Все привыкли к ТЗ, но работают они плохо. Это поправимо? Отвечает отдел развития бизнеса

Запрос предложений (англ. RFP — request for price) — процесс, когда компания-заказчик публикует описание того, что ей нужно купить, и предлагает экспертам в нужной области прислать предложения. В РФ заказчики часто вместо подробного описания высылают краткое техническое задание (ТЗ). Чем документ RFP и ТЗ (не)похожи, что дополнит их и поможет бизнес-партнёрству, разберёмся с нашими коллегами из отдела развития бизнеса.

Процедура запроса и формирования коммерческого предложения (КП) в формате RFP — преимущественно европейская и американская практика. Она не лучше, чем стандартный запрос ТЗ, по умолчанию. Проблема в другом. Подробности — далее.

СОДЕРЖАНИЕ

Чем плохо техническое задание

RFP в сфере клиентского сервиса: что это и что с ним не так (мини-кейс внутри)

Чем дополнить RFP и ТЗ

Чем плохо техническое задание

Российские локальные компании обычно работают через тендерные площадки и предоставляют в рамках технического задания (ТЗ) минимальное количество требований.

В минимализме ТЗ и кроется его основная проблема. Заказчик даёт неполные данные, не проясняет свои конечные цели и выгоды, из-за чего потенциальные исполнители не до конца понимают, чего конкретно ждёт заказчик.

Например, в ТЗ компания из медицинской сферы просит обрабатывать 25 обращений в день, а по факту ей нужна не только обработка запросов, но и проактивность, эмпатия со стороны операторов, их навык вести разговор на узкоспециализированные тематики, а порой и образование в сфере здравоохранения.

Предложения в разном формате — ещё один недостаток. Одни участники запросов и тендеров пишут, сколько будет стоит работа одного оператора в час, а другие — сколько будет стоить обработка тысячи звонков в месяц. Из-за этого заказчику сложнее выбрать исполнителя: приходится либо сравнивать тёплое с мягким, либо принимать решение нерационально.

RFP в сфере клиентского сервиса: что это и что с ним не так

В западной практике запроса предложений мы наблюдаем стандартизированное и более подробное описание целей и задач, дорожную карту процедуры отбора поставщика, план взаимодействия участника с заказчиком на каждом из этапов процедуры, а также само техническое задание, которое входит в состав документа RFP.

В отличие от обычного ТЗ, где фиксируют только информацию по задачам и KPI, документ RFP зачастую предоставляет более полную картину необходимых услуг и требований к участнику и его предложению.

И всё же RFP — это запрос предложений. То, что запрос предложений ограничивает потенциальное решение — проблема и RFP, и ТЗ. Если заказчик жёстко фиксирует, какую услугу он ждёт, и потом просто просит заинтересованные компании предоставить ценовое предложение по проекту, он не всегда получает то, что нужно для бизнеса. Необходимое решение может быть совсем другим.

Наш кейс: заказчик в рамках процедуры запросил цену на оказание услуг клиентского сервиса на команду из 30 операторов. Исполнители подготовили цену на 30 операторов, но настояли на встрече с заказчиком до направления коммерческого предложения. В рамках встречи выяснилось, что задачу можно решить силами 20 операторов и голосового бота на первой линии поддержки, который сократил бы количество операторов на треть, а бюджет — на 24% для заказчика.

P.S. Подписывайтесь здесь, на vc.ru, и в Telegram, чтобы не пропустить новые кейсы и экспертизу.

В западных RFP склонность к минимализму бывает, но проявляется чуть иначе. Заказчики в RFP делают упор на эквиваленте полной занятости (FTE). Они оценивают, сколько звонков или иных взаимодействий с клиентами будет и сколько агентов обработают этот объём. В итоге, чтобы обозначить цену решения в RFP, называют цену за FTE. Такой подход ограничивает участников рынка и мешает конструктивному партнёрству, не учитывает современные цифровые решения.

Чем дополнить RFP и ТЗ

Для каждой сферы свои тематики и свои подводные камни, так что наполнять документы можно бесконечно. Поэтому и формат краткого ТЗ, и формат более развернутого документа RFP требуют совместной проработки. Только качественное общение исполнителя и заказчика с детальной проработкой запроса поможет найти максимально выгодное и полезное решение для бизнеса.

В процессе запроса предложений сложно построить прочные бизнес-отношения, если заказчик бесповоротно решил, чего хочет: знать цену контракта на всё, что указано в запросе предложений. Мы же хотим развивать более зрелые процессы во всей отрасли, чтобы компании, которым нужна помощь в обслуживании клиентов, чувствовали себя комфортно. В RFP, ТЗ и во время последующих переговоров будут уместны и полезны вопросы не только о том, сколько будет стоить аутсорсинг процессов, но и о том, что необходимо и что возможно сделать в индивидуальной ситуации заказчика, чтобы его бизнес стал лучше.

Эксперты по обслуживанию клиентов в контакт-центре при необходимости не только изучат, как улучшить процесс сегодня, но и спланируют, как взаимодействие с клиентами может развиваться в дальнейшем.

Компания, которая хочет получить качественное предложение и высокий сервис для своих конечных потребителей, должна задумываться не только о цене, но и об экспертизе исполнителя, его возможностях оптимизировать решения под краткосрочные и долгосрочные цели компании заказчика.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Alan G
Ответить
Развернуть ветку
Анна Беликович

Жизненно .-.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Беликович

Такое ощущение, что среднестатистическое ТЗ выглядит так:

Ответить
Развернуть ветку
Den Kurakhin

Я думаю, что использование формата RFP может быть полезным, если правильно использовать

Ответить
Развернуть ветку
Тренды и практики CX
Автор

Именно так!

Ответить
Развернуть ветку
Софья Александрова

Неожиданно даже, что компании пытаются договариваться без разговоров, просто отправляя друг другу документы...

Ответить
Развернуть ветку
Тренды и практики CX
Автор

Это и хочется исправить, важно обсуждать детали запроса и истинные цели, для которых заказчик покупает услугу

Ответить
Развернуть ветку
Анна Беликович

Мем-резюме статьи:

Ответить
Развернуть ветку
Константин Сорокин

Интересно. Проблематика есть и она действительно глубокая. Тут по идее надо с OKR компании знакомить, которые далеко не у всех есть.

Последний абзац расстроил, хотелось каких-нибудь выводов и подведения итогов. Может хватит сил на то чтобы больше раскрыть тему - Что делать то в итоге? Какие есть варианты решения проблемы?

Ответить
Развернуть ветку
Тренды и практики CX
Автор

Попробуем с коллегами глубже копнуть и написать ещё по этой теме — спасибо за обратную связь!

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда