{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Wildberries против поставщиков: как отреагировали СМИ и соцсети

Новость о том, как Wildberries поссорился с поставщиками накануне распродаж 11.11, вызвала большой резонанс: 44,4 млн — охват в СМИ, 5 млн — аудитория в соцсетях, 30% сообщений — негативные.

Этот кейс выбивается из общей тенденции, когда крупные компании строят позитивные коммуникации не только с конечными клиентами, но и с другими аудиториями: партнерами, поставщиками, экспертами рынка и пр.

Кроме того, кризисную ситуацию компания спровоцировала сама и продолжала придерживаться своей линии до конца, чем в итоге удачно воспользовались конкуренты.

Разберем эту историю подробно. Напомним фабулу событий и покажем, как шла информационная волна.

Это не ваш бизнес!

За неделю до Всемирного дня шопинга Wildberries написала партнерам ультимативное письмо — или вы делаете скидку 25% на свои товары, или мы убираем на неделю ваш товар с сайта. Историю рассказал в своем профиле Facebook владелец бренда «Кофтёныши» Александр Блохин, после чего маркетплейс сначала заблокировал поставщика частично, а затем и полностью.

Сначала об этом написали Telegram-каналы, затем присоединились СМИ: «Ведомости», vc.ru, Inc., Retail.ru, Retailer.ru, Bfm, Sostav, Adindex — всего больше 60 публикаций.

На разных языках

Пресс-служба компании отреагировала на ситуацию только на следующий день, распространив в СМИ свое заявление (оно вышло, например, в ТАСС):

«Информация об обязательном участии в распродаже на Всемирный день шопинга не соответствует действительности. Участие в любой акции является добровольным — поставщики самостоятельно принимают соответствующие решения.

В случае, если продавец не участвует в акции, то его товар временно становится недоступным для реализации в соответствии с правилами онлайн-платформы, чтобы не вводить в заблуждение потребителей, ожидающих скидки в дни крупных распродаж, исключить возможность злоупотребления акцией», — сообщили в компании.

Wildberries выбрала для коммуникации спорный аргумент — обязательного участия в акции не было, просто партнеры лишались возможности продавать свои товары. В качестве объяснения говорили о том, что для них и покупателей важно, чтобы скидка на товар была реальной, а не фейковой: «Мы следим за тем, чтобы не было обмана покупателей. В случае злоупотреблений товар снимается с продажи, а к продавцу применяются санкции вплоть до блокировки».

Но эти тезисы никак не отвечали на вопросы поставщиков: почему они не могут оставить свою, не фейковую скидку на товар (ниже 25%), как быть тем, кто до применения «необязательной» скидки уже сделал свое предложение клиентам и теперь продавал с двойной скидкой, терпя убытки, и почему поставщикам указывали на дверь в случае возникновения спора?

Целесообразность акции объясняли так — продавцы, которые принимают в ней участие, получат значительный рост оборота, а покупатели — широкий ассортимент и реальные скидки.

Маркетплейс или собственный канал продаж?

Ситуация с Wildberries спровоцировала волну обсуждений на тему «Бизнес на маркетплейсах — это не ваш бизнес, а бизнес маркетплейса». «Магазин, не развивающий свой собственный канал, — обречён», — писали пользователи, — «Лишнее доказательство того, что необходимо развивать личный бренд в соцсетях».

Многие поставщики только после этого случая узнали, что в договоре оферты сервиса указано — маркетплейс может самостоятельно устанавливать скидки на товары без предварительного запроса.

Почему история получила такой широкий резонанс? В том числе потому, что на Wildberries много малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, которые и так находятся сейчас не в самом лучшем положении из-за пандемии.

Ответный шаг AliExpress

Российский AliExpress быстро использовал ситуацию в свою пользу. Он предложил новым магазинам на площадке скидку в 25% за свой счет во время распродажи «Черная пятница» или распродажи на Новый год. Маркетплейс таким образом решил поддержать продавцов «в ответ на ситуацию на рынке».

Малый и средний бизнес, который начнет работать с AliExpress до конца года, сможет доставить первые 100 заказов бесплатно. Кроме того, продавцы, открывшие магазин на AliExpress после 9 ноября, смогут получить промо на платформе и скидку в 25% во время распродажи «Чёрная пятница» или распродажи на Новый Год.

«Кофтеныши» получили рекламный баннер на AliExpress.

Оцените цитату представителя компании. Ни слова о Wildberries:

«Мы видим сложную ситуацию на рынке: 2020 год был, мягко скажем, непростым для российских предпринимателей. Мы считаем, российскому бизнесу нужна поддержка и со своей стороны постараемся предложить как можно больше инструментов в дополнение к существующим», — рассказал СМИ гендиректор AliExpress Россия Дмитрий Сергеев.

Он также напомнил, что в договорах маркетплейса с продавцами нет пункта о том, что AliExpress имеет право менять цену в одностороннем порядке. Любое действие продавец контролирует сам: цены, ассортимент и маркетинг.

Активнее всего инфоповод распространялся в Facebook, где сосредоточена почти половина всех сообщений. Также тема была популярна в Telegram и «ВКонтакте».

«Быть щедрым за чужой счёт сейчас в тренде», — писали пользователи.

«И им это сойдет с рук, клиентов много и маловероятно что поставщики массово откажутся сотрудничать».

«Похоже на ошибку программистов, которые что-то не учли, не хочется верить в то, что единственный крупный маркетплейс настолько наглый. Думаю на него выходить со своим устройством, но у меня нет такой маржи, чтобы позволить скидку в 25%».

Позитивных упоминаний практически нет, в то время как негативные сообщения составляют 30% инфополя.

Распространялись сообщения преимущественно в профильных сообществах, которые рассказывают о бизнесе, маркетинге и ритейле. Ещё одна важная категория авторов — сами поставщики.

Всего в соцсетях за несколько дней вышло 1069 сообщений, общая аудитория — 5 млн, вовлеченность — 6459.

Часто кризисная ситуация для компании выглядит так: клиент пострадал из-за форсмажора или по вине сотрудников, и руководство решает проблему в пользу пострадавшего, извиняется и обещает изменить процессы. В истории с поставщиками Wildberries ошибку так и не признала, предпочитая настаивать на своей линии.

В учебники по пиару кейс, может, и не войдет, но некоторые авторы бизнес-курсов уже пообещали включить его в свои лекции. Историй, которые научили бренды уважать клиентов (и даже их котиков на земле и в небе), было уже много. Примеров публичных конфликтов с партнерами пока, видимо, было недостаточно.

0
123 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Только в данном случае не 5 побухтит. Скриншот от какого-то 9-10 ноября. За 2-3 дня 1500 компаний изъявили своё желание быть заблокированными и не продаваться на ВБ. Думаю, сейчас больше.

Теперь каждая компания думает, работать на ВБ или обратить внимание на другие маркетплейсы. И даже если и будет работать, то точно, будет аккуратнее заводить товар, будет тратить не 100% сил на развитие на ВБ, а только 25% — остальные силы пойдут на работу на других МП, чтобы снизить риски. 

Конечно, это не крах маркетплейса, но пара таких кейсов, или пара таких видео: https://youtu.be/_Kv8DTxtObM с 600 тыс. просмотрами и соотношением лайки/дизлайки как 55000/900 и вода камень заточит. Останутся мелкие партнёры со скудным ассортиментом и покупатели, которые ещё верят в скидки на ВБ. Ну и крупные бренды, которые продаёт сам ВБ и которые пока не очень страдают репутационно от того, что начинает появляться у потребителей стейтмент «ВБ = паль».

Ответить
Развернуть ветку
Макс Борщ

1500 компаний? Это ложь. Во всех изданиях истерил только ты и ты заливался крокодиловыми слезами, что обидели бедного несчастного предпринимателя, который толкает футболки за 1000 рублей. К тому же дизайн-концепт был украден, как выяснили в комментариях.

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Вы либо сотрудник PR-службы ВБ, либо человек, который отрабатывает свои 30 рублей, ну или сколько сейчас платят за комментарии.

Предлагаю вам:
1. Научиться читать, так как я нигде не истерил. Если вы сотрудник PR-службы, то прежде чем писать, нужно научиться читать. Если вы получаете деньги за свои комментарии, то также этот навык вам пригодится.
2. Перестать обращаться «на ты» к незнакомым людям. 
3. Вы определитесь, чем я так плох, тем что «толкаю» футболки за деньги или тем, что «украл концепт».

Я показал выше скриншот из официального чата ВБ, где 1460 сообщений с просьбой убрать их товары с сайта. Да, не 1500 сообщений, прошу прощения.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Александр, 1500 поставщиков, это меньше 5% от общего количества. Всего их, за 35000. Цифра в рамках статистической погрешности. Ну не учатся у нас люди на чужих ошибках)), только на своих. Ситуация с принудительными скидками, всплывает каждый год.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

35000 поставщиков это общее количество записей в базе.
Активных там дай бог четверть, а имеющих какие-то продажи и того меньше.
Так что да, от 35 000 это малая часть, но если брать активных, это очень много.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

У меня нет данных по активным поставщикам. Если есть у вас, буду благодарен за пруф....

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Простите, это стандартная модель для МП.
Так же как из декларируемых 2 000 000+ товаров "живых" примерно процентов 10-20.

Пруфы это что? Аудированная отчетность ВБ?
Если она и есть, то не раскрывается.

Ну и для начала - вы видели хоть какие-то "пруфы" того, что у ВБ реально 35 000 поставщиков? :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Пожалуйста: https://new-retail.ru/novosti/retail/kolichestvo_postavshchikov_wildberries_v_mae_vyroslo_do_35_0001292/

Если есть желание найти другие источники, Гугл в помощь....

Искренне надеюсь есть ссылка на "стандарты"? Буду очень благодарен, не встречал такой информации....

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Простите, пруф это аудированная отчетность, а не ссылка на фантазии пресслужбы, которая регулярно выдает новости про 100500% роста паровозиков, но никогда не скажут в абсолюте, что раньше продавался 1, а теперь 20, откуда и процентики.

К тому же там везде пишут "35000 поставщиков".
Где там написано АКТИВНЫХ?

Можете почитать отчеты Нильсена, к примеру, если есть, где. Там приводятся данные по соотношениям.

Ответить
Развернуть ветку
120 комментариев
Раскрывать всегда