Страна маркетологов без маркетинга
Как известно, в некоторых вопросах разбирается каждый, например, в футболе или политике. Бывает, что все разбираются в медицине, но это обычно временно. Потом эксперты-вирусологи превращаются в экономистов, а из экономистов в кого-то еще.
Но есть вещи более постоянные, в которых принято разбираться вне зависимости от внешних событий.
Если взять что-то поближе к тематике этого портала, то это, например, дизайн — в дизайне разбираются все. По умолчанию. Вне зависимости от образования, сферы деятельности или опыта. Достаточно посмотреть комменты к любому материалу о дизайне — хоть к инициативам Логомашины, хоть к новостям из жизни Джонни Айва, хоть к логотипу «и точки».
Или в маркетинге — в нем тоже, как известно, разбирается каждый. Понятно, что если ты покупаешь или используешь товар или услугу (как говорят маркетологи, «потребляешь»), умеешь читать и писать, то все — в маркетинге ты эксперт. Ну а чего в этом вашем маркетинге непонятного?
Или вымышленный (нет) пример, знакомый любому маркетологу, поработавшему в крупной компании. Проходит совещание у руководства. Выступает финансовый директор — все кивают. Руководитель разработки (у меня опыт в основном в IT, но вы можете заменить разработку на что-то другое) докладывает об успехах, отвечает на пару вопросов по срокам, на этом всё. Когда доходит дело до маркетинга, внезапно у всех появляется мнение, которое нужно высказать. Бывалые маркетологи к этому привыкли и не обращают внимания, это просто часть работы.
Почему так? Да потому, что все считают себя экспертами в маркетинге. Опять же вне зависимости от образования, сферы деятельности или опыта. Разумеется, это так же справедливо и в случае упомянутых футбола, политики или дизайна, но не о них сейчас речь.
Ну вот я об этом: ) Что-то понимать и уметь надо везде.
Но давайте вернемся к тому, зачем этот ваш маркетинг вообще нужОн.
Основное предназначение маркетинга — создавать нужные людям классные продукты и делать так, чтобы они (люди) о них узнали.
Если 146% населения — классные маркетологи, то нас должны окружать исключительно классные продукты, мы должны видеть сногсшибательную рекламу, только релевантную нам (а нерелевантную не видеть вообще), и сходу понимать ценность предлагаемых продуктов. Но так ли это?
Ну да, а еще большинство водителей водят лучше среднего:
Так-то оно так, но не совсем. В маркетинге все же принято оперировать больше данными и цифрами, а не мнениями. А цифры связаны с потребительскими сегментами. И вы сейчас приравняли себя к целому сегменту. Рано или поздно такое произойдет, потому что действительно при высокой степени персонализации (все к этому идет) в крайней точке потребительский сегмент состоит из одного человека. Но пока что это не так. Кроме того, люди плохо умеют анализировать причины своего поведения и еще хуже прогнозировать его. Так что вы (и я) на самом-то деле и сами заранее не знаете, купите продукт или нет. Окажетесь в ситуации выбора/покупки — вот тогда и станет ясно.
Таким образом, стоит говорить не о том, что вам кажется, а о том, что подтверждают цифры. А еще есть первое (может и не первое, это я так придумал) правило маркетолога — не примерять на себя.
Ну во-первых, производить хорошие (то есть нужные людям, востребованные) товары без маркетинга не получится. Как минимум, придется изучить потребности людей. Кто этим занимается?
Во-вторых, дело даже не в производстве или не только лишь в нем. Возьмем актуальный сегодня пример — про Hoff и IKEA. Часть людей говорит: «Ну ушла IKEA, ну что переживать? Большинство товаров и так делалось в России. Кроме того, у нас же есть и ритейлеры свои, например, Hoff».
Только дело не в том, чтобы произвести. Дело в том, чтобы продать.
Кстати, так выглядит торговый зал Hoff:
А так IKEA:
Действительно, и там и там — диваны. Но разница есть — фото может этого не передавать, но все, кто бывал и в Hoff, и в IKEA, уверен, чувствовали разницу — в Hoff ты будто на рынке, а в IKEA скорее дома.
А в Hoff есть такие комнаты? А эти комнаты, ассортимент, выкладка, размеры свободных площадей, свет, навигация — это чьих рук дело? Это вопрос маркетинга или производства? (Конечно, дело не только в маркетинге, бизнес-процессы несколько сложнее, но чуть утрируем для примера.)
Более того, IKEA конечно — это не только диваны и шкафы, а еще хот-доги и безлимитная газировка для детей (вредно, я знаю, но даже в ней «мы уменьшили количество сахара в 2 раза»). Ну и фрикадельки, куда без них. Это все такой вот лайфстайл, специально созданный профессионалами (в том числе маркетологами!) и, что важно, востребованный людьми, отсюда и переживания. Дело не в производстве диванов.
Разговор, впрочем, не об ИКЕЕ — это только пример для иллюстрации.
Говорят, в США есть поговорка «доллар тому, кто придумал, десять — тому, кто произвел, сто — тому, кто продал».
Уж не знаю, сказал это Джейсон Стэтэм или нет, но суть-то отражена верно.
В общем, давайте признаем. В условиях конкуренции без маркетинга никак. Без маркетинга у нас не получится ничего импортозаместить, и возможно даже стоит признать, что в маркетинге тоже нужно что-то понимать, и не каждый умеющий читать и писать — маркетолог (дизайнер/политик/футболист/…).
Еще бы, конечно, хорошо не смешивать маркетинг и рекламу, но об этом я уже писал:
Кстати, слово «страна» в заголовке, конечно, лишь для кликбейта красоты. Это релевантно для любой страны, но другое дело, что в части из них уже признали, что маркетинг и продажи — одни из ключевых функций бизнеса, а другим пока еще только предстоит это признать. А, возможно, дело даже и не в стране, а в окружении — конкретной компании, людях, интернет-сайте, уютном чатике.
Пусть каждый занимается своим делом, и тогда, глядишь, мы действительно будем окружены классными продуктами и будем смотреть на релевантную сногсшибательную рекламу, видеть которую и приятно и полезно.
В завершение позволю себе лирическое отступление. Первая волна собственников – людей, которые создавали бизнес в лихие 90-е и понятия не имели об этом вашем маркетинге-шмаркетинге — уходит. На смену этому поколению приходят «выросшие в рынке» миллениалы и зумеры, которые теперь будут конкурировать между собой и с высокой вероятностью поломают системы маркетинга по понятиям и здравому смыслу» и «конкуренции через погоны/админресурс» (по крайней мере, очень бы хотелось). Поэтому сейчас самое время уделить максимум внимания маркетингу здорового человека. Грамотный маркетинг позволяет одерживать краткосрочные победы и только благодаря ему возможно планировать средне- и долгосрочные стратегии развития продукта. И на развитом рынке главным является все-таки клиент, который при прочих равных выберет продукт с понятной ценностью, лучшим сервисом и приятным релевантным продвижением.
И еще хочу повторить известную истину: маркетинг — это не точная наука, не алгоритм, не догма и не гарантия. Это итерационная исследовательская деятельность. Нет ни одной книги по маркетингу, в которой было бы написано: 2 ролика и 3 лендинга стоимостью 10 (20-30-100) тыс. рублей принесут прибыль в 1 миллион (если нашли такую — выкиньте ее). Маркетолог — исследователь. Он строит гипотезу, проверяет ее, анализирует результат и делает выводы. И только таким путем — постоянных исследований, накопления опыта и применения полученных результатов — обеспечивает более-менее надежную стратегию успешных продаж. Или не обеспечивает. А ведь еще надо делать поправки на действия регулятора, конкурентов и динамику поведения потребителей.
Исследователю всегда нужны удобные инструменты. Поэтому в помощь для владельцев бизнеса и маркетологов, которые хотят лучше понять и отразить ценность своего продукта для людей, мы сделали карту ценностного предложения (и, кстати, проверили ее в деле на десятках проектов). Новые проекты мы взять в работу не можем, но методикой делимся с удовольствием. По ссылке есть инструкция и реальные примеры из жизни. Используйте на здоровье. Это бесплатно.
Это статья из моего блога, но подписаться там нельзя, зато можно вы сами знаете где.
Вся статья звучит как оправдание.
Оправдание чего/кого?
Маркетинга. Нытьё. Типа, "вы не понимаете, маркетинг - это ого-го! Это нужная штука! А не понимаете вы потому, что нихуя в нём не понимаете!".
То есть это ненужная штука?
Я этого не говорил. Я лишь дал оценку прочитанному.
В общем, не понял я вашу мысль, ну и ладно :)
Вот ты маркетолог же? Если да, то у меня для тебя плохие новости, если ты такую простую мысль, озвученную мной, не понял.
Потом не надо удивляться, почему люди считают маркетинг какой-то хуйнёй невнятной. Да потому что сами маркетологи не могут донести свои идеи в понятной форме. Начинают увиливать, строить из себя дурочка, закатывать глазки, а после всего этого подобные статьи появляются. А самые упоротые включают режим обиженки.
Соберись, ты же маркетолог, блеять!
Договорились! Но мне не хватает еще одного коммента под статьей. Поможете?
Говно-вопрос. Щас загоним твою говностатью на главную. Смотри и учись, как должен работать маркетинг. гг
Премного благодарен!
Всего-то 3 лайка и статья на главной )
lol уровень материалов на VC
Согласен!
лента у каждого своя, если мне память не изменяет. Так что с 3 лайками вполне у когото эта статья может быть на главной
"Моя лента" у каждого своя, в зависимости на кого подписаны.
"Популярное" у всех одинаково - все статьи с 3+ лайками.
думали открыть свое агентство по продвижению говностатей на виси?
Виси и без моей помощи отлично с этим справляется.
Почему же без вашей? :) 14 материалов как никак.
А зря ты не услышал его мысль…
Я тоже скажу, что маркетеры и маркетологи очень часто говорят о том, что их не понимают или недооценивают их (маркетинга) возможности, но надо признать, упускают одну вещь — алё! это ваш рынок! А этот "тупой" дядя (или тетя) ваш клиент. И у них специфические потребности и они будут платить (вам!), если оценят ваше решение.
И ещё, знаешь, я давно не сталкивался с отказом от исследований. Т. е. я по-прежнему вижу, как типа маркетологи предлагают потратить на исследование зарплату отдела продаж за 3 мес. и им отказывают, но от самой идеи исследования (тестирования) народ не отпрыгивает.
А мне кажется, что Слегка Придурковатый сам приписал мне идею и сам же с ней поспорил :)
Моя идея была совершенно в другом, но кто что увидел (как всегда, впрочем).