-либо квартиры тогда не было 🤦🏻♂️
Мы не платили команде всю осень.
Нехороший человек.
Так бывает в стартапах. Поэтому если идешь в стартап — нужно знать, что там может быть. Иначе — лучше в Сбербанке работать, например)
Кстати, а как там с законом в РФ который обязывает обязательную аттестацию для всех кто собирается работать гидом? Это же по сути прямой риск для ваших планов. И как этот же вопрос решается для других стран?(Лицензию требуют много где)
Отличный вопрос знающего человека ✌️
Наш базовый продукт — индивидуальные прогулки с Локали — под эти регулирования вообще не подпадают. У нас встречи с местными жителями, мы в TOS явно прописываем, что это не туризм, и весь сайт наш говорит о том, что это такой social travel, Tinder для исследования новых городов и стран. В обычном формате мы редко сотрудничаем с гидами, поскольку их уровень знаний и их программы конкретно нашей аудитории не нужны. В то время как цены на индивидуальный экскурсии сумасшедшие, и тут уже, наоборот, профгиды не интересны нам.
Вот с авторскими турами поинтереснее. В принципе, это тоже не туризм. Классический туризм — это автобусы, тётеньки с зонтиками, "посмотрите направо - посмотрите налево". Авторский тур — это, по сути, координатор, который составляет программу, собирает людей, все для них бронирует и провозит по маршруту. На месте он уже бронирует локали или проф.гидов (зависит от направления), которые участвуют в организации программы.
Закон написан так, что ничего непонятно) Даже туристические власти России обещают разъяснить, уточнить и сделать закон максимально гибким, поскольку всем абсолютно очевидно — жесткое регулирование рынка приведет к драматическому ухудшению качества услуг, и серьезно повысит порог входа на рынок. Вот как крутому харизматичному парню в принципе решить заниматься туризмом? Ему стоит попробовать один раз, другой, а потом если нравится уже заниматься этим все чаще, пока тот не решит, что нужна получать какую-либо аккредитацию. Если запретить людям пробовать, то многие талантливые люди просто не пойдут туда, оставив профессию часто неинтересным ребятам, которые скучно зачитывают Википедию.
Во-первых, вы большой молодец, что не сдались и поплыли против течения. Кто знает, научились бы Вы так креативно адаптировать ключевую услугу, если бы не эта критическая ситуация. Отвечая на вопрос автора, оказываясь в менее критичной ситуации, взвешиваю для себя динамику продаж/интереса пользователей (аналогично выводу #2 статьи): если динамика положительная, надо добивать до положительного результата, если вменяемой положительной динамики нет, надо все менять кардинально, либо закрываться. ИМХО
Руслан, большое спасибо за поддержку! И, естественно, очень приятно, что мы с вами единомышленники 💪
Спасибо за историю, очень вдохновляюще. Я попал в похожую ситуацию со своим стартапом в локдаун с выпотрошенной кредиткой и «не на что позавтракать». Но сдался и пошел работать в корпорат, чтобы восстановиться. Сейчас уволился и снова вернулся к предпринимательству.
Вот это да! А расскажите, интересно! Что за стартап был? Что делали после этого в найме, и как оно вообще?
Спасибо за историю и за то что вы делаете. Те кто реально что-то делают, поддержат, потому что знают что случится может всякое и тут главное голову и дух не терять.
А раскритиковать любое движение можно вдоль и поперек.
История показательная, успехов, буду за вами следить :)
Спасибо, Борис! Очень-очень приятны ваши теплые слова и поддержка!
Хоть это и деловое издание, но очевидно, что суть предпринимательства понимают далеко не все.
Автор прежде всего молодец в том, что имеет предпринимательский дух, может брать на себя ответственность и не сдаваться.
Конечно, проще всего пойти на работу, получать день в день зарплату, и умничать в комментариях кто кому и что должен. А другое дело попробовать все это пережить на своём опыте.
Много людей при долгах в $1000 с жизнью прощаются, и найти в себе силы двигаться дальше в любом случае заслуживает уважения.
Успехов Вам!
Не важно на сколько времени осталось денег, важно на сколько времени осталось веры и сил.
Впечатлён токсичностью комментов.
Автор — умница. Не верь тем, кто говорит, что тебе повезло. Проверять гипотезы — это не везение, это труд.
Ха-ха, спасибо большое за вашу поддержку, Егор! По поводу комментариев — я испытал ностальгию по теплым ламповым временам ЖЖ. Там как только пост попадал в ТОП, сразу примерно вот такие ребята прибегали) Может VC сумел переманить аудиторию из умершего ЖЖ? 😉
Оказывается, "Быть в founding team стартапа" не всегда так уж хорошо (это я прочитал на vc про Инстаграм).
Идти в стартап в принципе всегда риск. На один удачный стартап сотни в которых людей увольняют одним днем.
А почему не хорошо? В чем обратная сторона медали?
Всегда (всегда) надо брать опционы (акции). Иначе смысла ноль.
Может вопрос и не по теме:
А в чем отличие локали от каучсерфинга?
Все вышеуказанные функции реализованы в этом приложении.
Единственно, что верификация на кауче платная стала - это, конечно, дичь.
Классный вопрос!
— Базовый продукт для КС — диван, халявная ночёвка у кого-то. Для нас — прогулка по городу с локали. То есть нас ищут те, кто хочет гулять и узнавать город или новую страну, под это заточен и весь саплай (локали), и наши клиенты именно с таким запросом идут.
— Все локали проверенные, у нас мощная процедура при регистрации, включающая 45-минутное видеоинтервью и скрининг соцсетей. Customer Care следит за каждым заказом, и в случае проблем отключает локали от системы.
— Снова Customer Care. Он всегда с гостем от самого начала и до самого конца.
— КС заслужил репутацию ненадежного способа путешествий для любителей приключений. Миллион историй про маньяков, извращенцев и прочее, у которых ты остаешься на ночь. В Локали все четко, безопасно и максимально прозрачно.
— Ну и, наконец, тебе всегда отвечают. Тебе не нужно "кастинг" проходить, как на кауче)
Вы пользуетесь?
То что не сдавался и шёл до конца это хорошо.
То что обманул людей это плохо
Нужно было често поговорить что денег нет, больше equity отдать.
Кто кого обманул? Возможно, вы читали другую статью, а прокомментировали мою. Обидно 🤪
Вы сами ответили на свой вопрос.
Классный проект, держитесь там!
восточная пруссия... зиганул так зиганул.
территориальная целостность рф, нюрнбергский трибунал, холокост — за любой пункт его где-нибудь посадят.
и пизда инвестициям.
очень глупый и ненадежный партнер
Спасибо, что поделились своим вдохновляющим опытом. Мы уверены, что Ваша статья обязательно подарит кому-то так необходимую в сложные времена веру в себя. Было бы здорово, если бы больше людей здесь делились не только своими достижениями, но и трудностями.
Хорошая статья, про веру и умение держать удар, а кучка мелких неудачников с коэффициентом оптимизма близким к нулю, как всегда залила комментарии негативом
Есть одно хорошее высказывание на этот счет - если человек не начнёт работать над собой, то дьявол найдёт ему другую работу - выискивать недостатки у других
Отличная статья! Огромное спасибо , что поделись своим опытом, переживаниями, интересно было читать и вдохновляться одновременно!!!!
Расскажите пожалуйста подробнее про поднятие инвестиций через твиттер, как вы это сделали?
Читайте комментарии. Там есть ответ на ваш вопрос.
Комментарий недоступен
Не понимаю — к вам основатели на работу пытаются устроиться после фэйла, или зовут вас спасать их детище? 😏
На грабли наступать - это Ваше призвание или спорт?
Комментарий удален модератором
Работать пойдёшь. Умеешь что-нибудь делать-то? Мда... Есть от чего впасть в отчаяние.
