(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93905182, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93905182, 'hit', window.location.href);

Почему мы делаем сайты без ТЗ, но результат не хз

Про техническое задание слагают шутки, рисуют мемы и снимают рилсы. И всё это весело и забавно, только на деле заказчики и исполнители под термином понимают самые разные вещи и нередко путают с брифом. При этом устоялось убеждение, что без ТЗ даже чёлку подстричь ровно нельзя. А мы без него обходимся, в статье рассказываем как.

Привет! Это веб-студия Молния. Начнём сразу с того, что мы делаем сайты на Тильде. Ага, скажете вы, вот тут и попались. Да, мы не пишем код и не проектируем мобильные приложения. Мы делаем лендинги, многостраничники и интернет-магазины на конструкторе, и разработка идёт намного быстрее, проще и дешевле, чем при создании самописного сайта.

Но мы также продумываем их структуру, копирайтинг, дизайн-концепции, функциональные возможности, рисуем иллюстрации. И нередко перед началом сотрудничества заказчики сами спрашивают про ТЗ и просят составить. Если для компании клиента такая «бумажка» крайне важна, то идём навстречу и всё документируем. Чаще всего это бывают крупные компании с многоступенчатой иерархией. Но в 95% случаев ТЗ просто отнимает время и добавляет лишних бюрократических проволочек, а главное — совсем никак не регламентирует результат. Но давайте обо всём подробнее.

А что вообще такое ТЗ?

На своём опыте мы столкнулись с тем, что заказчики «техническое задание» трактуют по-разному. В основном делятся на три лагеря.

Кто-то воспринимает ТЗ в классическом истинном понимании, как документ с требованиями к проекту. Вторые выдают за ТЗ всё, что захотят: наброски страниц, фрагменты будущего текста сайта, презентации PowerPoint с позиционированием бренда, гайдбуки по фирменному стилю и т. д. В общем, любые наработки команды до того, как нашли исполнителя. Но есть ещё и третья категория, адепты которой считают, что бриф — это и есть ТЗ. В целом логику можно понять, так как ходит поверье, что ТЗ должен составлять заказчик, и заполнение брифа чем-то в этом плане схоже.

На деле техническое задание — это большой документ, в котором прописываются цель, формат и структура сайта, требования к адаптивной вёрстке в пикселях, цветовая палитра и т. д. Данные в документе сформулированы очень точно и информативно, как в инструкции. Например, карта сайта, макет каждой страницы, полный список элементов в подвале, CMS, цвет фона.

Документ фиксирует все малейшие детали будущего сайта и служит защитой как заказчиков, так и исполнителей. Первые знают, что получат в итоге, вторые — что, нужно делать. Также ТЗ даёт план действий, помогает рассчитать финальную стоимость, защищает от бесконечных правок. Но всё это работает при создании сложных технических проектов: программные обеспечения, приложения, сайты на коде и др. При разработке на конструкторе ТЗ зачастую только увеличивает сроки проекта и мешает быть мобильными.

Почему мы не работаем с ТЗ?

Чаще всего заказчик, когда приходит к нам за сайтом, не знает, что именно хочет получить. У него есть только задача, которую нужно решить. Например, длительное время падают продажи. Вместе с маркетологом клиент проанализировал воронку продаж и стратегию продвижения. В итоге понял, что сайт устарел и не конверсит. Как первый шаг к повышению лидогенерации, решил делать новый и обращается в студию.

Заказчику важно увидеть экспертность исполнителя, получить идеи по реализации, и в этом случае ТЗ — лишнее звено.

Во-первых, нужно найти решения и обсудить их с клиентом, прежде чем документировать. Совершенно нет смысла объяснять что-то на пальцах или макетах, если можно на конструкторе за это же время в деле показать наши предложения и получить обратную связь. А если заказчик принимает идею, то она уже реализована, и можно переходить к следующему этапу.

Сайты на конструкторе в первую очередь выбирают, потому что это быстро, а для некоторых компаний каждый день разработки на счету. Чтобы ТЗ было понятно исполнителю, его нужно составлять вместе с заказчиком и обсуждать каждый пункт. Скорее всего потребуется выйти на дополнительный созвон, а после дать время на проверку и «подумать». Этот процесс также отложит саму разработку минимум на пару дней.

Во-вторых, в ходе создания продающего сайта нередко происходят изменения в самом бизнесе. Например, клиент продолжает думать над повышением продаж и решает ввести новую услугу. И такое бывает нередко. Из-за этих изменений в структуре сайта появляется новая страница. Как гибкая студия, мы возьмём новые вводные данные и решим дополнительную задачу. И ТЗ здесь совершенно не к месту.

Кроме того, некоторые детали практически невозможно зафиксировать на бумаге. Ситуация: для визуала сайта дополнительно нужно нарисовать иллюстрации. Мы также берём на себя эту задачу. С заказчиком обсудили референсы, выбрали формат 2D, нащупали стилевое направление. Пора фиксировать договорённости в ТЗ, только не понятно, как это прописывать. Ок, можно указать формат и количество изображений, прикрепить список референсов, но полностью описать будущую картинку довольно сложно. Не считать же количество пикселей и не расписывать код заливки?

Что заменяет нам ТЗ?

Ответ размещаем сразу в первом предложении — понять и закрепить задачу помогает подготовительный этап здорового человека.

Вначале наши сейлз-менеджеры собирают вводные данные по задаче: формат сайта, основная цель, общая информация о продукте. Если нужна консультация копирайтера или дизайнера, то организуют совместные созвоны, чтобы помочь определиться с объёмом работ. Например, создание с нуля или доработка старого сайта с обновлением дизайна и рерайтом текста.

Далее заказчик заполняет бриф. Это документ, который позволяет познакомится копирайтеру, дизайнеру и проджекту с вводными данными. Бриф собирает информацию о ценностях предложения, преимуществах, прямых конкурентах, ЦА и т. д. Копирайтер проекта изучает ответы заказчика, анализирует старый сайт и сайты конкурентов, погружается в нишу бизнеса, читает отзывы бренда, собирает боли и желания разных сегментов ЦА. Дизайнер продумывает направление будущей концепции и подбирает референсы для обсуждения с заказчиком. Всё это одна большая подготовка к брифинг-созвону, где будет подробное обсуждение задачи и всех деталей.

На брифинг-созвоне копирайтер задаёт уточняющие вопросы, которые помогают глубже понять, как работать со структурой, текстом и Tone of Voice. Происходит обсуждение будущего прототипа: если это многостраничник, то количество и наполнение страниц; если лендинг, то необходимые блоки и содержание. Дизайнер показывает референсы и мудборды, предлагает возможные направления будущей концепции. В живом общении намного проще понять и определить задачу, а также можно сразу обсудить возможные решение. Проджект дословно фиксирует обсуждение для того, чтобы опираться на стенограмму в работе.

Прописать все договорённости, пожелания, нюансы по предпочтению строгим юридическим языком точно не получится. Некоторые понятия, связанные с дизайном, больше определяются на уровне чувств. Например, «сделайте несложный логотип» и «сделайте минималистичный логотип» в рамках документа по сути означают одно и тоже, но в устном обсуждении между ними огромная разница, потому что есть контекст и конкретные визуальные примеры. Бриф и фиксация брифинг-созвона в нашем случае дадут намного больше конкретики в том, какой текст и дизайн будут на сайте.

Почему наш подход взаимовыгоден обеим сторонам?

У нас в студии система выстроена так, что отсутствие ТЗ никак не вредит проекту. В первую очередь, потому что мы делим работу на этапы: прототип, копирайтинг, концепция, дизайн оставшихся блоков, разработка адаптивной версии, пусконал. Клиент платит за предстоящий этап и получает результат. Если его устраивает итог, то мы переходим к следующему. Если нет, то можно воспользоваться двумя итерациями правок. На каждом этапе есть возможность обсудить, дать обратную связь, покрутить другую идею. Заказчик максимально включён в процесс и не платит за весь проект сразу, поэтому пропадает потребность в составлении ТЗ.

В то же время система защищает и наши интересы. Мы приступаем к работе только после 100% оплаты за этап, а значит нет риска, что сайт полностью сделан, но работу не оплатят. Плюс мы не переходим на следующий этап, пока не будет согласован

предыдущий, что сокращает кардинальные правки из разряда «Нам нужен совсем другой сайт». Если проект встанет на паузу по причине клиента или в ходе разработке у бизнеса пропадёт потребность в сайте, то на текущем этапе замораживается или расторгается сотрудничество. И никто не в обиде.

При этом и заказчик, и команда исполнителей заинтересованы в том, чтобы на берегу чётко определить задачу, чтобы не растягивать сроки проекта. Это значит, что заказчик замотивирован оперативно предоставлять обратную связь, а исполнитель — внимательно соблюдать договорённости в тексте и дизайне, чтобы на выходе получить крутой проект в портфолио.

Конечно, мы фиксируем общие правила, порядок оплаты, количество итераций правок, гарантии в договоре. А перед началом каждого этапа работы мы подготавливаем для заказчика дополнительное соглашение на конкретную услугу. Прописываем в нём стоимость, сроки и оставляем мини- ТЗ. Например, прописываем, что дизайн-концепция будет разрабатываться на первых трёх блоках лендинга, и указываем их список. Или перечисляем список интеграций для интернет-магазина. Этого более чем достаточно для закрытия юридических вопросов.

Заключение

Понятие «ТЗ на разработку сайта» идёт из далёких глубинных времен, когда лендинги и многостраничники делались только на коде. Сейчас появилось больше простых и быстрых решений, как например конструкторы сайтов, которые упрощают процесс создания.

К тому же цифровой результат работы с каждом годом описать юридическим языком становится всё сложнее, и свою прямую обязанность — удостовериться, что заказчик и команда понимают друг друга — ТЗ не всегда выполняет. Хорошо заполненный бриф и фиксация брифинг-созвона намного больше скажут о задаче исполнителю, чем до миллиметра выверенное ТЗ по всем правилам.

Больше кейсов и полезной информации по веб-дизайну и маркетингу у нас в Telegram-канале @flash_family

0
121 комментарий
Написать комментарий...
Иван Петров

Кратко: они не делают ТЗ, но делают ТЗ

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.
Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Тех. задание главный бич веб-студий. Более того клиенту 10 раз может разонравиться изначальный план и он захочет изменений.

Спасибо за материал

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Sh

Поддерживаю

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

спасибо, действительно, частая история, когда мнение меняется или задача целиком(

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

У вас тоже есть ТЗ, но в других формах.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Можно и так сказать. Просто есть уже устоявшиеся понятия и термины ТЗ, а у нас немного альтернативный подход)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Артем Акулов

Для весовой категории из которой ваши заказчики действительно может быть не нужно тз. Но, что то мне подсказывает что и у вас есть тз под тильду, просто оно обозвано по другому.

Попробуйте без тз сделать нагруженный магазин с несколькими интеграциями по api, требованиям по seo, юзабилити и кучей всего прочего. Это невозможно - получится хуже, чем хз.

Ответить
Развернуть ветку
ASh Chile

Ну давайте так - они просто помогалы с ноукодом, это ничего общего с разработкой не имеет, это практически ничего общего даже с веб-студией не имеет. Кстати спрос на их услуги есть - на рынке куча народу, которые сами не хотят запариваться с разработкой лендосов и простеньких сайтов, но почему-то считают, что им эти вещи крайне сильно необходимы (что не так, но это ладно - главное верить). Ну и конечно закрывать этот спрос кому-то надо - вот и армия ноукодов в деле.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Сергей Ананьев

То о чём вы говорите как будто больше похоже на разработку кодом. Если говорить об обычном интернет-магазине на Тильде, то у нас будет брифинг-созвон, а потом сделаем прототип, на этом этапе определимся со всеми деталями.

Ответить
Развернуть ветку
NIKITA ZHEMANOV

Когда я занимался web-разработкой, ко мне приходили клиенты, и говорили: "Нам нужен сайт". А я им говорил: "Вам не нужен сайт, вам нужны продажи".🧐 Так и стал маркетологом... 😎

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Сайт — один из инструмент для продаж)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Мороз

Подход истинного инженера - решать проблему, а не задачу. Низкий поклон)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Мороз

В разработке ПО, кстати, техзадание тоже далеко не первый этап. Те, кто сначала (сразу) пишут ТЗ, у них потом получается хз)))

Ответить
Развернуть ветку
Константин

Вывод:
Время верстальщиков на Tilda стоит дёшево.
Время веб-разработчиков для хорошего проекта стоит дорого.

Запросы своей аудитории компания закрывает, значит всё окей😉

P.S. Не веб-разработчик

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Нет. Зависит от умения продать и рынка (например, страны).

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
ASh Chile

Ноукод был настолько просто, что заказчик через 10 часов совещаний о расположении элемента на странице каталога принял решение уйти в маркетплейс.

Ответить
Развернуть ветку
Перечитатель

Как же бесят эти недоучки-подрядчики. Если бы заказчик подробно знал чего хочет, он бы сам все и сделал. Подрядчика, как раз и нанимают за экспертизу. А копать яму, это таджиков привлекают.

Ответить
Развернуть ветку
mr. Tyrazz
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vika Sour

Поддерживаю!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Спасибо! Рады быть полезными)

Ответить
Развернуть ветку
ASh Chile

Выглядит будто банда контентеров переименовалась в разработчиков. Но тоже путь! Кстати спрос там шикарен! Да я и сам считаю, что в мелких проектах плясать надо от контента и маркетинга, а не от технологий.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Бруквин

Вот, кстати, интересная тема.
С точки зрения владельца бизнеса задам вопрос.
Мне нужен сайт.
Сайт котрый будет продавать.
Больше о сайтах я ничего не знаю.
На тильде они, на вордпрессе или ещё чем, мне честно пофиг.
И когда я прихожу с запросом, я не хочу решать дизайн и прочее и прочее. Я собственно за этим и прихожу. Но почти все кто делал так или иначе мне сайты под разные проекты зачем то регулярно спрашивали моё мнение.
Вы профи, вы делайте.
И отвечайте за результат.
А уж с тз или без это нюанс типа цвета шнурков для меня.
Когда я машину в сервис сдаю я не хочу знать что там делают, я хочу сдать и забрать. Максимум услышать рекомендации.
С сайтами же постоянно какие то приколы. Как и с сайтостроителями.
Простите, личная боль.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мороз

Отличный пример с авто! 👍
Но есть нюанс.
Обычный сервис сделает машину, которая будет решать основную задачу: преобразовывать топливо в движение. А куда вы на ней потом въедете, сервис за это не отвечает ведь.
Или если вы пришли к тренеру по экстремальному вождению, то он может быть сможет научить вас аквапланированию.
Следующий шаг может быть покупка раллийной машины и участие в гонках. Сможет ли автосервис или тренер отдельно привести вас к победе?))
Поэтому все начинается с постановки целей. Победить в заезде или просто съездить за хлебушком, а может чтобы машина могла возить песок на дачу…
И эти нюансы только заказчик знает.
Да, общепонятные вещи можно в двух словах объяснить. А если заказчик сам не знает, что хочет, тут может быть два варианта: часть исполнителей, которые требуют брифы, просто не будут связываться, но и найдутся те, кто будет доить такого заказчика, пока деньги не закончатся или он не поймет, что же ему нужно.
У владельцев прибыльных бизнесов всегда есть понимание, что им нужно)
А если прийти к неизвестному автослесарю и попросить сделать красиво, то всегда есть риск получить на выходе аратюнинг вместо брабуса.

Наверное, нет однозначного решения, истина где-то посередине.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мороз

Если вы не просите потом доделать-переделать, кнопку подвинуть, форму перекрасить за фикспрайс, то вы - идеальный заказчик.
Так что первый необходимый шаг - это договориться на берегу. Либо вы оплачиваете доработки, либо заранее определяете рамки, что вы хотите. Промежуточный вариант тоже есть, но это в нашла по знакомству. Проще жену идеальную найти, чем идеального подрядчика/заказчика)))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Степанов

сайт никому не должен. На это Есть продаваны и художники. А кодеру пофиг #ffffff или #000000. Но владельцы бизнеса хотят получить итгения -жнец кузнец и на дуде игрец, но не за 1000000000, а за сраные аж 100к. Причем этому бизнесмену абсолютно насрать,что на сайте написано, пусть хоть как на заборе -только продажи давай. Я представляю Стив Джобс говорит запмхайте это говно в ржавую консерву и пусть Нагиев с телека скажет, что это шоколад, а если акции в три раза не взлетят, я этому агентству глаз на жопу натяну

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Сергей Ананьев

В случае, когда заказчику абсолютно не хочется участвовать в процессе, у нас, например, есть формат экспресс-дизайна, мы собираем вводные и идём пилить лендинг, а через 7 дней показываем крутой результат.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Чайка О.
Мне нужен сайт. Сайт который будет продавать. Больше о сайтах я ничего не знаю.

Сайт — это всего лишь страница (или набор страниц) в Интернете, созданная с помощью некоторых технологий. Уже созданы миллионы и миллионы сайтов (в 2021 году было более 1,8 млрд) и каждый день появляются новые. То есть в любой нише у вас уже есть конкуренты, которые начали раньше. Поэтому чтобы сайт стал полноценным инструментом продаж, мало кому-то кинуть: "Эй, бро, я деревянные дома хочу продавать, ты там посмотри в интернете чё к чему и сделай по красоте. И чтоб были заказы - 8 в месяц."
Почему такой подход не работает, писать не хочется — написано и сказано 100500 раз. Но чтобы не терять клиентов, веб-студии берутся за такие проекты. Ну, ок )

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Сергей Ананьев

Аналогично вам (тому что вы не погружены в тему сайтов и веб-дизайна), студия, которая делает ваш сайт, мало знает про ваш бизнес, поэтому важно погрузиться в проект, понять, что по стилю текстов, по визуальному языку вам ближе. Иначе может получиться, что сайт трендовый, интересный, выделяется в нише, конвертит, но он настолько далёк от вашего представления, что вы вообще не ассоциируете его с собой и своим бизнесом. Поэтому всегда важно на берегу друг друга понять.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис

Узнают ваше мнение, потому что могут сделать большой объем работы, а в итоге сайт вам не понравится и, кстати продажи тоже от много зависят.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

У вас нет заказчиков с нормальным ТЗ, поэтому вы его пишите сами. И на тильде у вас их и не будет.

Это не ваша фича, это костыль, чтобы выжить.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мороз

Я начал носить обувь в ремонт (раньше тупо покупал новую) - так вот хожу к мастеру, у которого даже квитанций нет. И он всех клиентов просто запоминает)) Ну просит денег мало и деваться некуда, поэтому клиенты у него есть. Не буду уже рассказывать в каких условиях он работает...
Так что да, есть сегмент и если заработок там устраивает, то ок.
Другая сторона мироздания: вон, если идти на тендеры, то там надо ещё денег занести (то есть адм. ресурс) и кучу документации только за участие.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Никитин
Создаём и продвигаем сайты на Тильде.

Ясно-понятно, дальше можно было и не продолжать.

Ответить
Развернуть ветку
ASh Chile

Вы зря так. Тильда для многих заказчиков - та еще магия. Так что, как человек прошедший с 2000 года (еще со школы) от джуна до CTO и CBDO скажу так - контентеры, SMMщики и ноукодеры берут на себя весь самый ужасный мусор из Заказчиков. Им памятники ставить надо "за терпение". Иначе все это бы рухнуло на исполнение нормальным кодерам и свело бы их с ума! )))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Не хз)

Ответить
Развернуть ветку
GG

А что ещё за т3? В первый раз слышу.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений

Если надумаете рисовать прототипы, то вот тут можно: https://wmtools.ru/

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Мы на Тильде прототипы пилим, удобнее и нагляднее сразу функционал показывать. Плюс, когда делаешь прототип многостраничника, то можно сразу переходить на страницы и понимать, как всё с точки зрения пользователя работает. По сути клиент получает готовый сайт, но без дизайна, с которым можно взаимодействовать)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dima

У вас на главной странице одна ложь, как говорится, не наебешь - не продашь.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Андрей Шмиг

У вас поехало что-то …

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Ананьев

действительно, есть недоработки на сайте. напишите нам: https://flashfamily.ru

мы сделаем анализ, подскажем, как можно его доработать.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Симченко

Когда клиент при приемке работы начинает просить исправить, говорить, что вы сделали не то, что он ожидал, или ваш менеджер неправильно сформировал ожидания — вы что делаете?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мороз

Как у айтишников, которые делятся на две части - тех, кто ещё не делает бэкапы и тех, кто _уже_ делает)
Так же и у велосипедистов - шлем обычно не нужен, кроме того самого случая, после которого поздно уже
Наверное, договора, ТЗ, согласования и эта вся скука — это то же самое.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Лесман

В случае с Молнией все просто, блоки страницы сразу в тильде, это ваш прототип и логика с текстами. Клиент видит и щупает сразу живой сайт, что согласовал - то и принимай, все остальное сверхстоимость

Ответить
Развернуть ветку
Short Morning

Лендинги за 200к это пиздец, как дорого. При этом сайт грузится вечность. А фирменный стиль, можно за 30к заказать, будет не хуже

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Можно и бесплатно, и вообще самому сделать)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Симченко

Дорого - оценочное суждение. Вы когда работаете с энтерпрайзом за лендинг могут заплатить и 800к. На выходе будет так-же 1 страница или несколько, в зависимости от задачи. Суть в том, что согласований еб**шее количество. И фактически 50-70% затрат это согласования дизайна, верстки, описанной документации.

Если с точки зрения мелкого предпринимателя, который продает айфоны — да. Ему за 200 к лендос не нужен)

Ответить
Развернуть ветку
Уша Миткин

Да ладно, простой лендинг на Битриксе легко настраивается за неделю, весит всего полторы сотни Мб и его страницы грузятся меньше чем за десять секунд, при этом весит каждая из них всего каких-то там 5-10 Мб. За такие потрясающие параметры не жалко и больше заплатить.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Каруев

Конструкторами не пользуюсь. Люблю писать на коде или фреймворке. Вместо ТЗ прошу у заказчика бриф. Иногда что редко бывает, просто достаточно устного интервью, чтобы понять что хочет клиент либо подобие того что он хочет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мороз

А договор?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Богдан В.

ТЗ как ни обзови - суть не поменяется.

Ответить
Развернуть ветку
Перечитатель

Бородатая шутка деревенского IT_ика

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шабалин

Так вы пишите ТЗ, просто мини, зачем в ТЗ описывать цвет кнопки или количество пикселей картинки? Это уже не ТЗ, а технические характеристики элементов =)) ТЗ у вас все равно есть, просто оно маленькое, так как вы не можете выйти за рамки возможностей конструктора, например, при сдаче узнать, что нужно остатки подгружать из 1С, максимум вы можете спросить это вначале, но это и есть ТЗ и узная, что нужно, вы просто откажетесь я так понимаю, потому что иначе надо описать как будет работать эта интеграция, а это и есть ТЗ.

В общем, в вашей нише просто классическое ТЗ вредно, так как писать в него нечего, максимум можно закрепить какой то дизайн концепт и прототип. А в нормальном интернет магазине без ТЗ потом год доделок будет, потому что "ну вы же специалисты и я думал вы сразу все учтете"

Но мне сейчас больше понравилось работать с почасовой ставкой, клиент говорит что хочет, я пилю фичи на задачи, оцениваю их, а он либо соглашается либо нет, надо что то доделать, ставит задачу, я оцениваю, он согласовывает и я пилю. И с некоторыми заказчиками так работаю уже годами. Идеальный вариант для всех, win-win

Ответить
Развернуть ветку
Денис Ковальчук / lidzavod.ru

В обще нормальная практика. Мы также прописываем общие положения, не более столько блоков (закладывая чуть больше), общие условия показа на мобильных пк и планшетах, а дальше уже прототипы делаем дизайн и интеграцию или в тильду или верстаем и на что то типа Битрикса ставим.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Карпова - UN English

Вот именно. Заказчики часто сами не знают что хотят. Или как это объяснить. Для меня ТЗ это второй вариант который вы представили. Я так писала большой документ (но в своей манере) о том как я вижу видео (для motion дизайнера) и общими усилиями последовательно мы сделали хороший контент. Но! Многое он додумывал сам потому что мои слова были «хочу чтобы вот тут что-то крутилось, было мощно, музыка такая ну биты и какие то процессы» - кидали друг другу референсы и в итоге к чему то приходили. В общем я к тому, что я бы не смогла прописать все это тз сама, иногда сложно сказать что ты хочешь и как ты хочешь. У специалиста насмотренность больше.

А еще у меня как то была ситуация, что я четко объяснила татуировщику какую хочу картинку (даже принесла ее, это была звуковая волна), он сделал в точности как я сказала но мне ужасно не понравилось😂
Просто потому, что я как заказчик хуже знала как это будет выглядеть на теле.

Ответить
Развернуть ветку
Маджид Гаджиев

Я как заказчик всегда знаю, чего я хочу.

Карп, 12, на 85 странице, больше слеша, авокадо не больше чем минимум на половину страницы, большие картинки и звуковое сопровождение!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шабалин

Когда заказчики не знают чего хотят, надо подключать аналитика, который будет прорабатывать с заказчиком ТЗ. Но это надо только в том случае, если проект имеет какой то функционал, будь то b2b платформа, интернет магазин или что то подобное. А те же лендинги, ниша тильды это больше маркетинговый инструмент и там работа аналитика лишняя

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Я же правильно понимаю заказчики это клиенты с чеком 10-20 тр?!

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog

Они Тильду продают за сотку)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Чайка О.

Это как продашь.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Kriakvina

Давно с таким подходом работаем с контрагентами))
Но возникает вопрос доверия экспертизе подрядчика.
В любом случае, подход хороший))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Согласны)

Ответить
Развернуть ветку
Red Mi

Отличная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Космический крейсер И.Сталин

Пока кто-то пишет дотошное ТЗ, мы за это время запускаем несколько проектов и выходим в прибыль. Время - самый ценный ресурс.

Клиент приходит за экспертизой, и платит за опыт и от него требуется только доверие и куча денег.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

Очень многое зависит от заказчика, хорошо когда он точно знает, что хочет, но бывают случаи, когда в процессе работы требования раздуваются до неограниченных размеров.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Волошин

Да, бывает так. Приходишь к фотографу - "Сделай мне серию охеренных фоток вот с этими чипсами". А он в ответ "ТЗ напишите". Блин, это просто фотки, они для каталога и сайта. Мы ведь можем это просто обсудить и посмотреть примеры. Затем сделать одну, обсудить и двинуться дальше. Так быстрее. При любом ТЗ все двигаются поэтапно. Короче, да, бывают случаи когда ТЗ это боль и фигня. Но бывает и иначе...

Ответить
Развернуть ветку
118 комментариев
Раскрывать всегда