«вы» или «Вы» — старый спор для новых брендов
Анализировал тут на днях проект Tone-of-voice крупного бренда и столкнулся с неожиданным. Бренд предлагает использовать написание «Вы» с большой буквы.
Заранее прошу прощения у всех, кто в курсе этой дискуссии и уже определился, как обращается к клиентам и партнёрам.
Этот текст для тех, кто пишет «Вы» с большой буквы.
«Вы» — это приём из архаичного канцелярита. «Вы» писали когда-то, когда хотели сделать вид, что уважают собеседника. «Позвольте сообщить Вам, что…», «направляем Вам информацию о…».
На самом деле за «Вы» может скрываться всё, что угодно, кроме уважения. И собеседник всегда поймёт это из контекста ваших отношений.
Ещё один нюанс использования «Вы» с большой буквы — это попытка «возвысить» собеседника в его собственных глазах. «Уважаемый Александр Семёнович, Вы, как глава крупнейшей…», «Специально для Вас мы подгтовили…». Чистая манипуляция, построенная на подобострастии и лести.
Подобострастие и лесть — стоп-факторы в коммуникациях.
Александр Семёнович и без нас знает, чего он глава. А для вдумчивого руководителя попытка подъехать к нему на такой кривой козе — звоночек. Если, конечно, он не самовлюблённый тиран, что скорее исключение в большинстве современных корпораций.
Интересно, что начиная со второй половины Tone-of-voice его составитель сам начинает сбиваться и употребляет местоимение «вы» с маленькой буквы. Это как нельзя лучше иллюстрирует то, что «вы» действительно смотрится более релевантно уважительному и партнёрскому общению.
Если у бренда есть цель установить доверительные и партнёрские отношения с клиентами и партнёрами, то она достигается другими инструментами.
Например, четыре основные приёма для эффективной коммуникации, это:
- правдивость в описании
- точность деталей
- подходящее время для коммуникации с клиентом
- уместность канала коммуникации
Могу расшифровать их подробнее, если есть необходимость. Но в любом случае «на Вы» — это плохая коммуникация.
_________________________
Вы наткнулись на этот материал случайно. Чтобы гарантированно получать полезную информацию о медиакоммуникациях, подпишитесь на мой телеграм-канал
Ссылку на словарь или филологический разбор не вижу, простое частное мнение - не аргумент, а, всего лишь, мнение. Во-вторых, большинство обращений на "вы" происходит к людям, занимающим высокие должности (ген дир., председатель, глава и тд), лет 40+ с советским образованием. Уверяю, они в курсе почему "В" с большой буквы и не видят в этом завуалированное оскорбление - спите спокойно, жители города.
На самом деле за «Вы» может скрываться всё, что угодноНу ок, за словами "уважаемый" и "Александо Семенович" тоже много всякого может быть скрыто, поэтому правильней сразу писать "гандон".
то есть, сразу с козырей заходить?
Да чё тянуть. Подумают еще, что ты уважение проявляешь, а это признак слабости. И сразу в лоб надо вываливать, не здороваясь, чтобы время собеседника не тратить.
В школе учили, что "Вы" при обращении к конкретному человеку, а "вы" при обращении к группе лиц.
В бизнесе бывает по-разному
Меня в школе учили, что "вы" — это к конкретному человеку или к неопределенному кругу, а "Вы" — только к конкретному, но допускается такое в исключительных редких случаях.
То есть "вы" будет правильно всегда, а "Вы" — иногда. Используя бритву Оккама, пишу только "вы".
Оккам рулит!
В коммуникациях с незнакомыми людьми правильнее использовать "Вы" - просто потому, что у собеседника может непредсказуемо пригореть, а это - потеря раппорта на ровном месте.
Да, это архаизм, да, это калька с немецкого Sie. Но по ту сторону может оказаться Вильгельмина или целый Фердинанд, и глупо терять очки доверия.
У меня от «Вы» пригорает. Точнее, когда натыкаюсь взглядом на «Вы» в письме, понимаю, что дальше можно не читать. С большой буквы — елейно и неприятно
Давайте попробуем подойти к вопросу не по методике " у меня от «Вы» пригорает" (важное, но частное мнение), а с оценкой статистически достоверной эффективности:
Какова вероятность, что также подгорит у Х% ?
Какова вероятность потери прибыли У% в этих случаях (Х%*У%)?
Какова вероятность аналогичных событий, если всегда писать "вы"?
Какова вероятность аналогичных событий, если всегда писать/подразумевать "ты"?
Статистики-то нету. Как вариант - всеми силами избегать буквального обращения, и мониторить, как обращается собеседник.
Ну вот только что: я по электронной почте общался с человеком на "вы" - а в ответном получил пачечку "Вы". Всё, тут вопрос закрыт - переходим на Deutsche Sie.
Я тоже не люблю это "Выканье", а при персональном общении меня и от "выканья" вымораживает малость. Но что поделать - ЛПР до сих пор люди в возрасте, а есть ещё церберы на входе, прошедшие старую школу и считающие себя образцами стиля и хороших манер.
Ну и в конце концов - вдруг там всё же обершпрехшталмейстер Фриц фон Югендштральф
А встречались примеры, когда люди реально обижались на «вы» вместо «Вы»? Сама ни разу не видела, даже в случае с теми, кто со мной на «Вы» подчёркнуто (и, видимо, ожидают того же в ответ)
Да, часто – и это только на уровне "тычков" при прямой коммуникации ("я то к Вам уважительно, а вы мне тут бескультурно хамите, гад такой"). Боюсь представить, сколько обижается молча, либо начинает считать тебя неотесанной деревенщиной.
Если по ту сторону целый Фердинанд - рекоммендуется на двойное Вы обращаться)
*рефлекторно зиганул*
1. Есть правила правописания местоимения "вы" в русском языке, которые никто не отменял. Есть куча других правил делового общения. Если не знаешь предпочтений собеседника - действуй по правилам. Это нормально.
2. Если твой собеседник такой бунтарь, что у него подгорает при соблюдении общепринятых правил - это его личные тараканы, а не руководство к действию для тебя.
3. Если в процессе общения ты горишь желанием "отзеркалиться" - переходи на стиль общения собеседника. Не горишь - действуй по правилам.
4. Ключевой момент. Почему ты должен переходить на его стиль общения, а не он на твой? Не тут ли зарыта слабость позиции?
Ты прав.
А я, кстати говоря, тоже правил не нарушал )):
"Значение слова «ты»
2. Разг. В неопределенно-личных предложениях и предложениях с обобщенным значением употребляется для обозначения человека вообще".
Я ни к кому конкретному не обращался, это именно неопределенно-личные предложения. ))
А на тебя, тёзка, я тоже не обиделся, ибо считаю "ты" нормальным.
1. Полагаю, что стилистическая норма вежливого обращения на "Вы" в российской филологии ещё жива.
2. Почему бренд должен переходить на удобную для клиента форму общения – вопрос непростой. Может и не должен, как и клиент не должен покупать услугу/товар. Вот такая счастливая идиллия, где никто никому не должен.
Это мысль Лебедева из его тг канала (см. скриншот).
Если человек старательно стремится придерживаться правил русского языка, ему следует использовать "Вы" с заглавной буквы при обращении к человеку в любом месте предложения. Особенно это касается официальных документов, где канцелярит неизбежен.
Если человек хороший знакомый, общение неформальное, но обращение на "ты" по-прежнему неуместно, часто пишут "вы" со строчной буквы, потому что с заглавной действительно в таком случае как-то чересчур может резать глаза адресату.
P.S. Поступайте как хотите, всё зависит от восприятия конкретного человека.
- стоп! а Александр Семёнович почему с большой буквы?!