«Слепить MVP и пойти продавать»: что помогло мне запустить работающий продукт
Выпускник MOOVE и разработчик софта для логистического сервиса QUICQ Юлиан Воронецкий рассказал, как научился вести переговоры, понимать клиента и работать в команде.
Я окончил магистратуру в МГТУ им. Баумана, направление «Компьютерные системы и сети». Как и многие люди в IT, представлял свое развитие так: сначала разработка, потом управление командой, далее архитекторские обязанности и, наконец, CTO.
Работать я начал с первого курса магистратуры и сразу понял: далеко не все, что нам давали в вузе, пригодится в будущем. Когда я узнал о программе MOOVE, меня как раз заинтересовала работа с продуктом.
Разобраться, как устроены процессы на уровень выше
Любому разработчику надо понимать, как устроены процессы на уровень выше: откуда берутся требования и как формируются запросы бизнеса. Хотелось попробовать изнутри — вдруг мне понравится, и я пойду в эту степь?
Подал заявку, прошел все три этапа. До этого я участвовал в хакатонах: процесс отбора на программу похож, но в MOOVE смотрят не только на то, как ты разработал продукт, но и на то, как ты его презентуешь и работаешь в команде. Чтобы сделать продукт и работающий бизнес, помимо hard skills, на которые делали упор в вузе, очень важны soft skills.
Не привязываться к идеям, а искать рабочий вариант
На программе я понял очень важную вещь: никому не нужен идеальный продукт. Это особенно заметно, когда ты в IT. Ты хочешь сделать все идеально на множестве фреймворков, но это вообще никому не нужно. На начальном этапе вполне достаточно, чтобы это просто работало и приносило пользу клиенту.
Начать «пилить» что-то несложно: слепить какой-то MVP на коленке и пойти его продавать. В большинстве случаев достаточно сделать что-то очень простое, чтобы проверить гипотезу: работает это или не работает.
Надо пробовать и не привязываться к идеям: в первой версии они чаще всего нежизнеспособны, но со временем развиваются и трансформируются. Выстрелило — отлично, доделываешь, подстраиваешься под клиента. Не выстрелило — отказываешься и идешь стрелять чем-то другим.
Найти стейкхолдеров
Больше всего мне помогли предметы, связанные с soft skills. Из курса по переговорам я извлек урок, который сейчас постоянно использую: всегда надо искать стейкхолдеров — тех, кто принимает решение.
Надо думать, какую позицию выстраивать в переговорах, какие у них будут аргументы и контраргументы. В последнее время это особенно пригождается в работе. Сейчас я руковожу командой, общаюсь с бизнесом, крупным и не очень — приходится часто убеждать и объяснять, что на самом деле нужно клиентам.
По работе мне приходится общаться с Индией, Америкой. И вот тут помогает то, что нас научили учитывать культурные различия.
Поймать волну с командой
В институте на нашей кафедре не было проектного обучения, а командная работа — неотъемлемая часть проектной. Были, конечно, групповые лабораторные работы, но это не совсем то.
На MOOVE мы постоянно работали в командах, причем необязательно в том же составе, который сформировался изначально. Например, тренировались презентовать продукт: совместно продумывали структуру, выступление. Каждый раз за короткое время нужно понять, что это за люди в твоей группе, какие у них сильные и слабые стороны, поймать с ними одну волну.
Сейчас стали актуальными знания с программы про самоорганизацию и работу в удаленной команде. Нас учили, как строить общение, когда вы работаете на удаленке, был даже этикет удаленной работы.
Не пренебрегать нетворкингом
Самое главное, что есть в этой программе, — куча классных людей. Звучит заезженно, но это действительно так, после вуза это глоток свежего воздуха.
На программе есть то, чего очень не хватает в традиционном образовании: менторство. В вузе у тебя максимум есть дипломный руководитель, а тут за каждой командой закреплены трекер и ментор. Они тебя постоянно направляют, сводят с полезными людьми: «Смотри, я знаю одного парня, он этим занимается, давай-ка ты с ним пообщаешься».
Словарь статьи
MVP (minimum viable product) — минимально жизнеспособный продукт, который обладает минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями.
Стейкхолдеры — заинтересованные стороны. Это люди или компании, у которых есть ожидания от проекта и результатов его работы. К ним относятся собственники, акционеры, менеджмент, сотрудники, клиенты.
Больше полезных материалов ищи в телеграм-канале.
На тему софт скилов:
многого не хватает, приходится переучиваться- переучиваться или доучиваться?
сначала разработка, потом управление командой, далее архитекторские обязанности и, наконец, CTO- удалось в итоге понять что это разные навыки и одно из другого не проистекает?
я пойду в эту степь?- всегда думал что степь бывает только "та", точнее "не та"
вполне достаточно, чтобы это просто работало- да, но если Ваш стартап, например - это облачные услуги, без фреймворков и разных заморочек не обойтись и в MVP
понимать, что твой коллега далеко за границей мыслит по-другому- даже коллега, который сидит за соседним столом, мыслит не так как Вы (этот скилл можно было приобрести в детском саду при дележе игрушек). Возможно Вы тут хотели каким то опытом поделиться - извините, показалось банально.
Статью Вы написали длинную, но суть ускользает. Возможно это я туповат. То ли бауманку ругаете, то ли MOOVE хвалите, то ли про необходимость MVP рассказываете. А, понял, сервис QUICQ пиарите)
Здравствуйте, Михаил!
Вы сделали очень хорошие акценты. На самом деле речь не о PR или хейте, а о тезисе про необходимость постоянного обучения.
Бауманка отличный ВУЗ, как и многие другие, но зачастую работодатели и сами выпускники сталкиваются с недостатком soft skills для быстрого роста в карьере. Это показало исследование, которое мы проводили.
- кому как повезет. Когда я там учился в аспирантуре, препод по какому то странному предмету (типа "безопасность чего то там ...") рассказал что паникеров надо убивать сразу - меня эта концепция тогда поразила. Отличный soft skills, такой вряд ли в Вашем акселераторе для ботов услышишь.
а что именно автор пошел продавать? я не понял из статьи :(
Здравствуйте, Илья!
Речь идет не о продажи конкретного товара, а о навыке, который этому способствует. Многие выпускники сталкиваются с недостатком soft skills для быстрого роста в карьере, о чем говорят результаты исследования, которое мы проводили.
И ключевая мысль этой статьи в том, что для карьерного роста недостаточно обладать только техническими навыками.
молодец малой, далеко пойдет
Мы очень ждет этого от наших выпускников)
- плохой! глупый бот! Олег был лучше ...