{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Сегодня в топе, а завтра в ж**е»: как серые SEO-схемы убивают бизнес?

Получали предложения выйти в топ поиска за неделю/месяц? Значит, сталкивались с серыми или даже черными SEO-специалистами. Они берут сотни тысяч рублей на быстрый взлет, но еще быстрее сайт попадает в бан — и бизнес вынужден начинать продвижение с нуля. Рассказываю, почему не надо заниматься поисковыми накрутками в 2023 году.

Я эксперт Яндекса по обучению и директор по маркетингу WebCanape Евгений Чуранов — и как я уже объяснял в прошлой статье, работа над SEO не подразумевает моментального выхлопа. До первых ощутимых результатов пройдет 6–18 месяцев, и в этот проект придется вложить сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей. Зато результат надежный и прогнозируемый — стабильный поток целевых лидов.

Конечно, в комментарии прибежали знатоки, уверяющие, что «проще накрутить»

Комментарии про накрутку в прошлой статье о SEO

К сожалению, таких «специалистов» становится все больше, заказчики продолжают вестись. А в итоге за ними все равно разгребают адепты белых SEO-методов (в том числе и мы в WebCanape): выводят сайт из-под бана, чистят его от спамных ключевиков и ссылок, пишут Платону Щукину…

Некогда успешный сайт попал под фильтр после «нейросетевого SEO»

Я тоже на старте карьеры грешил покупкой ссылок и однажды попал в бан, а после полгода работал без оплаты, чтобы компенсировать убытки от блокировки. С тех пор мы в WebCanape полностью отказались от серых схем, обнулили бюджет на SEO-ссылки и больше к этому не возвращались.

Ухудшились ли после этого позиции наших клиентов? А вот и нет! Успешных примеров накопилось уже несколько сотен. Ниже один из них.

Сайт нашего клиента в топ-10 Google по одной из самых конкурентных тематик — исключительно благодаря белым методам

В общем, за 10+ лет работы с SEO я убедился: если нужны системные интернет-продажи, экспериментировать с нелегальными методами продвижения — рискованная идея. Объясняю, почему это окупается разве что на короткой дистанции, и то не наверняка.

Прямой билет в «Минусинск»

Первые места в поисковой выдаче дают самый конверсионный, прибыльный трафик. Неудивительно, что многие пытаются срезать к нему путь, обманув алгоритмы.

Сначала это давалось легко: достаточно было впихнуть в страницу как можно больше ключей. Алгоритмы быстро научились это распознавать. Потом началась борьба со ссылочным спамом: чем больше ссылок вело на сайт, тем быстрее и выше он поднимался в выдаче. На этом выросла целая индустрия. Она существует до сих пор, но накрутка ссылочного фактора (как и текстового) уже практически не дает результата. А злоупотребляющие сайты быстренько получают билет в «Баден-Баден».

Серое продвижение поисковики распознают и блокируют с помощью антиспам-алгоритмов. В «Яндексе» больше 10 фильтров поисковой выдачи: например, «Минусинск» банит сайт за накрутку ссылок, «Баден-Баден» пессимизирует за перегруженные ключевыми фразами тексты. Аналогичные алгоритмы есть и у Google: Panda, Penguin и SpamBrain. За манипуляции они могут вообще исключить сайт из поиска.

Несколько лет назад помимо текста и ссылок поисковики стали обращать больше внимания на поведение пользователей. По их реакциям (или отсутствию реакций) алгоритм понимает, насколько полезен сайт, и присваивает ему рейтинг. Как я уже писал, «Яндекс» открыто признает, что ранжирование во многом зависит от предпочтений юзеров. Google отмалчивается, но все ясно из его патента, где описывается технология выдачи сайтов в зависимости от пользовательской реакции на них.

В ответ накрутчики стали подключать ботов, имитирующих действия реальных людей. Такие боты приходят на сайт через поисковик и имитируют бурную деятельность: прокручивают страницы, кликают по кнопкам — в общем, делают все, чтобы доказать поисковику, что сайт привлекателен и полезен для пользователей.

Вот таких «профи» можно встретить в VK и Telegram

И если раньше боты сразу заходили на нужный сайт, сейчас схема заметно усложнилась. Чтобы фильтры не вычислили робота, он сначала «нагуливается»: ходит по разным сайтам, нарабатывая похожую на человеческую поисковую историю, — и только потом идет на целевой сайт.

Так выглядит «нагуливание» ботов в Яндекс Метрике

Так что, если видите в вашей «Яндекс.Метрике», что резко увеличились прямые заходы на сайт, переходы из соцсетей или через странные поисковые запросы, не радуйтесь раньше времени. Это не реальные пользователи, а те самые боты — и они накручивают не вас, а готовятся к накрутке других сайтов.

Кстати, крайне низкий процент отказов — тоже признак работы ботов. Нормальный показатель — 10–15%, а по искусственным переходам он обычно не больше 3–4%.

Еще искусственные бусты очень хорошо видны в «Вордстате». И если внезапно подросла статистика по вашим ключевым словам, в 90% случаев это заслуга серых SEOшников.

Так выглядит накрутка в сервисе Wordstat по тематике «SEO»

Такие манипуляции и скрываются за красивыми названиями: интеллектуальная оптимизация, нейросетевое продвижение, авторская схема. Если встретите подобные фразочки в коммерческом предложении, не ведитесь.

Даже тут притянули нейросети

Месяцы бана за недели в топе

Поисковики не отстают от хитрящих SEOшников: довольно надежно защищен от подделки поведенческих факторов Google, специальный поведенческий фильтр есть и у «Яндекса».

Кто переходит на темную сторону SEO, часто получает такие «письма счастья» и улетает в бан минимум на год.

Так выглядит «черная метка» от «Яндекса»

Но кара настигает не всех или не сразу — к сожалению, SEO-манипуляции все еще работают. Например, подтасовка поведенческих факторов в «Яндексе» действительно может вывести сайт в топ и даже держать его там какое-то время.

Особенно жаркая битва идет за топ-10 по запросам услуг самих SEOшников. Там постоянно вылезают (и вскоре исчезают) сайты ноунейм-агентств. Такое ощущение, что сейчас весь верх списка по этой тематике забит накрутчиками и бороться с ними нет смысла — забанят одного, завтра выскочит другой.

Чтобы не получить «красную карточку», накрутчики обычно бустят не основной сайт компании, а специально созданные, на отдельных доменах. Их блокировка не затрагивает главный сайт и дает хоть какую-то страховку.

Битва накрутчиков за топ-10 по тематике SEO-услуг

Как результат, качественные сайты проверенных компаний вылетают из десятки. Владельцы этих бизнесов теряют деньги, и многие из них поддаются соблазну поэкспериментировать с серыми SEO-методами, чтобы как-то компенсировать потери.

И в моей практике были такие случаи.

В портфеле WebCanape много проектов для сайтов из категории пластиковых окон. Мы отлично знаем всю первую десятку и кто кого продвигает, поэтому сразу заметили, когда в топе стали регулярно появляться и пропадать незнакомые сайты, явно накрученные.

Естественно, они теснили сайты наших клиентов, поэтому на очередной встрече с одним из заказчиков мы сказали: в топ пришли накрутчики, пока бороться за эти запросы нет смысла, давайте пробовать другую тематику.

В ходе разговора выяснилось, что этот клиент самостоятельно заказал накрутку, чтобы сравнить, какой подход выгоднее — белый или серый. Несколько тех ноунейм-сайтов как раз принадлежали ему. Но выгоды особой он не получил: сайты хоть и были в топе, «Яндекс» периодически их банил. Приходилось делать новые, покупать домены, заводить другие номера телефонов, заново делать интеграции с CRM и еще много чего.

В итоге мы с этим заказчиком продолжили работать в белую: продвигать менее популярные ключевики, больше качать позиции в Google. Что в итоге и дало нужные результаты.

Первое место в Google вместо бессмысленной битвы за «Яндекс»

Карты на стол

В общем, считаю, серьезному бизнесу ввязываться в историю с мутными SEO-схемами — все равно что спортсмену соглашаться на допинг. Возможно, случится кратковременное «чудо», но потом тебя отстранят, да и репутацию придется восстанавливать всю жизнь. Так что призываю всех играть по правилам, а на откровенно бустнутые сайты жаловаться.

Кстати, заявить об откровенно поисковом спаме в Google можно вот тут, а в «Яндексе» вот тут. И да, я надеюсь, этот материал увидят коллеги из «Яндекса» и еще плотнее займутся накрутчиками!

Книга жалоб и предложений от Яндекса

Итак, что нужно знать о поисковых накрутках в 2023 году

  • Они все еще работают, но риск загнать ваш сайт на позиции ниже топ-100 очень велик. Лучше этого не делать.
  • В топе вы пробудете недолго, в лучшем случае — несколько месяцев. Потом все придется начинать по новой.
  • Первые места не гарантия продаж. Ноунейм-сайт не будет конвертировать трафик в продажи так же хорошо, как сайты, которые годами остаются в десятке за счет белого SEO-продвижения и комплексного маркетинга.
  • Не везде серые схемы работают. Например, в e-commerce основной поисковый трафик держится на карточках товара. Для их накрутки требуется настолько большой ресурс, что шансы окупиться близки к нулю.
  • Алгоритмы поисковиков умнеют, накрутка становится все сложнее — а значит, и дороже. В некоторых тематиках небелое SEO обходится заказчикам в сотни тысяч рублей в месяц.
  • Чтобы очистить страницы от ссылочного и текстового мусора и восстановить позиции, уходит от трех месяцев до полугода. А вернуть доверие поисковика после подделки пользовательской активности еще сложнее и дольше.

Ну и самое главное — сегодня накрутка сработает только с качественным сайтом, с нормальной структурой, естественными полезными текстами и технической оптимизацией.

То есть, даже если темнить, все равно придется раскошелиться хотя бы на базовые услуги белых SEOшников. Вот и встает вопрос: какой смысл проходить половину легального пути, а потом сильно рисковать, не получая гарантированный профит?

А что об этом думает сам Яндекс?

Послушайте, что «Яндекс» говорит про накрутки и их эффективность

Вангую, сейчас в комментариях «мастера» SEO начнут доказывать, что их поисковые шаманства безопасны.

Обычно все их аргументы сводятся к такой мысли (цитата из очередной статьи на VC про накрутку):

«SEO-эксперты часто предупреждают об опасности накрутки поведенческих факторов. Но они просто не умеют крутить».

Кто-то на VC

Верить или нет — решать вам!

Если вы за честный бизнес и искали SEO-подрядчика без "серых" схем, мы в WebCanape готовы в этом помочь. Гарантируем, что накруток и сюрпризов в виде бана не будет.

Было полезно и интересно?

Делитесь этой статьёй со своим маркетологом и подписывайтесь на мой авторский Telegram-канал «Сомелье Маркетинга». Здесь только актуальные исследования и рабочие кейсы.

0
96 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Петров

Есть нюанс.
Алгоритмы Яндекса без оценки входящего трафика (пресловутых поведенческих метрик) ничего оценить не могут.
Вижу, что они всё же двигаются в сторону превращения своей рекламной системы (это давно не поисковик) во всё тот же Яндекс-Каталог - список проверенных сайтов, составленных вручную, и регулярно прикупающих платную рекламу. Но пока что до завершения процесса - далеко, а Директ легко заменяется накрутками.
И да, хотелось бы посмотреть на забаненных в последнюю пару лет. Их нет. А ботов Яша выкупить не в состоянии, если, конечно, крутят не полные идиоты, коих много.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Исерсон

возможно это осознанный выбор - написать статью с бредятиной, чтобы мы комментили, а клиенты покупали (все равно микробизнесы не понимают что это бред и комментов не читают)

интересно работает ли, но не удивлюсь если да

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Илья, давайте по существу, укажите на бредятину.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Давайте начнём с того, что без накруток в топ-3 попасть нереально вообще. Если вы, конечно, не WB или Авито. А в ряде случаев без ботов вообще ничего не будет.
У меня в продвижухе сайт, который по главной странице - в топ-3. И Яша периодически кидает сообщение, что страница - МПК. Потому что тематика микрочастотная по сути, это оптовый продавец.
Это ли не шизофрения?

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Виктор, если говорим про конкурентные тематики и про Яндекс, то вы правы. Но про то, что "нереально вообще" - тут не согласимся.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Я бы предпочёл воздержаться от глобальных выводов, и в принципе сужу только на личном опыте. И вот опыт показывает, как вылизанный сайт, где полный порядок с текстово-семантическими метриками, структурой, ассортиментом, информацией в ЯБ и т.п. болтается под топ-100. А потом с помощью фокусов "внезапно" встаёт в топ-3-5.
Что, Яндекс раньше не мог оценить сайт и бизнес? Не верю.
Просто в этой консерватории надо бы что-то поменять.

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Вы немного сменили вектор, но не важно уже. То что проблемы в ранжировании Яндекса есть, это очевидно.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Вектор тот же. ПФ. В нынешних обстоятельствах для большинства сайтов его можно только нарисовать.
Вот и рисуем-с.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Исерсон

нет никаких банов за ссылки
нет никаких банов\падений за ПФ

у меня есть клиент на которого конкуренты ежемесячно покупают сотни ссылок со всякого порева уже несколько лет, и это не мешает ему быть лидером ниши.

Если вы покупаете ссылки с Миралинкса/Сапы - то они просто в большинстве своем не учитываются в ранжировании. Все, конец. Впустую потраченные деньги, худшее что ждет нерадивого клиента.
Если знаете, как сделать такие ссылки которые алгоритмически нельзя отличить от естественных, то все прекрасно работает, и все это знают. С ПФ та же история, +-. Все это дорого, да.
Для микробизнеса нормальное ссылочное уже давно недоступно, даже средний бизнес не всегда вывозит. Это удел очень богатых проектов.

Вы же осознанно дезинформируете людей.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Илья, вы не мне отвечали. Я-то с вашей позицией согласен. Яша просто игнорирует какие-то манипуляции, никак на них не реагируя.
Это, к слову, вообще всех факторов ранжирования касается. Иногда устроят показательную порку за накрутки или за текстовый спам - но вяленько и точечно.
Эпоха массовых казней, кажется, прошла. Последнее на памяти - "Баден", "Минусинск", "АГС". Так это почти 10 лет назад было.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Исерсон

виноват, реплай не туда, да

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Давайте для начала синхронизируем понятие "бан"?

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Думаю, это просто разница в подходах. Люди из "чистого" маркетинга обычно иначе смотрят на сеошку.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Исерсон

не разбираться в каналах о которых пишешь = чистый маркетинг?
не завидую клиентам такого аг-ва.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

"Чистый" — это традиционный. Интернет-маркетинг ближе к традиционному. А SEO хоть и считается (сегодня) каналом ИМ, всё-таки стоит особняком.
*чувствую, написала не очень внятно

Ответить
Развернуть ветку
93 комментария
Раскрывать всегда