{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему не работает PR в ИТ

В этом году мы поговорили с почти полусотней российских ИТ-компаний, у которых есть продукт, но нет пиара или этот пиар, мягко говоря, неуспешен. Большинство таких компаний пробовали работать со СМИ и бросили этот процесс, не получив результата. Занятно также, что примерно четверть до сих пор имеет пиарщика, но не имеет видимых следов его деятельности.

С частью этих компаний мы не просто поговорили, а достаточно глубоко проанализировали их PR-стратегию и подходы. И сейчас я расскажу, почему именно пиар у них не заработал. Уверен, что многим это будет любопытно, а возможно, и пригодится при выстраивании своей пресс-службы или агентства.

Как должен работать PR в IT

Если говорить именно о пиаре в СМИ, то для IT-рынка в основном его цель – дешевый, но слабоструктурированный охват и расширенное объяснение продукта. Охват дешевый потому, что при нормальном качестве инфоповодов публикации даже в Tier-1 media выходят бесплатно и дают приличный объем контактов с аудиторией. Слабоструктурированный потому, что таргетируются медиа до сих пор в терминах 90-х – «бизнес-аудитория» или «профессиональная аудитория», а воткнуть в эту бесплатную публикацию не то что пиксель, но даже ссылку для замера интереса к материалу нельзя.

Расширенные объяснения – более важный аспект пиара, поскольку в большинстве IT-продуктов без него не разберешься и выбор нормально не сделаешь, а создать у клиента желание самому искать и сравнивать продукты в нынешнем шуме очень сложно. При этом экспертность спикера, о которой любят поговорить сами пиарщики, в IT не особенно работает, хотя сам факт выхода в крупных СМИ на решение и конверсию внутри сделки влияет довольно сильно.

Измерять эффективность пиара для IT-продуктов проще всего ростом бренд-трафика (продуктовый трафик имеет смысл учитывать, только если вы «качаете категорию»), а в B2B – еще и опросами по причинам выбора в сделках. Эффективный пиар-ретейнер для IT-компании, по нашему опыту, дает 3-6 крупных публикаций и пару сотен перепечаток в месяц и за год удваивает бренд-трафик, а также увеличивает конверсию аутрича в сделки примерно в те же два раза.

И почему PR может не работать

Главное оправдание пиарщиков – компания или продукт неинтересны СМИ. Такое и правда бывает, но формулировать нужно не так. Все что угодно можно сделать интересным для журналистов – вопрос в том, во сколько это обойдется. Правда, маркетинг IT-компаний в основном считает плохо, поэтому не знает, сколько готов потратить на пиар, и запускает его в режиме внутреннего стартапа. Мы пару лет назад проводили исследование и выяснили, что тратить на такой стартап большинство готово до 50 тыс. рублей в месяц, что особых результатов достичь не дает.

Если же разбираться предметно, то чаще всего встречаются три группы причин:

1. Есть публикации, но нет охвата

  • Публикации выходят в основном на релизоприемниках или в отраслевых СМИ, которые, будем честны, читают, главным образом, конкуренты компании.
  • Вообще не ведется работа со СМИ, а есть только блог или новости на сайте.

Этот вариант наиболее распространен (мы видели его у почти половины компаний), хотя его и просто определить (по публикациям), и легко исправить заменой пиарщика, который просто не хочет работать со СМИ. Сам он либо выгорел, либо недостаточно квалифицирован для ваших задач – так что в любом случае хуже от такой замены не будет.

2. Нет связки с продуктом

  • Топы используют PR для внутренней эмиграции – разговаривают не о компании и ее продуктах, а о том, что их интересует и кем они хотели бы быть. И это самый тяжелый и практически не врачуемый случай.
  • В погоне за виральностью берутся темы, вообще не связанные с тем, что продается, – лидеров такого хайпожорства вы легко вспомните сами. Выглядит красиво, но в реальности «любое упоминание, кроме некролога – пиар» хорошо для инстазвезд и коучей, монетизирующих свое присутствие, продавая часики. Если ваш продукт это не вы сами – такой бессвязный пиарсовершенно бесполезен.
  • Есть корпоративный пиар, но нет продуктового – самая распространенная проблема для IT. Общими коммуникациями (СМИ, блогом, соцсетями) занимается маркетинг или агентство, которые говорят правильные, но довольно общие вещи. Но, чем ближе к продукту, тем больше приходится привлекать инженеров. И тут начинаются проблемы, потому что те не любят разговаривать, хвалить свой продукт или вообще имеют по всем поводам особое мнение. В итоге клиентских болей и УТП много в статьях, меньше в презентациях и ноль в выступлениях на конференциях и вебинарах.

Эти проблемы, включая и первую, лечатся нормальной PR-стратегией. Но при этом ее нужно не написать и выбросить, как это обычно бывает, а четко соблюдать. Тогда заложенные связки между болями клиента, продуктом и новостным контекстом станут ограничением и для лишней скромности, и для мощного креатива.

Несколько лет назад мы придумали такую стратегию для компании Omnicomm, выпускавшей решения по мониторингу транспорта на базе ГЛОНАСС/GPS. Ее УТП – борьба с хищениями топлива с помощью мониторинга – было привязано к новостной повестке постоянно дорожающего топлива и давало десяток комментариев в месяц, причем упоминание продукта вставало в контекст органично.

3. Процесс не идет

Правильная стратегия есть, пиар с маркетингом пьют кофе литрами, но компания не рождает не то что интересных инфоповодов, но и просто нужных данных не выбить.

Это тоже очень распространенная проблема (встречается примерно у 30% компаний), решить которую можно двумя способами. Если позиции пиарщиков сильны или в пиаре заинтересованы топы, можно потратить время и силы на настройку процессов и системы мотивации (последнее обязательно), а затем немного подучить сотрудников, и все пойдет почти само. Стратегически это выгодный путь, потому что настроенная компания потом сама генерит хорошие инфоповоды, с которыми может работать не самая сильная пресс-служба, и все это не стоит больших денег.

Такое мы делали в компании «Первая форма», продвигавшей одноименное BPM-решение. Менеджеры проектов, прошедшие небольшой медиатренинг, практически самостоятельно готовили описание кейсов для новостей и питчей. Увильнуть от этой задачи мешал регламент. Эта схема отлично работала не только при нас, но и после того, как мы с компанией работать перестали.

Если же вокруг бетон и сил для отладки процессов не хватает, можно сосредоточиться на реакции на внешние инфоповоды через комментарийную программу или авторские колонки. Такая схема работы позволит ограничить число вовлеченных в процесс пиарщиками, агентством и выбранным спикером, хотя по эффективности будет хуже первой, хотя обойдется дороже.

И это все, так как другие проблемы сводятся к трем перечисленным группам

Наверняка кто-то захочет добавить, что лучшее решение – это платный пиар: спецпроекты, нативка и блогеры. Это, безусловно, хорошие инструменты, однако их главный плюс – сокращение менеджерской работы рекламодателя – мне не близок, зато стоимость по CPC значительно превосходит работу со СМИ, и вот это, на мой взгляд, не есть хорошо. Возможно, такой подход дает и лучший CAC, но, к сожалению, мне до сих пор не встретилось ни одной компании, которая его бы посчитала и показала.

Спасибо, что дочитали до самого конца. Если в вашей компании есть проблемы с пиаром – пишите в комментариях, постараюсь что-то посоветовать. А если вам любопытны маркетинговые коммуникации и пиар в принципе, рекомендую наш блог.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кованёва

Простите, Никита, не знаю, сколько Вы в пиаре и в айтишечке. Но статья слабовата для проф уровня, имхо. Говорю как человек с опытом в чистом айти и маркетинге. Лучше бы её доработать, чтобы появился какой-то смысл. Иначе это всё тянет на потуги "приходите к нам в агентство, вай, как себе сделаем". Но при этом Вы считаете, что достаточно понтануться метриками CAC, тиснуть слово таргетинг, и это как-то покажет уровень экспертизы. Расстрою. Не знаю, в кого Вы тут целились, в следующий раз рекомендую использовать ROMI, если речь о понтах в статье зайдёт. Ну и как-то сегментировать хотя бы так называемые "исследования" по b2b, b2g, smb, enterprise и т. д. Не говоря уж про квадрант Гартнера и общую марк стратегию. А то типа пиар в вакууме живёт... 

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Stepnov
Автор

Простите, Анна, тоже не знаю насколько вы в пиаре и в айтишечке. Профиль у вас пустой, а на vc одни страдающие комментарии. :))) Но если вы считаете, что достаточно понтануться терминами ROMI,  smb, enterprise и упомянуть про квадрант Гартнера и все падут к вашим ногам, то я вас тоже расстрою. Ваш комментарий - пустой баттхерт и может вызвать только смех. Хотите поспорить предметно - пишите кто вы, кем и в какой компании работаете и, если вы имеете реальное отношение к маркетингу и пиару, потом давайте публично разберем какой у вас там пиар и где он живет. :))))

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кованёва

Как раз специально не пишу, достаточно не свободы в фб, где все всех знают. Мне не надо, чтобы кто-то падал, иначе бы все понты выложила. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Stepnov
Автор

Ясно-понятно :)))) Ну тогда ваши комментарии очень бы в СССР годах в 50-х пригодились.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кованёва

Высокий у Вас уровень ведения дискуссии, конечно... 

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Stepnov
Автор

Да такой же, как у вас, совершенно. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Stepnov
Автор

Ты смешной.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда