43% маркетологов считают сферу рекламы более перспективной, чем ИТ
И всё же 57% россиян не хотят видеть своих детей маркетологами в будущем. Подробнее — в исследовании «СберМаркетинга».
СберМаркетинг провел опрос и выяснил, что происходит с профессией маркетолога сегодня: как специалисты воспринимают себя и как их воспринимает общество, сколько зарабатывают в столице и регионах, сколько стоит получить образование, хотят ли родители, чтобы их дети стали маркетологами.
После 2022 года в России происходят серьёзные структурные изменения в экономике, которые сопровождаются активным выходом новых российских игроков в ниши, освободившиеся на рынках после сокращения присутствия иностранных брендов. Ушедшие бренды выстраивали свой имидж в стране в течение последних 30 лет, новым компаниям приходится проделывать тот же путь заново, но в сжатые сроки. Для этого нужно большое количество высококвалифицированных кадров.
Мнения общественности и маркетологов насчёт перспективности профессии разделились
По мнению россиян, самой перспективной профессиональной областью сейчас считается IT — так думает 51% опрошенных. Но среди маркетологов мнение другое: 43% людей, работающих в рекламной индустрии, считают именно свое направление самым перспективным, а IT ставят на второе место (41%). Будущее маркетинга как индустрии и россияне в целом, и маркетологи в частности видят, в первую очередь, в востребованности профессии на рынке труда (22%), необходимости развивать и продвигать новые бренды (20%). Сами маркетологи также отмечают, что последние годы их профессия находится на стыке сфер рекламы и IT: нужно уметь работать с большими данными, разрабатывать технологичные продукты для продвижения во всех медиаканалах, придумывать и реализовывать проекты для оценки кросс-медийной эффективности рекламных кампаний.
Почти половина россиян думает, что зарплата маркетолога больше 80 тысяч рублей
По данным исследования, 42% участников опроса полагают, что зарплата маркетолога превосходит 80 тысяч рублей в месяц. 26% жителей страны считают, что она составляет от 50 до 80 тысяч рублей, ещё 18% дают оценку от 30 до 50 тысяч рублей, и 2% — до 30 тысяч рублей. Оставшиеся 12% не знают, сколько зарабатывают маркетологи.
Оказалось, что россияне в целом верно оценивают ситуацию: в 2023 году средняя зарплата маркетолога в стране составила 58 747 рублей, что выше средней зарплаты в целом — 42 024 рубля (данные «ГородРабот.ру»). Впрочем, в крупных городах уровень зарплат в маркетинге существенно выше.
По данным HH.ru, в Москве представлено около 3600 вакансий для маркетологов. Исходя из их содержания можно сделать вывод, что компании ищут 1600 директоров по маркетингу и более 1000 руководителей отделов. Средняя зарплата маркетолога в Москве — 100 000 рублей, а директора по маркетингу — 250 000 рублей.
Для сравнения: в городах-миллионниках в среднем 120–150 вакансий на город, а средняя зарплата сотрудника — 85 000 рублей, директора по маркетингу — 120 000 рублей. В городах с населением от 300 000 жителей вакансий не очень много — до 35 на город. Например, в Комсомольске-на-Амуре всего 2 вакансии для маркетологов. А средняя зарплата составляет 55 000 рублей, директора по маркетингу — 80 000 рублей.
Минимальная зарплата маркетолога в Москве отличается от максимальной — в 3,3 раза больше, в городах-миллионниках — в 4,2 раза, а в небольших городах — в 9 раз.
Вход в профессию: где учиться и сколько стоит
Большинство опрошенных считает, что для начала работы в рекламе лучше всего пройти стажировку в крупной компании (50%) или окончить вуз по специальности (46%). Но сами маркетологи также добавляют, что и прохождение онлайн-курсов станет отличным началом для старта в карьере — об этом заявили 48% респондентов.
В России маркетологов специализированно готовят в 188 государственных вузах. А всего курс по маркетингу есть в 400 российских вузах, в программах по специальностям «реклама», «связи с общественностью», «медиакоммуникации», «управление бизнесом» (данные образовательного портала «Вузопедия»). Средняя стоимость обучения составляет 120 тысяч рублей в год.
Самый дорогой для обучения вуз — НИУ ВШЭ, учёба там стоит порядка 700 тысяч рублей в год, а дешевле всего образование по этому направлению можно получить в Севастопольском государственном университете, где оплата программы за год обойдётся всего в 37 тысяч рублей.
Желают ли родители своим детям получить эту профессию и какие преимущества видят
Больше половины населения страны (57%) не считают профессию маркетолога привлекательной для своих детей. Тем не менее 32% жителей России хотели бы, чтобы их дети осваивали это направление. Главными преимуществами работы на рекламном рынке респонденты называют хорошую зарплату, творческий характер профессии и возможность работать на удалёнке.
При этом почти половина самих маркетологов (43%) готова рекомендовать это направление своим детям. Среди преимуществ, помимо хорошей зарплаты и творческих возможностей, они называют большой выбор направлений для развития.
Об исследовании
В опросе на платформе «Яндекс Взгляд» приняли участие 1566 человек старше 18 лет в городах с населением больше 100 000, в числе которых были маркетологи.
Маркетолог у нас всегда будет отчасти самозанятым, которому нужно заниматься саморекламой и т.д. По факту маркетолог нужен на стадии открытия бизнеса или создания продукта, в этой сфере и лежит ценность и деньги. И большие доходы для маркетолога везде находятся в этом месте. Но у нас маркетолог исключен из процесса, и становится нужен когда пригорает поэтому он больше кризис-менеджер и деньги уже тут. А так маркетолог почему-то воспринимается как рекламщик, ну и оплата такова. Поэтому деньги в общем зарабатывают в агентствах, которые продают услуги тем кто уже дошел до кризиса.
Маркетолог необходим на всех этапах развития бизнеса.
Кризис-менеджмент тут, мне кажется, явно лишний)
Именно развития! Маркетолог нужен найти ходовой товар, или на стадии разработки сделать его таковым. И написать стратегию. Дальше отдел рекламы или продаж. К примеру знакомая продает обувь - только ходовые модели (есть критерии отбора), в угловых трафиковых точках + программа лояльности. 0 вложений в рекламу за 20 лет. То есть проработанный маркетинг на входе в бизнес. Но в 90% случаев человек сначала закупил вагон обуви, которая неликвид, и точку посещают 3 человека в сутки. Вот тут пригорает и он обращается к маркетологу или колдуну))), чтобы тот как-то креативно это разрулил. На деле маркетолог постоянно нужен только тем нишам, кто каждый год вынужден новый продукт запускать.
И всё же соглашусь с комментарием выше. Маркетолог нужен всегда, если вы хотите расширять и развивать ваш бизнес. Отдел рекламы именно, что рекламирует, то, что вы просите (да, есть отделы рекламы, которые содержат маркетологов и выполняют работу маркетологов, но в этом контексте мы говорим про базу) . Он не делает маркетинговые исследования, зачастую даже не сильно вникает в ца. Тупо креатив, в лучшем случае поработает с текстом, чтобы хотя бы он продавал. Так что если вам норм много лет подряд получать одну и ту же выручку, сидя на одной точке, то ок.
Но если вы хотите из этой точки сделать бутик или сеть бутиков или вообще сменить сегмент ца на более высокий, в общем, вам нужно расширение - тут маркетолог нужен на постоянной основе.
Так зачем если у человека сеть точек))) А вот если стратегия не дает маржинальности для роста, то это случай именно - пригорает! Когда ЦА, сегмент и т.д. были изначально неправильны, ну или вообще не было. В постоянку маркетолог нужен в нишах к примеру кроссовок, где каждая компания раз в год запускает в продажу новую модель. А так только именно следить, чтобы никто не ломал стратегию.
Если смотреть шире разбивки на ИТ и маркетинг, то видно, что все смешивается. Маркетологи в ИТ работают, просто код не пишут, а другим занимаются.
Маркетолога, работающего в ИТ нельзя считать ИТ специалистом, также как маркетолога, работающего на компанию производящую фармацевтику нельзя считать фармацевтом. Маркетолог в этом случае работает не в ИТ, и не в фарме, а НА фарму или НА ит.
"Моя бабушка работала в сфере образования. Она была уборщицей в школе" - цитата знакомого 🙂
Да что вы говорите )) А что это за профессия такая, IT-специалист ? ) Специалист по интернет технологиям ? Покажите мне хоть одну вакансию IT-специалиста на hh, мне прям любопытно посмотреть, кому это нужен такой абстрактный спец, который знает все технологии в интернете ))
Маркетолог это на сегодня тоже очень абстрактное название профессии, никто не ищет "просто маркетолога", как правило нужен какой-то конкретный специалист с конкретными навыками и опытом.
Я в маркетинге уже много лет работаю, конкретно в cфере Mobile User acquisition (закупка рекламы для мобильных приложений и игр), если интересно посмотрите требования для такой позиции уровня Middle, Senior или TeamLead, там столько интернет-технологий, что перечислять задолбаешься )) Начиная от разных источников трафика и систем аналитики, заканчивая знанием Phyton.
Интернет технологи?!))) IT?!
Уборщица это на сегодня тоже очень абстрактное название профессии. Если интересно, посмотрите требования к такой позиции как уборщица в дата центре. Она должна знать что такое патч корд и как его не выдернуть из серверной стойки.
А уборщица в сфере образования должна знать психологию и уметь выдерживать детей.
Минцифры не так давно публиковали список из 195 IT-специальностей. 64 по списку: Реклама и связи с общественностью (привет маркетологи)
уборщиц там нет )
Удачи!
Я про то, что можно работать маркетологом в ит-компании и получать зарплату выше, чем при работе в другом секторе.
Одна из сложностей нахождения в этой профессии - это необходимость постоянно учиться новому. Не все это любят. Кто-то быстро разочаровывается в профессии, так как не способен на это, или быстро выгорает. Сейчас в большей мере ищут "генераторов лидов", а это - SEO, content. Во многих вузах и курсах вас не научат выстраиванию стратегии. А это очень важно. Без стратегии вы как бизнес-оунер далеко не уедите. Учит этому лишь опыт и более дорогие курсы :). Это очень сложная профессия, на самом деле. Легче - маркетерам. Маркетологам - сложнее.
много написали... как дошел др цифр с зарплатой - перелистнул до комментов. и не люблю когда похоже, что меня уговаривают. в остальном рассуждения интересные.
Насколько знаю, в США сейчас в диджитале популярен подход - "человек пароход". Это когда 1 чел закрывает несколько потребностей. Даже такая профессия есть - Диджитал Продюсер - чел что шарит в управлении проекта, считает экономику, может в код врубиться вместо члена команды (как минимум владеет базовой экспертизой в этом), засеошить, еще и продвинуть и делегировать. В РФ когда то тоже было такое - "веб-мастер" называлось.
Это в стартапах и малом бизнесе. В крупных конторах все по-старому.
Редко такое бывает что один человек может делать хорошо столько разных вещей. В конце концов и в сутках только 24 часа
Тут не подскажу. Но где-то читал, года 3 назад, что шел тренд на такой подход (особенно в агентствах).
Ребят)) ну вы сами прямым текстом пишите, что большая часть самих же маркетологов (57%) считают свою профессию менее перспективной чем ит
А где это написано?
Из текста следует, что 57% - это другие варианты ответа и их там явно больше, чем один.
бизнесу нужен маркетинг, маркетингу нужен бизнес!)
Звучит как «кто перспективнее , повар кондитер или повар»
Оба направления важны, оба нужны, в обоих перспективно если быть хорошим специалистом
Направление и курсы по ИТ стали тредндом. Чтобы привлечь внимание к сабжу надо в заголовок добавить что-то связанное с трендом, а потом рассказать что основной сабж тоже штука крутая.
Это же прием маркетологов 🙂
Забавно читать о том что маркетологи сбера используют ии 🤣
Почему?
Интересно, как Сбер объяснял бабулькам кто такие маркетологи.
Также как все остальные специалисты считают приближенную к себе сферу самой перспективной)
Ну логично они же маркетологи, странно, что большая часть все ещё работает в маркетинге, если они не считают его перспективным.
И всё же 57% россиян не хотят видеть своих детей маркетологами в будущем.Не понял при чем тут россияне, только что речь шла о маркетолагах.
Подробнее — в исследовании «СберМаркетинга».Ах Сбер маркетинг. Ну эти могут и россиян с маркетологами перепутать, и ответ "нет, ни в коем случае" перепутать с "конечно же оформите на меня как можно больше страховок и кредитов"
😂
Маркетинг жив и будет жить. Другой вопрос - качество специалистов.