Почему PWA помогают сохранить не только пользователей iOS
Подсанкционные банки и другие компании быстро научились отдавать APK своих приложений напрямую и оперативно встроились в российские магазины приложений. Но тогда получается, что PWA спасет только пользователей iOS? На самом деле, нет, и вот почему.
В прошлый раз мы подробно рассмотрели решения, которыми воспользовались подсанкционные российские банки, чтобы сохранить мобильную аудиторию.
Нативные приложения для Android практически у всех подсанкционных банков доступны не одним, а двумя способами: можно скачать APK напрямую с сайта банка, либо сначала установить любой из российских магазинов приложений и уже оттуда установить приложение банка.
А вот с iOS другая история. Здесь банки четко разделились на два лагеря. Первые загоняют клиентов в личный кабинет на сайте и не дают никакой альтернативы. Вторые подталкивают к использованию PWA — прогрессивных веб-приложений, которые запускаются везде, где есть более-менее современный браузер (iOS, Android, десктоп), и устанавливаются одним кликом прямо с сайта.
Принуждение не работает
В апреле 2021 года вступили в силу поправки к закону о защите прав потребителей, обязывающие импортеров предустанавливать российские программы на ввозимую в страну технику на базе iOS и Android. Власти попытались таким образом продвинуть российские разработки: поисковые системы, мессенджеры, навигационные приложения и т.д. — всего 16 категорий приложений для смартфонов и планшетов. Список приложений для законопроекта подготовило Министерство цифрового развития. Был ли от этого ощутимый эффект? Нет.
Осенью того же года TelecomDaily провели собственное исследование и выяснили, что инициатива не взлетела: рост установок составил порядка 1%. Хуже всего затея сработала с пользователями iOS. Экран с предложением установки российских приложений появляется на iPhone и iPad ровно один раз — при активации нового устройства. Но абсолютное большинство опрошенных пользователей совершенно предсказуемо хотело поскорее проскочить этап активации, поэтому тут просто без шансов. Впрочем, и альтернативные решения вряд ли показали бы себя лучше. Например, пользователи Samsung в большинстве своем просто не заметили папку с отечественным приложениями.
Поэтому даже если власти сделают следующий шаг и обяжут импортеров предустанавливать российские магазины приложений на телефоны с Android, нет гарантии, что эффект будет массовым.
А вот в случае с PWA пользователю того или иного сервиса достаточно зайти на страницу авторизации в ЛК, чтобы узнать о возможности установить приложение.
Пользователи вообще не любят ставить приложения
В прошлом году Heady.io опубликовали результаты многопланового исследования мобильного customer experience. Среди выводов — пользователи смартфонов очень не любят, когда им надо ставить приложение, чтобы пользоваться каким-то сервисом.
Можно ли сказать, что PWA принципиально решает эту проблему? На рынке практически нет исследований, которые «в лоб» сравнивают нативные приложения и PWA по таким показателям, как LTV. При этом есть немало кейсов, где годовой рост мобильного трафика после выпуска PWA держался в пределах 25-250%. То есть опосредованно можно говорить о том, что в случае с установкой PWA трение не такое сильное.
Справедливости ради стоит отметить, что большинство интересных кейсов с PWA относятся к 2015-2019 годам. Связано это, по всей видимости, с тем, что Google сами тормознули продвижение PWA. Комиссия 15-30% в Play Store — слишком лакомый кусочек, чтобы вести разработчиков мимо магазина.
Установка APK — ужасный UX
Сложно винить разработчиков мобильных платформ в том, что они превращают установку скачанных откуда-то APK в небольшой квест. Вряд ли кому-то нравится перспектива деятельно поучаствовать в обогащении скамеров. А вот обратную сторону этой заботы о своей безопасности сейчас ощущают на себе клиенты Сбербанка, Альфа-банка и ещё около десятка банков, вылетевших из Google Play Store.
Например, авторы вот этого руководства насчитали семь шагов, которые надо сделать, чтобы скачать и установить приложение на Android. Впрочем, специфический спрос немедленно породил специфическое предложение.
Выводы
Для iOS
PWA — практически единственный и при этом дешевый в разработке способ дать клиентам приложение с привычным им UX (удобство интерфейса, интеграция с возможностями устройства, биометрия, плавность работы).
Для Android
Оба доступных сейчас способа установки APK — нетипичный для массовой аудитории пользовательский опыт. Привыкание может занять достаточно много времени. PWА, как подменный автомобиль, поможет как минимум сохранить транзакционность клиентов на этот период. А в дальнейшем может оказаться, что его более чем достаточно.
Подписывайтесь на блог RooX. Мы специализируемся на цифровых каналах взаимодействия с пользователями (порталы, личные кабинеты, приложения, в том числе, в виде PWA) и управлении доступом к ним (RooX UIDM).
Вообще быть пользователем iOS в России в 22 году - это такой лютый садомазохизм. Уже, кажется, половина функций не работает.
Отсутствие Apple Pay и пары банков в сторе, это, конечно, половина функций
Ну начнем с того что возможность платить с nfc - это как бы весьма ценная функция. У айфонов она в России не работает никак. У андроидов работает. Приложения не из стора на Айфоне ставить нельзя. На Андроиде можно. В этом смысле функциональность Айфона довольно кастрированная по сравнению с андроидами. Это не половина функций, конечно, но весьма существенно в нынешних условиях, не считаете?
Зато в google play невозможно покупать приложения и оплачивать подписки, а в App Store можно - через оплату с баланса сотового. Причём это работает и для айфона и для мака.
Забавно, это, видимо, дыра, вполне в духе Эпол
До сих пор возможно?
да, через МТС и Билайн
Комментарий удален модератором
Кроме Apple Pay вроде все работает. Подписки и стор как минимум. Приложения только санкционных банков в основном вылетели из стора.
А приложения в сторе как-то можно оплатить? А mir pay работает?
Приложения в сторе оплатить можно через счет мобильного телефона. Mir pay не работает.
Вообще, любопытно было бы посмотреть на выводы такого исследования применительно к разным категориям приложений. Скорее всего, ценность установки приложения в разных случаях разная. Например, мобильный банк (вероятно) пользователь поставит охотнее, чем приложение соседней кофейни )
Изучал мировую стату по конверсии в установку приложений. Если ей верить, то у банков она очень низкая, самая высокая у travel-индустрии и приложений утилит.
А это конверсия из чего в установку приложений? )
из рекламы, информации в соцсетях и т.п
Логично ) Пользователь никогда не поставит из (например) рекламы приложение чужого банка. А приложение своего у него с высокой вероятностью уже стоит, вот конверсия и низкая ))
И я из той категории пользователей, которые не любят ставить приложения:(
А я наоборот. Если приложение от нормального разработчика, то почему нет? Через нативный клиент удобнее: меньше проблем с пушами, удобнее выбирать файлы/фотки для выгрузки, интеграция с меню Share.
Кажется, в PWA-версиях Альфы/Сбера нельзя ставить пин на приложение, из-за чего надо постоянно вводить логин/пароль
Ага. Очень удобно. Особенно когда каждая забегаловка с приложением.
Зашёл утром в кофейню: а у вас есть наше приложение?
В продуктовый: а у вас есть наше приложение?
В парикмахерскую: а у вас есть наше приложение? Как нет? Обязательно поставьте.
В магазин в ТЦ: а у вас есть наше приложение?
тут вопрос в ценности сервиса в целом. мне даром не нужны какие-то еще программы лояльности парикмахерской или кофейни, будь они в вебе или приложением
а вот если там действительно что-то, чем я хочу пользоваться, то почему бы не скачать приложение
Так я ж написал: "Если приложение от нормального разработчика".
Для остальных можно тупо взять карту и закатать в Google Pay / Apple Wallet
В PWA приложениях можно сделать биометрию типа FaceID или TouchID и любые другие, для этого существует уже куча библиотек и описаны способы интеграции. Например: https://github.com/m1guelpf/laravel-fastlogin
В нашем PWA мы сделали вход и подтверждение операций по биометрии.
Постоянно вводить логин/пароль — неудобно. А если смотреть на то, какие люди в массе своей придумывают пароли — простые, одинаковые для разных сервисов — еще и небезопасно.
Слава богу, что у меня не айфон)) все эти танцы с бубнами каждый раз сильно удивляют - друзья постоянно жалуются, что то одно слетает, то другое, а сейчас совсем все плохо стало именно с банковскими приложениями в первую очередь.
А что у друзей слетает?
вроде, менеджер паролей какой-то и почта. Подробности не уточняла))
Я прошу прощения за недалёкость. Но я прочитала статью и так и не поняла. PWA — это вообще что такое? 😅 Видимо сказывается, что я всю жизнь пользовалась только андроидом))
PWA расшифровывается как progressive web application, прогрессивные веб-приложения.
Для компании, которая предоставляет услуги (например, банк предоставляет банковское обслуживание), PWA — это один из способов упаковать свой сервис онлайн.
Примеры других онлайн-способов:
- мобильное приложение,
- личный кабинет на сайте (обычном сайте, без применения PWA),
- телеграм-банк (ВТБ начал такое делать).
Технология PWA, если ее правильно применять, может сделать из сайта почти мобильное приложение — такое же удобное, плавное, с навигацией, заточенной под смартфоны, с входом по биометрии, а не с помощью паролей. И так далее ) Работает и на iOS, и на Android. И из сторов его не выпиливают, так как нет необходимости его в сторы помещать, оно одним кликом устанавливается с сайта.
Что касается пользователя, он может и не заметить, что его банк или другая компания перевели сайт на PWA. Просто станет удобнее, ничего не надо скачивать, будет работать даже при плохом интернете и еще некоторые плюшки.
Просто мобильная версия сайта "на стероидах". Современные мобильные браузеры позволяют сайтам иметь доступ к таким возможностям, которые до этого были только у нативных приложений: геолокация, уведомления и т.п. В итоге, можно обойтись мобильной версией сайта, а не разрабатывать приложения для мобилок. Конечно, такая версия будет в чём-то ограничена по возможностям и будет не такой "красивой".
Вообще, Стив Джобс так и задумывал, когда выпускал первый iPhone: приложения будут в браузере. Поэтому App Store появился позже.
https://www.youtube.com/watch?v=p1nwLilQy64
Я вот тоже не нашёл ответа в статье и пришлось гуглить...
Нашёл вот статью про это https://vc.ru/marketing/141463-pwa-prilozheniya-chto-eto-takoe-i-dlya-chego-biznesu-sozdavat-prilozhenie-iz-sayta
Спасибо!)
А как понять, использует ли мой банк PWA? Я могу как-то на это повлиять, если мне неудобно использовать ЛК на сайте?
если можно установить - значит использует
Применительно к iOS, добавить на экран телефона можно любой веб-сайт и использовать его, условно, "как приложение". PWA или SPA начинка не влияют на возможность установки.
Я в поддержку пишу, когда что-то неудобно. Или голосую рублем в пользу другого поставщика.
Вот да, ставить приложение бесит чрезвычайно. Скоро это будет как пластиковые карты - оставьте себе, пожалуйста.
Просто нужно сделать свой нормальный магазин приложений, кажется, задача должна быть под силу нашим ИТ-гигантам?
Для андроида их уже три есть :) Самый приличный, по-моему, RuStore, которым занимается VK. А вот для iOS делать альтернативные магазины приложений — ну так себе затея.
Отстала я от жизни) А почему оттуда нельзя скачать приложение санкционных банков? Того же Альфы, или я опять чего-то пропустила ))
В RuStore, если речь о нём, есть приложения всех подсанкционных банков.
Предлагаю просмотреть предыдущую ‘часть’ статьи, ссылка на нее - в самом начале статьи выше
@RooX как минимум, вы врёте про "привычный удобный UI". У PWA конкретные ограничения, не позволяющие получить те же Gestures.
Можно получить интерфейс, отзывчивый настолько, что массовый пользователь не почувствует разницы.
При работе над RooX PWA мы в это хорошо вложились.
Мы исходим из того, что необходимость в PWA возникла не на пустом месте, а как решение существующих проблем — потеря клиентов, снижение транзакционности.