74% рекламодателей Telegram Ads получат штраф за отсутствие маркировки
Начнем с того, что совсем скоро для интернет-рекламы наступит судный день: 1 сентября вступают в силу штрафы до 500 тысяч рублей за неверную маркировку или ее отсутствие. Это значит, что тысячи рекламодателей рискуют лишиться сумм, которые больше, чем весь их рекламный бюджет.
Мои выводы взяты не с потолка: вчера я наткнулся на занятную статистику, собранную агентством Clickise. Они проанализировали больше тысячи креативов и определили среди них процент тех, у которых все в порядке с законом. Спойлер: таких мало.
О результатах исследования и о том, что не так с рекламой в Telegram, — расскажу ниже.
Что за закон о маркировке и какие штрафы нам грозят
Если кратко, то маркировка рекламы — это добавление на креативы уникальных пометок в виде цифрового токена и передача информации о рекламе в государственный реестр (ЕРИР). Более подробно о том, зачем она нужна и как ею пользоваться — можно прочитать в гугле. Я же перейду к самому важному: введению штрафов.
Итак, с 1 сентября 2023 года штраф назначают, если рекламодатель:
- не подал информацию о рекламе;
- нарушил сроки подачи — 30 дней после публикации;
- представил недостоверную или неполную информацию.
В этом случае штрафы составляют:
- для физлиц — от 10 до 30 тыс. рублей;
- должностных лиц — от 30 до 100 тыс. рублей;
- юрлиц — от 200 до 500 тыс. рублей.
Также можно столкнуться со штрафом, если:
- неправильно разместили токен на креативе;
- не получили или не указали его в своем рекламном объявлении.
Закон о маркировке начал действовать еще прошлой осенью, но лишь формально и без каких-либо санкций: целый год был отдан на процесс адаптации бизнеса к новых правилам рынка. Казалось бы, за это время каждый рекламодатель мог разобраться, систематизировать процесс маркировки и с легким сердцем встретить проверки Роскомнадзора.
Но итоги исследования показывают, что ситуация намного хуже.
Переходим к голой статистике
Используя открытые источники, агентство Clickise собрало статистику по 1049 рекламных объявлениям от более чем 500 рекламодателей в Telegram Ads.
Результаты удручающие:
73,98% рекламных креативов не промаркированы.
Получается, что только 26,02% объявлений имеют информацию о компании и цифровой токен. В 8,67% объявлений есть данные о компании/физлице, но отсутствует токен — что тоже по закону считается нарушением правил и грозит штрафом. В остальных случаях информация о рекламодателе отсутствует напрочь.
Кстати, занимательно, что почти 38% из тех, кто маркирует, добавляют слово Erid перед токеном в Other Information. Остальные не добавляют. P.S. Самолет и ПИК добавляют. Поэтому лучше ориентироваться на них
Что это значит?
Чтобы понять масштабы проблемы, я обратился уже к другим данным — официальной статистике от TGstat.
Там меня заинтересовал следующий пункт:
Таким образом, мы видим преобладание малого бизнеса с небольшими ежемесячными бюджетами, а штраф за отсутствие маркировки может составлять почти годовые затраты компании на продвижение в Telegram.
Почему так происходит и в чем виноват Telegram Ads
Начнем с того, что рекламная платформа от Telegram изначально не блистала удобством. Огромные суммы для первого запуска рекламы, отсутствие внятной статистики и хоть какого-то таргетинга, одна из самых строгих модераций на креативы во всем Рунете — ее минусы давно стали притчей во языцех.
Лишь летом этого года начались небольшие подвижки: на платформе вышло обновление раздела статистики, а вслед за этим появились и настройки таргетинга.
Эта непродуманность касается и маркировки рекламы.
В Telegram Ads рекламодателю приходится самому создавать токены для креативов и вручную вносить их в каждое объявление.
И если вы думаете, что так везде, то глубоко ошибаетесь: большинство крупных рекламных платформ — например, Яндекс Директ, Ozon и myTarget (VK), — бодро решили проблемы и автоматизировали процесс маркировки. Они интегрируются с ОРД по API и могут самостоятельно генерировать токены, а заодно и отчитываться за вас в ЕРИР.
Именно это и стало причиной повального пренебрежения законом в Telegram — если тратить время на ручную маркировку каждого креатива (а новый токен необходим не только при запуске, но и после каждой редактуры), а затем на отчетность, то времени на сам бизнес просто не останется.
Могу сделать личное предположение, что даже среди 26% промаркированных креативов большинство запускались через рекламные агентства, которые маркируют их автоматически. Потому что не представляю, как это можно делать вручную.
Но этим мой интерес не ограничился.
Помимо данных о маркировке, в исследовании от Clickise нашлись и другие занимательные цифры. А именно — насколько стали (а точнее, не стали) популярны внешние ссылки.
Внешние ссылки: самый долгожданный провал
Среди всех минусов официальной рекламы фаворитом, на мой взгляд, была зацикленность на самом мессенджере. Рекламодатель не мог вести аудиторию на внешние сайты. Ссылка в креативе направляла либо на телеграм-канал, либо на чат-бот, либо на конкретный пост.
Но 3 августа, на волне прочих обновлений, Telegram Ads открыл возможность рекламы внешних ссылок. Это стало поворотным моментом для пользователей: никакой другой функции не ждали так сильно, как этой.
Ожидалось, что это поможет сделать рекламу эффективнее: пользователи будут переходить сразу на сайт, путь к целевому действию сократится, а значит — отдача от инвестиций будет расти.
И что мы видим из статистики Clickise спустя три недели после релиза?
Только 8,29% объявлений ведут на сторонний сайт. Еще 5,43% ведут на чат-бота. Остальные 86,27% по-прежнему рекламируют телеграм-каналы.
Более того: 20,69% и 5,75% таких объявлений от общего числа приходится на всего две компании: «Самолёт» и «ПИК» соответственно.
Так как же получилось, что самая долгожданная функция платформы оказалась невостребованной?
Ответ такой же, как и до этого: непродуманность и ограниченность функционала.
Первый фактор: отсутствие UTM-меток
Начнем с того, что важнейший инструмент в интернет-маркетинге — это UTM-метки, то есть теги с определенными значениями, которые вшивают в нужную ссылку. Они показывают эффективность рекламной кампании по конкретному источнику трафика: сколько людей перешло на сайт именно по этой ссылке, разместили заявку и совершили покупку. Это помогает оптимизировать бюджет и отсечь провальные каналы продаж.
Так вот: в Telegram Ads нельзя использовать UTM-метки.
Точнее, не так: метки использовать можно, но практически невозможно из-за ограничения рекламы по количеству символов. Обычно адреса с UTM-метками прогоняют через сервисы сокращения ссылок, но платформа запрещает их использовать. Получается, что весь текст ссылки учитывается в 160 символах, выделенных на креатив, но… Что тогда остается на сам текст?
Правильный ответ — ничего. А без отслеживания эффективности данная функция отчасти теряет смысл.
Подводим итоги
Мои выводы довольно критичны: кажется, что создатели платформы не особо заботятся об удобстве рекламодателей. Отсутствие автоматической маркировки совсем скоро превратится в огромные штрафы для бизнеса, так что единственный вариант — срочно взять ответственность в свои руки и самостоятельно обо всем позаботиться. На это есть целых девять дней.
Кроме того, есть проблемы и с обновленным функционалом: он зияет логическими дырами, которые еще латать и латать.
Но при этом у Telegram Ads огромные перспективы: аудитория мессенджера только растет, и бизнес будет использовать все возможности до этой аудитории достучаться.
А нормальный функционал — всего лишь вопрос времени.
То, что Яндекс, VK и Озон настроили маркировку и сделали всё типа удобным для рекламодателей - это же логично, т.к. их круг интересов - исключительно РФ. И между прочим, все этих конторы сами и являются ОРД, то есть они же и будут получать бабки через свои же системы от своих рекламодателей за маркировку. Тут же налицо просто конский распил денег как бюджетных за создание этих ОРД, так и очередной конский сбор за воздух с обычных рекламодателей. Бредовее закона еще не было.
Телеграм - не российская компания, и несмотря на то, что она является оператором рекламных систем, ему думаю ей в хер не упёрлось, соблюдать эту дичь, которая вообще не имеет здравого смысла. Да, для рекламодателей это неудобство - самому маркировать рекламу. Но ведь большинство рекламодателей используют помимо VK и Яндекса еще несколько десятков рекламных инструментов, где вообще всё делается только вручную. Точечная баннерная реклама, реклама на крупных сайтах, покупка ссылок через разные системы, реклама через sms, ватс ап и другие каналы. Да даже на своем сраном сайте или в группе в соц. сетях теперь если опубликовать рекламный оффер даже свой (акцию например), ты должен этот баннер зарегистрировать в ОРД с пометкой "самореклама" и приложить какие-то там липовые акты.
То, что телега не предоставляет автомаркировку и передачу данных в ОРД, это лишь цветочки.
А вы явно не следили за принимаемыми законами за последние несколько лет...
ок. скорректирую: бредовее в сфере рекламы)
Добро пожаловать в ГОСУДАРСТВО!
Бредовее закона еще не было.Пожалуйста следите внимательнее за законотворчеством за последнии 15 лет, там вас ждёт ещё масса удивительных находок.
А что делать с "субботним самопиаром" на VC?
Точно не знаю, что слышал, что самореклама не маркируется. Иначе, под это сториз любого эксперта попадают. Ну или пост о себе во ВКонтакте. «Привет, я шью одежду, покупайте».
Маркируется, даже бесплатная и социальная и бартерная
Комментарий недоступен
писали его бездари, которые понятия не имеют, что такое реклама и каковы реалии рынка
штрафы смешные, одинаковые для тех кто зарабатывает миллионы и для тех кто зарабатывает несколько тысяч
непонятно что с рефсистемами и акциями репостов (каждый юзер кто репостит должен получить Erid?)
критикуешь - предлагай:
достаточно было хотя бы на первые годы заставит маркировать рекламу только крупные рекламные сети, типа яндекса, ВК и прочие, от миллиона юзеров, думаю это покрыло бы 80% рынка
и отстаньте от блогеров, особенно мелких, у нас микроинфлюенсеров зарабатывающих около средней зарплаты наверное несколько сотен тысяч и все они становятся нарушителями закона, потому что никто на микрорынке не будет этой херней заморачиваться
закон должен описывать и помогать существующим реалиям рынка, а не пытаться всех загнать в кем-то придуманное сферическое стойло в вакууме не по размеру
люди все равно ходят не по тротуарам, а по тропинкам
хороший закон - это тротуар, который построили там где была тропинка
Я пока жду что будет в реальности, при таком % нарушителей главный вопрос и что же будет после 01.09
Мы в clickise.org кстати делаем маркировку автоматически своим клиентам 😉 То бишь таргетологу / рекламодателю не нужно генерировать токены, а потом вручную вставлять его в объявления, да еще и отчетности сдавать. Все делает наш сервис tgbooster.
а где же маркировка на вашем сообщении?
😂
erid: n0nexistеnD
А если я сделаю рекламу от имени конкурента с бюджетом предположим 25 тысяч рублей, оплачу ее ton, потом пожалуюсь на неё, то мой конкурент имеет неилюзорный шанс получить штраф 500к?
Мелко мыслите, можно просто зарегать в любой отечественной соц.сети аккаунт от имени конкурента и оставить где-нибудь комментарий "нет войне!", и ваш конкурент станет иноагентом, либо вообще уедет лет на 8.
"АМД Россия" поставил лайк идее... Ждите Intel в ближайшем пополнении списка иноагентов :D
Итак, я подаю рекламу в телеграм, неистово проворачиваю этот ссаный закон на своём детородном органе и ничего не регистрирую, информацию не передаю, рекламу оплачиваю TON-ом. Кому росбесполезнонадзор пойдёт претензии предъявлять? Дяде Васе из спортлото?
Исполнителю, то есть тому кто разместил рекламу
Так исполнитель это noname админ канала, который вам не отвечает и что дальше?
Дальше постановление суда о блокировке канала и официальный запрос в телегу о блокировке. И либо канал будет таки удалён, либо очередной штраф телеграму на 1 миллион. В любом случае, шулер всегда в выигрыше.
Очень сильно сомневаюсь.
Тут в целом вопрос как и кому они будут претензии высказывать если админы сообществ будут анонимные персонажи.
Так при чём тут админы сообществ, если рекламу публикует как раз таки сам телеграм?
Я расширил вопрос )
Хоспаде, крипта анонимна до тех пор пока не подсветить керасиноврй лампой
По маркировке баннеров и акций на своих же сайтах - полный бред. Не представляю, как до такого можно было додуматься. Причём тут-то очевидно, что это за "реклама" и что за неё никто не платит. Зачем тогда её маркировать как саморекламу и ещё нулевые отчёты делать? Полная бессмыслица.
сегодня подумал, что уже начали забывать про Пригожина, а тут такое)
Я не жду 1 сентября, я и сейчас отправляю репорты на все рекламные посты без пометок о рекламе. независимо от канала, блога или персоны.
И стыдливые пометки типа "спонсорский или промо и тд" у меня не прокатывают.
Вношу свой посильный вклад в открытость информации.
Еще отправляю репорты на рекламные посты на VC под видом "честных обзоров" от некоторых местных личностей, но из-за скудости списка причин для жалобы, приходится выбирать "другое", и модерация пока не понимает что я имею ввиду под причиной "другое".
С расширением списка причин для жалоб еще предстоит работа, да @Филипп Концаренко ? )))
То, чем ты занимаешься - по-сути , пропаганда нетрадиционных ценностей. Так как это пидорство чистой воды
Верю тебе как эксперту 😘
понял, отправляешься в ЧС
администрация VC, а можно сделать, что бы гипотетический юзер не мог видеть мои статьи?
О! спалился рекламщик ))
Ловля на живца
о, нет, поймал карпа в пруду с карпами, повезло-повезло
Я только не понял чего ты завелся, учитывая что твои посты я лайкаю на самом деле.
Мало ли чего я там говорю, моё мнение не всегда совпадает с моим мнением
да я ж не всерьез, если б я тебя в ЧС отправил, то я бы наверное твоих комментов не видел
надо смайлики добавлять что ли
Картинка очень смешная и в тему 😂😂
"Помощь бизнесу" - очередные поборы и обирание частного бизнеса - как всегда в России всё для людей ))) ***
Вообще очень странно, как это все будет регулироваться
Нужны официальные данные для предъявления штрафов, иначе как это должно все работать
маркировка всего и вся - новая нефть
тьфу, бредовый закон
Согласна, лишь пара агентств умеет правильно маркировать свою рекламу в Telegram. У остальных с этим сильно хуже
а еще важный нюанс. реклама не показывается пользователям ТГ премиум) то есть в целом до очень большого процента платежеспособной аудитории дотянуться в принципе нельзя)
недавно Елама выпустила отчет по стоимости рекламы. там тоже занимательная информация по стоимости подписчика. в ТГ она оооочень высокая.
как итог год этот канал на хайпе. но чем дальше, тем меньше бюджетов там будет. а еще если Дуров классные прикалюхи в премиуме сделает, то этот канал трафика совсем станет бесполезным.
Комментарий удален модератором
Telegram изначально был настроен на крупных рекламодателей, а для них штрафы не так уж много значат. Малый бизнес заходит в основном через агентства, и тут вопрос уже в выборе посредника - всего можно найти тех, кто нормально делает маркировку. Так что проблема решаема, вопрос лишь в желании и безответственности самих людей. Тянуть до последнего - наш девиз по жизни)
Комментарий удален модератором
Как установить в Телеграм?)
Комментарий удален модератором
свобода малому бизнесу говорили они...а, 23 год же
Вот и штрафы подъехали
серьезно, вот именно сегодня вы решили баннер с пригожиным зафигачить?
Мне вот интересно, если не канал, а группа (2000 уч) узких специалистов, и они пишут про свои услуги, это реклама? Аудитория ограничена членами группы, никто никому не платит..
Определение рекламы включает "на неограниченное количество..."