(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93905182, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93905182, 'hit', window.location.href);

Как понять, что на сайте качественный копирайтинг? Подход к разработке текста и прототипа от веб-студии

Отдел копирайтинга Молнии обнажил процесс написания текстов. В статье рассказываем, каких стандартов придерживаемся, чтобы пользователю на сайте было понятно и удобно.

Принципы, которые можно прочесть ниже, мы не считаем нашей фишкой или открытием. Некоторые конкуренты преподносят подобный подход к разработке текста как важное преимущество. Для нас это стандарт современного копирайтинга для продающего сайта. Простые истины, но многим заказчикам или начинающим авторам они будут неизвестны.

Итак, структура статьи для навигации:

1. Анализ вводных и погружение в проект

Чтобы решать задачи бизнеса с помощью текста, нужно понимать, какой продукт или услугу он предлагает, какие у него проблемы, кто целевая аудитория, кто конкуренты. Это базовая информация, которая требуется копирайтеру. Добыть её несложно: достаточно предоставить подробно составленный первичный бриф, где заказчик кратко пояснит все вводные данные проекта. Но как бы подробно ни был заполнен бриф, информацию необходимо обсудить голосом на созвоне или встрече. Чем больше уточнений, даже самых очевидных, тем глубже степень погружения. Если складывается ощущение, что завтра копирайтер будет готов работать в вашей сфере, то он достаточно вник в суть проекта.

Но это только верхушка айсберга. Качественный текст поможет компании отстроиться от конкурентов. Для этого копирайтер анализирует сайты с похожими предложениями в нише, изучает все преимущества, дополнительные услуги и сервис, чтобы сравнить с вашим бизнесом, найти фишку и подать её под лучшим соусом. Также он рассматривает маркетинговую составляющую сайтов прямых конкурентов: офферы, лид-магниты, CTA, формы захвата. Всё это необходимо для создания уникального образа и попадания в целевую аудиторию.

Далее копирайтер приступает к знакомству с целевой аудиторией. Для полноценного формирования потребностей на сайте он определяет её желания и боли. Здесь пригодятся аватары и статистика от маркетологов. Важно знать, где живёт и чем занимается потенциальный клиент, чтобы понимать его привычки и интересы. Анализ текущего сайта покажет сильные и слабые стороны каждого решения, которые должны учитываться в структуре нового проекта. Для этого рассматриваются показатели вебвизора, карты скролла и карты кликов. Далее эта информация используется при разработке пользовательского пути.

Также копирайтер-профессионал уделяет время чтению отзывов клиентов. Это отличный инструмент для погружения, поскольку компания может заявлять в преимуществах сверхбыструю доставку и стильную упаковку, а покупатели ценят бренд за совершенно другие плюшки. Например, за гарантию и сервисное обслуживание. Чтобы углубиться в тему проекта, копирайтер ищет дополнительную информацию на IRecommend, Пикабу, YouTube, различных форумах и пабликах в социальных сетях. Люди любят делиться опытом и высказывать своё мнение, и это отлично помогает ближе познакомиться с ЦА.

Для разработки структуры сайта важно понимать, с какими возражениями сталкивается менеджер компании и как их отрабатывает. Копирайтер обязательно учтёт эти данные при разработке структуры. Если основное возражение «Дорого», то он не расположит вторым блоком цены, а презентует продукт с разных ракурсов и донесёт его ценность перед тем, как покажет стоимость.

2. Правильный Tone of Voice

Если у компании есть гайд по работе с Tone of Voice, то здесь всё просто — копирайтер изучает, задаёт уточняющие вопросы и торжественно клянётся на «Пиши, сокращай» придерживаться его до последнего слова. А вот если гайда нет, да и тональностью бренда в текстах заказчик до этого не интересовался, то придётся попотеть. И копирайтеру, и заказчику.

Первый вопрос, который обсуждается — как допустимо обращаться к пользователю на сайте: на ты или на вы? Если на странице заведения мы увидим призыв «Залетай на пиво сегодня вечером», а после официант уточнит: «Какое изволите: тёмное или светлое?», то возникнет небольшой диссонанс, и концепция заведения рухнет на глазах.

На сайте должна использоваться подходящая терминология, потому что сложные названия знакомы далеко не всем. Нужно позаботиться о пользователе, чтобы ему не пришлось гуглить каждое второе слово. Если ЦА в основной массе — эксперты, то профессиональные определения просто необходимы. Они станут маркером качества и повысят доверие к бренду.

Tone of Voice — это не только конструкции, формулировки и термины. Это отражение культуры компании, отношение к клиенту и манера общения. На сайте похоронного бюро не может быть юмора в заголовках, как и формализма на лендинге про рок-фестиваль. Конечно, это совершенно поверхностное замечание, потому что тональность бренда более сложное понятие.

Правильный ToV раскрывает эмоции и характер бренда, доносит ценности. Копирайтер должен понимать уровень формализма и уважительности, который допустим для той или иной компании. Можно ли шутить с пользователем, в каком объёме, и какие ограничения нужно учитывать? Каждая деталь может сыграть как в пользу бренда, так и против него. Поэтому важно найти оптимальное решение, чтобы бренд звучал уникально и был близок целевой аудитории.

3. Выстроенная логика блоков

Сайт — это рассказ. Его последовательная структура ведёт пользователя к ключевому действию. Как сюжетные дыры портят впечатление от истории, так и нарушенная логика сайта отпугивает клиентов.

Любой лендинг или многостраничник состоят из блоков. Страница начинается с главного экрана и основного оффера, а заканчивается финальным блоком с контактами. Это всё, что может быть одинаковым в структуре 2-х разных сайтов: начало и конец. Что вполне логично. О нас, преимущества, отзывы, галерея и т.д. Список может продолжаться бесконечно, но формат блоков и последовательность должны решать задачи бизнеса и составлять единое повествование.

При скролле страницы пользователь в 80% случаев не читает, а сканирует текст по диагонали. Чаще всего в поле зрения успевают попасть только заголовки. Когда все заголовки страницы складываются в одну историю, которая в кратком пересказе доносит суть проекта и его выгоды для пользователя, сайт становится более конверсионным, и вероятность того, что в финальном блоке потенциальный покупатель станет реальным, возрастает.

Последовательность блоков выстраивается в зависимости от разных параметров: какое ключевое действие на сайте, сформирован ли спрос на продукт/услугу или нет, какая информация первостепенна для принятия решения о сделке, какие возражения могут возникнуть и оттолкнуть и т.д. Копирайтер, исходя из потребностей и болей ЦА, постепенно отвечает на вопросы и разрушает сомнения. Например, на лендинге о конференции покупателю важнее блок со спикерами: кто выступает, что он расскажет, есть ли известные личности. А вот блок с преимуществами мероприятия его волнует меньше. Но всё же после презентации главных моментов, информация о бесплатном кофе-брейке между лекциями и крутом мерче в подарок подкрепит его желание купить билет. Но не она продаёт здесь, поэтому вначале показываем спикеров.

Помимо внешней логики структуры, копирайтер должен соблюдать и логику внутри каждого блока. Крупный заголовок сообщает, что компания быстро напечатает партию визиток. Далее пользователь видит 3 иконки с колонками текста: безопасные краски, качественная бумага и ровная нарезка. Отличные преимущества, но как они помогают вам быстро проделать большой объём работы? Основной заголовок логически не связан с подзаголовками и текстом колонок — пользователь просканировал экран и не уловил суть написанного. Ему срочно нужно получить гору визиток — он закрывает вкладку и идёт на другой сайт, где не нужно долго вчитываться и разбираться что к чему.

4. Принципы UX

Если пользователю на сайте понятно и удобно, то он с лёгкостью оставит заявку, подпишется на рассылку или оплатит товары из корзины. Копирайтер должен позаботиться об этом и учесть пользовательский путь на лендинге или многостраничнике.

В первую очередь это касается объёма текста. Огромные полотна с длинными перечислениями воспринимаются типичным посетителем как тёмное пятно. Для мозга это что-то большое и сложное, и он предпочитает пропустить такой фрагмент. Поэтому текст должен быть максимально информативным и отжатым от воды на 99,9%. В идеале UX-текст — это короткие и лаконичные фразы, которые доносят суть быстро и не требуют переваривания. Писать такой текст — основной скилл копирайтера.

В UX-текстах недопустимо применение капса или миллиона восклицательных знаков. Пользователь воспринимает такое обращение, как назойливое навязывание эмоций. Задать определённое настроение можно другими способами: с помощью образов или сравнений.

В большинстве случаев пол посетителя сайта предугадать невозможно, поэтому обращение должно соблюдать гендер-нейтральность. Особенно важно отследить этот момент в репликах-соглашениях с политикой конфиденциальности или об использовании файлов cookies. «Я соглашаюсь» выглядит для пользователя намного человечнее, чем «Я согласен (-на)», которое часто встречается на бланках в МФЦ.

Важнейшее внимание в работе копирайтера уделяется тексту кнопок. Во-первых, это должна быть интуитивная реплика пользователя на предложение бренда. Во-вторых, тот, кто нажимает на кнопку, должен чётко осознавать, что произойдёт после клика. «Купить» или «Проконсультироваться» должны вовремя оказаться под рукой для высокой конверсии, поэтому копирайтер прогнозирует, когда посетитель будет готов совершить ключевое действие.

UX-тексты имеют особые требования в соблюдении единства. Глагол на кнопке должен откликаться на призыв в заголовке, потому что вначале посетитель просканирует заголовок, следом — кнопку, а уже потом обратит внимание на оставшийся текст блока. Если на экране несколько колонок, то конструкции каждого подзаголовка и описания должны быть едины. Так пользователь сразу считает логику: чем пункты схожи и чем отличаются.

5. Ценности в заголовках

Первостепенно заголовки на сайте играют роль разделителя: сообщают, что один блок закончился, и началась другая мысль. Плюс пользователь понимает, о чём сейчас пойдёт речь, и соответствует ли блок его запросу. Стандартные сервисные заголовки «О нас», «Наши услуги» и «Преимущества» в целом с задачей справляются прекрасно, но для продающего сайта этого недостаточно.

Заголовок — это первое, что сканирует пользователь. Почему бы не дать в нём одну из ценностей продукта или услуги? Например, в блоке о компании вместо «О нас» ёмкой и лаконичной фразой можно вынести подход к работе или фишку команды. Вероятность того, что бренд запомнится целевой аудитории намного выше. К тому же посетитель может пропустить основной текст блока, и тогда о компании он так ничего и не узнает.

Копирайтер прорабатывает подходящий формат заголовка, чтобы фраза считывалась на одном дыхании, прямо доносила выгоду или преимущество и ориентировала по содержимому блоку — объясняла, что перед нами миссия бренда, а не дополнительные услуги. Здесь требуется определённая доля креатива и изобретательности для поиска подходящего решения.

Заголовок с ценностью — ещё один инструмент отработки возражений. Если копирайтер погружен в проект и знает о всех сложностях продажи, то с помощью акцентных фраз сможет заблаговременно развеять самые распространённые страхи и сомнения потенциальных клиентов.

Дополнительный бонус копирайтеру, когда заголовок содержит шутку или эмоциональный образ. Конечно, если Tone of Voice располагает. Пользователю нравятся позитивные интересные мысли, а это значит, что и отношение к бренду будет соответствующее.

6. Единство копирайтинга и дизайна

Качественный копирайтинг на лендинге или многостраничнике не существует сам по себе. Текст изначально должен разрабатываться с заделом на будущий дизайн страницы, и во многом копирайтер закладывает фундамент для работы дизайнера и иллюстратора.

Копирайтер должен позаботиться об аудитории и продумать, как подать сложную информацию на сайте. Например, использовать инфографику на странице, чтобы наглядно донести сложные технические данные продукта, или преподнести с помощью фактоидов важные цифры и статистику, которые зацепят взгляд.

Текст для лендинга должен учитывать визуальную составляющую. Иногда изображение раскроет гораздо больше, чем самое продуманное и понятное объяснение — лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть. Можно бесконечно подбирать синонимы для описания карточки дивана в интернет-магазине мебели, но одно профессиональное фото закроет больше вопросов, чем несколько абзацев текста.

Заключение

На продающем лендинге не может быть текста ради текста. Каждое слово работает на бизнес и заботится о пользователе. Требования к копирайтингу возросли, и теперь важна не только информативность. Чтобы писать эффективные тексты для сайтов, копирайтер должен работать в команде с маркетологом и дизайнером, разбираться в UX, уметь подбирать подходящий ToV и постоянно развивать свои скиллы.

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Ирина Исаакова

1. Заголовки не должны складываться в рассказ. Заголовки должны показывать читателю, где он найдет интересующую его информацию. Чтобы он смог сориентироваться в большом тексте и понять про продукт все что ему нужно понять. Точно не надо пихать в них преимущества, если из-за этого теряется их главная функция. «Работаем с нестандартными задачами», например, плохой заголовок на мой взгляд. «Нестандартные» — пустое слово, ничего конкретного не означает и никакую ценность не выражает. Кто-то посмотрит этот список задач, а они для него типовые. А кто-то придет с обычными задачами и не найдет списка услуг для себя. Разве что если компания нишуется в нестандартных задачах, но это уже другой лендинг.
2. «Проконсультироваться» — плохая кнопка, на мой взгляд. Непонятно что произойдет после ее нажатия. Человеку позвонят, напишут, вышлют прайс-лист? Надо его предупредить имхо)
3. «Высококачественное оборудование», «отлаженные процессы» и «большая команда» — вода, которая никаким образом не доносит, почему компания быстро печатает визитки. Раскрывает смысл заголовка не лучше, чем «безопасные краски» и «ровная нарезка» (которые, внезапно, водой не являются и реально дают хоть какую-то конкретную ценность).

Такие комменты после прочтения по-диагонали))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Ирина, человек сканирует информацию, поэтому как раз важно в заголовках донести ценности.

По кнопке «Проконсультироваться» вы правы, что нужно раскрывать смысл и ценность консультации. В статье мы говорим именно о том, что кнопка должна отвечать на призыв. Естественно, можно и нужно прописывать в каком формате и кто будет проводить консультацию. Например, на нашем сайте мы перечисляем, с чем поможет разобраться менеджер на первой консультации.

Про безопасную нарезку и ровный край опять же речь идёт о том, что пункты преимуществ должны раскрывать заголовок, об этом визуальный пример.

Конечно, при прочтении по-диагонали можно не всё уловить. Плюс тема настолько обширная, что можно про каждый пункт написать ещё десяток статей. Мы прошлись лишь по основным моментам)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Bo.G

Вопоос. Для кого эта статья? Если для коллег по цеху, то тогда вопросов нет. Если для потенциальных клиентов, то дочитав вот до этого пассажа: "Нужно позаботиться о пользователе, чтобы ему не пришлось гуглить каждое второе слово".. каждый потенциальный клиент поймёт, что с вами лучше не работать, так как вы сами нарушаете свои же правила.
В вашем тексте сплошь сленговые англицизмы. это даже и не устоявшаяся терминология, а набор модных слов.
как вы кому-то что то продаете? Как по мне, так надобно кратко, глыбко и ёбко, а получилось заумно и занудно
имхо.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

спасибо за мнение!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Роговицин

В том то и дело, что статья, скорее всего, ну так, в порядке бреда писалась для людей, которые пережили «глыбко и ёбко» и вошли в эпоху «соответствующе и с пользой». А если вы так переживаете за дальнейшую судьбу русского языка, могу посоветовать углубиться в СРЯ (да, погыгыкайте немного) и узнать больше о современном русском языке, который нещадно поглощает все англицизмы и прочее.
А если вы пошли гуглить слово «гуглить», то да, пора задуматься о выходе из своего информационного хитина. Для вас это необычно и вы, как типичный житель каменного века, прыгаете вокруг незнакомого явления в надежде его испугать своей брутальностью. Копирайтинг в России за последние 10 лет ели ели дотягивал до 3-ки со своими профессиональными-профессионалами и первыми в сфере лидерами рынка. Сразу видно, что вам незнакомы сайты вузов, автошкол, недвижимости и тд, которые создавали еще при «глыбко и ёбко», где проще душу консультанту продать, чем получить информацию с сайта. Если вас пугают перемены — не бойтесь, с такими душнилами, как вы, они придут не скоро

Ребята реально молодцы, задают новые тренды текста, пока «лидеры рынка с большим опытом и профессиональной командой» подыскивают едкие комменты на vc.ru, камон, лидеры, что по самооценке?

Ответить
Развернуть ветку
Хуршед Нурматов

Хорошая, полезная статья :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

спасибо, стараемся делать полезный контент)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey

То, что у вас большая команда, отлаженные процессы и крутое оборудование — вообще не про ценность для клиента. Это разговор про себя любимых, что является как раз основной ошибкой в построении UX. Клиент то что получает от этого? Как это мотивирует его оставить заявку? В статье много сомнительных примеров, на самом деле.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Эти пункты объясняют, за счет чего гарантируются быстрые сроки. Если человеку нужно сделать быстро, то у него будет больше доверия к аргументированной информации, и он оставит заявку)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил

Начали за здравие, а кончили за упокой.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Конструктивно)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Slava Semenchuk

Как понять, что статья вода. Когда ссылкк на основной сайт ради которого создавалась статья - неверная :) пропущена буква (исправьте)

Ответить
Развернуть ветку
Izabella D

Спасибо! Очень полезно. Я как раз делаю сайты и лендинги.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Рады, что статья оказалась полезной)

Ответить
Развернуть ветку
Yulya Zaychikova

Про печать визиток за 2 часа первый вариант лучше. Да и вообще, многие примеры в статье прям уровня б — создается впечатление, что теорию вроде усвоили, а на практике всё завалили)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Юлия, обратите внимание на то, что ровная нарезка никак не влияет на скорость выполнения работы, а вот большая команда наоборот. Пример был именно об этом)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Anna Maryasova

"Понятней и удобней" Вы не думали, что копирайтер не тем делом занят?! Анализировать и предлогать структуру контента должен seo плюс маркетолог, а копирайтер писать по предложенным характеристикам. Он качественно писать разучится, если будет так много (для копирайтера) аналитикой заниматься. Что-то путаница какая-то с функционалом.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Копирайтер должен уметь в исследования)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Mikluho

Такая вот подача лично для меня всегда была маркером какой-то "цыганский магии" ..
Я точно понимаю что меня хотят нагнуть, но пока не понимаю где и как. А всё из-за маскировки нормальных слов голыми и не близкими мне эмоциями.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Всё зависит от целевой аудитории, естественно)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Виктор Гореликов

Как фразы «Высокоскоростное оборудование», «Отложенные процессы» и «Большая команда» мне помогают в решении задачи? В заголовке вы уже и так написали, что напечатаете за 2 часа — основную информацию вынесли. Сюда стоит добавить: либо уточнение — напечатаем за 2 часа после того как пришлёте/согласуете макет визиток; либо гарантию — если вдруг не справимся, то следующий заказ — бесплатно. А лучше и то, и другое)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Гунылина

о, а вы копирайтер

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Сергеевич

Сергей, добрый вечер, если Вам не трудно, подскажите, пожалуйста, Если создать сайт на бесплатном (Free) тарифе Тильды с бесплатным доменом от тильды "....tilda.ws/";, то будет ли работать реклама в яндекс директе в поиске или нет? Спасибо большое

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Приветствую! Реклама будет работать)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Ананьев

Спасибо, что заметили ошибку в ссылке!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex

Нужно звать свою аудиторию. Взять https://www.apple.com/ru/iphone-13-pro/. Большинство заголовков супер-эмоциональные (типа "Скорей бы ночь", "Ммм, макро"). Пользователю это понравится.

А если я пришел на информационный ресурс, или сервисный, или что-то конкретное нужно найти на странице, то используется паттерн "Слоеного пирога", где я бегаю глазами только по заголовкам и какие-то сложносочиненные конструкции мне там не нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ананьев

Верно!

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Где взять таких людей, кто умеет работать с текстом?
Вот, например, есть пару проектов, нужны статьи ежемесячно, желательно лонгриды со смыслом… даже платить готовы, но нет их

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Много кто умеет работать с текстом. Другой вопрос, найти человека, кто предоставит вам готовую статью на узкоспециализированную тему. Тут уже долгое собирание крупиц при общении с клиентом.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Виктор Гореликов

Искренне не понимаю, зачем нужен бриф. Он только тратит время на обсуждение и запуск проекта (ой, я сегодня забыл заполнить; у меня будет время только на следующей неделе и т.д.), потому что всё равно нужно обсуждать задачу голосом с заказчиком. Я к тому, что можно сразу перейти на обсуждение голосом. Так быстрее и точнее сложится понимание задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Гореликов

Искренне не понимаю, зачем нужен бриф. Он только тратит время на обсуждение и запуск проекта (ой, я сегодня забыл заполнить; у меня будет время только на следующей неделе и т.д.), потому что всё равно нужно обсуждать задачу голосом с заказчиком. Я к тому, что можно сразу перейти на обсуждение голосом. Так быстрее и точнее сложится понимание задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Гореликов

Если кнопка «Я в деле» переводит на форму выбора и оплаты билета — ну хз. По этому призыву на кнопке я вообще не понимаю, что мне сейчас сразу втюхают билет. Я ожидаю какого-то более подробного рассказа о муз. фестивале или чего-то другого. Но не как не форму бронирования.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда