{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как мы в 3 раза увеличили конверсию лендинга известного рекрутера Алисы Воронежской и не получили оплату

Показываю на примере, как увеличить конверсию в разы за счет работы с ценностным предложением. Прикладываю полезные материалы.

Дисклеймер 1. Все участники и события вымышлены, любые совпадения с реальными людьми и событиями случайны.

Дисклеймер 2. У меня нет каких-либо претензий к участникам описываемых событий. Конечно, их и не может быть — смотри дисклеймер 1.

Привет, я Андрей — основатель Rocketyze и автор канала о практическом маркетинге. Цель статьи — показать, как можно увеличить конверсию, в данном случае — лендинга, но это работает и с другими инструментами. Я уже писал, почему конверсия — основное, с чем нужно работать, и обещал примеры: один был ранее, сегодня второй. Думаю, что статья будет полезна скорее владельцам бизнесов, чем маркетологам — последние вряд ли найдут что-то новое для себя.

Многообещающее начало

Все началось с того, что я увидел в одной социальной сети пост одного известного рекрутера… Так, стоп, нам потребуется имя. Назовем его… хотя нет, лучше её… пусть будет Алиса. Алиса Воронежская.

Итак, Алиса Воронежская публикует пост с запросом на помощь в разработке ценностного предложения своего продукта — карьерного чекапа. Мол, в целом все ок, продукт востребован, клиентов много, но, как всегда, хотелось бы больше — и наверняка это можно сделать через переработку ценностного предложения.

Отлично! Ведь разработка ценностных предложений — наша специализация. И Алиса абсолютно права: сильное ценностное предложение, отвечающее потребностям потребителей да еще и отличающее от конкурентов — верный способ поднять продажи. Супер, когда потенциальный заказчик на одной волне с нами, так что шанс упускать нельзя.

На самом деле, у меня было подозрение, что пост Алисы — лишь способ привлечь внимание к продукту, но и упустить эту возможность я не мог. Я был уверен, что это может стать отличным кейсом, ведь Алису Воронежскую знают на рынке, и значит, наша главная задача не заработать, а упаковать сделанное в кейс и отнести другим рекрутерам.

Что было не так с оригинальным ценностным предложением

Я нахожу продукт на сайте Алисы, изучаю описание и пишу ей письмо-предложение с мыслями (привожу тезисно):

  • Люди не знают, что такое карьерный чекап, а когда не знают, не видят ценности. Текущее описание слабо раскрывает содержание и ценность услуги.
  • Судя по описанию на сайте, карьерный чекап позволяет «комплексно оценить риски и возможности карьеры» и корректировать карьерный путь и избегать проблем. Если продолжать медицинские аналогии, карьерный чекап в текущей подаче — это профилактика.
  • Но у нас не принято заниматься профилактикой — медицинский чекап делают единицы.
  • Людям скорее надо не «комплексно оценить риски и возможности», а решить проблему: найти новую работу, повысить зарплату, пробить стеклянный потолок и т.д.
  • Поэтому наша задача подавать продукт не как профилактический, а как диагностический. Разница в том, что профилактику делают до появления проблем, а диагностику — когда петух уже клюнул и пора лечиться. То есть еще непонятно, в чем именно проблема, но что-то где-то кольнуло и надо диагностировать: показаться специалисту, сдать анализы и поставить диагноз. А после на основании диагностики разрабатывать план лечения.
  • Конечно же, сам продукт менять не надо — это вопрос подачи, «упаковки».

Оригинальный вариант лендинга выглядел (примерно) так:

Я пишу «примерно», потому что тогда не догадался снять скрины и сделал их только через несколько месяцев, так что какие-то детали могли измениться, но в целом было так.

Полностью открыть его можно здесь.

«Ставим шкуру на кон»

Алиса ответила на письмо, мы созвонились, но в процессе разговора стало понятно: позиции сильно расходятся, и у меня не получится убедить Алису и ее коллег перепаковать продукт под другим соусом.

Поэтому я предложил такой вариант: мы разрабатываем новое ценностное предложение и упаковываем в виде лендинга, раз уж продукт и так представлен на лендинге и на него идет трафик. После этого проводим A/B тестирование, в котором участвуют старый алисин лендинг и наш новый — на основе переработанного ценностного предложения. Если наш вариант победит — получаем оплату за ценностное предложение и лендинг, проиграет — не получаем ничего.

Зачем это мне? Во-первых, включился азарт. Я не люблю быть неправым и был уверен: предлагаемый подход сработает лучше, и я был намерен это доказать. Во-вторых — кейс. Даже если бы вдруг из-за какого-то события мы бы не получили оплату — ну и ладно, хороший кейс принесет больше денег от других клиентов.

В общем, договорились с Алисой и ее коллегами и принялись за работу.

План работ

Процесс выглядел типично для таких задач:

  1. Глубинное интервью. В ходе этого интервью я или мои коллеги задаем вопросы, чтобы погрузиться в бизнес заказчика и продукт.
  2. Наша кабинетная работа по разработке ценностного предложения и подготовке артефакта — документа с его описанием.
  3. Разработка текстового прототипа лендинга.
  4. Собственно верстка лендинга, настройка аналитики и т.д.

Полезное:

У нас есть примерный список вопросов, по которому мы идем, когда погружаемся в бизнес заказчика. Если делаете для себя, тоже можете использовать. Парадоксально, но, просто ответив самому себе на некоторые вопросы о своем бизнесе, можно многое улучшить — почему-то мы не привыкли эти вопросы себе задавать. Список можно скачать здесь, пользуйтесь на здоровье.

Первая страница. Полностью здесь.

Ценностное предложение

Провели интервью, после чего ушли на разработку ценностного предложения. Тогда мы использовали шаблон Остервальдера, и я рекомендую его применять, если делаете ценностное предложение даже для себя. Всегда есть соблазн ничего нигде не фиксировать, а держать в голове, но проверено — фиксация дает лучший результат, так как заставляет структурировать. Инструмент несложный, хотя и со своими недостатками, но для старта годится более чем.

А вообще рекомендую купить книжку — по сути это методичка с описанием алгоритма. Выглядит она так:

"Разработка ценностных предложений", Александр Остервальдер и Ив Пинье

Сейчас мы почти не используем шаблон Остервальдера, так как разработали свою методологию. Но тогда мы ее еще обкатывали, поэтому для скорости сделали именно в шаблоне ценностного предложения:

Пришли к такой формулировке: «Услуга карьерного чекапа помогает миддл и топ менеджерам, которые хотят управлять своей карьерой, тем, что дает объективную и всестороннюю оценку их позиции на рынке труда и предлагает высокоуровневый план действий».

Описание ценностного предложения — отдельный документ, но здесь не буду его прикладывать, так как чту конфиденциальность информации от наших заказчиков (даже вымышленных) и вообще в статье привожу только то, что можно сделать самостоятельно без каких-либо инсайдов.

Текстовый прототип

Написали текстовый прототип лендинга.

Полезное:

Вредный совет: взять шаблон лендинга и заполнить его контентом. Так делают многие, и это абсолютно бесполезное занятие — результата не будет никакого.

Полезный совет: сначала пишите текстовый прототип, то есть весь контент лендинга без каких-либо элементов дизайна, картинок и пр. — только текст с выделением заголовков, подзаголовков, списков и т.д. Это заставляет сфокусироваться на содержании, а не форме.

Верстка лендинга

Далее сверстали лендос.

Полезное:

Многие ругают Тильду, но, на мой взгляд, для таких целей она подходит идеально — в ней гораздо проще собирать и пересобирать страницу, чем в Вордпрессе или Битриксе. Видел много случаев, когда люди, наслушавшись, что с Тильдой что-то не то, делали на Вордпрессе и Битриксе, но в итоге из-за более сложных и менее гибких конструкторов в них натягивали контент на шаблон — как писал выше, это работает очень плохо. Тильда, на мой взгляд, этих недостатков лишена.

Конечно же, если можете привлечь верстальщика, эта рекомендация неактуальна, но, по опыту, в Тильде получается быстрее, и в ней ребята уже подумали над конверсионными инструментами — кнопками и прочим, которые вы сами, вероятно, забудете.

На лендинге отразили не все, что хотели: для таких услуг важны истории успеха и отзывы, но их, к сожалению, заказчик подготовить не успел.

Дизайн не выдумывали — сделали на базе других лендингов Алисы. Дизайнер вообще не участвовал в работе.

Вся работа, включая ценностное предложение и лендинг, заняла чуть больше недели. Это мегабыстро для такой задачи, но очень уж хотели произвести впечатление на столь известного заказчика :)

Вот что у нас получилось:

Посмотреть лендинг можно по ссылке.

А/B тест

Потом, конечно, какое-то время заняли согласования с коллегами Алисы, но в итоге вышли на А/B тест. Рекламные кампании для этого продукта у Алисы уже были, так что делили трафик с существующих кампаний между двумя лендингами — старым и нашим новым.

Тест длился почти полтора месяца. Я периодически заходил в аналитику и радовался, потому что видел — наш вариант стабильно выигрывает.

Сравнивали мы по конверсиям в форму заявки.

Я не могу называть абсолютные цифры по трафику и конверсиям, но их было достаточно, чтобы тест считать достоверным.

Результаты смотрели по Google Optimize и по Google Analytics. Optimize сообщал, что наш вариант выигрывает:

По данным Optimize, конверсия нашего варианта была в 2 раза выше оригинального.

Мы все это сравнивали с данными из Google Analytics и заодно пересчитывали конверсию посетителей.

Полезное:

Если используете Optimize, сравнивайте данные с Google Analytics и, возможно, даже пересчитывайте. Optimize умеет считать только по сеансам, но ведь на одного пользователя может быть несколько сеансов. По данным Optimize, конверсия нашего лендинга была в 2 раза выше оригинального, а по данным GA, выигрывала в 2,9 раза, то есть приносила почти в 3 раза больше лидов с того же объема трафика.

Заказчик результаты не принял

К сожалению, коллеги Алисы, которые занимаются трафиком, эти результаты не приняли. По их мнению, было некорректно сравнивать конверсию в заявки через формы на двух лендингах, потому что эти формы были на разных этапах воронки.

Я так и не смог понять, почему они так считают. По моему мнению, формы находятся абсолютно на одном и том же этапе воронки. Да вот посмотрите сами:

Так выглядела форма на старом лендинге
А так на новом

Кроме того, по информации от коллег Алисы, конверсия в оплаты (которая происходила потом и которую мы не видели в аналитике) со старого лендинга была выше, чем с нового, поэтому старый лендинг, по их мнению, работал все же лучше.

Конечно, это так и было и по другому быть не могло, потому что старый лендинг после заполнения формы сразу перекидывал посетителя на страницу оплаты, а на новом только уходила заявка, после чего с клиентом надо было связаться и вручную отправить ссылку на оплату. У меня нет оснований думать, что на этом этапе в процессах что-то было сломано (например, долго связывались с клиентом или не связывались вообще) — возможно, клиенты просто успевали передумать.

Ах да, интеграцию с платежной системой мы не стали делать именно по просьбе заказчика. А раз интеграции не было, то сравнивали мы не оплаты, а заполнение форм, предшествующих оплатам — кажется, логично.

В общем, по мнению коллег Алисы, мы сравнивали конверсию на разных этапах воронки, с чем я был категорически не согласен. Ну и я говорил, что наш лендинг лучше конвертит в лиды, и показывал цифры, а заказчик отвечал мне, что эти лиды хуже конвертируются в оплаты — но этого мы уже не видели и влиять, конечно, никак не могли.

На мой взгляд, если это и происходило, то по причине внутренних процессов, а не качества лидов — реклама была той же самой, суть продукта на лендинге мы не искажали, плюшек за отправку заявок не обещали. Поэтому в таких ситуациях надо проверять процессы, которые идут за конкретным этапом воронки — получением лидов.

Бесславное окончание

Найти общий язык с коллегами Алисы у меня не получилось, поэтому закончилось тем, что я попросил наш лендинг удалить, а эксперимент остановить. Мы обсудили с ребятами внутри и решили «ну и ладно, не получается убедить, что наш вариант работает лучше (хотя что тут убеждать — вот цифры из аналитики), не будем тратить время и перейдем ко второй, истинной цели — продажам кейса другим компаниям из HR сферы: рекрутерам, хедхантерам, поставщикам HR-услуг и т.д.»

И тут нас ждало еще одно разочарование :) Оказалось, что имя Алисы не только не продает эйчарам, но и почему-то даже вызывает раздражение. Мне сложно сказать, почему — возможно, профессиональная конкуренция и/или зависть, но факт остается фактом — имя Алисы не помогло нам продать кейс другим рекрутерам, а скорее даже помешало.

Мы раньше не замечали такого в других сферах: показываешь релевантный кейс да еще и с известной компанией — как минимум заинтересуются и выслушают. В HR-сфере это не сработало 🤷‍♂

Итог

  • Работу провели.
  • Результат получили — и это самое главное. У нас был челлендж доказать, что наше ценностное предложение будет работать лучше, и так и произошло.
  • Оплату за работу не получили, но и не страшно.
  • Кейса не получилось, и вот это обидно.

Еще раз порядок действий

1. Ответьте себе на вопросы по списку выше. Ключевые из них: кто ваш клиент, почему он покупает ваш продукт, почему он должен купить у вас, а не конкурентов.

2. Встаньте на место потребителя, подумайте, что ему важно и что его беспокоит. Нанесите это и ответы из первого пункта на шаблон Остервальдера или любой другой, который вам нравится. Это позволит структурировать информацию.

3. Сформулируйте ценностное предложение в виде фразы или абзаца текста. Можете использовать шаблон из статьи.

4. На основе сформулированного ценностного предложения напишите текст — пока не думайте про лендинг. На этом этапе, вероятно, потребуется копирайтер, но, чтобы получить нормальный результат, первые 3 шага вы должны проделать самостоятельно — ни один копирайтер этого не сделает за вас (если говорит, что сделает — не верьте).

5. Только когда есть весь текст, верстайте лендинг. Используйте конструктор или наймите верстальщика. Главное не натягивайте на готовые шаблоны — получится ерунда.

Очевидно? Более чем. Только почему-то я чаще вижу, когда сразу приступают к пятому шагу — а без первых четырех смысла в этом примерно ноль. Сможете определить ценность для клиента и, не расплескав, донести до финального материала (лендинга, презентации, коммерческого предложения и пр.) — гарантированно увеличите конверсию.

Задавайте вопросы, пожалуйста.

А так как статья о маркетинге не может считаться статьёй о маркетинге без ссылки на телеграм-канал, то вот и она — рассказываю о практических приемах стратегического маркетинга.

0
109 комментариев
Написать комментарий...
Светлана Харитонова

А я тоже вижу разные этапы воронки 🤷🏼‍♀️🤷🏼‍♀️🤷🏼‍♀️Как ни крути 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Поясните, пожалуйста. Почему разные?

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Харитонова

Я опишу что я вижу на 2 скринах. Для меня , как для пользователя - психологически «оставить заявку на » и «записаться на» разный уровень восприятия.  Лично я бы в их 1 варианте не оставила заявку - просто из-за 1 фразы, так как не уверена , что это мне нужно. А во втором вашем- возможно оставила бы свои данные. Если цель - сбор данных, то 2 вариант выигрышнее. Но из первого приходят более прогретые и уверенные, что им это нужно. Надеюсь понятно объяснила ))) и прекрасно понятно что следующий этап обработки заявки для них оказался продуктивнее в 1 случае. Да, Лидов больше, Конверсии выше, но оплат действительно в итоге могло быть меньше. 

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Нескоромная

Я попыталась понять почему вы видите разные этапы воронки, но то, о чем вы пишите — не совсем корректно. Вы делаете больший акцент на посыл, чем на этап. После клика по рекламному объявлению человек в а и б варианте попадал на сайт, где в обоих случаях стояла форма для ввода данных. Как они называются, какой посыл и тд — это вопрос не этапов воронки, а контента, формулировок. А вот дальше идет уже различие в этапах. Потому что в случае оригинала юзер переходил к следующему этапу — оплате, а на новом сайте сидел пригорюнившись и ждал звонка менеджера)

Если договоренности были такие, что "мы смотрим и оцениваем аб тест по конверсии в лид" — тогда странно здесь спорить. 
Если бы вопрос был в рои, тогда и разговор был бы другим

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Харитонова

на подумать) есть такая штука как коммуникационная стратегия. Для каждого этапа взаимодействия пользователя - своё сообщение. И вот то как написаны формы - это разные сообщения кардинально, и они для разных этапов пути пользователя) поэтому если рассматривать эту ситуацию- думаю все-таки разные этапы воронки имеют место быть. Особенно внутри компании. 

Ведь как мы все знаем воронка - это предполагаемый путь пользователя. . 

Но тут, я смотрю, главное в воронке лишь конверсия и отличное мнение от данных не интересует))) 

По поводу договоренностей соглашусь - конверсия да, была выше. Но теоретически ее любыми способами можно нагнать🤷🏼‍♀️ 

На этом я заканчиваю обсуждать про воронки. Мой спич был и остаётся один. Нет правильного и не правильного, как и весь маркетинг в целом. Но понятие «разные этапы воронки» именно в данном случае имеет место быть. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
 есть такая штука как коммуникационная стратегия. Для каждого этапа взаимодействия пользователя - своё сообщение

Пишете "стратегия", а говорите о тактике.

 И вот то как написаны формы - это разные сообщения кардинально, и они для разных этапов пути пользователя)

Нет. Это разные варианты сообщений для одного пути пользователя.

 Но тут, я смотрю, главное в воронке лишь конверсия

Да, самое главное в воронке - это максимальная конверсия каждого этапа в следующий (включая лиды в оплаты, конечно же).

 Нет правильного и не правильного, как и весь маркетинг в целом. Но понятие «разные этапы воронки» именно в данном случае имеет место быть.

Да, о том и речь, что вы прицепились к воронке, а я вообще-то про ценностное предложение статью писал. Конечно же, мы не можем уверенно очистить влияние именно ценностного предложения, но мы никогда на самом деле не можем очистить - всегда есть допущения и миллион факторов.
Но у меня нет сомнений, что в данном случае основной эффект был именно от изменения ценностного предложения и как следствие ключевых сообщений, а не форм и кнопок.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Федоров

В это кейсе этап воронки — лид с формы на сайте. Желание пользователя оставить заявку на одном сайте или не оставить на другом, никаким образом не влияет на этап воронки. Квалифицирующая форма могла бы изменить этап воронки, но тут формы одинаковые.

"Приходят более прогретые и уверенные" — по такой логике нужно делать максимально плохие лендинги с минимальной конверсией и продавать только очень лояльным клиентам. Как ни странно, эту тенденцию я много где встречал. Но я думаю , это связанно с неумением или нежеланием "продавать". Это как в магазин приходишь и покупаешь, тебе не продают, ты покупаешь.. Чувствуете разницу!?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
 "Приходят более прогретые и уверенные" — по такой логике нужно делать максимально плохие лендинги с минимальной конверсией и продавать только очень лояльным клиентам. Как ни странно, эту тенденцию я много где встречал.

Тоже часто вижу. Типа "те, кому действительно надо, купят и так".

Самое интересное, что определенная логика в этом тоже есть - существует эффект, который выражается во фразе "наши мальчики погибли не зря" - чем бОльше уже вложено ресурсов на пути (в данном случае на пути клиента), тем сложнее остановиться. Но использовать его надо все же по-другому - не усложняя путь, а вовлекая, что приравнивается к приложению усилий (ресурсов).

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Федоров

Описанный вами эффект, как раз сейчас хочу применить в одном из проектов. Но это все же немного про другое как я считаю. Это больше про вовлечение, трату определенных ресурсов. В совокупности с хорошим предложением думаю сработает.

Вы правильно выразились, " те, кому надо, купят"  купят, но эти продажи закончатся когда прийдёт конкурент с хорошим предложением, умением и желанием продавать.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Да-да, я об этом и говорю. 

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Федоров

Я к тому что этот эффект не относится к нежеланию продавать )

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Не относится

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

И, тем не менее, это один и тот же этап воронки. Да, разные формулировки, так ведь и задача была максимизировать конверсию лендинга. Или вы считаете, что лучше ее уменьшать?
Заказчик говорил именно про этапы воронки, а не про формулировки в конкретных формах.

 но оплат действительно в итоге могло быть меньше.

Да, я об этом же и пишу. Но на это я повлиять никак не мог. 

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Харитонова

Я считаю что лучше меньше, да лучше ))) фактически это один этап в классическом интернет-маркетинге. В CJM - это были бы разные этапы. И при ux- исследовании обоих лендингов это бы выявилось )

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Вы же отдаёте себе отчёт в том, что оперируете неполной информацией, а я - полной, но раскрыть ее по понятным причинам не могу?
Логика в ваших словах есть, но нет, проблема была не в этом. 

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Харитонова

Тогда я вообще не поняла смысл написания вашей статьи 😂😂😂 называется «поп*здеть ни о чем»🤷🏼‍♀️ 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
 Тогда я вообще не поняла

Не переживайте, бывает. 
.
Кстати, поздравляю с регистрацией на vc и первыми комментами!

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Харитонова

Спасибо! Вы просто пишете , что у вас то есть данные, то их нет. Воронки, romi и ltv решают в итоге 🤷🏼‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Да, я тоже знаю много всяких TLA ;)

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Федоров

Так часто пользуетесь разной терминологией, что мне кажется, что за этим скрывается ваше непонимание этой самой терминологии.
Например только по термину UX до сих пор не утихают споры.
UX исследование лендингов выявило, разность написания призыва к действию ... Вы серьезно!? 

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Харитонова

Это ваше оценочное суждение, не имеющее ничего общего с реальностью))) 

Ответить
Развернуть ветку
106 комментариев
Раскрывать всегда