{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Думаете, у вас нет бренда?

Эта статья про брендинг для СЕО, продакт- и бренд- менеджеров, которым нужна относительно простая и понятная схема, объясняющая, как связаны рынок, продукт и бренд; что такое Jobs To Be Done и какой потрясающий результат могут дать эти исследования; с чего начать работу с брендом и что именно нужно делать; как подружить продакт- и бренд-менеджмент.

В основе статьи — скомпилированные в относительно простую схему фундаментальные идеи из 5 книг ярчайших светил современности, работающих в области продакт- и бренд-менеджмента. А также опыт работы с международным брендом на рынке финансовых продуктов – с нуля до первых мест в топах узнаваемости.

Содержание статьи:

Интро

Знает ли продакт-менеджер, который занимается разработкой нового продукта в условиях чрезвычайной неопределенности, что ему не нужно специально закладывать время и ресурсы на создание бренда для своего продукта? Все потому, что бренд уже есть у любого продукта, даже о котором никто ничего не слышал и которого никто еще не видел.

Когда продукт уже готов, возникают задачи, связанные с его продвижением и разработкой коммуникаций для формирования осведомленности и привлечения клиентов. Все это запускает череду вопросов:

  • Какая реклама нам нужна и где ее размещать?
  • Какой логотип лучше привлечет внимание и запомнится?
  • Какое имя должно быть у нашего продукта?
  • И т.д. и т.п.

И в некоторых случаях цепочка рассуждений приводит к тому, что для всех коммуникаций требуется какое-то единое основание, платформа, чтобы вся реклама однозначно отличала наш продукт от конкурентов и была в едином стиле. Такое основание часто называют брендом. И в данном случае под брендом понимают имидж, который будет транслировать реклама.

Практика показывает, что процесс разработки бренда (желаемого имиджа) занимает много времени, денег и нервных клеток. Часто сопровождается привлечением чуть ли не всего коллектива компании вне зависимости от ее размера и приглашением сторонних агентств. При этом не покидает ощущение чего-то запутанного и неясного, вызванного вопросами:

  • В каком виде должен быть сформулирован бренд?
  • Какие исследования нужно провести для формулирования бренда?
  • Какую функцию выполняет бренд в управлении ростом и чего от него ждать?
  • Как измерять эффективность брендинга?
  • Как взаимосвязаны между собой процессы продакт- и бренд-менеджмента?

В этой статье представлена наглядная схема, как определить бренд в продукте и начать работу по его развитию.

Пока ничего не понятно?

Давайте разбираться.

Внешний и внутренний триггеры. Модель крючка

Поиск бренда в продукте предлагаю начать с замечательной книги Нира Эяля «На крючке», посвященной разработке успешного продукта на основе открытий когнитивной психологии о механизмах формирования привычки. Многие ее читали, и в интернете достаточно обзоров на книгу. Здесь я бы хотел обратить внимание на главную мысль книги, которая заключается в том, что продукт разрабатывается, начиная с внутреннего триггера, а привлекает клиентов, начиная с внешнего триггера. Внешним триггером, по большому счету, является любая рекламная активность продукта. При этом внутренний триггер выполняет замыкающую роль цикла, состоящую из пяти фаз:

  • Пробная покупка: внешний триггер
  • Действия
  • Переменное вознаграждение
  • Личные инвестиции в продукт
  • Повторная покупка: внутренний триггер
Рис. 1. Модель крючка

Что такое внутренний триггер? Это обстоятельства, оказавшись в которых клиент автоматически вспоминает продукт. Обстоятельства запускают мысли, чувства, которые ассоциативно связываются с продуктом. Одним словом, для срабатывания внутреннего триггера необходима ассоциативная связь между продуктом и обстоятельствами.

Без наличия подобной ассоциативной связи не может идти речи о поступательном росте продукта. Именно ассоциативная связь между продуктом и обстоятельствами формирует у клиентов привычку регулярно пользоваться продуктом. А чем крепче привычка, тем быстрее наступает product market fit и выше LTV. Вдобавок привычка запускает виральную петлю, т.к. чем более заметную роль продукт играет в жизни клиента, тем охотнее он начинает его рекомендовать своим знакомым.

Рис. 2. Структура внутреннего триггера

Любые усилия в проработке ДРУГИХ элементов — «внешний триггер», «действие», «награда», «инвестиция» — не будут иметь успеха без тщательной разработки «внутреннего триггера».

Внутренний триггер состоит из трех элементов:

  • продукт;
  • обстоятельства;
  • ассоциативная связь.

Структура внутреннего триггера. Обстоятельства. Jobs to Be Done

Внимательное изучение структуры внутреннего триггера предлагаю начать с обстоятельств (с продуктом более или менее все очевидно). А что, собственно, подразумевается под обстоятельствами? Например, Клейтон Кристенсен под обстоятельствами понимает работу, которая должна быть выполнена (JTBD). В своей книге «Закон успешных инноваций» на 300 страницах слово «обстоятельства» повторяется 65 раз. С точки зрения Клейтона Кристенсена, JTBD — изменения к лучшему, к которым человек стремится в определенных обстоятельствах. Далее во 2 главе он пишет:

«Акцент на обстоятельствах — не просто казуистика или пустословие, это краеугольный камень необходимый для выполнения работы… Поскольку работы возникают в течение повседневной жизни, центральной составляющей их определения становятся обстоятельства. Именно это — первичный элемент инновационной работы, а не характеристики клиентов, свойства продуктов, новые технологии или тренды».

Проще говоря, JTBD = обстоятельства. Для уточнения обстоятельств Клейтон Кристенсен предлагает получить ответы у клиента на следующие вопросы:

  • Где вы находитесь?
  • Когда она возникает?
  • С кем вы?
  • Что делаете в этот момент?
  • Что вы делали полчаса назад?
  • Что будете делать дальше?
  • Какие социальные, политические, культурные факторы оказывают влияние?
  • На каком жизненном этапе вы находитесь?
  • Какое у вас семейное положение?
  • Какой у вас финансовый статус?

В целом, работы можно обнаружить, используя пять источников:

  • внимание к собственным повседневным трудностям, которые приходится самим преодолевать;
  • изучение поведения неклиентов;
  • наблюдение за обходными решениями, которые приходится предпринимать людям;
  • выявление дел, которые люди не хотят делать;
  • выявление ситуаций использования продуктов по непрямому назначению.

Для выявления внутреннего триггера Нир Эяль предлагает использовать методику «Пять почему», которая имеет более совершенную модификацию в виде методики Laddering, которую разработали Томас Рейнолдс и Джонатан Гутман. Ее особенность заключается в том, что она в равной мере сочетает преимущества качественных и количественных методов маркетинговых исследований и специально разрабатывалась для бесшовного перехода от выявленных выгод и целей клиентов к рекламной стратегии, используя фреймворк MECASS (Means-End conceptualization of components for advertising strategy).

Рис. 3 Набор методик для изучения обстоятельств, триггерирующих использование продукта

Ассоциативная связь – это и есть бренд?

Если коротко – да.

Рассмотрим третий элемент структуры внутреннего триггера — ассоциативная связь между продуктом и обстоятельствами. Как выше было сказано, внутренний триггер не сработает без наличия ассоциативной связи между продуктом и обстоятельствами, в которых потребитель стремится добиться изменений к лучшему. Без наличия ассоциативной связи привычка не сформируется. За управление ассоциативными связями как раз и отвечает тот самый бренд. С этого момента мы начинаем получать ответы на вопросы, поставленные в начале статьи, а именно: «Какую функцию выполняет бренд в управлении ростом и что от него ждать»?

Действительно, для многих людей бренд — что-то туманное, неясное и непонятное. В этом нет ничего удивительного, т.к. из трех элементов структуры внутреннего триггера бренд — наиболее расплывчатый. Продукт совершенно осязаем и конкретен. Его можно буквально потрогать. Обстоятельства, ситуация и контекст более чем очевидны, особенно, когда ты становишься их непосредственным участником. А бренд — это просто невидимая связь между продуктом и обстоятельствами. Ее нельзя увидеть и потрогать, но она реальна и объективна (существует в виде нейронных связей). Именно поэтому бренд кажется чем-то эфемерным и абстрактным.

В модели внутреннего триггера ассоциативная связь — это бренд.

Рис. 5. Бренд — это ассоциативная связь между продуктом и обстоятельствами

Как управлять ассоциативной связью между продуктом и обстоятельствами?

Ответ на этот вопрос наиболее точно изложен в книге Байрона Шарпа «Как растут бренды». По мнению Шарпа, задача брендинга — установить связь между продуктом и обстоятельствами. Наличие ассоциативной связи между продуктом и обстоятельствами Байрон Шарп называет ментальной доступностью. Любопытно, что определение ментальной доступности почти точно совпадает с определением внутреннего триггера — предрасположенность бренда быть замеченным и/или обдумываемым на предмет покупки в ситуациях совершения покупок. По сути, функция брендинга — формирование внутреннего триггера. Причем Байрон Шарп убежден, что ментальная доступность является рыночным активом, который можно продать, т.е. ее ценность для бизнеса можно измерить в деньгах.

Для формирование ментальной доступности (повышения вероятности продукта прийти на ум в конкретных обстоятельствах) требуется выполнить ряд задач:

  1. Выявить обстоятельства с помощью сочетания JTBD-исследования и Laddering
  2. С помощью вопроса «волшебная палочка» выявить желаемые решения, которые помогут добиться изменений к лучшему.
  3. Построить ассоциативный образ выявленного решения в конкретных обстоятельствах в категории личностных черт с использованием методики BIG5 Дженнифер Аакер или других психосемантических методик.
  4. Найти метафоры, которые будут отражать ассоциативный образ выявленного решения. Для этого можно использовать методику ZMET.
  5. Использовать выявленные метафоры и ассоциативный образ решения в массовой рекламе через СМИ и внедрить в коммуникации внутри самого продукта (действие, награда, инвестиция).

JTBD-исследование как фундамент для работы с брендом

Таким образом, мы видим, что основным источником для бренда является JTBD-исследование. При этом уже нет никакой новости в том, что разработка продукта начинается с того же самого JTBD-исследования. Например, Александр Остервальдер в своей книге «Разработка ценностных предложений» рекомендует начинать разработку продукта именно с профиля потребителя, в котором центральным элементом являются «Задачи потребителя». Таким образом, любой владелец продукта в идеале уже владеет всей информацией о бренде, т.к. она лежит прямо перед его глазами в отчете JTBD-исследования. Нужно только вычленить из него факты об обстоятельствах клиента и перевести их на язык метафор.

Рис. 6. Модель ценностного предложения Александра Остервальдера

В этой связи позволю модифицировать канвас Остервальдера, чтобы отразить промежуточные выводы, к которым мы пришли.

Рис. 7. Модифицированная модель ценностного предложения Александра Остервальдера

Согласно Александру Остервальдеру, задача разработчика — найти соответствие продукта с задачами, выгодами и проблемами клиента. В модифицированной модели делается акцент, что найденное соответствие коммуницируется с помощью брендинга до сознания клиентов.

Бренд больше, чем продукт

С точки зрения Байрона Шарпа важнейшая задача брендинга — формировать новые ассоциативные связи с новыми обстоятельствами (и укреплять уже существующие). Тем самым будет увеличиваться доля бренда в сознании, что обеспечит ему большую заметность и вероятность быть выбранным в самых разных ситуациях. На языке Нира Эяля это означает постоянную работу над увеличением числа внутренних триггеров.

Рис. 8. Увеличение числа внутренних триггеров

Увеличение числа новых обстоятельств начинается с проведения психосемантических исследований для построения когнитивной карты, которая отражает взаимосвязь исходного выявленного обстоятельства с другими обстоятельствами и ассоциирующихся с ними требований к продукту, целей, впечатлений и т.п. Учитывая, что продукты по совершенно естественным причинам имеют жизненный цикл, незыблемым фундаментом для продолжения роста бизнеса становится бренд, который выступает в роли хаба, управляющего связями между портфелем продуктов и портфелем ситуаций.

Рис. 9. Бренд (Б) формирует ассоциативные связи новых обстоятельств (О) с новыми продуктами (П) и управляет ими

Бренд повышает удовлетворенность продуктом

Часто возникает вопрос: «В каком виде должен быть сформулирован бренд»? Согласно мнению Дэвида Аакера, которое согласуется с результатами экспериментальных исследований психологов (Артемьева Е.Ю. «Психология субъективной семантики), концепция бренда формулируется на языке индивидуальности, включающей 3-5 самых существенных личностных черт. Регулирование коммуникаций продукта с помощью такой концепции бренда позволяет повысить уровень удовлетворенности и вероятность повторных покупок, что доказали в своем исследовании Бракус Йоско, Бернд Шмитт и Лиа Зарантонелла (смотрите Рис. 10).

Рис. 10. Индивидуальность бренда усиливает влияние опыта взаимодействия с продуктом на удовлетворенность и повторные покупки.

Источник: Бракус Й., Шмитт Б., Зарантонелла Л. Опыт взаимодействия с брендом: что это? как он измеряется? воздействует ли он на приверженность? // Бренд-менеджмент, №5, 2011 год, стр. 284-295, №6, 2011 год, стр. 338-360.

Исследование коллектива авторов показало, что опосредованное влияние индивидуальности бренда на удовлетворенность составляет 0,46 (0,69х0,67), а на приверженность — 0,27 (0,69х0,67х0,59) в то время как прямое влияние опыта использование продукта на удовлетворенность составляет 0,15, а на приверженность — 0,24. Таким образом, бренд выполняет для продукта две функции:

  1. формирует ассоциативную связь с обстоятельствами (ментальная доступность);
  2. повышает удовлетворенность от использования продукта и вероятность повторных покупок.

Соотношение продакт- и бренд-менеджмента

Подтождивая, укажем основную сферу ответственности бренд-менеджмента и способы измерения его эффективности. Выше мы выявили, что продукт и бренд имеют один источник — результаты JTBD-исследований с выявленными обстоятельствами, в которых клиент стремится достичь изменений к лучшему. Работая на одни и те же цели компании (повышение retention и LTV), они имеют различные сферы ответственности.

Рис. 11. Сферы ответственности продукт- и бренд-менеджмента

Бренд-менеджмент сосредоточен на установлении ассоциативных связей между обстоятельствами и самим продуктом, чтобы у клиента, оказавшегося в конкретной ситуации, запускалась цепочка мыслей и чувств, приводящая к первому действию в продукте. Далее эстафету подхватывает продакт-менеджмент, который работает над тем, чтобы путь клиента был комфортным и приносил ему пользу. Параллельно бренд-менеджмент ищет новые потенциальные ситуации, которые можно связать с помощью рекламных коммуникаций с продуктом, тем самым обеспечивая рост доли рынка и приверженности клиентов. Таким образом, эффективность брендинга можно измерить через спонтанное знание бренда в целевых обстоятельствах, ситуациях использования и потребления продукта.

Измерение ассоциативной связи продукта и обстоятельств

Далее ты узнаешь о простом способе измерить наличие ассоциативной связи (ментальной доступности) между продуктом и обстоятельством. Другими словами, о наличии внутреннего триггера у продукта.

Для этого тебе потребуется:

  1. список обстоятельств;
  2. список характеристик;
  3. респондент(ы);
  4. Excel или Google sheets.

Список обстоятельств — это гипотезы о ситуациях, в которых ваш продукт решает задачи клиента. Его можно составить на основе собственных предположений или по результатам JTBD-интервью, получив ответы на вопрос: «Что вас подтолкнуло задуматься о приобретении ______»? Пять обстоятельств будет оптимальным для оценки.

Список характеристик может включать в себя все что угодно от личностных свойств характеристик продукта или потребительскиих выгод.

Затем респонденту нужно оценить, насколько характеристики подходят к каждой ситуации. Ключевая особенность методики заключается в том, что респондент оценивает по схожему списку характеристик ситуации и сам продукт. Характеристики помогают выявить, с какими обстоятельствами связан продукт в сознании респондента(ов). По большому счету, нас не интересует, с какими характеристиками ассоциируется продукт, но респондент в процессе заполнения анкеты как раз так и будет думать, что поможет нам обойти сознательный контроль и избежать влияния социально желательных ответов. Респондент не будет знать целей нашего исследования. Число вопросов в анкете будет равно числу обстоятельств + продукт. Например, если мы хотим проверить наличие связи 5 обстоятельств с нашим продуктом, то респонденту нужно будет ответить на 6 вопросов. Во всех вопросах — один и тот же список характеристик. Респонденту предлагается выбрать любое число характеристик, которые, на его взгляд, подходят ситуации и продукту. Кстати, для сравнения можно добавить основного конкурента. Если нас интересует наличие ассоциации и конкретного человека, то тогда нужно будет предложить респонденту оценить степень соответствия каждой ситуации и каждой характеристики, используя шкалу от 1 до 10, где 1 — совершенно не подходит, а 10 — полностью подходит. Тогда число вопросов будет равно произведению числа характеристик и числу ситуаций и продуктов. В этом случае 30 вопросов является разумным пределом (5 ситуаций, 1 продукт и 5 характеристик).

Расчет ассоциативной связи в Google sheets рассмотрим на примере, когда респондентам нужно просто выбрать подходящие характеристики. Полученный по результатам анкетирования массив данных представляет собой таблицу, где строки — это ситуации с продуктом, а столбцы — характеристики.

Шаг 1: получаем кросс-таблицу после опроса с числом выборов респондентов.

Допустим, мы опросили 100 респондентов. Из них 46 респондентов отметили, что характеристика 1 подходит изучаемому продукту, а 55 респондентов отметили, что характеристика подходит ситуации 3.

На следующем шаге нужно просто просуммировать все ответы по строкам.

Шаг 2:подсчитываем суммы строк.

Затем необходимо посчитать долю ответов в каждой ячейке в строке от суммы в строке.

Шаг 3: считаем долю числа ответов от суммы в строке.

Для выявления силы ассоциативной связи между продуктом и ситуаций используется формула евклидовых расстояний, которая позволяет выявить расстояния в многомерном пространстве (сознание имеет многомерную природу).

Рис. 12. Формула евклидова расстояния для расчета силы ассоциативной связи

Шаг 4: считаем евклидово расстояние в трехмерном пространстве.

Чем меньше значение, тем сильнее ассоциативная связь. В нашем примере видно, что продукт имеет один внутренний триггер связанный с ситуацией 2. Когда человек оказывается в ситуации 2, высока вероятность, что ему на ум придет изучаемый продукт.

Заключение

Разработка продукта и разработка бренда начинается с одного и того же этапа — JTBD-исследования, которое концентрируется на выявлении обстоятельств (ситуаций), в которых человек хочет добиться изменений к лучшему. Выявленное обстоятельство имеет центральное значение в обеспечении роста продукта, т.к. выполняет роль внутреннего триггера, который отвечает за формирование привычки пользователя обращаться к продукту на регулярной основе. Задача продукта — установить и усиливать ассоциативную связь с целевыми обстоятельствами. Управлением ассоциативными связями между продуктом и обстоятельствами занимается бренд-менеджмент, а сама ассоциативная связь и есть бренд. Чем теснее и крепче ассоциативная связь между продуктом и обстоятельствами, тем сильнее капитал бренда. В целом, сила бренда является функцией от числа ситуаций, числа людей, которые оказываются в этих ситуациях, частоты встречаемости ситуаций и силы ассоциативной связи с этими ситуациями.

Первоисточники:

  • Нир Эяль «На крючке»
  • Клейтон Кристенсен «Закон успешных инноваций»
  • Александр Остервальдер «Разработка ценностного предложения»
  • Байрон Шарп «Как растут бренды»
  • Дэвид Аакер «Как обойти конкурентов. Создаем сильный бренд»

Автор статьи: Виктор Иванов, маркетолог-аналитик в Garage Eight

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Владимир Бейманов

Формула евклидова расстояния для расчета силы ассоциативной связи- ну наконец то где то эти формулы пригодились

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Faryshova

Немного не понятно, что может помешать ООО «рога & копыта» стать со временем более узнаваемым брендом, чем тот же apple, в своем сегменте при наличии хорошего продукта в совокупности с продуманной бренд-стратегией 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Иванов

Только отсутствие сформированной явной ассоциативной связи с ситуациями потребления и покупки о большого числа людей, которая проявляется в высоких показателях спонтанного знания относительно не продуктовой категории, а ситуаций (работ).

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Иванов

"В целом, сила бренда является функцией от числа ситуаций, числа людей, которые оказываются в этих ситуациях, частоты встречаемости ситуаций и силы ассоциативной связи с этими ситуациями".

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Вообще говоря, традиционное понимание бренда - это про хорошо известный всем продукт с неизменяемыми свойствами. И умирать термин начал уже давно.
В тексте много полезного, но вот терминология вызывает сомнения. Много видел компаний, рассуждающих о "нашем бренде". Окститесь, ребята, тут максимум можно говорить о репутации "ООО Рога&Копыта" среди узкого круга клиентов и партнеров. Вы не Apple, Мерседес или Кока-кола.

Ответить
Развернуть ветку
Hanna Buinouskaya

Виктор, вы знаете бренд основного продукта компании?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Не понял, что такое бренд основного продукта компании.
Вот допустим "Алёнка": "дешёвое советское нечто из типа шоколада. Подавать под винтаж".
Вот "Самсунг". "Корейцы, которые умудряются выдавать крутое раньше и дешевле Эппл, но всегда мимо кассы".
"Эппл" - хороший дизайн от геев и для геев".
"ВАЗ" - "место тут проклятое"

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда