{"id":8499,"title":"vc.ru \u0438\u0449\u0435\u0442 \u0432\u044b\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u044e\u0441\u0435\u0440\u0430 ","url":"\/redirect?component=advertising&id=8499&url=https:\/\/vc.ru\/team\/314459-vypuskayushchiy-prodyuser-kreativnogo-otdela&placeBit=1&hash=34698330acc58f51615fd71105e84a558eebd5a4f60d32de70f3a794ef4ca846","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Илья Ефимов

Почему ваша компания деградирует и как скоро она развалится: катастрофа в бизнес-процессах, часть вторая

Иногда всякая «скучная фигня» про менеджмент оказывается вообще самым важным инсайдом, потому что успех скрывается за методичной невидимой ежедневной работой.

В первой части этого материала я предложил вариант начальных действий для построения среднестатистической компании, а также подробно расписал проблемы в организации бизнес-процессов. Теперь давайте посмотрим, насколько сильно отсутствие системности отражается на состоянии дел.

Не претендую на экспертность, но кое-что могу сказать за это ваше предпринимательство.

Содержание:

Для большего погружения в глубину проблемы, наверное, стоит прочесть предыдущую часть, иначе контекст будет ясен не до конца. Можно и сразу перейти к замечательным историям, но ощутимая польза появится только при целостности понимания происходящего. Для удобства там есть ссылки на краткое содержание, чтобы вы не тратили своё время и сразу уловили, о чём пойдёт речь.

Наша жизнь постоянно усложняется – кризис следует за кризисом.

Сегодня с учётом международной обстановки вокруг недоэпидемии вопросы управления бизнес-процессами стали ещё острее чем раньше. Ситуация осложнилась тем, что всем нужно руководить удалённо. А дистанционная коммуникация возможна только тогда, когда всё детально описано и сформулировано вплоть до мельчайших элементов, разложено по полочкам до полной безупречности, оцифровано и доведено до того предела, когда вы в режиме реального времени видите на дашборде на смартфоне полностью всё, что происходит. Ну, или в виртуальной проекции из глаза через чип в мозге (не забывайте только синхронизироваться на контрольных точках и вовремя проходить диагностику: масло там капать или новые прошивки из матрицы закачивать).

У вас транспортная компания?

Вот трекеры на машинах по всем маршрутам, расход бензина, расчётное время прибытия, зоны плохих участков дорог, объезды, посты гайцов, количество пустых фур, экран со степенью прохождения и согласования документов.

У вас бургерная?

Вот число транзакций, средний чек, время максимального потока посетителей, скорость приготовления и выдачи заказов, статистика по продуктам и использованию банковских карт. А также процент тех, кто попросил выкинуть из еды лук, порезать бекон или дополнительно посолить.

Большая часть данных фантазий уже почти общедоступна. Полная цифровизация – последний идеальный предел управления, к которому нужно стремиться. Сколько пройдёт времени до такого момента, ответить можете только вы сами.

Читал любопытный кейс двадцатилетней давности про какую-то скандинавскую страну. Там новый руководитель местной авиакомпании после того как пришёл на место работы, сделал всего одну вещь. Он решил улучшить на несколько процентов каждый элемент сервиса по сравнению с конкурентами. Подробностей уже не помню, но в результате директор добился просто феноменального успеха…

Я описываю те мысли, которые у меня постоянно возникают на практике при появлении различных трудностей – именно с этого я бы начал работу по созданию своей собственной компании, если бы решил уйти из найма. За свою карьеру я руководил только небольшими командами или выполнял такую роль, когда меня не назначали на подобную должность. Но довольно часто возникали кризисные ситуации, при которых приходилось что-то придумывать, потому что отсутствовали промежуточные звенья между собственником и сотрудниками, и надо было что-то как-то решать, чтобы работа не встала.

У меня были такие халтуры, не связанные напрямую с основной работой, которые по уровню приложения усилий вполне можно было бы посчитать бизнесом. Некоторые мои знакомые делали порой для своих компаний гораздо меньше, чем я для сторонних отвлечённых проектов.

Фото-факт: яхта российского олигарха терпит крушение при его экстрадиции из Лондона после запроса налоговой инспекции.

Представьте себе здоровенный айсберг, погружённый в воду на 90%. Оставшиеся 10% наверху – это то, что компании обычно кое-как делают в своих бизнес-процессах. Остальное – то, что брошено загнивать на произвол судьбы и к чему почти никогда не подпускают маркетолога: там царство офисного планктона. Ладно бы если сами делали или это не влияло на этой ваш PR и SMM. Так ведь нет.

И что же происходит рано или поздно? Наш кусманище льда попадает под тёплое финансовое течение, а потом наступает момент, когда его выносит волной на дикий пляж в каком-то жарком краю. От громады остаётся только огрызок с маленькой группой топов, которых выбрасывает на безжизненный необитаемый остров. Или он натыкается на стаю китов, а то и на самого большого кракена. Последний даже до пляжа на льдине не даёт доплыть, чтобы позволить директору от безысходности склеить там ласты под безжалостным палящим солнцем.

- А1.

- Ранил. И убил(

- Однопалубник!!!

- $#&@...

Залётные коммерсанты

Плохие бизнесмены, всегда сидят на измене

С айсбергом маркетинга происходит ровно то же самое, правда по иным причинам.

Абсолютно неважно, что вы хотите сделать – статью или сайт, требуется получить от клиента или работодателя очень многое. И кстати для написания хорошего текста внутренних усилий нужно не сильно меньше, чем для среднего по размеру лендинга!

Мне бы хотелось, чтобы основная масса предпринимателей хотя бы немного задумалась о том, что вообще происходит. Мало того, что большинство никак не помогает своим маркетологам в работе, так некоторые ещё и мешают. Например, был у меня руководитель, который однажды ответил на моё предложение об изменении некоторых процессов в работе так: «Чё ты тут лезешь, а? Самый умный что ли? Вот откроешь своё рекламное агентство – там и будешь командовать!». К слову ситуация заключалась в том, что меня заставляли сначала выставить в презентации цену на стоимость сайта для клиента, а уже потом думать о том, что конкретно на нём будет. Также предполагалось работать просто по заполненному брифу (причём мною, практически без участия заказчика) без создания технического задания…

Проработка бизнес-процессов нужна уже тогда, когда вы ещё только фрилансер, самозанятый или открываете ИП. Что уж тут говорить о средних или даже крупных компаниях?

Особенно важно это для рекламных агентств, потому что их нанимают, чтобы исправить все недочёты клиентов и вывести бизнес на новый уровень качества и рентабельности.

Завод без регламентации бизнес-процессов обанкротится. Но ларёк с шавермой тоже! Причём быстрее, так как у него гораздо меньший запас прочности. В обоих случаях нужен серьёзный деловой подход: начинать тщательное планирование стоит с самого малого числа работников.

А то я читаю периодически откровения по типу «Ну, вот теперь у нас стало 50 сотрудников вместо 30, решили внедрить грейды скиллов!». Чё, правда?..

Напрасно тут уже говорить о том, что коммерсанты могут об этом не думать, даже если у них в штате хоть 300 человек, хоть 3 000. Но и думать – ещё не означает делать.

Я кстати не зря упомянул шаверму: мне нравится этот вид фастфуда, но ем я его крайне редко из-за того что очень высока вероятность получить что-то несоответствующее своему вкусу или просто травануться из-за миллиона причин. Смотрите, вопросы начинаются уже с места, в котором работает полтора землекопа…

Закажите обед у нас!

Доставка еды

Самое забавное, что нормальной структуры и организациях нет как раз именно там, где это особенно критично: в сфере обслуживания, и в частности – в отрасли питания. Сейчас разгар эпопеи с доставкой еды и я просто ужасаюсь, когда смотрю на то, как люди управляют своими «тёмными кухнями». Ладно, что почти у всех некрасивые или неудобные сайты и плохо даже у тех, кто на рынке присутствует много лет.

Такое ощущение, будто у всех заведений еды вообще нет технологов пищевого производства и менеджеров по качеству. Некоторые ещё и своих сотрудников бьют! В итоге все действия маркетинга сливаются в минуса плохой кухней и отвратной доставкой. Годами наблюдаю, как владельцы и службы поддержки просто зашиваются, не успевая просить прощения в социальных сетях или удалять негативные, но правдивые отзывы людей с… их последующим баном в группах))

В результате я последние несколько лет почти перестал заказывать привозную пищу – всё стало дороже и тупо хуже. Если раньше хотя бы была уверенность в том, что за большие деньги качество будет выше, то сейчас такого параметра практически уже нет – абсолютно полный рандом. Получить в сушильне нормальную рыбу можно только на месте в ресторане с чеком от ~ 500-700 рублей за ролл. Но для стационарного заведения это ещё относительно немного за специфическую еду, а вот в доставке даже за такую стоимость нельзя быть уверенным в качестве.

С пиццами дело обстоит примерно так же.

И это – на сверхконкурентом рынке, где можно элементарно выделиться только тем, что кухня поддерживает постоянный уровень качества и свежести блюд. Сложно представить, сколько можно сэкономить на рекламе, если уйти от цели постоянного поиска новых клиентов и поставить задачу возврата покупателя во второй раз или вырастить лояльность на постоянной основе.

Нужен ли для осознания этого факта крутой маркетолог? Нет. Это всего лишь здравый смысл.

Давайте потратим на контекстную рекламу 100 000 рублей. Должно же это уже, наконец, сработать!

Офисный планктон

Всех задолбал и пойдёт на корм киту он

Кафе

Ещё пример. Один популярный «повар-обзорщик» с Ютуба открыл своё заведение и даже после расширения и переезда в большее помещение спустя полгода, не может обеспечить собственный стандарт качества, который анонсировал как эталон. В комментах ему выдают ровно те же претензии, которые он сам предъявлял к разным доставкам раньше. Причём иногда доставки привозили лучше, чем можно получить на месте в его кафе.

Я не сомневаюсь, что он в итоге справится, но это просто очень характерный пример того, что:

  • Даже при очень концентрированной подготовленной целевой аудитории;
  • Предвкушении продукта без рекламы;
  • Наличии какой-никакой пусть и не очень гибкой бизнес-модели;
  • Достаточных финансах;
  • И длительной временной возможности работать в минус или ноль…

… отсутствие регламентов бизнес-процессов неизбежно создаёт проблемы.

Знаете, почему у некоторых сетевых брендов сотни и тысячи точек? Потому что у них всё настолько тщательно и хорошо продумано, что есть даже инструкции для сотрудников о том, как мыть руки. А видели ли вы когда-нибудь федеральную сеть шавермы?

Ритейл

Или вот ещё кейс. Возьмём продуктовый магазин. Что самое главное должно быть в нём, чтобы обеспечить продажи? Количество и качество товаров? Скидки? Рекламные акции?

Нет.

Проходы между полками, в которых могут без проблем разъехаться две тележки. Тележки, в которые влезает 2 пакета, заполненных продуктами. Большие, вместительные и прочные пакеты, способные удержать 7+ кг веса. Удобная движущаяся лента у кассы с широким лотком, а также стоящие отдельно рядом столики для перекладывания товаров из корзин. Ещё желательно, чтобы кассиры не отпугивали своей внешностью и выражением лиц…

Почему эти моменты важны? Потому что это один из ключевых параметров обеспечения потока покупателей, часть рабочего механизма структуры торговли. Если мне неудобно или неприятно находиться в одном магазине – я пойду в другой. Если чего-то не хватает – собираются очереди и товара в единицу времени покупают меньше. А это убыток.

По-моему – это довольно очевидные, совсем базовые вещи, которые важнее всего остального, ну кроме общего состава продуктов в торговой точке. Но почему-то об этом мало кто думает, кроме здоровенных гипермаркетов. Просто зайдите в любой магазин и проверьте как там дела по этому очень короткому списку. Я уверен, что в 70-90% случаев что-то будет отсутствовать. Но даже там, где есть свободные площади, пространство часто организовано настолько бестолково, что очереди образуются на ровном месте.

Нужен ли вам маркетолог, чтобы это исправить? Нет. Хотя тут может и да.

Много лет назад, когда я только начинал работать в сфере медиа, я достаточно снисходительно относился к разным провалам подобного рода. Думал, что, ну, это просто мелкие временные недочёты. Но шло время, менялись клиенты, условия в стране, рос масштаб проектов, а качество внутреннего менеджмента в организациях оставалось примерно таким же отвратительным вне зависимости от срока существования на рынке.

И постепенно недоумение сменилось злостью на всю эту никчёмность и тупость. А когда особенно пригорает, мне хочется, чтобы один айсберг столкнулся с другим, и ближайший пляж остался девственно чист и незапятнан мусором. Или чтобы кракен пустил в дело своих подручных-акул, и они сожрали весь бесполезный планктон.

«Вы ходите по 0#%@№№& тонкому льду, друзья мои. И когда лёд треснет – под ним вас будем ждать мы. А теперь плывите на своём грёбаном айсберге отсюда подальше».

Акулы

Санитары моря, не знают горя

Маркеры неадекватности:

  • Если вы приходите к кому-то в офис и не видите там вешалки для одежды, стулья сломаны, а сотрудники мимо директора тихо и молча шмыгают как мышки – стоит насторожиться.
  • Если к этому у компании убогий сайт – пора задуматься.
  • Если вам больше суток не отвечают на сообщения, постоянно что-то обещают, но ничего не делают – это последний штрих: бегите от таких людей.

Эти вещи говорят о компаниях больше, чем трубный рёв африканского слона, который рыщет по саванне в поисках сочного пастбища.

Налаживайте личные связи при каждой возможности.

Чем выше ваша активность – тем больше придётся делать. Ещё вчера вы искали денег в кредит, а сегодня не знаете, куда распихать прибыль, чтобы уберечься от инфляции.

Government Relations (GR)

Зачем вообще думать о GR? На кой сдались какие-то чиновники?

Всё очень просто: когда у компании оборот исчисляется миллионами – это бизнес, а когда миллиардами – это уже политика.

Призрак капитализма

Эксперт по налогам – не знает жалости, любви и усталости

Вы будете просто вынуждены заниматься всем на более высоком уровне и использовать новые каналы связи.

Вообще это больше относится к разделу маркетинга, но вопросы в этой теме могут появиться гораздо раньше, чем вы займётесь созданием сайта или стимулированием продаж.

Секторы покрытия GR:

  • Отношения с чиновниками, представителями профильных ведомств, губернаторами;
  • Создание репутации во властных органах;
  • Пресечение с государством в секторах рынка – где можно сотрудничать;
  • Политическая система страны и мира – для общего развития и практической пользы;
  • Наднациональные структуры – финансовые, религиозные;
  • Соседство с международными монополиями – оружие, фарма, энергетика, драгоценные металлы. Всё, с чем вы в теории можете почему-то зацепиться бортами на рынке;
  • Пресс-портрет в поисковых системах – ORM, SERM.

Это основной важнейший минимум для старта. Через какое-то время у вас изменится структура мышления, и вы сами допишете ещё больше или полностью переделаете эту краткую схему. Пока это просто заготовка с пунктами и вопросами, которые нужно задать себе в начале пути.

Что будет, если забить на GR?

Если у вас крупная компания или есть теоретическая вероятность попасть под раздачу по касательной (или вообще по недоразумению), в случае любой кризисной ситуации вы можете ошибиться в решении и потом долго расхлёбывать проблемы.

Подстелите немного соломки, но учтите, что важно не панибратство, а построение реальной рабочей коммуникации. Отношения с государственными органами – это дополнительный инструмент медийного решения проблем.

– Так, давайте короче, организуем баню с девками…

– Предлагаю пьянку на охоте.

– На рыбалке же.

– Возражений нет!

– И песни попоём.

Пингвины

Вечно лениво лежат на льдине

Обычно всё совмещают.

Спектр самых востребованных направлений хозяйственной деятельности и бизнеса

Ваша компания находится в сложном взаимодействии в каком-то пересечении рынков. Их специфика также влияет на бизнес-процессы. Иногда – основополагающее. Решите, что выгоднее: быть независимыми или ориентироваться на государственно-частное партнёрство? Оцените свою состоятельность, конкурентоспособность и риски. Какие у вас есть возможности и предпочтения? На что хватит инвестиционных средств?

Первичные сектора бизнеса – еда, напитки, медицина, торговля.

Вторичные сектора бизнеса – безопасность, финансовая сфера, строительство, транспорт, образование, услуги, технологии, связь, ЖКХ.

Третичные сектора бизнеса – культура, оружие, драгоценности, энергетика, добыча полезных ископаемых, промышленность, космос.

Для чего этот список? Вам нужно чётко понимать местоположение компании в мировой иерархии отраслей и рейтинге предприятий, чтобы объективно оценивать возможности, как в своём текущем секторе, так и в перспективе экспоненциального развития. Что сейчас на пике инноваций и востребованности, модные экосистемы? А способны ли вы конкурировать без них?

Есть регионы, которые можно окучить только через определённые точки входа – связи на уровне первых лиц государств, корпоративные союзы или ещё там что. Но даже так не всегда получится туда войти.

Хорошим примером будут наркотики. Вы удивитесь или поржёте, но некоторым странам негласно гораздо выгоднее заниматься именно ими, чем развивать какое-то сельское хозяйство. Так что пока там плантации не выжгли напалмом, ваша компания, которая торгует комбайнами или удобрениями туда не зайдёт, так как вы просто никому не интересны. Но может и наоборот…

Чем первичнее для существования человека ваш бизнес – и в частности находится выше в самой этой группе – тем больше вероятность успеха. И тем ниже порог входа на начальную ступень.

  • Самое выгодное и простое во всём мире в легальном поле – торговля едой и товарами первой необходимости;
  • Для предоставления услуг требуется минимальный стартовый капитал, но продавать их сложнее, чем товары;
  • Самое трудное и непонятное – освоение науки;
  • Самое прибыльное – это торговля оружием и большая политика, но это высокий уровень с клановой верификацией на входе. Лохов и ноунеймов туда не пускают.

Где ваше место в этой пищевой цепочке?

Время течёт быстро – сейчас уже по-другому бизнес делают…

До какого момента руководителю или собственнику нужно погружаться в понимание всех этих нюансов? Пусть каждый ответит это себе сам: настолько, насколько вы хотите полностью владеть всей ситуацией.

Я бы остановился только тогда, когда будут созданы все документы, готова модель по сегментам, проработаны процессы и действия при возможных кризисных ситуациях, пройден этап настройки схем и маркетинг развёрнут на максимальную эффективность последующих действий.

Теперь можно немного успокоиться и постепенно передать часть контроля обученному управленцу или команде, которая разделяет такое видение ситуации и подход к развитию бизнеса, а далее перейти-таки к масштабированию маркетинга.

Все эти действия в конечном итоге нужны для того, чтобы сформировать надёжную универсальную модель для долгосрочного развития. Это означает постоянное совершенствование.

Путь может быть таким:

  • Накопление информации;
  • Внутренний аудит;
  • Концентрация личного опыта;
  • Создание концепции;
  • Формирование модели (или даже нескольких);
  • Поиск информации в сети вообще и на профильных тематических сайтах;
  • Использование советов или кейсов из книг;
  • Обсуждение с командой;
  • Корректировка с экспертами на рынке;
  • Тестирование в работе;
  • Регулярное дополнение новыми деталями;
  • Публичный брейншторминг через кейсы в контенте;
  • Становление модели в качестве готового рабочего инструмента;
  • Тестирование на одном подразделении компании;
  • Повторение всех шагов-контуров в поверхностном режиме;
  • Внедрение в компании через распределение на сегменты – технологии, регламенты, инструкции;
  • Тестирование в кризисных режимах – создать их самостоятельно специально для этого. Выясните, что будет при выпадении сегментов или уходе ключевых сотрудников и как быстро получится закрыть потери;
  • Создание системы защиты от оттока к старым условиям ведения дел;
  • Презентация на конференциях или эвентах для ЛПР для сбора точечной экспертной обратной связи и большего роста модели;
  • Создание нового стандарта на рынке менеджмента или в своей отрасли. Распространение на отношения с контрагентами;
  • Включение методик в образовательные программы (учебники) – от своих курсов до преподавания на курсах или в ВУЗах;
  • Внедрение в законодательную базу и на международный уровень;
  • Создание исторической парадигмы ведения дел в бизнесе;
  • Ввод в культурный код и ментальность общества.

Но по сути дела вам придётся создать не одну, а две модели: для бизнеса в целом и для структуры маркетинга в частности.

Как создать идеальные бизнес-процессы?

Формируете представленную выше схему. Назначаете пул сотрудников, которые будут кураторами проекта во главе с директором. Выбираете того, кто будет постоянно отслеживать информацию по теме и вносить рекомендации по улучшению. Каждый месяц проводите совещания с оценкой промежуточных итогов и анализируете обратную связь от коллектива.

Максимум через один-два года даже в самой крупной и неповоротливой корпорации будет готов основной каркас, который будет способен выдержать большинство проблем на рынке кроме нашествия инопланетян. А может даже и его: пока они там ещё с Америкой сначала разберутся, у вас тут будет как минимум неделя форы…

Скиллы для создания документации для описания бизнес-процессов

  • Глубокое стратегическое видение;
  • Пространственное структурное мышление;
  • Определённый психотип личности – нужна даже не скрупулёзность, а максимальная дотошность;
  • Понимание ТРИЗ;
  • Опыт предпринимательства;
  • Навыки менеджмента;
  • Навыки руководства;
  • Навыки копирайтинга;
  • Зрелость и жизненный опыт;
  • Понимание мировых практик;
  • Навыки маркетинга;
  • Аналитические способности;
  • Опыт внедрения CRM и других цифровых систем и методик;
  • Опыт создания каких-либо методологий или технологий управления;
  • Дизайнерская насмотренность;
  • Умение ставить технические задания.

Это внушительный список. Скорее всего, вы не сможете найти одного человека, который владеет всем перечисленным, поэтому потребуется собрать команду.

Но самый главный нюанс заключается в том, что всё это – важнейшие конкурентные преимущества и мало кто захочет делиться ими даже с кем-то с других рынков или стран.

Поэтому вам придётся самостоятельно осмыслить проблемы и вырастить как людей, так и их внутренний экспертный уровень. Ну и свой тоже. Или купить задорого через консультацию в консалтинговом агентстве, но даже это – только часть действий.

Кто всё это должен внедрять?

Руководство. Формирует смыслы.

Маркетолог. Шлифует процессы и методологию.

Сотрудники. Создают основу, так как погружены в задачи глубже всего.

Внешние консультанты – консалтеры и рекламные агентства. Свежий взгляд и сторонние инновации – поддерживают тонус.

Рынок. Новые технологии, практики и кейсы.

Суть механики взаимодействия – прохождение сверху вниз и обратно вариантов по решению проблем и построению регламентов. Это станет возможным спустя ряд таких циклов, разнесённых по времени в течение примерно года, чтобы всё было опробовано в рабочих условиях и желательно несколько раз.

Как-то давно разные люди мне рассказывали свои истории о том, как их знакомые по пьяни или по незнанию местности перебегали Ленинградский проспект в Москве прямо по верху вместо подземного перехода. А там – по 6 полос в каждую сторону и металлический бортик в середине. Не знаю, что думали водители по поводу этого локального безумия, но подозреваю, что такое шоу они видели нечасто.

К чему я это пишу? Среднестатистический бизнесмен напоминает даже не угашенного пешехода у дороги, а оленя на берегу реки, который на ощупь ищет брод. С одной стороны мимо него несётся поток административных действий, с другой – ещё более неизведанная волна маркетинга. И если 12 полос дороги можно хоть как-то осилить, то 30+ бизнеса – нет. Особенно в одиночку. Любой неосторожный шаг – и течение унесёт в далёкое неизведанное путешествие. Или сожрут дикие звери. Непонятно, что делать: то ли попытаться нащупать копытами дно, то ли уцепиться рогами за воздух.

Не перебегайте Ленинградку, найдите более приемлемое решение.

Бобры

Добры и мудры, на советы щедры

Формально в этой статье я пишу о внутренних административных бизнес-процессах и их влиянии на всё. Но понятно, что они – это тоже маркетинг. Хотя наибольшая часть – корпоративный менеджмент.

На данный момент текущее представление методологии структуры – это всего лишь концепция. Мне немного не хватает опыта и широты тестирования. Вероятно, со временем схема усложнится и видоизменится, но даже в текущем варианте лучше так, чем совсем ничего.

Да, по теме есть много всяких умных книг, но что толку? Почему-то в реале, когда некоторые люди создают компанию, они не имеют даже такого наброска. Просто берут деньги в кредит и сразу снимают офис или начинают заказывать строительные материалы для ремонта арендованного помещения! Без какого-либо анализа, без финансовых расчётов. Вообще без ничего. А потом, когда заходят в полный тупик, пытаются нанять маркетолога, который должен решить за них все проблемы.

У меня есть хобби – стратегические настольные игры. Вот уже 20 лет я наблюдаю, как клубы и магазины по ним регулярно появляются стремительным домкратом. Большинство болтается от полугода до пары лет, и потом сгорает как свечка. Благие намерения не помогают, если нет бизнес-модели и хотя бы минимального количества соображаловки. Так, например, ещё совсем недавно был модный тренд на «анти-кафе», но сейчас их число заметно поубавилось.

Но наиболее характерным примером амбициозной наивности являются питейные заведения. Почему-то многие считают, что алкоголем в баре торговать проще и выгоднее всего. Тут я просто снимаю шляпу: в налоговой инспекции уже давно пора выдавать энтузиастам вместе с пакетом документов соответствующую предупредительную эмблему с Чипом и Дейлом.

Планирование, планирование и ещё раз планирование.

Ну и соответственно мало кто думает о том, что я пишу. У меня ведь эти мысли не на пустом месте возникли – всё это результат наблюдений за действиями клиентов или работодателей.

Люди не то что не ведут управленческий учёт при тратах в сотни тысяч рублей в месяц, но даже иногда годами не имеют никакого плана на бумаге.

Наверное, если бы мне в работе не требовалось решать такие вопросы крайне срочно и постоянно, я бы размышлял об этом секторе менеджмента дольше и не форсировал события. Но каждый раз, когда появляется новый проект или направление, приходится с нуля объяснять одно и то же. Убеждать в необходимости выделить время, ресурсы и в итоге настаивать на том, чтобы фирма могла заработать денег сама себе.

Я пока встречал мало компаний, в которых было хотя бы что-то кроме схемы деления по иерархии сотрудников и их минимального взаимодействия. Обычно никто ничего не знает и при этом у них там ведётся местная холодная корпоративная война, где одна коалиция отделов выступает против другой.

Ещё ни разу не было такого, что когда я приходил в компанию, в первый же рабочий день мне давали подробную схему организационных процессов, которые напрямую касаются маркетинга с отметками сфер ответственности сторон и секторами моей работы! Ни разу.

То есть люди нанимают маркетолога, но сами не понимают, что у них к чему и что должен делать новый сотрудник даже приблизительно.

И все ходят такие расслабленные, как будто они рассекают на сноуборде в своё удовольствие, а не катятся со склона горы по камням в извергающуюся реку лавы.

Иногда нужно думать головой, а не другими частями тела.

Меня это уже периодически просто начинает подбешивать, потому что в итоге мешает работе и иногда очень сильно усложняет её на ровном месте. Часть проектов существенно замедляется, другие я был вынужден оставить или не смог завершить из-за разных трудностей.

Диалоги бывают примерно такие:

– Вам нужно переделать сайт, потому что он не соответствует необходимым параметрам, и реклама не будет конвертить лиды.

– Ой, нам не нужно это, нас интересуют только продажи.


– Если вы не предоставите информацию, то хорошие тексты не получатся. С кем можно поговорить на эту тему?

– С начальником отдела, но он сейчас на объекте и сильно занят, поэтому придумайте сами что-нибудь. Вы же профессионал!


– У нас такая-то проблема. Скажите как специалист, что нужно сделать.

– То-то и это…

– Мы не согласны!


– Решите такой-то вопрос…

*ответ спустя 5-7 ЛЕТ!!!*

– Мы ПОДУМАЕМ над этим предложением.

Чётко, в натуре чётко, пацаны вообще ребята!

Сейчас стало модно следовать западным практикам: типа мы не берём на работу специалистов, у которых всё было только хорошо – это неестественно и подозрительно, нужно иметь опыт провальных проектов.

Окей, котятки, сейчас я вам кое-что расскажу…

Иногда нужно вернуться к истокам и использовать проверенные отцовские инструменты.

Как-то на одном из проектов я сделал табличку для анализа работы менеджеров по продажам, чтобы улучшить наш сервис и принёс её коллеге. «Я не буду это даже показывать директору, потому что он никого не сможет заставить выполнять все эти действия…», – получил я в ответ.

Серьёзно?

Хотя по идее всё должно быть примерно так...

Мы наблюдаем совершенно нелепую и абсурдную ситуацию: каждой компании необходимо построить внутренние процессы, чтобы просто существовать на рынке.

Каждой!

Но этого как раз не делает почти никто.

Зачем вам маркетинг, если у вас до сих пор нет качественного административного управления и чёткой системы, которая была бы понятна всем сотрудникам?

Песец

Белый пушной зверёк, но совсем не хорёк

Ошибаться не страшно, гораздо хуже – игнорировать свои неправильные поступки.

Так, например, вы просто не сможете сделать хороший сайт, потому что его структура должна базироваться на бизнес-процессах. Не маркетолог её выдумывает: он только корректирует и упаковывает то, что уже есть. И CJM тоже не получится сделать.

Ошибка в данном пункте, кстати, очень распространённая: у 60%+ коммерческих фирм сайты просто отвратные. Но в том числе и из-за рекламных студий, которые даже себе часто делают довольно скверные медиа-ресурсы и создаётся такое ощущение, что днищенских сайтов РА ещё больше, чем у предпринимателей.

И если себе они хотя бы стараются всё вылизать до блеска, пусть и не всегда выходит, то для вас это не получается сделать: вы не даёте им ничего менять, так как иногда для этого нужны кардинальные преобразования в компании. И пройдя через цикл изменений, к сайту можно будет приступить только через год. А агентство не может себе позволить потерять клиента на ровном месте.

Вам плевать.

И им плевать.

Никто не хочет ждать.

Поэтому ваши сайты - дрянь полная. Они не приносят компании денег и даже представительскую функцию выполняют с большим трудом.

Поймите очень простую вещь: если у вас нет внутренних процессов, вы не можете построить систему маркетинга. Более того – в перспективе у вас вообще ничего не получится. В лучшем случае будут временные посредственные результаты при экстраординарных усилиях и неимоверных затратах.

Но и это ещё не всё!

После того как вы найдёте в себе силы настроить бизнес-процессы в операционном управлении, ровно то же самое нужно будет сделать и в маркетинге. А там задач больше по объёмам раза в три и методология сложнее на порядок. И вы, скорее всего, вообще ничего не понимаете в этом…

Хочется дать очень умный универсальный совет, который кардинально поможет устранить разные провалы, но не буду врать – у меня его нет.

Страх перед неизвестностью.

Страх всё потерять.

Страх бессмысленности любых усилий.

Он владеет всеми предпринимателями без исключения. Различие только в уровне стресса: чем больше денег и ответственности, тем громче бьётся сердце. И вот уже даже стакан коньяка вечером бесследно проваливается в никуда, словно облако тумана в пропасти рассеивается порывом холодного ветра.

99% владельцев компаний мыслят только категориями стимулирования продаж и получения денег. Может быть, пора, наконец, разобраться в сути того, что такое «маркетинг»?

Медведь

Может реветь, а может не реветь, хочет сбежать, чтоб со стыда не сгореть

Счастье не в деньгах. И даже не в их количестве.

Начните хотя бы немного думать не только о финансах, а о чём-то большем – людях, развитии, целях, своём предназначении в жизни. Тогда у вас появится шанс, который упустили все остальные.

  • Поймите отличие менеджмента от руководства, а ведение административных и операционных процессов – от задач маркетинга;
  • Для того чтобы стать предпринимателем, нужен особый психотип личности. Иногда талант может раскрыться только в осознанном возрасте или с приобретением большого жизненного опыта. Впрочем, кто-то к этому будет готов и в 20 лет, всё очень индивидуально;
  • Перед какими-либо действиями тщательно и подробно распланируйте всё на бумаге;
  • Прежде чем потратить хотя бы 5 000 рублей как угодно, прикиньте, что к чему;
  • Утраивайте предполагаемые сроки окупаемости, расходы и вероятность проблем. В той же пропорции уменьшайте свои ожидания от прибыли, чтобы не разочароваться;
  • Сначала сформируйте бизнес-процессы, а потом переходите к маркетингу и в частности – к стимулированию продаж;
  • Не стесняйтесь консультироваться с широким кругом лиц – с коллегами, маркетологами, экспертами. Чем сложнее бизнес – тем важнее референсы опытных людей;
  • Прежде чем открывать свою компанию сначала дойдите до «стеклянного потолка» в найме, освойте все этапы менеджмента;
  • Основа всей управляемости – ваши личные способности;
  • Относитесь к своим сотрудникам с уважением;
  • Научитесь скорочтению. Читайте от 30 до 70% своего свободного времени;
  • Ваша главная задача – строить методологии бизнес-процессов;
  • Планируйте на 3-4 шага вперёд начиная с того момента, когда в компании вы – единственный сотрудник;
  • Старайтесь учиться только на чужих ошибках;
  • Рассчитывайте преимущественно лишь на себя – друзья вас рано или поздно кинут или предадут, работникам по большей части плевать вообще на всё. Поэтому лучше никогда не работать с друзьями (и родственниками) – найти новых гораздо сложнее, чем нанять сотрудников. В конце концов, вас вообще все бросят;

Предпринимательство – это путь боли и одиночества.

  • Без высоких целей вы не сможете создать долгосрочный бизнес. Стремитесь к идеалу (но в меру) и решайте проблемы, вместо того чтобы заниматься перепродажей посредственных китайских товаров;
  • Внутреннее самосовершенствование вашей личности – это основа развития любой продуктивной деятельности;
  • Ваше психическое здоровье не менее важно, чем физическое;
  • Приготовьтесь морально к большим разочарованиям и неудачам. В ближайшие годы «разгребание говна» станет для вас ежедневной нормой. И это не из-за отсутствия способностей, а потому что так, к сожалению, устроена жизнь предпринимателя: каждый день что-то будет идти не так на ровном месте. Я об этом очень хорошо знаю, потому что маркетолог всегда сидит рядом с директором или максимум за соседним столиком и ему обычно с барского плеча достаётся существенная часть проблем руководителя.

Для того чтобы ваш бизнес просуществовал хотя бы больше года, потребуется создать более 100 различных внутренних регламентирующих документов по 30+ направлениям и сегментам бизнеса и маркетинга.

Сова

Качает права и вечно права

Мир изменился. И если вы не сделаете то же самое, то никогда не достигнете того успеха, о котором мечтаете.

Таков путь.

Нужно ли поступать именно таким образом как я рекомендую? Да нет, конечно. Делайте что угодно и как угодно. По книжкам, советам экспертов, программам MBA или исключительно своему опыту. Или не делайте.

Суть в том, что кого бы вы не наняли в любом секторе работы в медиа – для создания сайта, контента (и в первую очередь текстов), дизайна, любой рекламы, брендинга или работы с блогерами – вам потребуется система маркетинга. А она в свою очередь базируется на бизнес-процессах, так как является их продолжением и составной частью. Нет одного – не будет и второго. А значит, меры по стимулированию продаж окажутся неэффективными.

Ключевой параметр – глубина погружения в детали: если даже вы досконально не знаете свой бизнес, то чего можно ожидать от других сотрудников?

Я потратил на этот текст примерно 100 часов своей жизни, потому что мне не всё равно, хотя у меня нет свой компании, и возможно не будет никогда. Так имеете ли вы право на равнодушие, если планируете и очередной год существования вашей организации встретить сидя в кресле руководителя?

Иногда всё тлен...

Наверное, текст вышел несколько сумбурным, несмотря на то, что я долго думал над многим.

Вообще изначально я хотел сделать небольшой цикл статей про основные проблемы в маркетинге и про бизнес-процессы написать во второй части. Более того – всё уже почти готово. Но потом я упёрся в разбор направлений и немного застопорился в вопросе классификации маркетинга. Как вы уже, наверное, поняли, меня так же не сильно удовлетворяет то деление, которое сейчас есть в общем сознании. Это потянуло за собой рынок труда, профессии, скиллы и разные другие моменты, так что пришлось начать с менеджмента. Не исключено, что так вышло даже лучше.

Признаюсь честно: до какого-то момента я и сам много лет работал не очень осознанно – по большей части плыл по течению. Да, я периодически пытался сформулировать для себя разные методологии, концентрируя детали проектов, но мне не хватало профессионального опыта и внутренней зрелости. В промежутке меня ещё подкосило то, что сгорел винч с некоторыми наработками, а резервные копии информации были не по всем материалам.

Последние 3-4 года я изменил подход, а тотальный локдаун 2020 года придал дополнительный импульс: появилась возможность сесть и спокойно проанализировать вообще всё, до чего только можно дотянуться при неограниченном количестве времени. Я стал работать меньше, но гораздо более продуктивно. А самое главное – я чётко понимаю все границы и контуры моих знаний, а также вижу пробелы в них и представляю, как их можно устранить.

Для многих прошедший год был адовым кризисом.

У меня он стал периодом небывалого вдохновения, несмотря на разные траблы. Так, например, я накатал разных текстов по маркетингу сам для себя примерно на 400 000 знаков, чуть меньше сделал для заказчиков и набрал книгу на компе из 500 рукописных листов для знакомого писателя.

Всего за полтора года я написал больше, чем до этого за всю свою жизнь.

Бизнес нельзя остановить, чтобы подумать обо всём в таком же режиме. Но несколько дней или неделю отдыха вы вполне можете себе позволить.

Олень

Суетится каждый день, хочет много денег, а работать лень

Что делать, если вы узрели проблемы своей компании, описанные выше?

Во-первых, не горячиться. Возможно, через недельку прочесть эту статью ещё раз, пока первые зачатки новых идей медленно бродят в голове. Потом внутренний аудит и всё такое.

Во-вторых, не спешите поскорее всё изменить – это в любом случае довольно медленный процесс.

Можете ли вы нанять меня для исправления всего этого? Не уверен, что подойду, так как пока не занимаюсь консалтингом в силу некоторого недостатка интенсивности опыта. У меня строгие внутренние критерии, и если какой-то ушлый инфоцыган уже пилил бы свой лендос с курсами, то я ещё только обдумываю, как расширить и развить предложенную модель дальше. Необходимым навыкам я соответствую пока только примерно на 50%.

Будет желание – можем посотрудничать в сфере копирайтинга или по каким-то отдельным моментам.

Если вам интересны мои мысли - читайте также другие статьи и подписывайтесь в Инсте.

Ну и в Телеграме)

Спасибо за внимание.

0
75 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Легендарный рубин

кот-то прочитал полностью?

21

не, почитал вступление, понял, что много воды будет, ушел в каменты

15

Звучит как вопрос, который мы задавали другу другу в школе на литературе перед контрольной 😂

13

Конечно. Классный текст.

5

да, интересная статья.

1
Легендарный рубин

Статья как раз для почитать перед сном -) 

0

Когда нуууу оооочень хочется быть экспертом и бизнес учетелем 😏

14

Скорее, когда приходится. В гуры не рвусь.

1

Приходится? Кто заставляет на такие простыни текста? 😏

4

Это вообще-то как раз сайт под лонгриды. Вас никто не заставляет читать, если что. Впрочем вы и не читали, просто прибежали в комменты и мимоходом минусанули через минуту после публикации. 

4

Пассивная агрессия не самый лучший способ общения с аудиторией.  

Я лично минус поставил за отношение. Такие тексты просто так не пишут, значит как минимум есть более веские причины. 

9

Отношение к чему? Человек не читал, но сразу осудил текст на сайте для текстов. Я для тех кому лень, проставил гиперссылки и сделал краткое описание. И я его не матом послал, не оскорбил, а только отметил суть этого сайта. Пролистать любую статью - дело пяти секунд. Не зашло - закрыл вкладку. И тут таких материалов каждый день по 100 штук.

Не придумывайте всякую ерунду на пустом месте.

Причины есть, и я их изложил. Впрочем, по-моему, они даже без этого очевидны.

0

Каков твой опыт построения бизнеса? Не просто в найме наблюдая со стороны а от первого лица?

1

Я же чётко написал, что работал только в найме.

0

Я пытался подвести к мысли, что теория это хорошо но на практике жизнь выглядит немного иначе. Но видимо слишком тонко получилось

1

У меня как раз нет никакой оторванности от реалий, всё что я описываю основано исключительно на каких-то кейсах или примерах. Я просто не упоминаю конкретных людей или компании.

А ещё можно сразу учиться на чужом опыте.

Неделю назад тут был пост про владельца пиццерии, который после того как завёл бизнес, не мог найти денег, чтобы сменить дырявые кеды. Это о многом говорит и характеризует уровень способностей.

Любой нормальный маркетолог даст фору среднестатистическом бизнесмену, который считает себя гением только по той причине, что с какого-то момента является руководителем юридического лица и должен банку или инвесторам несколько миллионов рублей. 

1

Я это понял про "каждому предприятию нужно двести внутренних регламентирующих документов", дальше можно не продолжать было )

0

Нет, не каждому))
Но очень многим. Зависит от фазы и степени интенсивности развития. Я описываю идеал, к которому можно стремиться, пусть и не сразу. 
Нет самоцели в количестве документов. Но как только у вас начнётся текучка и все знания будут пропадать с ушедшими людьми, вы сами захотите как-то сохранить информацию. 
Так что да, кто-то "проскочит" эту фазу в начале. А у другого бизнеса без такого нельзя будет сделать и шаг.

0

Комментарий удален

"Для того чтобы ваш бизнес просуществовал хотя бы больше года, потребуется создать более 100 различных внутренних регламентирующих документов по 30+ направлениям и сегментам бизнеса и маркетинга."

Ох уж эта категоричность. Хоть в ряде сложных сфер бизнеса возможно и так.

Мой бизнес официально существует более 7 лет, а с момента появления без команды - более 9 лет.
"регламентирующих документов" за всё время было лишь несколько.
Я не против регламентов и согласен, что с ними очень хорошо, они важны. Просто категоричность немного удивляет)

4

Ну я сначала вообще хотел написать 200+))

Понятно, что у ларька с шавермой и компании другого профиля на 20 человек, будет существенная разница. Очень сильно зависит от разброса условий и задач.

Возможно, расхождение в том, что мы по-разному оцениваем процессы и точки контроля. От уровня сотрудников тоже сильно зависит. Некоторым не нужны никакие инструкции, хватает общей адекватности.

2

Звучит как отсутствие понимания "а нужны ли инструкции вообще". 

0

Прочла с большим интересом. Спасибо за труд.

4

Подход автора к проблемам бизнеса напомнил "Административную технологию" Хаббарда. Этот мощный гуру заморочился, написал 10 томов регламентов и инструкций, создал универсальную оргсхему любой организации и т.п. Там тоже - поток, всякие контуры управления и взаиможействия и т.п. Если не читали - почитайте ознакомьтесь, это реально ОЧЕНЬ интересно.
За одним исключением: на практике - не работает. Сейчас в России многие инфоцыгане типа Высоцкого эту технологию внедряют. Морковка для владельца очень красивая и сладкая: ты же хочешь не пахать а отдыхать, щас мы тебе внедрим технологию, всех обучим, у каждого сотрудника будет регламент и инструкция, а ты сможешь наконец снять с себя ярмо единственного "кому это всё надо", смотреть на графики роста где-нить на Гаваях и плевать в потолок.
Что получается на практие могу расписать но и так всё понятно...

3

Не имею к перечисленному вообще никакого отношения. 
И отдыхать я, кстати, не предлагаю - скорее наоборот) ред.

1

Я понимаю что не имеете, прочитал внимательно обе статьи. Но подход - похож. Вы ознакомьтесь, уверен найдёте для себя много интерсного. И эта технология - из 50-х годов, из американских традиций управления бизнесом.

1

Я кое-что читал про это, но когда там начали предлагать эксплуатировать сотрудников и в хвост, и в гриву своё ознакомление закончил))
Любви к саентологам не испытываю, не сомневайтесь.

1

И правильно :) Но вот в чём я увидел схожесть.

Где-то по пути от шаурмячной к межгалактической корпорации отечественный бизнесмен начинает задумываться о чём-то таком, ну - понимаете, "как весь этот бардак наладить". Начинает мониторить, а что предлагается на рынке в России. И только саентологи ему предлагают простую понятную "технологию": у нас всё есть, мы тебя всему научим - вот смотри, книжки, схема, всё будет пучком. Человек попадается на удочку и дальше к сожалению редко можно спасти. Они меняют образ мысли...

Другой, болеее-менее понятной бизнесмену и простой для освоения, и при этом цельной, технологии управления бизнесом на рынке нет, выбирать-то не из чего. Поэтому и клюют.

Ваши статьи - хоть какая-то попытка систематизации накопленного опыта и создания системы. Это ценно.

0

Большинство бизнесменов обычно приходят в рекламные агентства, где им с переменным успехом что-то делают задорого. И потом спустя 1-3 года понимают, что всё-таки придётся во всём разобраться самостоятельно или нанять сотрудника на постоянку. Не все РА могут покрыть нужные направления маркетинга, я прикинул примерно 7 вариантов действий при этой задаче. Но пока ещё не всё додумал, так что текст про это будет нескоро.

0

Читал соседнюю статью и подумал - вот бы существовал "доказательный маркетинг". Ну есть же доказательная медицина, можно с шарлатанами бороться.
Вот так и в бизнесе. Продажи не растут? Сотрудники ленивые? А это вы сделали? Нет - идите делайте...

1

Спасибо, я попытался добавить чего-то нового, но это ещё надо всё протестить и пошлифовать.

Помониторил поисковые системы по словосочетанию "бизнес-процессы" - нет вообще почти ничего полезного, кроме копипасты и пересказа иностранных книжек 90-х годов.

Есть разная инфа про ISO и всё такое, но это преимущественно для крупных предприятий. А люди, которые предлагают шаблоны бизнес-планов мало пишут про важные на мой взгляд вещи.

0

Что же до потока, это довольно старая отдельная тема.
 https://ru.wikipedia.org/wiki/Чиксентмихайи,_Михай#Поток ред.

0

Это просто забавное совпадение, у Хаббарда "поток" - одно из ключевых понятий. Тут можно ознакомиться с уровнем мысли: https://wise.ru/articleslrh/lrh_skorost_predostavleniya_uslug.html

0

Тут как с ножом: можно мясо резать, а можно людей убивать.
Сами по себе некоторые идеи абстрактны, но плохие персонажи могут их использовать во зло.

0

В моём примере неудавшийся предприниматель вместо солнечного отдыха на пляже скорее становится таксистом))

0

Высоцкий не в России, а во Флориде. Хотя в России есть филиал, а может и два
Ни он, ни Хаббард никакого отношения к инфоцыганам не имеют
Технология Хаббарда специфична и подойдёт не всем. Этого Высоцкий, кстати, не скрывает. А вот российский Мальчиков, продвигающий ту же тему, говорит что всем подойдёт. Но лукавит :)
По Хаббарду просто прочитать книжки недостаточно. Там ещё куча толкований и многое именно от них зависит, без них не всё поймёшь. Кроме того, она как бы вверх ногами перевёрнута, оргсхема вначале, остальное - следствие. Хотя по логике - наоборот. И исходит из предположения что бизнес меняется мало, прописал процессы и выдыхай. Для 70-х годов, когда это разрабатывалось, это было похоже на правду, но сейчас - вряд ли. Ну и со статистиками тема хороша когда массовые услуги, а не персональные.
Короче, одни элементы работают, другие - работают не у всех, третьи работают, но надо правильно понять, четвёртые не работают. Но что-то полезное для себя вытащить можно. 

0

Высоцкий - классический инфоцыган, использующий АТ как "наполнитель" своей красивой обёртки "консалтинга" который продаёт.
Не знаю где он физически находится, но клиентов ищет здесь, даже на VC его 4 отдел статейки размещает.
Толковать Х. свои творения запретил, и не специфичны они, а просто вообще нигде и ни у кого не работают от слова совсем. Ну кроме церкви саентологии, там работают понятное дело.

0

Я потратил на этот текст примерно 100 часов своей жизни

Ошибка жизни

3

Ну как сказать. Теперь вместо того, чтобы что-то объяснять каждому потенциальному клиенту, я просто дам ссылку на этот пост. И если мы не сойдёмся во мнениях, то сэкономим друг другу время. В перспективе я наоборот получил 1 000+ свободных часов.

2

С одной стороны весь текст как будто капитан очевидность писал, с другой, с каждым днем все больше убеждаюсь, что почему-то многие их не понимают или не хотят. 
Уже год как будто живу в ситуации, что когда мне нужно получить какой-то товар или услугу, продавец ещё хочет чтобы я за ним по бегал, прячется. Как будто деньги нынче уже никому не нужны о.О 

2

Да, вы правы, многое очевидно. Но, как говорится, есть нюансы. Дело в большом количестве направлений. Допустим, вы разобрались в финансах. А теперь освойте-ка по-быстрому SEO, контекст, логистику и ещё стопицот моментов. Одномоментно нужны деньги и опыт, плюс каждая ошибка  может быть критична.

1

иногда очевидные вещи приходится объяснять по несколько раз, чтобы дошло -_-
по типу, когда в своем глазу и бревна не видно, только тут масштаб другой 

1

"Возьмём продуктовый магазин. Что самое главное должно быть в нём, чтобы обеспечить продажи? Количество и качество товаров? Скидки? Рекламные акции?"
Ох. Узнаю мышление маркетолога. Важны цены. ЦЕНЫ В РФ РЕШАЮТ ВСЕ.
Задачка для маркетолога.
Есть два магазина. Один – большой и просторный, с красивыми продавцами, отличным ассортиментом. Другой – окон нет, маленький, все маленькое – маленький ассортимент, маленькие полные продавщицы в татухах и грязными волосами, маленькие ЦЕНЫ...
В первом апельсиновый сок Рич по белому ценнику стоит 160р, по желтому 99р. Во втором он же по белому ценнику 99р, по желтому 79. 
Вопрос. В каком магазине быстрее кончится товарный запас этого сока?

0

Нет никаких мелочей. Важны и цены, и остальное.
Но.
При прочих равных решающим фактором становятся окружающие условия. 
Да и ЦА в одних и тех же магазинах тоже разная.

4

Нет, на самом деле. Я описал случай КиБ и Магнита, которые борются за одного клиента и часто размещают магазины друг рядом с другом.
"При прочих равных" – разумеется, но вот если нет, то главный фактор всегда ЦЕНА. Поэтому товарный запас всегда кончается скорее в одном из магазинов

2

Не согласен как потребитель. У меня на цокольном этаже дома есть магазин (мелкая торговая сеть) там все время продают 3сортные овощи и фрукты и обслуживание соответствующее. Да там дешевле , но с таким качеством мне пришлось искать магазин поприличнее. (Я не враг своему здоровью) Да и средний чек в таком магазине будет гораздо меньше. На счёт
запас всегда кончается скорее

Он кончается скорее потому что у него срок годности выходит быстрее.

1

Это в КиБ-то сроки годности заканчиваются скорее?)). Вы явно не знакомы с их трафиком и системой мотивации)

2

Нет я не про КБ. имхо не единственный пример. Я о том что низкие цены это далеко не все

1

Да, не единственный. Есть ещё Светофор, показавший рекордный рост выручки в 2020м году. Сервиса там, как вы наверняка знаете, гораздо меньше, чем в КиБ. Да и доступность для покупателей хуже (это не магазин у дома). А уж ассортимент... Кто был там, тот в курсе)) ред.

0

Светофор

Тоже своеобразная модель продаж
Они в такой глуши строятся, меня там не бывает. Да, что КБ что Светофор рассчитаны на определенного покупателя. Но я не думаю что эти примеры показательны с точки зрения "выигрывает цена" рост выручки может и рекордный а объем продаж может оказаться небольшой.

1

КиБ входит в топ-3 для любого производителя продукции с широкой представленностью в других сетях (InBev, Coca-Cola и т.д.). С объёмами у них все в порядке. Да и чисто логически – рост выручки у магазинов с низкими ценами объясняется только ростом объемов, т.к. они продают товар дешевле.
А растут те, кто может дать самые низкие цены. Вот Ашан разучился после Крыма их давать и уже который год падает (в 2020м упал на ощутимые 11%)

1

КБ имхо как раз пример очень хорошо отстроенных процессов. Что не говори, у них инструкция на каждого сотрудника подробнее некуда, по 25 камер на 2кв/м, отлаженная схема закупок и выбора товаров, и точки чаще всего ближе и у целевой аудитории.
Ну т.е. да, это пример когда цена + правильная расстановка приоритетов побеждают. Но я бы не сказал что дело только в цене. 

0

Дело никогда не может быть только в цене. Просто в РФ цена решает. Остальное - вспомогательные факторы.

0

Все равно не согласен. 
При прочих равных да, цена решает, как и любой другой параметр при прочих равных. 
Но как я уже приводил пример выше - нет, установку кондиционера я заказал у тех, кто готов был его сделать, мебель у тех, кто обещал её быстрее поставить, от али отказался в пользу озона т.к. ближе, быстрее и приложение работает. Да и в бар мы с друзьями ходим тот, что по дороже, но обставлен, комфортен и чист. Не берусь говорить за всех, но для меня цена не имеет прямо огромного веса. 

0

Можно быть согласны, можно нет, но против фактов не попрешь – в ритейле наибольшее развитие имеют сети, ставящие на первое место фактор цены. Магниты и Пятаки, принявшиеся вслед за Светофором развивать дискаунтеры, тому лишнее доказательство

0

Исследование старое и куцее
https://m.73online.ru/readnews/19190
Но там видно что покупатели в общем то выбирают по их же мнению самый дорогой сетевой магазин. 
К 21 году конкуренцию и сейчас в моем городе магазины X5 найти сложно, самая дорогая сеть их практически вытеснила. 
Вот мои факты)

0

Ваши факты докрымские и поэтому иррелевантны))

0

Ну не знаю, для продуктового имхо расстояние до дома важнее цен. 
А вообще у меня прямо в подъезде есть продуктовый с низкими ценами, но в 100 метрах есть сетевой, и я хожу в сетевой потому, что там точно есть все что мне нужно и можно купить за один раз, а 20 рублей экономии не так важны. И да, уже кучу раз ловил себя на том, что купил бы больше в каком нибудь магазине, но в корзину уже не лезет - значит хватит. 
Вообще в последнее время треш какой-то вокруг, как будто никому не надо денег - обзванивал фирмы на предмет повесить кондиционер (в рабочее время указанное на их сайтах) - взяли только в 5 фирме из списка! Они и получили заказ конечно, и даже на 500р дороже. Даже приложение али работает через жопу и уже два раза отказался от покупки там,  т.к. просто не проходит оплата или ещё чего нибудь. 
Такое ощущение, что все настолько гонятся с экономией что сервис готовы в унитаз слить 

4

Во втором, но только потому, что у них товарный запас этого сока равен 3 пакетам ))

0

А почему?))

0
Легендарный рубин

В магазинах второго типа сок Рич вообще покупать некому

0

Не скажите. 

0
Легендарный рубин

Скажу.
Если магазин может себе позволить продавать Рич в 1,5-2 раза ниже рынка (за счёт чего угодно - логистики, эффекта масштаба, каких-то договорённостей с производителем и т. д.), то условный Добрый в этом же магазине будет стоить уже 30 рублей

0

Именно, может. Но почему же в этом магазине не будут брать Рич? Покупатели этой марки и будут брать

0
Легендарный рубин

Конечно, брали бы. 
Просто их (покупателей этой марки) не окажется. 

0

Говорю конкретно по КиБ – выбирают упаковками)) Особенно, по акции. И его берут даже те, кто в Магните за эти деньги берет Добрый

0
Легендарный рубин

По моему опыту хождения по магазинам КиБ - вполне себе норм. Хамоватых продавцов я там не встречал. Да и Магнитах не особо))
Но тут уже субъективный опыт идёт, у всех он разный. 
PS. Колу забираю там палетками. Одно время в соседском Магните колу в стеклянных  бутылках даже со склада не выносили - я тоже все забирал -) 

0

Я и не говорю про наглых продавцов, скорее, про не совсем форматных))

0

Автора понимаю, сама часто в таком нахожусь не зрелом бизнесе в найме и часто заказчики в этом же состоянии, очень любят маркетингом и продажами закрывать всё, в т ч говносервис. Всё это путь в дурку и банкротство, но что делать, у нас рынок такой в стране, что умные и свободные собственники зачастую валят (и продают свой бизнес, закрывают филиалы иностранных компаний), а с 90х выжили только крокодилы и упыри, типичный рашн бизнес, только сейчас вообще бизнес - процессы появляются, раньше голяк был вообще полный (серые схемы, ауч). Мб наши дети застанут светлое будущее капитализьма :)  ред.

1

Серые схемы - это считай уже бизнес-процессы)) Чаще даже минимального взаимодействия внутри нет у людей, которые сидят в одном офисе рядом друг с другом.

Я раньше надеялся найти компанию, где всё будет хорошо с этой точки зрения, но потом как-то понял, что проблемы будут вообще всегда и надо только понять какого рода. И есть ли готовность с ними смириться в случае чего. Лично мне очень тяжело работать в условиях хамства и тупости.

1

Аналогично

0

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Есть ещё такое момент, очевидный или нет - не знаю, мне кажется не для всех.

Любая регламентация влечёт за собой накладные расходы. Если есть 100+ инструкций, значит должны быть люди:
1. кто их создаёт и изменяет. Отдельный воропс - какиеми качествами эти люди должны обладать и где их найти.
2. кто следит за их правильным выполнением. Ну тут проще, любой отставной военный справится :) :)

То есть, было в компании 10 работников, станет 12: появятся "отдел регламентов" и "отдел контроля за соблюдением регламентов".

И чтобы появился эффект от внедрения регламентации, надо прокормить этих двух лишних как минимум.

То есть, скачок в увеличении прибыли, эфективности (и т.п. как угодно называйте, для чего это делается) предприятия дожен быть не 5% , а 25%, ведь 20% съестся расходами на внедрение. Для больших компаний процент меньше, для маленльких - больше. 

0

Да, есть такое. 

Я бы это рассматривал как этап затрат перед расширением в компании, которое должно согласовываться с фазой соответствия спиральной динамике и переходом на новый уровень развития. То есть предварительный момент, обновление уклада и новые условия. Можно разделить в соответствии: накопление ресурсов, внедрение с точечными разовыми услугами и профиль должности, который распределяется на каких-то сотрудников. Если совсем не обойтись - то привлечение дополнительного сотрудника. 
Сделайте модель не на 1 шаг, а на 3-4 в долгосрочном планировании лет на 5 вперёд. Хотя бы приблизительно, понятно, что страна у нас сложная и неизвестно, что будет уже через год.

По поводу 100+ документов. Многое же нужно единоразово. Ну в любом случае это всё будет медленно внедряться, так как если вы действительно всё захотите просчитать, то одно будет цепляться за другое и потребует долгих раздумий\расчётов. 

Мне трудно говорить абстрактно, даже при какой-то конкретике нужен цикл обсуждений, а потом тестирования. Я бы исходил из критериев между рентабельностью, состоянием конкурентности и запросов рынка. В худшем случае будет этап работы в минус или ноль и вы должны понимать за какое время сможете наверстать это финансовое отставание. 

0

Вы и есть ваша компания. 
Прожито то же. Только не опубликован гнев по полочкам на чванство, расхлябанность и недальновидность большинства бизнесменов. 
И категорически не публикую им бесплатные стратегии роста прибыли. 
Обмениваю пользу на пользу. Они мне я им. 
Вы тоже созрели. Вы более 50% компетенции. Продавайте стратегические решения за гонорары и роялтинавсегда*. Так как и они будут получать прибыль с этого решения. 
У меня ступенчатая модель:
1. Микропольза на пару** миллионов
А) протестить сотрудничество
Б) создать им деньги для их перемен 
2. Джуниорсофиты от 15*** лямов и роста репутации 
А) для повышения зарплат всем сотрудникам 
Б) теста этикета бизнесмена к сотрудникам и клиентам после значительно высшей прибыли 
3. Стратегии менеджмента и маркетинга 

Интересно будут ли через какое время и у вас такие же варианты  как вкладывать себя и не терять энергию на гнев о несчастных по сути. Но, чтобы не сбивать вас с ваших путей, свои "корзинки инвестирования себя" озвучивать покамесь не буду.

Я не оспариваю право эмоций на их мудачества. Я о том, что слишком жаль тратить ценный ресурс на них. И мы ведь ещё и конфидим. Опубликовать бы черный список - прибежали бы..с деньгами. Которых у них почему-то вечно "нет" на менеджмент, маркетинг и зп. 

*Роялти навсегда - то есть с наследованием вашим потомкам (или кому захотите) 
Независимо от того будет ли продана компания другим владельцам (был один умник с такой попыткой=правки в контракт и спокойный сон) 
Конфид и моногамия оплачиваются отдельно) 

** При годовых оборотах компании до ляма
***При годовой прибыли до 5 лямов 

0

Ну в перспективе возможно когда-нибудь дойду до того, о чём вы пишите))

Что же до бесплатности, то большинство всё равно не сможет реализовать мою модель, так как на это требуется железная воля и бездна трудолюбия. А все сегодня хотят всё и сразу, причём желательно на халяву. Впрочем и консалтеры тоже иногда не в силах помочь - не каждый захочет заниматься психотерапией клиентов перед продажей им маркетинга. Я вот, например, ещё не начинал, но  уже не особо хочу, потому что понимаю насколько это муторно)

0

Я не консалтерею. Продаю решения прибыли именно их компании. После аудита. И подписания всех нюансов расчета по пользе в контракте. Но уже не за аж тыщу баксов. За проценты созданной прибыли. Навсегда. 
(Слово пожизненно определяет дату финиша, поэтому роялтинавсегда) 
А зачем их терапевтировать? 
Да есть нежелающие/неготовые масштабироваться. Я не уговариваю. 
Не использовать годы практик и умений крайне жаль. Поэтому просто продажа за выше цену и на корректных условиях. Музыку заказывает тот кто танцует. Потому что ему платят именно ему за хороший танец в его исполнении. 
Или пусть сами танцуют)) в балетках посреди автобана или в шпильках от бедра на льду)) 

0

Комментарий удален

Комментарий удален

Читать все 75 комментариев
Бизнес — как ребенок: как мамы совмещают свое дело с заботой о детях

Как совмещать бизнес и семью? Ко Дню матери своими историями поделились бизнесвумен, которые работают c ЮKassa и занимаются детьми. Читайте, как им удается сохранять жизненный баланс и добиваться успеха.

Наследник Рокфеллера, сын Софи Лорен, боксёр и продюсер: история француза, обманувшего Рурка, Ван Дамма и других звёзд Статьи редакции

СМИ прозвали Кристофера Роканкура звёздным мошенником: его жертвами были голливудские знаменитости и американские предприниматели. Точная сумма ущерба от действий француза неизвестна, но сам он утверждает, что за свою жизнь «заработал» $40 млн.

Кристофер Роканкур и Наоми Кэмпбелл francetvinfo
Новый пролетариат

Очень давно один из классиков написал ёмкую по тогдашним временам фразу «пролетариату нечего терять, кроме своих цепей» Сейчас сложно понять её суть, но тогда она была понятна всем. Рабочий обладал только своими «руками» и это было единственное, чем он владел, абсолютное большинство жило от зарплаты до заплаты в арендованном жилье и не обладала…

Мы сделали бот, который печатает и отправляет ваши фото маме. В 2 клика
Катя со свежими фотками для родителей

Мы запустили Kind Bot — доброго бота, которому в 2 клика можно скинуть свои фотки. Он их напечатает и отправит по почте вашей маме. Или другому близкому человеку.

Как у меня украли 600 тысяч с карты, а «Тинькофф» нарушает федеральный закон

Спойлер: я не вводил никуда код, не переходил по ссылкам и не сообщал данные карты.

Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Возник по просьбе бразильских банкиров и стал любимым напитком солдат во время Второй мировой: история Nescafe Статьи редакции

В 2021 году Nescafe — крупнейшее подразделение Nestle и бренд, который оценивается больше чем в $20 млрд. По собственным данным компании, в мире каждую секунду выпивают более 5000 чашек напитка.

Дегустация Nescafe National Museum
Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

Опыт возврата денег за обучение дизайну у Yakovlevv.com. Тварь я дрожащая или право имею?

В данной статье приведен мой личный опыт покупки данных курсов, мои оценочные суждения, а также сухие факты, в виде скриншотов и аудиозаписей из моей личной переписки с владельцем этих самых курсов, на тот момент исполняющего услуги как ИП Яковлев Виталий Борисович ( ОГРНИП: 319784700156839 ), сейчас же, работающего от лица ФОП Торб'як Тетяна…

null