Как цифровая мода стала новой бизнес-моделью
Меня зовут Алексей Кучма, и я создатель Telegram-канала про виртуальную одежду Digital-шкаф. В этой статье я расскажу, кто покупает виртуальные образы и как цифровая мода и цифровые сущности стали новой бизнес-моделью.
Тренд на виртуальные образы существует уже давно, но именно пандемия стала толчком к развитию индустрии цифровой одежды. Виртуальные коллекции Gucci и Balenciaga, Трэвис Скотт и Кейт Мосс в образах digital-кентавров — все больше известных личностей и брендов уходят в диджитал и демонстрируют необычные продукты и коллаборации.
Кто готов купить цифровую одежду?
Сегодня любые, даже самые необычные фантазии дизайнера смогут воплотиться на цифровой канве. Идея виртуальной одежды пришла из видеоигр, потом ее подхватили бренды. В 2015 году дизайнер Кэт Тейлор адаптировала одежду Balenciaga, Prada, Vetements, Off-White под цифровую реальность, а дальше был ряд экспериментальных дропов со стороны известных брендов, среди которых коллекции Moschino для игры The Sims, одежда Balenciaga в виде онлайн-игры Afterworld и многие другие. В России первым автором проданного цифрового лука стала Регина Турбина, а заказчиком — Даниил Трабун, продакт-лид Яндекса. Позже Регина основала первое в России онлайн-ателье Replicant с возможностью купить и примерить цифровой лук.
Виртуальная одежда постепенно вносит свои коррективы в систему трендов на рынке моды. Многие считают, что через 10 лет каждый будет иметь свой цифровой гардероб, а влияние видеоигр и новый виток потребностей аудитории подтверждают мысль о том, что digital-образы — далеко не мимолетное явление. Среди тех, кто готов покупать цифровую одежду уже сейчас большую часть составляют:
- Представители fashion-индустрии: дизайнеры, стилисты, модели, блогеры;
- Люди, выступающие за защиту планеты — те, кто поддерживает отказ от переизбытка ненужной одежды и осознанное потребление;
- Те, кто активно интересуется технологическим новинками и следит за трендами в диджитал;
- Занимаются каким-либо творчеством (художники, иллюстраторы и музыканты).
Барьеры к покупке digital-одежды
- Основной и, пожалуй, самый очевидный барьер в покупке виртуальной вещи — ее непопулярность как явления. Тренд еще не дошел до общей массы пользователей, а первопроходцем быть всегда трудно.
- Даже если потребитель решается примерить на себя виртуальный лук, в процессе покупки его может остановить следующий фактор — цена. Не каждый, по словам опрошенных, готов платить за «картинку» 1000-3000 рублей, а то и больше.
- И, наконец, по мнению многих, цифровые вещи на фото выглядят очень ярко и броско, что не всегда может быть привлекательно для аудитории, а в каких-то случаях и вовсе может выглядеть некачественно.
Так или иначе, цифровые луки пользуются спросом у определенной аудитории. А в каких-то случаях могут обойти в цене реальные люксовые предметы одежды. К примеру, Ричард Ма, исполнительный директор компании Quantstamp потратил 9500 долларов на digital-платье для своей жены.
Почему fashion-бизнесу пора в диджитал?
Во-первых, после карантина все привыкли покупать вещи в Интернете, а привычка ходить по магазинам плавно перешла из необходимости в развлечение. Во-вторых, аудитория устала от коммерческого контента (прогревов, рекламы, новостей) из-за перегрузки информацией. Настало время удивлять, чтобы отличиться от остальных. И, в-третьих, конкуренция. Молодых дизайнеров все больше, а значит и потребности в уникальном контенте тоже.
Чтобы покупатель замечал продукты бренда, необходимо повышать интерес и выделяться на фоне конкурентов. Здесь и приходит на помощь диджитал. Для этого можно:
- Создать цифровые коллекции, как это сделали Alena Akhmadullina, Alexander Terekhov и PUMA или цифровое пространство с возможностью примерить, к примеру, желанное платье, не вылезая из кровати.
- Сделать виртуальные примерочные или цифровые магазины, как Dior, Ralph Lauren. В их digital-магазинах каждый пользователь может просто погулять. Такими шагами бренд подогревает дополнительный интерес к своим товарам.
- Геймифицировать анонсы своей коллекций, как это сделали Balenciaga и Sunnei. Схема проста: сделали крутой инфоповод — получили хороший UGC-контент.
Как сделать виртуальные коллекции успешными
Первым и основным шагом должно быть создание цифровой коллекции для повышения вовлеченности активной аудитории. К примеру, Dior ввел функцию виртуальной примерки кроссовок с помощью Snapchat. По мнению Джеффри Перес, главы подразделения роскоши Snapchat: «Одежда в дополненной реальности будет определять пользовательский опыт и будущее социальной коммерции».
Создание диджитал-коллекции можно приурочить к выходу оффлайн продукта. Чтобы привлечь внимание и разжечь интерес, достаточно создать ее точную цифровую копию. Так потенциальные клиенты смогут познакомиться с вещами и получить оригинальный контент, которым поделятся в своих аккаунтах. А это в свою очередь привлечет дополнительное внимание новой аудитории.
Следующим шагом станет создание специального проекта в виде диджитал-показа или презентации. Это может быть цифровой показ, где в качестве моделей выступают аватары, или вовсе показ без моделей. Как это сделал бренд одежды Hanifa. Основательница лейбла Hanifa Анифа Мвуэмба провела виртуальный показ мод в трансляции через Instagram — вещи появлялись в 3D на черном фоне и «дефилировали» по невидимому подиуму.
И, наконец, высший пилотаж в цифровом мире — создание собственного аватара, который в последующем будет принимать участие в рекламных кампаниях. В настоящее время среди многих брендов распространена идея внедрения «персонажа бренда» ака полковник Сандерс в КFС. Основные преимущества этих проектов в том, что аудитория запоминает и доверяет бренду, потому что доверяет его визуализированному персонажу. В случае с созданием аватара бренд приобретает возможность, приблизиться к аудитории через «живую» коммуникацию с помощью виртуального представителя.
Бизнес-модель будущего
Особенность диджитал-моды как бизнес-модели в том, что она довольно быстро отражает изменяющиеся тренды и закрывает потребности потребителя. Здесь играет роль скорость разработки изделий внутри программ и отсутствие необходимости перешивать образцы или перезапускать коллекции, что свойственно для производства реальных вещей.
С появлением NFT (инструмента для заработка в диджитал-среде) к явлению цифровой моды изменилось отношение: появились коллекционеры виртуальной одежды, вырос спрос аудитории, а вместе с ним и стоимость товаров. О том, сколько на цифровых вещах зарабатывают уже сейчас, можно посмотреть на сайте Replicant. Недавно, к примеру, маркетплейс за неделю продал товара на 30000 долларов.
И если сегодня еще есть место сомнениям на тему серьезности диджитал-гардероба, через 5-10 лет грань между виртуальным и реальным будет стираться. Опыт пандемии показал, что поставить физическую жизнь на стоп и засесть дома на несколько дней-недель вполне возможно. В то время как виртуальную жизнь на стоп не поставишь. Есть предположение, что через несколько лет цифровая одежда и вовсе обойдет по спросу реальную.
А вы что думаете, скоро это произойдет?
Ну и по поводу карантина тоже спорно имхо. Ничего не мешает заказывать одежду на дом с примеркой. Тебе все еще ничего не надо делать, одежда сама приезжает, берешь только то, что нужно. И имхо для девушек важно мерить все вживую. В нас такое отношение к одежде сотнями лет воспитывали. Оно вряд ли быстро изменится, хотя тренд неплохой. Так что "померить платье не вылезая из кровати", на мой взгляд, вряд ли станет конкурентным преимуществом у бренда. У всех же свои параметры, свои особенности тела. Пока меня "не оцифруют", не смогу доверять точности диджитал-моделек платьев.
Тут больше вариантов иметь аватара в метавселенной и покупать ему шмот и фенечки, а в реальной жизни одеваться в декатлоне, чтоб максимум за едой в Ашан сгонять. Пока не очень подходит для России в которой всё же «встречают по одёжке»
плюсую, но я все еще не понимаю, зачем мне на одежду для аватара тратить, ну скажем, столько же, сколько на обычную одежду. Виртуальная от холода не защитит.
это потому что у людей психические расстройства, с этими аватарами.
Комментарий недоступен
Да, эти факторы никто не сбрасывал со счетов, конечно. Но все-таки мне не ясно, почему для комфортного существования в метавселенной мне нужно тратить на виртуальную одежду столько же денег, сколько на настоящую.
Комментарий недоступен
Чтобы привлекать внимание других аватаров, по одёжке будет уровень прокачанности аватара
Закрепите айфон на штативе, запустите наше фирменное приложение и проведите 5 рекомендуемых гимнастических упражнений сняв их на видео, для точности оцифровки рекомендуется проводить оцифровку в обнаженном виде, полученный результат отправьте нашему менед...роботу в телеграм и получИте 100% точную рекомендацию по Вашей цифровой модели всего за $99.90!
ух ты, всего за 99.90 баксов??? надо брать!
А вы точно гадатель?
Комментарий недоступен
А потом обнаженный вид будет продаваться в рекламах?)
Зачем? Вы сможете оплатить подписку на пользование своей цифровой моделью в любых удобных случаях.
Точно тут собственная цифровая модель нужна. Но это тоже будет проблемой через пару недель можно набрать пару кило и модель уже не та.
Вот, об этом я тоже думала. Люди все-таки меняются
согласна, пока это всё звучит весьма сомнительно
Ни черта не понимаю в этом мире... Я конечно двумя руками за инновации, но зачем платить бешеные деньги за фотомонтаж для публикации в Instagram, когда можно в 10 раз дешевле нанимать дизайнеров и рисовать себя в любом обличи. Кто на хрен поймёт что рисунок от Dior.
будет синияя звездочка над платьем)
))))
Комментарий недоступен
Ну так у них живое от 250 тыс. руб, а виртуально от 150 тыс. руб, не велика разница. Все кто покупают платья до 10 тыс. руб и так не могут их позволить
Так виртуальное тоже будут за дорого продавать. Есть любопытный пример: сейчас популярность набирают бриллианты, выращенные в лаборатории. Они ничем не отличаются от обычных, зато экология от них не страдает. Только стоят украшения с подобными бриллиантами все равно дорого. Простые серьги, небольшого размера, около 150к. Свой покупатель найдется, но это не массовая история все же.
Вот тут похожая история. Кто-то купит, но в целом это не станет вирусным трендом
Каждый выбирает свой путь в продвижении своего бренда и привлечении внимания к своим продуктам. Некоторые люди предпочитают использовать фотомонтаж и связанные с ним инструменты, чтобы создать эффектные изображения для публикации в социальных сетях, в то время как другие предпочитают классические методы создания изображений. Какой подход использовать зависит от индивидуальных целей и потребностей.
Пока это производит вау-эффект на большинство людей — это будет работать. Но конечно через 5-7 лет мы будем наблюдать, как бренды-слоупоки захотят на этом похайпиться, но это уже не сработает так, как сейчас)
Вау эффект. Но это не удобно вообще никак
Ламода, кстати, тоже давно ввела виртуальную примерочную. Кроссовки там точно можно было померить. Но имхо это все равно не заменит реальность. Пока мы все существуем в виде людей из плоти и крови.
да, это жутко не удобно. У меня девушка пробовала, все сдать пришлось, в живую совсем не так
Я думаю, удобство примерки виртуальных вещей — это вопрос времени. Есть цифровые вещи, которые сидят идеально, не отличишь, но это пока очень сложно и дорого в исполнении, это скорее арт-объекты пока.
Ну вот да, их мало. Для массового потребления пока что есть 3д-модельки в очень среднем для решения о покупке разрешении
Ага. Ну и, насколько я знаю, виртуальная модель не учитывает размерный ряд. Она просто распознает тело. Но, скажем, присоветовать, какой размер лучше брать, вряд ли скажет) А это часто важная инфа: с обувью той же у всех производителей мерки чуть-чуть да отличаются.
это не про примерку вообще.
это про виртуальные вещи. когда все мы будем ходить в инсту в очках от цукерберга, тогда и аватарки начнут одеваться в вуиртуальные шубы.
Разве что в метавселенную податься )
Это трудности перевода или реально структурное подразделение так и называется: подразделение роскоши Snapchat? 😶
погуглила его LinkedIn, реально: Geoffrey Perez, Global Head of Luxury, Snap Inc.
у этого поздразделения есть глава... лол
Комментарий недоступен
Для развития этой индустрии должен параллельно развиваться VR.
Возможно в ближайшие 10-15 лет, мы будем как в фильме "Первому игроку приготовиться" сидеть в трейлере в портах и очках виртуальной реальности совмещать работу и игры.
Вообще деньги стали очень быстро обесцениваться, все переходит на подписку: еда, автомобили, одежда, жилье, техника, коворкинг, да даже работа. Возможно дойдёт до того, что обычные люди не смогут себе позволить реальную жизнь и реализовать потребности(не говорю про базовые) можно будет только в VR
Театр абсурда. Одежда, в первую очередь, выполняет функцию утилитарную - любой человек хочет быть в комфорте. Культ реальных тряпок раздражает, теперь ещё и виртуальное слабоумие. Существуют объективные метрики качества одежды: ткани, фурнитура, пошив. Какую функцию выполняет виртуальная тряпка? Ужас :)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
D&G, Burberry и Nike уже работают над своими брендами в метавселенных и имеют с этого заработок и процент) конечно это будет особенно актуально для геймеров и людей с большим заработком. общают до 2030 сильное развитие в этой области. ждем, что будет дальше)