{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Wildberries против поставщиков: как отреагировали СМИ и соцсети

Новость о том, как Wildberries поссорился с поставщиками накануне распродаж 11.11, вызвала большой резонанс: 44,4 млн — охват в СМИ, 5 млн — аудитория в соцсетях, 30% сообщений — негативные.

Этот кейс выбивается из общей тенденции, когда крупные компании строят позитивные коммуникации не только с конечными клиентами, но и с другими аудиториями: партнерами, поставщиками, экспертами рынка и пр.

Кроме того, кризисную ситуацию компания спровоцировала сама и продолжала придерживаться своей линии до конца, чем в итоге удачно воспользовались конкуренты.

Разберем эту историю подробно. Напомним фабулу событий и покажем, как шла информационная волна.

Это не ваш бизнес!

За неделю до Всемирного дня шопинга Wildberries написала партнерам ультимативное письмо — или вы делаете скидку 25% на свои товары, или мы убираем на неделю ваш товар с сайта. Историю рассказал в своем профиле Facebook владелец бренда «Кофтёныши» Александр Блохин, после чего маркетплейс сначала заблокировал поставщика частично, а затем и полностью.

Сначала об этом написали Telegram-каналы, затем присоединились СМИ: «Ведомости», vc.ru, Inc., Retail.ru, Retailer.ru, Bfm, Sostav, Adindex — всего больше 60 публикаций.

На разных языках

Пресс-служба компании отреагировала на ситуацию только на следующий день, распространив в СМИ свое заявление (оно вышло, например, в ТАСС):

«Информация об обязательном участии в распродаже на Всемирный день шопинга не соответствует действительности. Участие в любой акции является добровольным — поставщики самостоятельно принимают соответствующие решения.

В случае, если продавец не участвует в акции, то его товар временно становится недоступным для реализации в соответствии с правилами онлайн-платформы, чтобы не вводить в заблуждение потребителей, ожидающих скидки в дни крупных распродаж, исключить возможность злоупотребления акцией», — сообщили в компании.

Wildberries выбрала для коммуникации спорный аргумент — обязательного участия в акции не было, просто партнеры лишались возможности продавать свои товары. В качестве объяснения говорили о том, что для них и покупателей важно, чтобы скидка на товар была реальной, а не фейковой: «Мы следим за тем, чтобы не было обмана покупателей. В случае злоупотреблений товар снимается с продажи, а к продавцу применяются санкции вплоть до блокировки».

Но эти тезисы никак не отвечали на вопросы поставщиков: почему они не могут оставить свою, не фейковую скидку на товар (ниже 25%), как быть тем, кто до применения «необязательной» скидки уже сделал свое предложение клиентам и теперь продавал с двойной скидкой, терпя убытки, и почему поставщикам указывали на дверь в случае возникновения спора?

Целесообразность акции объясняли так — продавцы, которые принимают в ней участие, получат значительный рост оборота, а покупатели — широкий ассортимент и реальные скидки.

Маркетплейс или собственный канал продаж?

Ситуация с Wildberries спровоцировала волну обсуждений на тему «Бизнес на маркетплейсах — это не ваш бизнес, а бизнес маркетплейса». «Магазин, не развивающий свой собственный канал, — обречён», — писали пользователи, — «Лишнее доказательство того, что необходимо развивать личный бренд в соцсетях».

Многие поставщики только после этого случая узнали, что в договоре оферты сервиса указано — маркетплейс может самостоятельно устанавливать скидки на товары без предварительного запроса.

Почему история получила такой широкий резонанс? В том числе потому, что на Wildberries много малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, которые и так находятся сейчас не в самом лучшем положении из-за пандемии.

Ответный шаг AliExpress

Российский AliExpress быстро использовал ситуацию в свою пользу. Он предложил новым магазинам на площадке скидку в 25% за свой счет во время распродажи «Черная пятница» или распродажи на Новый год. Маркетплейс таким образом решил поддержать продавцов «в ответ на ситуацию на рынке».

Малый и средний бизнес, который начнет работать с AliExpress до конца года, сможет доставить первые 100 заказов бесплатно. Кроме того, продавцы, открывшие магазин на AliExpress после 9 ноября, смогут получить промо на платформе и скидку в 25% во время распродажи «Чёрная пятница» или распродажи на Новый Год.

«Кофтеныши» получили рекламный баннер на AliExpress.

Оцените цитату представителя компании. Ни слова о Wildberries:

«Мы видим сложную ситуацию на рынке: 2020 год был, мягко скажем, непростым для российских предпринимателей. Мы считаем, российскому бизнесу нужна поддержка и со своей стороны постараемся предложить как можно больше инструментов в дополнение к существующим», — рассказал СМИ гендиректор AliExpress Россия Дмитрий Сергеев.

Он также напомнил, что в договорах маркетплейса с продавцами нет пункта о том, что AliExpress имеет право менять цену в одностороннем порядке. Любое действие продавец контролирует сам: цены, ассортимент и маркетинг.

Активнее всего инфоповод распространялся в Facebook, где сосредоточена почти половина всех сообщений. Также тема была популярна в Telegram и «ВКонтакте».

«Быть щедрым за чужой счёт сейчас в тренде», — писали пользователи.

«И им это сойдет с рук, клиентов много и маловероятно что поставщики массово откажутся сотрудничать».

«Похоже на ошибку программистов, которые что-то не учли, не хочется верить в то, что единственный крупный маркетплейс настолько наглый. Думаю на него выходить со своим устройством, но у меня нет такой маржи, чтобы позволить скидку в 25%».

Позитивных упоминаний практически нет, в то время как негативные сообщения составляют 30% инфополя.

Распространялись сообщения преимущественно в профильных сообществах, которые рассказывают о бизнесе, маркетинге и ритейле. Ещё одна важная категория авторов — сами поставщики.

Всего в соцсетях за несколько дней вышло 1069 сообщений, общая аудитория — 5 млн, вовлеченность — 6459.

Часто кризисная ситуация для компании выглядит так: клиент пострадал из-за форсмажора или по вине сотрудников, и руководство решает проблему в пользу пострадавшего, извиняется и обещает изменить процессы. В истории с поставщиками Wildberries ошибку так и не признала, предпочитая настаивать на своей линии.

В учебники по пиару кейс, может, и не войдет, но некоторые авторы бизнес-курсов уже пообещали включить его в свои лекции. Историй, которые научили бренды уважать клиентов (и даже их котиков на земле и в небе), было уже много. Примеров публичных конфликтов с партнерами пока, видимо, было недостаточно.

0
123 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Только в данном случае не 5 побухтит. Скриншот от какого-то 9-10 ноября. За 2-3 дня 1500 компаний изъявили своё желание быть заблокированными и не продаваться на ВБ. Думаю, сейчас больше.

Теперь каждая компания думает, работать на ВБ или обратить внимание на другие маркетплейсы. И даже если и будет работать, то точно, будет аккуратнее заводить товар, будет тратить не 100% сил на развитие на ВБ, а только 25% — остальные силы пойдут на работу на других МП, чтобы снизить риски. 

Конечно, это не крах маркетплейса, но пара таких кейсов, или пара таких видео: https://youtu.be/_Kv8DTxtObM с 600 тыс. просмотрами и соотношением лайки/дизлайки как 55000/900 и вода камень заточит. Останутся мелкие партнёры со скудным ассортиментом и покупатели, которые ещё верят в скидки на ВБ. Ну и крупные бренды, которые продаёт сам ВБ и которые пока не очень страдают репутационно от того, что начинает появляться у потребителей стейтмент «ВБ = паль».

Ответить
Развернуть ветку
Анна Андервейз

То, что Блохин выдает за свою наработку, является плагиатом. Реальным авторам концепта будет направлено предложение взыскать ущерб в связи с нарушением интеллектуальных прав 
Концепцию придумали создатели американского бренда Сubcoats, у них и патент имеется https://cubcoats.com/pages/how-it-works

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Анна, предлагаю вам засудить всех производителей кофт с ушками, или всех производителей стульев.

Мы не претендуем на уникальность. Собственную разработку мы докажем собственными чертежами, макетами и прототипами. Ну а вы изучите патентное право и то, как оно работает между США и Россией.

Вы, видимо, тоже причастны к ВБ, раз так агрессивны, вам советую потратить время на что-то созидательное, а не на то, чтобы выстраивать козни компаниям, которые меньше вас в 1000-1500 раз. Это как если бы чемпион мира по боксу пришёл в детский сад и стал бы быть пятилеток. Даже не в школу пришёл, а в детский сад.

Не удивлюсь, если вам или вашим коллегам из PR дали нагоняй за отработку ситуации и вы на самом низовом уровне пытаетесь уколоть. Вместе того, чтобы взять медиаполе под контроль, выступить публично, пусть признать ошибку, но начать исправлять ситуацию.

На первом курсе PR учат, что когда вы молчите, информация всё равно появляется и распространяется, только не факт что та, которая выгодна вам. Поэтому нужно не молчать, а говорить. Ровно это и произошло сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Dwarf

Имхо, вы поступили не очень красиво вынеся все это в публичное поле. Одно дело обсуждать на специализированных форумах, чатах и т.п., другое дело в открытых соц. сетях. Возможно вы не ожидали такой шумихи, т.к. писали на свою небольшую аудиторию, а хайп подняли уже СМИ, но все же деловые вопросы, претензии и т.п. между деловыми партнёрами делаются не публично. Понятно, когда клиент возмущенный пишет в соц. сетях пытаясь повлиять на продавца и т.п., но доход покупателя не зависит от продавца. 
Со стороны WB конечно свинство - не в плане принудительной скидки, а в плане плохого оповещения заранее и как я понял не возможности продавцов остановить продажу со скидкой 25%. По идее они должны были до начала распродажи сделать функционал согласия с акцией и по умолчанию считать что продавец не согласен.
А так да, они собственники платформы и могут на ней делать что захотят, а вы или принимаете их условия или не продаете на их площадке. Хорошо что у нас нет монополии как Amazon в США - озон, WB, Яндекс.Маркет.

Ответить
Развернуть ветку
color

Имхо, ты терпила.

Ответить
Развернуть ветку
Dwarf

Мне пох на твое мнение. Токсик.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

ВБ, оповестил о требованиях за 15 дней до начала акции)))

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Оповестил, что либо скидка, либо убираем с сайта. А в итоге оставил на сайте и дал скидку. И несколько дней убирать свой товар нельзя было.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Все верно. Они умолчали кто будет выбирать)))

Ответить
Развернуть ветку
Dwarf

В таком случае конечно свинство с их стороны. Но все равно считаю что коммерческую тайну раскрывать не стоило. Я думаю в договорах был пункт о коммерческой тайне. 
А была возможность отменить все эти заказы ? Или они все были уже под поставленный товар на их складе ?

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Не ожидал. Ну и самое главное, что у нас претензий не было. У нас скидка стояла.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sokolukhin

Благодаря скандалу появится 100500 кофтенышей и coatcats, правда что Ваши продажи на wb, что cubcats на amz, скажем так такое.

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Мы core-продукт на ВБ не продавали. Ну и у нас есть просто один такой товар, как у Cubcoats. У нас бизнес немного про другое. У нас есть базовая детская одежда, которая как раз и была на ВБ.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Борщ

1500 компаний? Это ложь. Во всех изданиях истерил только ты и ты заливался крокодиловыми слезами, что обидели бедного несчастного предпринимателя, который толкает футболки за 1000 рублей. К тому же дизайн-концепт был украден, как выяснили в комментариях.

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Вы либо сотрудник PR-службы ВБ, либо человек, который отрабатывает свои 30 рублей, ну или сколько сейчас платят за комментарии.

Предлагаю вам:
1. Научиться читать, так как я нигде не истерил. Если вы сотрудник PR-службы, то прежде чем писать, нужно научиться читать. Если вы получаете деньги за свои комментарии, то также этот навык вам пригодится.
2. Перестать обращаться «на ты» к незнакомым людям. 
3. Вы определитесь, чем я так плох, тем что «толкаю» футболки за деньги или тем, что «украл концепт».

Я показал выше скриншот из официального чата ВБ, где 1460 сообщений с просьбой убрать их товары с сайта. Да, не 1500 сообщений, прошу прощения.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Александр, 1500 поставщиков, это меньше 5% от общего количества. Всего их, за 35000. Цифра в рамках статистической погрешности. Ну не учатся у нас люди на чужих ошибках)), только на своих. Ситуация с принудительными скидками, всплывает каждый год.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

35000 поставщиков это общее количество записей в базе.
Активных там дай бог четверть, а имеющих какие-то продажи и того меньше.
Так что да, от 35 000 это малая часть, но если брать активных, это очень много.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

У меня нет данных по активным поставщикам. Если есть у вас, буду благодарен за пруф....

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Простите, это стандартная модель для МП.
Так же как из декларируемых 2 000 000+ товаров "живых" примерно процентов 10-20.

Пруфы это что? Аудированная отчетность ВБ?
Если она и есть, то не раскрывается.

Ну и для начала - вы видели хоть какие-то "пруфы" того, что у ВБ реально 35 000 поставщиков? :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Пожалуйста: https://new-retail.ru/novosti/retail/kolichestvo_postavshchikov_wildberries_v_mae_vyroslo_do_35_0001292/

Если есть желание найти другие источники, Гугл в помощь....

Искренне надеюсь есть ссылка на "стандарты"? Буду очень благодарен, не встречал такой информации....

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Простите, пруф это аудированная отчетность, а не ссылка на фантазии пресслужбы, которая регулярно выдает новости про 100500% роста паровозиков, но никогда не скажут в абсолюте, что раньше продавался 1, а теперь 20, откуда и процентики.

К тому же там везде пишут "35000 поставщиков".
Где там написано АКТИВНЫХ?

Можете почитать отчеты Нильсена, к примеру, если есть, где. Там приводятся данные по соотношениям.

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Разумеется, ВБ в любой момент всё сможет взять в свои руки, сменить PR-стратегию и очень быстро исправить ситуацию. Но это нужно сделать, а не молчать 4 рабочих дня, а потом запостить такую статью на VC: https://vc.ru/trade/176330-aliexpress-priostanovil-skandalnuyu-reklamu-koftenyshey-posle-kritiki-v-socsetyah, обозлившись на компанию, которая в 1000, а то и больше раз меньше, чем они сами.

Не знаю, какая у вас зарплата, пусть 100 000 рублей в месяц. Представьте, что вы начинаете унижать человека, который получает 100 рублей в месяц. Или даже меньше. Примерно так и выглядит статья по ссылке выше, в контексте ВБ vs. Кофтёныши.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Астахова

Да, в яблочко! нужно рассмотреть альтернативные маркетплейсы, а WB оставить в меньшинстве партнерства пока этот большой и неуклюжий слон не научится стабильно стоять на ногах.

Ответить
Развернуть ветку
120 комментариев
Раскрывать всегда