Ваша идея классика стартапов, она очень обычная и увы. Вы не поверите в том стартапе где я работал в портфеле было что-то похожее, и он закрылся.
Поэтому да закрывать(
закрыть и вернуться в найм всегда можно, а вот начать еще раз с нуля уже сложнее. даже морально можно обрасти барьерами за время закрытия и всё, с идей о своем бизнесе можно прощаться
Жесть конечно же, но в начале пандемии было понятно, что тревелу конец, мне кажется концентрироваться на Россию не стоит сразу в США надо идти, так как там денег много и локальные путешествия более развита
Идея супер! В такой ситуации был.
Прорыдался над комментариями.
Автор, по-человечески очень сочувствую злоключениям, но лишний раз убеждаюсь, что нисколько стартапов ни для чего не нужно.
Интересно было прочитать, но не очень понятно почему переезд в дешевые страны не рассматривался с самого начала в качестве антикризисной меры.
Нидерланды в смысле вашего бизнеса дают что-то, чего не дает условная Москва (Тайланд, Китай и т.п.)?
Почему не рассматривался вопрос о переезде в более дешёвую страну порядка третьего мира? Излишняя осторожность и пафосность лишила вас, я считаю, шансов на более громкий успех. А того и глядишь, если бы не ваш страх дискомфорта личного, смогли бы и зарплату платить вовремя
Иногда самая темная часть ночи длится полтора года) а иногда три года. Так что сама по себе история, хорошая. Не так долго мучились. А вообще по сути вы сменили рынок на домашний - вернулись в Россию и занялись русским туризмом: вы понимаете ментальность этой страны, можете построить тут продукт. Вот только какой смысл сидеть в Нидерландах, если бабки приносит Россия? По сути, с учётом рисков ковида, во всех странах надо смотреть на внутренний туризм. Те же турки очень много ездят внутри своей страны, никто не летит в Египет или Европу. У вас даже название наводит на мысль про внутренний локальный туризм. Европа для европейцев, Турция для турок и т.д. Просто потому, что внутренний туризм будет в приоритете ближайшие несколько лет. Да и в любом случае он всегда чаще выбирается, чем зарубежные поездки.
Денег на 2 недели это «конец»? Хм.. а московский микробизнес думал это «деньги есть, все норм»))
Да и зачем на счетах держать больший резерв? Их могут в любой момент заморозить, арестовать, пустить под финмониторинг, зачем такие риски?)
Не хочу, конечно, сильно много скепсиса кидать в статью, но уж сильно она дышит инфантилизмом. Четкий расчет финансов - база, с нее надо начинать. Мои мысли
- Ценность у уникальность стартапа под вопросом. По сути - это клон Airbnb (даже визуал), "чуть" заточенный под конкретную нишу. У Airbnb есть поиск не только по жилью, но и по жилью + культурным программам. Вобщем, Airbnb могут убить всю идею, добавив соответсвующие баннеры и фильтры в поиске. И наверняка Ник об этом знает, ну или себе не хочет признаваться в этом. Однако то, что проект видел обороты выше 50K, говорит о том, что есть перспектива если и не стать единорогом, то зарабатывать на хлеб с маслом (иногда с икрой) на берегу Москва-реки вполне. Что немало, если отбросить инфантильные мечты обниматься с Цукербергом. Сделать продвинутую партнерскую программу, мобильное приложение, пробовать работать с агрегаторами и так далее - на жизнь хватит :)
- Закрывать проект точно не стоит, учитывая первично полученные промежуточные успехи. Никто не мешает (пока денежный вопрос не решится): большую часть работы делать самому, руками. Самому сидеть в суппорте. Самому апдейтить соцсети. С разработчиком договориться на % или найти фрилансера. Оптимизировать инфраструктуру по максимуму, и так далее. Короче говоря, снизить косты "в ноль", пока ситуация не поменяется.
Успехов!
Комментарий недоступен
Не читал статью, сразу скажу: не закрывать. Шанс успеха стартапа на старте меньше 1%. Используйте две недели, чтобы попробовать его повысить