Мифы и реальность о том, как клиент думает и как изучает сайты. Что вызывает желание купить и почему текст — не главное.
Все хотят, чтобы сайт приносил много клиентов. Для этого маркетологи неустанно трудятся над повышением конверсии: переписывают текст и призывы, подключают виджеты звонка и онлайн-чата, меняют дизайн, придумывают «ловушки» для клиента, увеличивают объём трафика. Всё это важно, но в погоне за конверсией легко упустить фундаментальную проблему, о которой почти не говорят.
Проблема эта в том, что о продукте обычно пытаются рассказывать текстом — то есть исходят из того, что на сайте решает текст. На самом деле текст мало что решает. И вот почему.
Во-первых, у людей нет времени вчитываться
Аня — секретарь в крупной компании. Сотрудники и клиенты компании ежедневно выпивают под сотню литров питьевой воды. Нынешний поставщик воды не всегда привозит ее вовремя, и воды часто не хватает на всех. Поэтому директор решает отказаться от услуг тех поставщиков и поручает Ане найти других и заключить с ними договор.
Аня открывает Яндекс и находит 5—10 сайтов, чтобы сравнить цены и попытаться понять, решат ли здесь ее проблему. Вчитываться в каждый сайт времени нет: скоро совещание, потом нужно разбираться с документами, а еще выйти с работы пораньше, успеть в садик за ребенком. Поэтому Аня просматривает предложения по диагонали: пробегает взглядом картинки и заголовки — то, что сильнее всего бросается в глаза. Сделав для себя какие-то выводы об одной компании, наша героиня переходит к следующей.
Аню совершенно не волнует, насколько тщательно разрабатывались эти лендинги (и лендинги ли это вообще), сколько стоили услуги копирайтера и сколько раз дизайнер переделывал иконки. Она пришла сюда, чтобы выполнить поручение и решить проблему.
Мораль — клиентам некогда читать сайты подряд, у них куча других дел. Скажу по секрету, что лендинг от и до читают только два человека — копирайтер и сам заказчик.
Во-вторых, текст плохо раскрывает суть
Клиент обращается в компанию не потому, что текст премиальный, а когда верит, что эта компания способна решить его проблему. Но прочитать и поверить — разные вещи.
Вы можете написать действительно хороший текст, где будет много полезных фактов, клиентских ситуаций и прочего. Например: «Наш инновационный пылесос способен высасывать блох прямо из собаки, причем без вреда для шкуры вашего питомца!» Тут реально есть польза. Но даже если клиент все прочитал, ему придется вообразить эту картину, истолковать ее и сделать выводы. Это долго и требует усилий.
В основном человек мыслит образами, по-простому — картинками. Поэтому считать изображение и понять его смысл нам гораздо легче, чем воображать написанное в тексте.
Было бы странно, если бы Стив Джобс на своих презентациях рассказывал о новом Macbook Air, не показывая сам гаджет:
Не рассказывайте о продукте — покажите его
Пытаться продать с помощью текста — это та самая фундаментальной проблема, о которой я говорил в начале. У людей нет времени вчитываться, да и на сайт они пришли не читать, а решать свою проблему. Значит, решение проблемы им нужно показать.
Часто продукт стараются показать через иконки и картинки с фотостоков. Это плохой подход: ни иконки, ни даже красивые улыбки людей не сообщают клиенту ничего полезного о вашем продукте.
Чтобы показать продукт, нужны иллюстрации.
Я сейчас не о красивых векторных картинках, которые рисуют дизайнеры-иллюстраторы. Иллюстрация — это наглядное пояснение, яркий пример, который что-либо подтверждает или объясняет.
Иллюстрация — это наглядное пояснение, яркий пример, который что-либо подтверждает или объясняет
В рекламе иллюстрация — это наполнение, которое наглядно показывает какой-либо смысл. Иллюстрацией может быть фотография, видеоролик, схема, таблица, диаграмма, а иногда и текстовый пример.
Допустим, вы занимаетесь прогулками на лошадях. Можно написать классный текст, без воды и с полезными фактами. Но фотография красивых девушек верхом на лошадях в лучах заходящего солнца расскажет клиенту намного больше. Или вы строите дома, в этом случае есть смысл сделать сочные фото обставленных интерьеров, в которых захочется жить. Дальше я подробно опишу, как иллюстрировать различные продукты.
Еще раз: текст — это тоже инструмент, который решает свои задачи. Писать полезный текст о том, что важно клиенту, — хорошо и правильно. Но чтобы клиент действительно понял, что вы хотели ему сказать, нужны иллюстрации.
Обратите внимание, я не призываю разбавлять текст картинками. Речь о принципиально ином подходе, когда визуализации продукта — это основа страницы, а текст лишь уточняет и дополняет общую картину.
По большому счету, иллюстрация — это и есть то, что мы хотели донести до клиента.
Что является иллюстрацией, а что нет
Иллюстрации — фотографии или рендеры продукта, портреты команды, видео об услуге, схемы, таблицы, скриншоты. Все, что показывает продукт, как его можно использовать и как он помогает клиенту, является иллюстрацией. Простейший пример иллюстрации — фотография товара.
Иллюстрацией может быть и текстовый пример. Допустим, ситуации, в которых можно обращаться в компанию: «В наш детсад приводят детей с синдромом дефицита внимания. С ними работают специально обученные воспитатели». Это тоже иллюстрация.
Есть еще демонстрации — частный случай иллюстраций. К примеру, вы делаете лэндинг о непромокаемой куртке. Иллюстрацией будет схема об устройстве ткани, а демонстрацией — видеоролик о том, как куртку поливают водой, а она не впитывается.
Не иллюстрации — иконки, абстрактные картинки из интернета, фотографии со стоков. Беда иконок в том, что они не сообщают ничего полезного. Да, вы можете поставить иконку часов к факту «Соберем дом за 20 дней». Но иконка не решит никакую задачу, да и разве клиент никогда не видел часы? Справедливости ради, иконка может быть полезной, когда нужно выделить что-то важное в однородном макете.
Картинки из интернета — это просто абстрактные изображения. Они ничего не иллюстрируют, а только захламляют макет. Как и в тексте, в визуальном наполнении важны смыслы, причем они должны быть на поверхности. У клиента нет времени разбираться, что вы имели в виду этой картинкой.
Здесь тоже есть исключение: картинка из фотостока может помочь, если нужно создать настроение, когда клиент не понял умом, а почувствовал что-либо.
Это не означает, что иконки, векторные иллюстрации и стоковые картинки — зло. Просто они нужны для решения других задач.
Иконки, векторные картинки и фото со стоков — не информативны
Общие правила иллюстрирования в рекламе
Иллюстрируйте важное. Больше всего иллюстраций должно быть о том, как именно продукт решает проблему клиента и за счет чего.
Например, на лендинге о курсе ораторского мастерства неплохо было бы показать результаты учеников «было → стало» в формате аудио или видео.
Показывайте красивых людей. Мы социальные существа и потому обращаем внимание на других людей, особенно на красивых.
В рекламе красивые люди должны с радостью пользоваться продуктом. Красивые люди должны работать в компании. Красивые люди должны создавать настроение своими эмоциями. На подсознательном уровне покупателю хочется быть таким же красивым и довольным.
Главную иллюстрацию — на первый экран. С первого взгляда клиент должен понять, что тут продается и, главное, как это решит его проблему.
Продаёте робот-пылесос? Поставьте на первый экран фотографию, на которой робот катается по ковру и оставляет чистый след. В данном случае важно показать не сам пылесос, а именно ту чистоту, ради которой его покупают.
Так может выглядеть первый экран сайта об онлайн-курсе по подготовке презентаций:
Подписывайте иллюстрации. Покупатель не всегда может понять, что происходит на иллюстрации и на кой ляд она вообще тут стоит. Подписи помогут ему разобраться.
Как иллюстрировать различные продукты
Проиллюстрировать можно что угодно: товары, услуги, онлайн-сервисы. Неважно, что вы продаете — просто придумайте такие иллюстрации, которые действительно раскроют то, что важно вашему клиенту.
Товары. Для продажи товаров важнее всего иметь суперские фотографии. Причем не просто красивые, а информативные — показывающие что-то, что клиент должен понять.
Посмотрите, как рассказывает о своих гаджетах тот же «Эппл» — и вы всё поймёте.
Услуги. Если результат от услуги материален и его можно пощупать, то здесь всё просто: показываем результат в формате «до → после» и видео о том, как предоставляется эта услуга. Это подходит, например, для услуг химчистки, салонов красоты, стилистов.
Можно пойти дальше демонстрации результата. Например, показать, что мастера постоянно учатся новому. Именно так я и поступил, когда готовил лендинг для салона красоты в Дубаи:
Бывают услуги, результат которых невозможно показать — например, это услуги юристов или кредитных брокеров. Здесь в качестве иллюстраций подойдут схемы: какие есть варианты помощи клиенту, как оказывается услуга в зависимости от ситуации клиента и т.п.
Также услуги можно иллюстрировать сканами документов. Например, заключение эксперта поможет понять, в каком виде клиент получает результат услуги. Еще можно добавить на сайт типовой договор.
Онлайн-курсы. Здесь важнее всего показать, что обучение даст клиенту. Если возможно, покажите результаты до и после: аудио- или видеозаписи выступлений
Всегда показывайте программу обучения — человек должен понимать, за что платит. Ничего если программа большая, она такой и должна быть: так ценность вашего курса перевесит цену в сознании клиента .
Показывайте, как устроено обучение. Если работаете с платформой, добавьте скриншоты личного кабинета. Выложите несколько слайдов материалов курса. В конце концов, неплохо бы показать и преподавателей.
Платформы, онлайн-сервисы, digital-продукты. Скриншоты, скриншоты и еще раз скриншоты. Именно они дадут клиенту что-то вроде тест-драйва.
Тут есть важный момент: не стремитесь показать ровно тот интерфейс, который есть — упрощайте его, чтобы сделать акцент на главном. К примеру, если вы демонстрируете CRM-систему, необязательно показывать все фильтры в задах или все варианты статусов. Просто затрите лишнее в Фотошопе.
Если вы дизайнер, покажите клиенту, какой дизайн хороший, а какой нет и почему. Такой полуобразовательный контент поможет разобраться, на что обращать внимание. У меня на сайте это сделано так:
Сложные и b2b-продукты. Это относительно дорогие продукты: франшизы, строительство домов, производство оборудования. Здесь можно применять полный набор: красивые информативные фотографии продукта и людей, видеоролики о процессе предоставления, схемы работы и так далее.
На сайте «ДОДО-франчайзинга» полно хороших иллюстраций: здесь тебе и скриншоты информационной системы, и выручка франчайзи (цифры в некотором роде тоже иллюстрации), и фотографии с производства.
Еще немного о франчайзинге. Чтобы доказать рост спроса на что-либо, можно привести в пример статистику из Яндекса:
Понятное дело, что у бизнеса не всегда есть деньги и время на подготовку хороших визуализаций. Но уж лучше информативная фотография о продукте, снятая на телефон, чем красивое, но абстрактное фото о чем-то другом. В конце концов, при ограниченном бюджете экономить следует на дизайне: важнее грамотно показать продукт, чем сделать красивую страницу.
Не жалейте денег на иллюстрации: они важнее всего остального
Если вам интересен такой метод, напишите в комментариях, что вы продаете, а я накидаю идей, чем это проиллюстрировать.
Картинки да, буду смотреть. Видюхи - только если текст понравится. Потому что смотреть видюхи - еще дольше, чем читать лэндинг, если смотреть с точки зрения экономии времени и бега по диагонали. И если в тексте можно быстро вычленить что-то полезное, то видео нужно смотреть целиком, что раздражает, а польза априори неочевидна.
"клиенту надо просто решить его задачу. Поэтому прежде покажите, что вы умеете круто решать клиентские задачи"
Эту фразу надо как минимум эпиграфом поста, если не всего ВЦ
Классная статья, спасибо. А как придумывает иллюстрации? Наверняка, тоже есть свои секреты :)
Автоворонки в мессенджерах, что можно предложить кроме скриншотов их работы?)
У Вас много тезисов из категории "Параметр Х не работает. Хотя иногда - работает". Также среди приведённых удачных примеров дизайна лично я не увидел ни одного по-настоящему удачного: нечитаемый шрифт, плохо структурированные схемы с мелкими деталями, вырвиглазные цвета и плохое с точки зрения эстетики и UX/UI их сочетание - например, белый на розовом, кислотно-зелёный на синем.
Я Вам скажу по секрету, что все эти картинки, демонстрирующие успех и ох*енный профессионализм - они уже давно всем засрали мозг и по этой причине не работают. Сейчас внимание может привлечь лишь что-то очень ярко креативное, либо столь же сильно шокирующее. Кстати, по этой же причине в приведённых примерах хороша только иллюстрация вентиляционного оборудования. Это такое органолептическое порно, позволяющее насладиться текстурой, лаконичностью и совершенством линий. Картинки из серии "мы со счастливыми лицами рисуем диаграммы клиенту" - просто сразу на**й.
Но Вы-то эту абстракцию преподносите как работающий пример. Мол, если вместо стоковых рож поставить реальные фотки сотрудников, то станет теплее и ламповее. На самом деле - не так. Люди прекрасно понимают, что в реальной жизни такой идиллии не будет.
Вот, кстати, реклама AirPods хороша как раз тем, что не пытается что-то доказать и заставить заказчика поверить в страну розовых пони. Мы как будто просто видим сценку, подсмотренную где-нибудь в метро. А дальше уже включаются наши скрытые желания.
Нынешнее поколение людей пытается быстро переварить информацию и не особо любит читать, конечно не все, но большинство. Кстати, в сети было видео, как престарелые и молодые читают текст с картинками, и при помощи датчиков положения глаз было определено куда направлен взор испытуемых. Молодо е поколение любит графику.
Описанный подход верный и отражает текущие реалии.
Спасибо за развернутую статью.
Хорошо систематизированный знания. Спасибо. Стараюсь в своих работах двигаться в ту же сторону.
Сергей, отличная статья! Большое спасибо! Занимаюсь сейчас собственным сайтом. Мой продукт - это мои услуги. То есть мой сайт - это больше сайт резюме, визитка. Скажите, как быть в этом случае? нужно также максимально подумать над иллюстрациями?
Я консультирую по контрактам и тендерам, построению системы контракт менеджмента в компании. Взгляните на сайт, если Вас не затруднит: www.stanfedorov.com
Прочитал Вашу статью и задумался, какой визуал могу предложить я - немного сложно сразу сообразить исходя из специфики.
Хорошая статья. Как раз над этим вопросом задумывался и пытался нечто подобное найти кто эти мысли воедино собрал.
Сами сидим и придумываем как смысл продукта донести визуально до пользователя.
Вы какие-то аудиты делаете в качестве консультации или иллюстрации за кэш рисуете?
Вот к примеру наш проект - Monomedia.cc
Интересный материал, спасибо.
Как насчёт медицинского оборудования (для больниц, частных клиник и т.п.) и инструментов, что порекомендуете?
Любопытно, что вот сейчас в сайте, который в Вашем видео ещё делают, косяк на косяке. Чего стоят цены вида "12900 евроруб"
Я разработала курс по запоминанию грамматики немецкого языка с помощью мнемотехник, основанных на естественных законах памяти. Чтобы скучный правила запомнили ь быстро и интересно + упражнения и игры. Вот как мне лучше сотворить лединг? Буду признательна за советы)
Привет! вилочный погрузчик. Что можно предложить кроме образов довольного водителя и чистого, опрятного склада?
Огромное спасибо вам за статью, Сергей! Вы структурировали всю ту информацию о клиентах и потреблении, которая крутилась в голове несколько недель)
Есть вопрос по поводу узконаправленного сегмента. Как вы думаете, какое наполнение и какие иллюстрации нужны лендингу для продажи премиальной немецкой системы для отопления (+ теплый пол) и водоснабжения?
Лендинг предназначен для монтажников и для конечных потребителей, готовых купить хорошую и дорогую систему (например, строителей домов, дач, офисов)
Преимущества:
1. Запатентованная уникальная система соединений труб и фитингов (специальные крепления для труб)
2. Трубы сделаны из чистого качественного материала => большая устойчивость к коррозии и порче изнутри, срок службы 50 лет
3. Трубы делаются в Германии согласно их стандартам и привозятся сюда, проходя Российкую сертификацию. Поддельная продукция от других производителей отсутствует
4. Универсальность - система подходит для отопления, водоснабжения, теплого пола
5. При установке всей системы от производителя - гарантия 10 лет + страховые выплаты до 5 млн. евро (имеется гарантийный сертификат от производителя)
Так как продукция премиальная, то цену на сайте мы указывать не хотим. В премиум продуктах это не главное)
благодарю за статью! мне очень понравился ваш обстоятельный подход к делу и конечно я полностью согласна, что качественные фотографии важнее всего.
но если фотографии - и есть продукт, как выделяться? я фотограф и анализируя сайты конкурентов вижу примерно одинаковые галереи-портфолио у всех
Отличная статья!!
Посоветуйте как быть в нашем случае?)
Сервис подбора сотрудников в команду. Сейчас выглядит вот так) Hirefast.ru
Все по делу, но это просто рерайт Ильяхова, новых мыслей я тут не увидел. Ждал какой то глубины, что ли, но так и не дождался(
Сергей, спасибо за статью! На мой взгляд, всё правильно. Что бы вы посоветовали для центра профориентации? Основное - помощь подросткам в выборе профессии, заказывают как правило родители. Фоткать процесс работы и клиентов - не вариант, они против. Да и работаем сейчас онлайн в основном. Сайт есть, https://proforientatsiya.ru
Его и собираюсь переделывать.
Сергей, здравствуйте
Выражу свой крик души максимально коротко. Я перегорел в инженерии, осознал, что обожаю работать с текстом, и теперь пытаюсь прокачать скилл редактора. Без опыта заказов мало, максимум - технические переводы либо мрачные гайды для мобильных игр.
У меня следующий вопрос: кроме "Пиши-сокращай" и школы Горбунова / курсов Ильяхова, что бы вы могли посоветовать начинающему, но очень амбициозному и жадному до критики копирайтеру?
Откликаться на редакторские вакансии - не по Сеньке шапка, да и мало кого впечатляет хлюпенькое портфолио.
Писать за копейки про ерунду не в инфостиле - выглядит скорее как трата времени, чем ценный опыт.
Искать ментора? Пытаться уцепиться за гуру вроде вас и плясать от его критики? С чего стартануть? Очень хочется поскорее оставить микроэлектронику и погрузиться в фултайм редактуру. Где же вход в эту мечту - не совсем ясно : (
Хочу совет, как проиллюстрировать услугу?
Продаю услуги студии по разработке интерфейсов цифровых продуктов: онлайн-сервисов, мобильных приложений, программ. Конечный продукт студии: макеты в фигме, в которых все досконально разложено по полочкам + все пояснительная документация.
Видно, что вы продвинутый, но не до конца. В онлайн образовании продает совсем не объем программы ))
Хорошая статья! Что скажете насчёт сайта vr-arsoft.com ? мы пишем софт для AR очков.
Спасибо за статью. Интересен ваш комментарий, я занимаюсь банкротством Юридических Лиц.
Спасибо за подробный обстоятельный ответ. Были мысли в этом направлении. Но ваш ответ структурирован и что-то новое. Ещё раз спасибо! Как будет готово, поделюсь результатом)
Статья, конечно, хорошая, но упускается один момент из виду. То, что секретарше дали задание найти воду и ей «некогда читать, потому что совещания и дела» это только Ваши домыслы. Как и то, что текст никто не читает, а все смотрят на картинки. Все зависит от конкретного кейса и ЦА. С таким подходом люди и книги должны покупать ради картинок, так как читать текст же некогда, не нужно, да и вообще зачем, так что ли?) Согласен с тем, что большинство людей визуалы и считывают легче образы, чем текст. Но во многих случаях это не всегда работает.
Сергей, благодарю за полезный материал, рада была почитать и возможно, закажем проф аудит, как соберем вопросы к вам!
Скажите, пожалуйста, как можно поднять конверсию на сайте нашего сервиса https://chatwa.ru ? Конверсия очень низкая.
Спасибо за статью!
Сергей, а как бы вы поступили, если бы писали текст для страниц услуг интернет-агентства? Особенно, если учесть, что заказчики всегда хотят продаж, а студия работает, например, на трафик.
Всё сказанное — верно. Это прописные истины, которые приходят с опытом и тому, кто способен внимательно анализировать результаты своих работ и улучшать их с каждым новым проектом. Досадно, что такой рациональный подход не свойственен нашим горе-маркетолагам, обслуживающим теперь продажи мелкого и среднего бизнеса. Когда я создаю для клиента похожий инструмент продаж, по такой же методологии, как эта, в 50% случаев он возвращается со своим «маркетологом» (который, почему-то вдруг появляется, когда кейс уже готов к запуску) и про просит всё переделать «по нормальному». А именно: в первый экран добавить 100500 дополнительных каналов для связи, вместо главной кнопки разместить развёрнутую форму для заказа, короткий и однозначный заголовок заменить на абзац с обязательным наличием в нём фраз «закажите прямо сейчас, прямо сегодня... т.п...», уменьшить высоту главного экрана так, чтобы он был на половину высоты монитора, расстояния между блока уменьшить в два раза, чтобы не было «бесполезного» свободного пространства.... и т.д.. и т.д...
Сергей, большое спасибо! По первому и второму пункту согласен полностью! А вот дальше..... Сижу и думаю - то ли я мудак и пишу настолько через анус, что вообще ничего не понять, то ли ... ну не знаю, может вечер пятницы, или время позднее сказалось. Сайт в общем-то про другое.
У нас нет никаких образовательных программ(( Кратко наша услуга - помочь человеку ответить на вопрос "Кем быть?" . То есть консультация с целью определить профессию, которая нравится человеку, подходит ему, и в которой он может добиться успеха. И результат осязаемый проявляется через годы. А вот после подведения итогов брать сразу отзыв о нашей работе - это мысль абсолютно правильная. Сегодня же и начнем))
Более толкового описания конверсионного лэнда я не встречал. Спасибо, все по делу.
Подскажите, пожалуйста идею иллюстрации для оффера по курсу маркетинга для b2b.
Спасибо!
Спасибо, очень полезная статья.
Мы изготавливаем и продаём мебель\ двери\стеновые панели и тд
по индивидуальным размерам и дизайн проектам, буду признателен, если накидаете идей, чем проиллюстрировать
Мне кажется не корректно писать про чужой дизайн - говно, а про свой - отличный дизайн.
Ну и с секретаршей, тоже так себе гипотеза...
в целом да, в настоящее время потребители визуалы в основном.
так не выставляйте в сравнение свою работу, к ней вы безусловно субъективно относитесь в любом случае. Выставите 2 чужих делов то.