Стоит ли платить больше 3 млн рублей за презентацию? Да, черт возьми, почему нет?
Всем привет, это Максим из студии визуальных коммуникаций Presium. Сегодня я хочу поделиться переводом нашумевшей статьи на TechСrunch и рассказать от себя, из чего складывается стоимость хорошей презентации и почему она может стоить много тысяч долларов (ну или миллионов рублей).
Время от времени комментарии или заявления венчурных инвесторов в Twitter кажутся настолько нелепыми, настолько возмутительными, что они, безусловно, ложные. Например, недавно инвестор Джейсон Шуман (Primary Ventures) прокомментировал цены на подготовку презентации в Силиконовой Долине.
Вы можете практически услышать этот жалобный крик «Мой мозг просто взорван». И действительно, в мире, где все больше и больше основателей беспокоятся о венчурном пузыре, а активы становятся дороже, чем когда-либо прежде, и все сегодня выглядит немного сумасшедшим, совершенно отчаянно думать, что файл PowerPoint и некоторые «мысли» стоят десятки тысяч долларов. Но они реально стоят. Или, по крайней мере, они могут столько стоить.
И я говорю это как человек, который написал на прошлой неделе статью под названием «Как стартапу избежать консультанта-паразита». Конечно, не каждый консультант по презентациям стоит своих денег, равно как и не каждый круассан в West Village в Нью-Йорке стоит $10. Но некоторые из них стоят каждую копейку, которую они требуют за свою работу.
Лучшие консультанты - это не предметы роскоши, которые можно повесить на стенах в WeWork, а критически важные инструменты для привлечения инвестиций в ваш стартап. Умение правильно сформулировать ключевой тезис, описать продукт и команду, проанализировать будущий рынок проекта - это качественный навык, который невозможно выучить, прочитав модную книгу или скопировав пару презентаций друга-основателя. Если напишете бред на слайде или, черт возьми, даже в одном буллит-поинте, то встреча с инвестором закончится провалом в течение тридцати секунд или даже меньше.
Средний консультант по презентациям вряд ли сможет сильно помочь при сборе средств, в то время как суперзвезда может не просто выбить выгодные условия сделки, а даже существенно изменить всю траекторию развития вашего стартапа или продукта. Только вам выбирать, на кого сделать ставку.
И, конечно, это могут быть не только консультанты по презентациям.
- Правильные консультанты по PR смогут продвинуть вас, как никто другой
- Правильные консультанты по продажам помогут удержать тех ключевых ранних клиентов, с которыми вы достигните раунда А
- Правильные специалисты по маркетингу или эксперты по ценообразованию увеличат конверсию и устранят отток пользователей
Для основателей в Долине сегодня очень сложно сделать правильный выбор. Есть большой риск нарваться на мошенников или идиотов-клоунов, замаскированных под “серьезных специалистов”. Но поскольку рынок этих услуг огромен, некоторые суперзвезды, которые постоянно появляются в Долине, могут предложить вам больше пользы за две недели, чем посредственные специалисты за год. Ваша работа как основателя заключается в том, чтобы постоянно исследовать и находить эти алмазы, заставляя их работать над вашей идеей любой ценой - даже если затраты на первый взгляд покажутся безумными.
Сегодняшние IT стартапы основаны на целых пластах этих суперзвезд. Суперзвезды-основатели нанимают продуктологов-суперзвезд, привлекают капитал от суперзвездных венчурных фондов и, в конечном итоге, продают компанию по суперзвездной цене. Влияние “суперзвезд” реально, а вот идиотизм редко приводит к успеху. Как и во всех аспектах инноваций, речь идет о правильных инвестициях в правильных людей и правильные идеи. $50 000 или даже $500 000 за консультанта ничего не сделают, если это не тот человек, работающий над неправильной идеей - паразиты в конце концов всегда остаются паразитами. Используйте свой начальный капитал на правильных людей, работающих над правильными вопросами, и тогда произойдет “волшебство”.
Я могу понять некоторые возмущения по поводу этих цифр, а также основной тон комментариев, что венчурные капиталисты больше заботятся о презентации стартапа, чем о самом проекте. Эти разочарования очевидны и не безумны, но давайте не будем забывать о главном - все имеет определенную ценность. Никого не должно удивлять, что ведущие эксперты в узких областях с большим опытом стоят дорого. Платить десятки тысяч долларов за консультанта по презентациям для привлечения первого раунда финансирования необязательно. Есть основатели, у которых все навыки заключаются только в умении привлекать капитал для своих компаний. И они никогда не заплатят даже копейки сторонним консультантам.
Что-то обязательно придется отдать внешним подрядчикам, а качество их работы во многом будет зависеть от того, сколько вы готовы за это заплатить. Траектория развития вашего стартапа будет во многом зависеть от людей, с которыми вы решили сотрудничать. Так что, будь то презентации или другие задачи, никогда не возмущайтесь по поводу стоимости. Вполне возможно, что в итоге вы получите гораздо больше.
Так стоит ли платить больше 3 миллионов рублей за презентацию?
Наша команда PRESIUM уже более 4 лет помогает с визуальными коммуникациями крупнейшим корпорациям в РФ. В том числе мы делаем презентации. Действительно, набор слайдов может стоить 3 миллиона рублей и даже больше. Ключевой вопрос “ЗАЧЕМ?”
Часто в ходе подготовки презентации мы помогаем клиенту до конца осмыслить свои идеи и представить конечную “картинку”, которую он хочет донести до аудитории. Например, это может быть встреча с кредитором о реструктуризации долга, трансляция стратегии сотрудникам компании или привлечение финансирования на новый проект. В каждой из ситуаций - ставки слишком высоки!
Ниже мы постарались описать на примере наших публичных проектов, какие этапы включает в себя работа над презентацией и почему очень часто это не просто “нарисовать красивые слайды в PowerPoint”.
Этап 1 - Исследование
Например, при создании мастер-шаблона для компании “Северсталь” мы проводили масштабное исследование. Наша команда изучила десятки презентаций клиента, созданных компанией в разное время. Мы проанализировали, что можно улучшить, провели серию глубинных интервью и онлайн-опросов сотрудников о том, над какими слайдами они обычно работают и какие трудности возникают чаще всего.
Этап 2 - Создание контента
При подготовке команды QIWI ко Дню Инвестора клиент предоставил нам более 100 разрозненных слайдов. Мы проанализировали всю информацию, чтобы затем интегрировать её в единую понятную структуру рассказа. Убрали всё лишнее, расставив акценты только на тех данных, которые было важнее всего донести до инвесторов.
Этап 3 - Визуализация
Необходимо создать правильный визуальный образ, чтобы впечатлить аудиторию. Для этого приходится визуализировать контент различными способами: создавать иллюстрации, снимать видео, разрабатывать 3D модели, рисовать карты местности, делать дизайн графиков и диаграмм, оформлять таблицы и накладывать анимацию.
Этап 4 - Подготовка спикера
Например, на проекте с ГК “Росатом” мы готовили четырех топ-менеджеров к выступлениям на внутренней конференции. Наша команда проводила тренинги в офисе клиента, на которых спикеры репетировали презентации, отрабатывали интонации, расставляли правильные эмоциональные акценты, учились правильно двигаться на сцене и бороться с волнением.
Этап 5 - Техническое сопровождение
Если презентация является частью большого события, то мы готовы предоставить техническую команду на площадку. В этом случае клиент сможет внести финальные изменения прямо на месте и быть абсолютно уверен, что всё пойдет по плану.
Сложив вместе все этапы, получается, что над важной презентацией может работать команда из минимум 10 человек в течение месяца или более. Даже если взять московские зарплаты опытных дизайнеров, аналитиков, тренеров (на порядок ниже, чем в Сан-Франциско) с учетом налогов, то стоимость уже переваливает за два миллиона рублей. А в компании еще есть отдел продаж, бэк-офис, маркетинг и реклама, аренда, чай с печеньками и прочие расходы. Ну и какая-нибудь прибыль, конечно же. В итоге стоимость может достичь трех миллионов, и в этом нет ничего “нереального”.
При выборе внешнего подрядчика надо исходить из ваших задач и планируемого эффекта при их достижении. Отличный результат не может стоить дешево, так как почти всегда несет ценности на гораздо большую сумму.
А вы когда-нибудь заказывали себе создание презентации? Какую самую большую сумму платили за презентацию и помогла ли она вам? Напишите в комментариях!
Кстати, недавно мы рассказывали на VC, как помогли сделать питчдек для команды AMIXR, про наш опыт хайпа на Reddit и про результаты исследования более 100 презентаций стартапов. Поздравляем всех с Наступающим Новым Годом!
Отличная статья. Ждем статью от бариста: стоил ли платить за капуччино 2000 рублей? КОНЕЧНО СТОИТ!!! Герман Греф как-то купил и был доволен.
Теперь понятно, почему автор статьи БЫВШИЙ венчурный инвестор. Хороший инвестор смотрит на команду стартапа, потенциал идеи, объем рынка, а не ищет "плохо выбранные глаголы и прилагательные".
И если б я был инвестором и узнал, что стартап заплатил $20-40к, я бы даже разговаривать с ними не стал. Во-первых, это показывает отношение к деньгам инвестора, во-вторых, нахрен нужны стартаперы, которые идею своего проекта не могут сформулировать.
В статье автор говорил про «начальный капитал». Явно, что свои деньги стартап вправе тратить туда, куда считает нужным. Если для повышения вероятности успеха необходимо привлекать дорогих консультантов (по презам, PR и тд), то почему бы и нет?!
Если заменить «презентацию» на «визитку» то в статье ничего не поменяется.
У любого товара нет максимальной стоимости продажи, это понятно. Но если крупная сделка зависит от презентации а не от «эксельки», то что-то тут не так.
Это как раз хорошо объясняет ваш список клиентов. Госы и мастодонты, которые денег не считают.
К сожалению, вы очень ошибаетесь… Сделка порой зависит даже от того, какая на вас одета обувь. И повторюсь, презентация это не просто «красивые слайды». Ну а про госов и мастодонтов, которые денег не считают - старый миф, который лишь говорит, что вы не работали с подобными компаниями…
Что это за хуета в комментариях происходит? Что за значок анархии? Что за 10 баллов от ПСБ и какие-то блять эффекты? АЛО! Почему я не могу прочесть часть комментов? Первый раз VC меня так сильно выбесил.
А, да, виси я читать продолжу, а вот в банк ПСБ я хуй когда пойду.
А пост отличный, спасибо. Нравится, что всегда найдутся чуваки, которые не видят сути материала, а такие: о, росатом! А, ну значит там рядом еще сбер и почта, все понятно, распил и мудаки. Ребята, не меняйтесь! Пишите о системе и политике там, где говорят за бизнес. На вас Россия стоит.
И, да, чтобы не было потом наездов (а они будут) и дизлайков (они тоже будут) - проясню свою позицию: мне система тоже неприятна, но есть потребность, которую бизнес научился закрывать и делать это на высшем уровне - это вызывает уважение.
Александр, спасибо за комментарий!
"Наша команда PRESIUM уже более 4 лет помогает с визуальными коммуникациями крупнейшим корпорациям в РФ"... Ну вот как-то смотрю на падающую капитализацию газпрома, дотационную роснефть, разворованный роскомос, пристраивающий свои суперджеты через админ ресурс ростех и реклама себя через "нашими услугами пользуются крупнейшие корпорации РФ" не создают облик высокоэффективного подрядчика.
А вы не смотрите на другие компании, лучше стройте свою) С кем мы работаем уж точно не определяет нашу эффективность. Нам, действительно, хотелось бы работать с более IT ориентированными компаниями (типа AirBnB, Robinhood и тд), но пока наша экономика по другому устроена.
Максим, вы в тексте несколько раз подчеркиваете, что "каждое предложение в презентации на вес золота и от него вообще может зависеть успех вашего бизнеса". То есть, важно уловить самую суть продукта и максимально эффективно ее донести/продать инвестору/либо клиенту.
При этом:
1) Ваш буллит заявление, что "мы нужны стартапам, ведь нашими услугами пользуются крупные корпорации (жутко экономически неэффективные, imho) в РФ", на мой взгляд, не подтверждает.
2) Ваши слова "вы на них не смотрите, лучше делайте свой бизнес" - ну это как-то мимо сути моего коммента =)
Мысли по продукту. (Подчеркиваю, у меня очень поверхностные знание о том, как в России выживают и развиваются стартапы).
1) Стартап в поисках первого раунда - у него априори нет 3 млн. на презентацию по привлечению инвесторов.
2) Стартап уже поднял первый/второй раунд. Любой инвестор, увидев в отчетности компании 3 млн. на разработку презентации у подрядчика, будет лупить основателя по лбу мухобойкой, пока не выплеснет весь негатив и возмущение на все бабки.
При этом продолжать продавать свой продукт корпоратам за разумный откат ЛПРу - вполне классное и прибыльное мероприятие)))
Михаил, что-то вы всё перепутали( Давайте попробуем разобраться.
Во-первых, всё же это перевод статьи, и автор заостряет внимание на важности деталей и профессионализме подрядчиков, а мы делимся описанием большого количества важных дополнительных процессов при подготовке презентации на основе собственного опыта.
По пунктам:
1) Не понял, как у вас получилось найти у меня буллит-заявление про стартапы и связь с корпорациями. Попробуйте перечитать статью, в ней другие посылы.
2) Вы так категорично написали, что у всех всё плохо - я думаю, что если никто не нравится, нужно заниматься своим делом)
3) Да, чаще всего у стартапов в РФ нет денег. Но консалтинг, презентации и обучение нужны не только им. А это стоит денег.
4) Если эти 3 миллиона принесли клиентов на год вперед или помогли сделать правильное стратегическое партнерство - инвестор поцелует в лоб основателя)
Насчет последней мысли про откаты ничего не могу сказать, у меня с командой такого опыта нет, вам виднее.
🙄
Да, хорошая книга. Во многом - правдивая!
Стоит ли платить за билет на трамвай 1000р? Однозначно,стоит!(с) кондуктор.
Стоит ли платить 2000р за конвейер в кинотеатре? Однозначно,стоит!(с) Дисней
Все зависит от того, где эта презентация будет показана и какой уровень решения, в том числе в деньгах будет принят.
Понятно, что большие деньги берут не за красивый шаблон в PowerPoint, а за то что будет проанализирован какой то документ на 1000 страниц и доходчиво представлен 10 уставшим мужчинам в костюмах.
Если к вечеру это дня вы получите решение на 10 млрд., почему нет?))
Александр, спасибо за комментарий! Всё так, часто за лаконичной и короткой презентацией стоит качественный консалтинг, исследование - кому и что правильнее говорить и подготовка спикера. Всё это находится "под капотом" и часто не видно)
Начали за здравие... Прекрасный пример Росатом:)) надо добавить Газпром, Сбербанк и почта РФ, именно эти компании, в моем понимании, являются бюджетными свалками, деньги в которых считаются и Ценятся по другим космическим законам. Если вы пишете про стартап так и приводите соответствующие примеры.
Мы не пишем про стартап, а перевели статью другого автора и добавили свой опыт по организации процесса работы над большими презентациями. Если вы понимаете венчурный рынок в РФ, то у вас не должно возникнуть вопросов - почему наши проекты не про них. Мы работаем с лидерами своих индустрий, которые создают экономику в нашей стране. Нравится вам или нет, но это так.
Роман, ну, скажем, Сбер и Почта за последние 5 лет очень круто выросли в качестве. особенно почта, благодаря Страшнову
для меня презентации и феномен их популярности - загадка. Кто-то может дать ссылку на презентацию, которая прям 10/10? Просто как пример посмотреть "как надо делать"
Ну насчёт 10/10 не знаю, но вот примеры, которые помогли стартаперам поднять баблишка: https://business.tutsplus.com/articles/startup-pitch-deck-examples--cms-33037
Так презентации разные бывают. Это также как «покажите сайт, который 10/10». Тут нужно от типа и задачи исходить.
Елизавета, не существует идеальной презентации. Но есть определенные паттерны. Например, можете почитать наше исследование 100+ публичных питч-деков компаний
(от Uber до AirBnB)
Буквально на днях заплатил 25 000 руб. за презентацию из ~20 слайдов. Причем это еще с учётом того, что выторговал скидку в 5 000.
Думал меня развели, но теперь я спокоен!
ЗЫ. Полученная пезентация, имхо, своих денег стоит!
Нормальная цена. 1000-2000 руб./слайд - уровень опытного и ответственного фрилансера.
Если у вас есть контакты хороших фрилансеров (например, дизайнеров презентаций) будем очень рады!
В целом статья ОК
Но верхняя половина про стартапы, а примеры - про монструозных "единорогов".
То, что той же Северстали и Росатому есть смысл раскошелиться я согласен, а вот нужно ли это компании в 15 человек?
Не знаю.
А стоит ли таким монстрам раскошеливаться так? Все и так знают кто они, для статусности же подойдёт просто хорошая и качественная презентация.
Если хочешь , чтобы было "лучше чем у других" и есть возможность заплатить - почему бы и нет.
А лучше чем у других нельзя сделать меньше чем за $20000?
Можно, но зачем? Давай те лучше 50к$, кстати есть бумажка, я вам там номер счета чиркану...
Это они отмазку налоговой пишут? Мол, это не мы распилили,а вот так вот дорого!
tl;dr нет, не стоит
Статья огонь, спасибо. Но вот как оценить презентацию? Ну типо «ок» или не «ок»? Может кто подсказать?