Дорого, долго и бессмысленно: как понять, что SEO — не для твоего сайта?

Малый бизнес ежемесячно спускает на поисковое продвижение десятки, а то и сотни тысяч рублей из своего и так скромного бюджета — просто потому что руководству продали эту услугу. И получают в ответ максимум несколько дней в топе и неприлично дорогие лиды.

Дорого, долго и бессмысленно: как понять, что SEO — не для твоего сайта?

Спрашиваешь таких людей — зачем оно вам надо, и в ответ слышишь «ну куда ж сегодня без SEO». А на вопрос «что делают ваши SEOшники» отвечают «что-то делают, я не технарь и не лезу».

Я Евгений Чуранов, директор по маркетингу в WebCanape — и я часто сталкиваюсь с таким. Недавно я рассказал, как выбирать и контролировать подрядчиков. А сейчас вернемся к началу и разберемся, какому бизнесу в принципе есть смысл работать над продвижением в поисковиках, а для кого это будет сливом времени, денег и нервов.

Обозначу сразу: SEO-продвижение и базовая поисковая оптимизация — не одно и то же. Первое нужно для попадания в топ запросов, без второго сайт не будет искаться в принципе или будет искаться плохо. Поэтому продвижение нужно не всем, а вот оптимизация жизненно важна для любого сайта.

Зачем вообще вкладываться в SEO

Поисковое продвижение, хоть и занимает месяцы, инвестиции отбивает быстрее прочих маркетинговых каналов. И это лучший вариант для привлечения новых клиентов: в этом отношении ROI у SEO в пять раз больше в сравнении с контекстной рекламой (подсчитали коллеги из Accessily).

И потом, органический трафик считается самым качественным. Если пользователь сам нашел ваш сайт в поисковике (а не увидел в рекламе), он намного вероятнее сделает покупку и станет постоянным клиентом.

Несколько примеров из моей практики, как SEO бустит лиды с сайта и конверсию на десятки, а иногда и сотни процентов:

Статистика окупаемости SEO по данным WebCanape<br />
Статистика окупаемости SEO по данным WebCanape

Почему же тогда SEO не для всех

Важно не обольщаться крутыми кейсами. SEO — лучшая инвестиция только при условии, что такое продвижение подходит вашему бизнесу.

Итак, платить за поисковое продвижение вряд ли имеет смысл, если:

  • Вы не готовы ждать

Работа над SEO — не спринт, а марафон. Она оправдает себя только через полгода — год. Так что, если планируете спустя три месяца показать красивую окупаемость, лучше вливать деньги в контекстную рекламу или интеграции с блогерами.

  • Вы не готовы вкладывать 50-100 тысяч рублей ежемесячно

Умельцы с YouDo и «Авито» пообещают продвинуть ваш сайт и за 10 тысяч рублей. Но в 2023 году в конкурентных тематиках нечего делать, если не можете оплачивать работу SEO-команды (в среднем от 50 тысяч рублей в месяц), плюс дополнительные расходы на контент и доработки сайта (в среднем от 30 тысяч рублей в месяц). Умножьте эту сумму на шесть, а лучше 12 месяцев — если проходите со скрипом, займитесь пока другими каналами.

  • Вы жаждете продаж здесь и сейчас

Сезонные товары, акционные предложения, одноразовые мероприятия — все это лучше продастся через альтернативные каналы вроде контекста и таргета. Для сравнения, многостраничный сайт ежегодного кинофестиваля с круглогодичным мерчем, блогом и прочими фичами есть смысл двигать в поиске. А лендинг с премьерой фильма — нет.

  • Вы не готовы дорабатывать сайт

Приходить к SEOшникам и просить продвинуть сайт, не трогая его — все равно что идти к зубному и не разрешать лечить кариес. Если на сайте не хватает логичной структуры, ключевых фраз и геопривязки, если он грузится дольше пары секунд и не настроен под мобильники — его не вытянуть с последних страниц результатов поиска.

  • Ваша ниша занята агрегаторами

Конкурировать в поиске с гигантами-маркетплейсами имеет смысл, только если есть достаточные бюджеты на многоканальный маркетинг. Малому же бизнесу лучше подключиться к этим самым маркетплейсам, заработать там денег и только потом вкладываться в свой собственный сайт.

  • На ваш продукт нет массового спроса

Если продаете суперинновационные лопасти для ветрогенераторов, то вместо SEO лучше нанять толкового сейлза. Во-первых, в узких нишах ваш сайт и так будет в топе — просто потому что мало конкурентов. Во-вторых, SEO-продвижение не создает спрос, а лишь помогает клиентам увидеть вас.

Впрочем, любое из этих шести ограничений — скорее тревожный звонок, а не окончательный приговор. «Звенит» каждый пятый проект, с которым сталкиваюсь, — и для большинства у нас получается придумать лазейку.

Например, можно начать продвижение с не слишком конкурентных регионов и более уникальных тематик. Условно, стремиться в топ не по «турам в Турцию», а по «историческим турам в Турцию».

Так мы помогла клиенту из EdTech конкурировать в поисковике с крупными онлайн-школами: проанализировали запросы, разделили их на «брендовые», «информационные» и «коммерческие». Конкуренция за брендовые и информационные запросы была ниже — так что мы активно писали статьи в блог и собирали трафик по именам известных авторов курсов, которых гуглили пользователи. В итоге SEO дает сайту компании 10 тысяч посетителей в месяц и лучшие продажи по сравнению с другими каналами.

Пример использования "партизанской SEO-стратегии" в высококонкурентной тематике<br />
Пример использования "партизанской SEO-стратегии" в высококонкурентной тематике

Все вышесказанное — исключительно про SEO-продвижение, то есть про надстройку над базовой оптимизацией сайта. Как я сказал в самом начале, надстройку можно делать или не делать.

Какая оптимизация — «маст-хэв» для всех

Я регулярно провожу аудит сайтов в формате «прожарки». И каждый раз встречаю проекты, где нет даже элементарных SEO-настроек или сайт вообще закрыт от индексации поисковиками. А собственник бизнеса потом удивляется, почему его не могут найти клиенты.

Запомните: сайт с плохим SEO-фундаментом или вообще не будет искаться, или будет отображаться с ошибками, некрасивыми ссылками и прочими косяками. Они отталкивают потенциальных покупателей, а бизнес недополучает выручку.

Один наш клиент, продавец упаковочных материалов, нарастил трафик и продажи в два раза за три месяца, просто сделав базовые SEO-настройки. За этот период он продал на 6 млн рублей больше — потратив на оптимизацию всего 150 тысяч рублей.

Рост поискового трафика после базового SEO<br />
Рост поискового трафика после базового SEO

Я вообще отношусь к поисковой оптимизации как к необходимому элементу сайта, без которого нельзя релизить. Лет 10 назад, когда в поисковиках еще не было сумасшедшего ажиотажа, разработанные нами сайты выходили в первые десятки только за счет грамотной базовой оптимизации. Казалось бы, уж сегодня SEO-база должна быть очевидна для всех — но я до сих пор встречаю дорогие сайты, у которых в title стоит «Главная».

Главная боль SEO-шника<br />
Главная боль SEO-шника

Перед запуском сайта подумайте, какое место в вашем маркетинге будет занимать SEO. Если приоритетное — беритесь за продвижение. Если нет — ограничьтесь пока базовыми настройками. И обязательно узнайте у разработчиков, включена ли базовая SEO-оптимизация в список работ по сайту (должна быть включена).

Базовая оптимизация VS Продвижение
Базовая оптимизация VS Продвижение

Как проверить свой уровень SEO

Я написал этот материал, чтобы помочь предпринимателям и маркетологам определиться — ввязываться или нет в поисковое продвижение. А еще ответить на вопрос «оптимизирован ли мой сайт хотя бы минимально?».

Советую теперь вам пройтись по чек-листу базового SEO и проверить свой сайт. В сети полно подобных инструкций, я поделюсь своей.

Забрать чек-лист можно в нашем любимом Telegram.

Если вы нашли ошибки или лень делать это проверку самим, то советую обратиться к толковыми SEOшниками и обсудить, насколько в вашем случае нужно SEO-продвижение, сколько времени оно займет и к какому результату приведет. Команда WebCanape вам с этим с удовольствием поможет!

Хотите увеличить продажи с помощью SEO? Пишите нам в телеграм!

Было полезно и интересно?

Делитесь этой статьёй со своим маркетологом и подписывайтесь на мой авторский Telegram-канал «Сомелье Маркетинга». Здесь только актуальные исследования и рабочие кейсы.

9797
122 комментария

Имхо, автор пытается разделить единое понятие — SEO.
Базовая оптимизация — это необходимое, но бывает, что и достаточное условие появления сайта в топе поиска.
Но обычно — недостаточное. Чаще бывает, что базовая оптимизация даёт позиции, далёкие от топа. Или не все страницы в топе.
А ещё конкуренты не дремлют и оптимизируют свои сайты больше и лучше.
SEO — это постоянная работа.

7
Ответить

подобное практикует большинство агентств. по сути это все части сео, только условно делится на начальное/базовое и продолжение. И иногда непонятно где заканчивается базовое и начинается "продвижение". непонятно почему некоторые работы относят к сео, например чистая верстка и логичная структура. если есть интернет-магазин, то не надо быть семи пядей во лбу, чтобы посмотреть хотя бы конкурентов и узнать какой минимум страниц должен быть (главная, разделы, подразделы и страницы товара). если сайт кривой, то его делал кривой разработчик и это проблема не только сео. есть подозрения, что если в разработке сайта принимали участие Дизайнер, Специалист по интерфейсу и юзабилити, Проджект менеджер, опытные разработчики, тестировщик, контенщик. то с большой долей вероятности работу по "базовой оптимизации" не придется делать. потому что например robots.txt часто загружают дефолтный, sitemap генерируется одной кнопкой в битриксе.

4
Ответить

Ольга, спасибо за комментарий. Цель этой статьи рассказать о том, что:

1) далеко не все нужно SEO
2) но для всех нужна базовая оптимизация.

4
Ответить

Про конкурентов, как и про всезнаек всяких. Иногда досточно цену в космос клиенту с коммерческим сайтом задрать. И тогда конкуренты и прочие факторы не при делах вроде как. А вообще всё настолько пересекается, что при любом кризисе менеджер с мозгами с плохой мотивацией найдет способ как слить всех клиентов. И директора налоговой. Но вцелом, при ком тут маркетинг, некоторые клиенты всю дорогу про конверсию толкуют. Это SEO. Никому ведь в голову не придёт как лифт установили сказать, а давайте он еще по горизонтали перемещаться будет на каждом этаже? Где сеошник, а где продажи вообще. В яндексе кто не заметил появилась опция с картинками и ценами. Люди не настолько тупые еще, чтоб выводы не делать самостоятельно. А вообще и до кризиса странные клиенты попадались. Просто сейчас их больше стало. Это все не вдаваясь в подробности как роботы работают поисковиков.

Ответить

Пытался, но не смог.
Если на сайте не хватает логичной структуры, ключевых фраз и геопривязки, если он грузится дольше пары секунд и не настроен под мобильники — его не вытянуть с последних страниц результатов поиска.

Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Да, сейчас таких много. Вот не так давно пришло нам в спам-рассылке

1
Ответить