{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как проджект-менеджеру работать со стартаперами из разных часовых поясов и не сойти с ума

Меня зовут Юлия, я проектный менеджер в Purrweb. Мы разрабатываем приложения для стартапов со всего мира. Компания находится в Омске, а наши основные клиенты — в США, Европе и на Ближнем Востоке, поэтому приходится подстраиваться под их часовые пояса. В этой статье расскажу, как я справляюсь с 4 проектами одновременно и какие инструменты использую.

Дисклеймер: мы работаем с малым бизнесом и стартапами, поэтому мой опыт — не универсален. Эта статья сильнее всего пригодится тем, кто работает в аутсорс-компании, как Purrweb, но в другом городе. Но если вы работаете на корпорации или трудитесь фулл-тайм в другом часовом поясе, не спешите закрывать вкладку — у нас тут много полезных инструментов! А ещё интересно будет тем, кто хочет узнать о буднях проектного-менеджера в IT.

Сейчас я веду 4 проекта с заказчиками из:

  • США — минус 10 часов от Омска;
  • Мексики — минус 13 часов от Омска;
  • Москвы — минус 3 часа от Омска;
  • Саудовской Аравии — минус 3 часа от Омска.

Еще у меня были проекты из Великобритании, Китая и Сингапура. Чтобы вести несколько проектов в разных часовых поясах, надо уметь планировать свой день. Давайте я покажу на примере.

Расписание

Это лишь встречи — остальное в ту-ду листе. Для экономии внимания каждому виду работы нужно дать своё место

Понедельник выдался особенно загруженным. Вот расписание в деталях:

  • 8:15–9:15. Созвон с Мексикой, у нас назрели вопросы.
  • 11:10–11:25. Дейли с командой Мексики.
  • 11:30–12:30. Составление BPMN-диаграммы — это иллюстрация с блок-схемами, которая показывает бизнес-процессы.
  • 12:45–13:00. Дейли с командой США.
  • 13:15–14:00. Созвон с Москвой.
  • 16:00–17:00. Созвон с Саудовской Аравией — демо.
  • 20:00–21:00. Созвон с США — демо.

В перерывах между созвонами я занимаюсь разными организационными задачами: отправляю заказчикам саммари встречи, отвечаю на вопросы команды, готовлюсь к демо, проверяю прогресс по задачам. Я структурирую день так: ставлю созвоны с Омском в начале дня, а с заказчиками — на вечер. В середине дня можно успеть как-то восполнить запас внимания — прогуляться, отдохнуть, разгрузить мозг. Но этот подход работает не всегда, так как клиенты могут не подключиться вовремя, например. Бывают и другие форс-мажоры. О них — дальше.

Страшный сон проджект-менеджера

Вот с чем я иногда сталкиваюсь на работе:

Ранние и поздние созвоны. Мой самый ранний созвон прошел в 5:00 с заказчиками из США: это был единственный подходящий вариант для всех. Нужно было созвониться для промежуточного планирования, чтобы обсудить будущие задачи. Также мы хотели уточнить пару моментов по бизнес-логике, которые тормозили разработку. Без этого созвона наша команда могла не уложиться в срок.

На самом деле, ранние встречи не так страшны, как совсем поздние. Ближе к ночи плохо соображаешь: ты уже просто не слышишь собеседника.

Самый поздний созвон был в 00:30 с клиентами из Саудовской Аравии. Они думали, что вся Россия живет по московскому времени. Но мы работаем из Омска. Тем не менее перенести встречу на другое время было нельзя, так как мы хотели узнать важные детали о проекте.

Неподготовленные заказчики. Иногда клиенты не готовятся к созвонам. Они долго вникают в контекст разговора, и мы тратим много времени впустую. Бывает так, что из часового созвона только 10 минут оказываются полезными.

Путаница с часовыми поясами. Например, с заказчиками из Китая однажды получилась забавная ситуация. Они жили в США, но на каникулы приехали домой и решили работать по американскому времени. Мы каждый раз путались с тем, по какому часовому поясу нужно созвониться. Еще могут быть проблемы из-за перехода на зимнее или летнее время: например, в США нужно переводить часы, в России — пока/уже нет.

Перенесенные и отмененные созвоны. Больше всего мешает работать, когда люди не подключаются к онлайн-встрече вовремя. Однажды произошла такая ситуация: мы договорились пообщаться с клиентами в 23:00. Время уже 23:05, я пишу им. Они отвечают, что надо перенести созвон на 20 минут. Хорошо, пишу через 20 минут — они снова просят отложить встречу. Наконец, в 00:00 созвонились. Такие ситуации не влияют на моё отношение к заказчику, но выбивают из колеи и едят силы.

А иногда вмешиваются еще и культурные особенности. Например, у нас были заказчики-арабы. Как-то раз мы по незнанию поставили звонок на время намаза — ежедневной мусульманской молитвы. Они не только не смогли созвониться, но ещё и сделали нам замечание, что неприлично ставить встречи на такое время. То есть нужно учитывать ещё и такие культурные тонкости.

Перегруженное расписание. Иногда бывает по 5 созвонов в день. Мне с такой нагрузкой сложно, я просто перестаю думать. Спасаюсь небольшими перерывами. То есть я могу немного переключиться: сходить попить воды, пообщаться с коллегами.

Как бы хорошо я ни планировала свое время, делать нужно очень и очень много — такова специфика работы. Но я могу правильно организовывать свою работу, держать себя в руках и готовиться к встречам с клиентами. Как мне это удается, расскажу дальше.

Что помогает не сойти с ума

Справляться со множеством задач мне помогают:

Любовь к иностранцам. Общение на английском — мой источник энергии. Идеально описывает мои чувства сцена из мультфильма «Ну, погоди!»: волк падает на ежа, кричит от боли, но как только видит зайца, забывает о своих проблемах и бежит за ним. Вот так и я: смотрю на иностранца и свечусь от счастья.

Коммуникативные навыки. Раньше я работала учителем английского: once a teacher, always a teacher. Задача преподавателя — разговорить любого человека. Я знаю, как расположить к себе клиента, какие вопросы задать и когда нужно остановиться. Спокойно считываю, когда человек устал или хочет сбежать. Тут важен баланс между навязчивостью и безразличием. Вам с заказчиком должно быть комфортно друг с другом.

Расположить клиента к себе помогает small talk. Спрашиваешь про планы на праздники, про здоровье. Заказчик как-то раз упомянул ребёнка — можно это запомнить и в следующий раз спросить, как у него дела. Бывало даже, что клиенты делились в чатах фотографиями своих питомцев. Всё это помогает «растопить лёд», чтобы общаться эффективнее и быть на одной волне.

Другой способ — просто улыбаться. Доброжелательная дежурная улыбка просто необходима при общении с европейцами и американцами. При этом с русскими можно не улыбаться, потому что у нас не принято. Такая вот культурная особенность 😊

Планирование созвонов. Перед любым созвоном с заказчиком — старт проекта, демо, обсуждение возникших трудностей или вопросов — я отправляю заказчику агенду заранее. Так он точно знает, что именно мы будем обсуждать, и мы не тратим время на восстановление контекста. А ещё заказчик чувствует себя спокойно и уверенно, а значит нам проще общаться.

План созвона я добавляю в приглашение и фиксирую в отдельном документе, если мы идем на регулярную встречу. После встречи я добавляю саммари встречи в тот же документ, который с каждым созвоном пополняется. Так можно с минимальными усилиями фиксировать договоренности. Если вдруг вопросы — открыл документ и тут же ясно, когда и о чём договорились.

Лайфхак. В плане созвона к каждой теме, которую будем обсуждать, я пишу время на обсуждение. Это помогает не «растекаться мыслию по древу» — ни мне, ни заказчикам. Если не успеваем обсудить вопрос, я выношу его в новый звонок.

Универсальный подход к общению. Хотя заказчики по-разному относятся к созвонам — кто-то не любит, кто-то охотно идет на встречу в Zoom — созвоны есть на всех проектах. Например, демо, где я показываю результаты работы нашей команды, происходит только в формате созвона.

Почему нельзя отписать о статусе проекта в мессенджере и отправить ссылку на Фигму или стейдж? Во-первых, важно объяснять заказчику логику принятия решений, так как без объяснения может потеряться ценность проделанной работы. Во-вторых, встречи, где я рассказываю о ходе работы, повышают уровень доверия заказчика к команде, а значит будет меньше микроменеджмента с его стороны. И в-третьих, этот подход экономит мои ресурсы: не нужно изобретать новый формат общения с каждым новым заказчиком.

Лайфхак. Чтобы созвоны были еще удобнее для обеих сторон, их нужно проводить всегда по расписанию. Например, демо каждые две недели в четверг в 17:00. Если созвоны регулярные, заказчик знает, чего ожидать от команды, и доверяет ей больше. Значит, не станет контролировать каждый шаг команды и заниматься микроменеджментом.

Это удобно и для менеджера. Регулярные созвоны входят в привычку. Ты всегда помнишь про них и понимаешь, о чём будете говорить. В результате на каждую последующую встречу тратится всё меньше энергии.

Инструменты

Есть полезные приложения, которые помогают мне экономить энергию и внимание.

To-do листы. Все дела нужно обязательно записывать. Держать в уме много задач не получится. Что не записано — того не существует. Есть множество программ с to-do листами.

Мой список дел

Тут тоже есть нюанс. «Тудушка» хороша, если у неё есть удобное мобильное приложение. В любой момент взял телефон, быстро записал задачку, она тут же засинхронилась с компьютером. Мобильная версия для таких приложений просто незаменима. Она есть, например, у TickTick или Microsoft To Do. Но вообще таких программ очень много, надо смотреть на нужные функции.

Календарь. Для планирования созвонов использую Google Календарь. Заказчики любят, когда мы им отправляем приглашения со ссылкой на онлайн-встречу. Но это удобно и для менеджера: проставленная встреча — серьезный коммитмент для заказчика. В идеале нужно скидывать приглашение, как только предложили встречу в канале связи. Клиент может перенести время сам, и это тут же отразится в моём календаре. В итоге ценность такой договорённости гораздо выше, а значит её сложнее пропустить.

Отправляю заказчику приглашение на созвон

Конвертер часовых поясов. В планировании онлайн-встреч еще помогает WorldTimeBuddy — это сервис, который показывает разницу во времени. Моё «мыслетопливо» распределено на 4 проекта, каждый в своём часовом поясе. В таких условиях каждый раз тратить силы на пересчёт времени расточительно. Сервис покажет, что 05:00 в Джерси — это 15:00 в Омске, и не забудет про летнее время.

Сразу понятно, что три часа дня в Омске — это полдень в Эль-Рияде

Notion. Чтобы собрать всё о проекте в одном месте, я использую Notion. В нём можно рассортировать всю информацию о проекте: ссылки, картинки, таблицы, инструменты, что угодно. Получается своего рода вики для проектов. Ты всегда сразу знаешь, где и что искать, и не тратишь силы на это.

Можно по-своему организовать отображение и вложенность, а потом использовать получившееся в качестве шаблона для других проектов. Что мы и сделали — страницы всех наших проектов устроены одинаково. Можно не тратить время и энергию на поиски инфы, когда уходишь в отпуск и надо передать проект другому менеджеру.

Так выглядит страница проекта в Notion

Платформы для демонстрации макетов и схем. Чтобы объяснять заказчикам как будет работать приложение, я использую Miro, где наши дизайнеры составляют майндмап проекта. Во время звонка я запускаю демонстрацию экрана и иду по схеме. Если возникают вопросы или комментарии, записываю их тут же на схеме. Таким же образом объясняю макеты в Figma.

Программы для созвонов. Для звонков я пользуюсь Zoom, потому что там есть запись экрана. Она нужна, чтобы была возможность вернуться к звонку и переслушать его. В 2 часа ночи легко упустить какие-то желания заказчика, поэтому иногда надо убедиться, что ты ничего не прослушал. А ещё такие записи помогают обучать новых проджект-менеджеров.

Созвон с заказчиками в Zoom

Мессенджеры. Я общаюсь на платформах, которые удобны заказчику. В основном использую Slack, Telegram и WhatsApp.

Главное — установить правила общения. На старте нового проекта мы с заказчиком обговариваем, когда и куда можно звонить и писать. Чтобы все точно понимали правила и не было недовольства, если менеджер не ответил в 2 часа ночи.

При этом надо обговорить и исключения. Если у клиента упал продакшн, пусть звонит на телефон в любое время дня и ночи, а я уже подниму команду. Но это нужно обговорить твёрдо, чтобы не дергали по ерунде. Если всё правильно сделать — это будет работать. По крайней мере у меня ещё никто не злоупотреблял.

В результате даже с плотным графиком, поздними созвонами и другими трудностями проджект-менеджер может оставаться в здравом уме. Главное — развивать навыки планирования и тайм-менеджмента, кайфовать от общения с людьми других культур и помнить про полезные инструменты.

Понравилась статья? Больше советов для менеджеров, дизайнеров и стартаперов в нашем блоге. В статье про дизайн-концепты рассказываем, как увеличили время работы над концептом в 2 раза и получили новых клиентов. В кейсе фудтех приложения Grecha.pro — как защитили дизайн перед требовательным заказчиком. А на кейсе криптокошелька Broex показываем интерфейсные решения, которые упрощают пользователям жизнь.

А у вас есть менеджерские лайфхаки? Поделитесь в комментариях советами и инструментами, которые делают жизнь проще.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Samurai Jack

Дорофеев — тема, плюсую.

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

Ага, про мыслетопливо — это от Дорофеева. Он крутой.

Ответить
Развернуть ветку
Челик из Погреба

Интересно, что вы из учителей пришли в проджект-менеджеры, я тоже думаю «войти в IT»…

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

У вас получится! Мы в вас верим ☺️

Ответить
Развернуть ветку
Арсений К

История про заказчиков арабы и намаз порадовала, а в общем норм, работа как у всех манагеров

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Торопов

Спасибо за статью, положил в закладки

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

Пожалуйста 😉

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Eliseev

отличная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

Ееее, мы рады 😊

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Вахрамов

В своё время думал, как организовать круглосуточную разработку продукта 24/7/но не 365, а с выходными. Это был один длинный продукт, а не 4 разных коротких (как я понял - они у вас не годами длятся-развиваются). Пришёл к выводу, что в моём случае должно быть 3 лидера в разных 8часовых сегментах, и передача статусов решения проблем/задач меж ними - самостоятельная, кроме моментов пересечения рабочего времени у ПМ и Тим лидеров (в т.ч. периодическое разбиение раб. дня у ПМ для затрагивания 2 "передач статусов").
Есть ли стандарты для описания иерархии "круглосуточной" разработки? Ознакомился бы

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

За 8 лет работы у нас пока не было круглосуточной разработки. Даже не знаем, хорошо это или плохо =)

Первая мысль — ещё раз изучить опыт Сазерленда и его Скрам.
А вообще, есть смысл изучить опыт Тойоты. Там ребята тоже трудятся 24/7, и всё вроде хорошо — продукт качественный и люди довольны. На эту тему можно глянуть теорию ограничений Голдратта. Надеемся, что поможет!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Вахрамов

тойота..) местный (японо-европейский) завод и так по их заветам производство организовали, у тойоты всё же не распределенная команда, и их бережливое производство и прочие методы у нас внедрены, даже вот из аэропортов людей привозили к нам, когда их(аэропорты) прикрыли, показать бережливое производство (но это к делу почти не относится, производство - менее сложный уровень, чем разработка). Про остальные методики - спасибо, почитаю

Ответить
Развернуть ветку
Мила Улыбина

отличный материал! очно примерно также выходит + время на дорогу. по дистанционным командам - был опыт когда собраться все не могли - потому что ровным слоем по миру и у кого-нибудь все равно получалась на 4 ноче-утра - и это прям такое нечеловеческое время когда еще не 5 утра, но уже не 3 ночи - мертвая зона, когда любой мозг по-любому спит. а потом полоса форс-мажоров - ледяной дождь во Владе и у нас не было связи с дизом несколько дней, потому что оборвались электропровода у половины города. пожары в Калифорнии - не было инета. потом единственного на тот момент электронщика с ковидом госпитализировали в больницу. надолго. а еще был случай - принимали в команду человека - девушку после декрета с финансовых должностей в прошлом. и она такая минут 5 старта звонка командного второго или третьего звонка бродила по дому с компом, ища место где сесть, засвечивая ареолой из-под выреза халата в камеру, с гипертрофированным выражением лица как она не проснулась и приходит в себя. очень ее рекомендовали и она подтвердила время на адекватные 7 или 8 утра, и было несколько нормальных предварительных звонков и писем с сосбеседованием, договоренностями и погружением в задачи - так что ничего не предвещало..... но, конечно, такая демонстрация пассивного превосходства и что она нам нужна больше, чем мы ей. в общем мы попрощались после этого звонка.

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

Спасибо, что поделились опытом!

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

чет манагер не умеет управлять и делегировать.
Много всего и зашивается, хотя нашел бодрых людей, доверил и пей кофе, да смотри котиков :)
У меня в проекте кстати весь мир, начиная от сиднея и заканчивая нуйорком - полет нормальный.
хочешь поговорить с азиатами - встаешь в 6 утра, хочешь поговорить с америкой, можно вставать в 12-13

Ответить
Развернуть ветку
123mailru

Нашла много полезного, утащу в закладки) Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

👍🏻😉

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

Пилю сервис который вам точно облегчит жизнь )
Релиз пока не состоялся, совсем скоро стартанем...

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

Идея бодрая👍🏻
Как будет релиз, поделитесь ссылочкой?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Скрин с вашего сайта. По правилам типографики, союзы нельзя оставлять в конце строки

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Мохова

В целом ничего сложного. Секрет стар как мир: тайм-менеджмент. Правильное планирование дня, мне кажется, это то, чему следуют многие успешные предприниматели.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда