43% маркетологов считают сферу рекламы более перспективной, чем ИТ

И всё же 57% россиян не хотят видеть своих детей маркетологами в будущем. Подробнее — в исследовании «СберМаркетинга».

СберМаркетинг провел опрос и выяснил, что происходит с профессией маркетолога сегодня: как специалисты воспринимают себя и как их воспринимает общество, сколько зарабатывают в столице и регионах, сколько стоит получить образование, хотят ли родители, чтобы их дети стали маркетологами.

После 2022 года в России происходят серьёзные структурные изменения в экономике, которые сопровождаются активным выходом новых российских игроков в ниши, освободившиеся на рынках после сокращения присутствия иностранных брендов. Ушедшие бренды выстраивали свой имидж в стране в течение последних 30 лет, новым компаниям приходится проделывать тот же путь заново, но в сжатые сроки. Для этого нужно большое количество высококвалифицированных кадров.

Мнения общественности и маркетологов насчёт перспективности профессии разделились

По мнению россиян, самой перспективной профессиональной областью сейчас считается IT — так думает 51% опрошенных. Но среди маркетологов мнение другое: 43% людей, работающих в рекламной индустрии, считают именно свое направление самым перспективным, а IT ставят на второе место (41%). Будущее маркетинга как индустрии и россияне в целом, и маркетологи в частности видят, в первую очередь, в востребованности профессии на рынке труда (22%), необходимости развивать и продвигать новые бренды (20%). Сами маркетологи также отмечают, что последние годы их профессия находится на стыке сфер рекламы и IT: нужно уметь работать с большими данными, разрабатывать технологичные продукты для продвижения во всех медиаканалах, придумывать и реализовывать проекты для оценки кросс-медийной эффективности рекламных кампаний.

«Маркетинг, как и многие другие профессии, будет трансформироваться за счёт внедрения новых технологий и автоматизации рутинных процессов. Уже сегодня искусственный интеллект хорошо справляется с генерацией макетов, прогнозированием и анализом рекламных кампаний. Но именно маркетологи формируют настоящую ценность продукта для общества: правильные смыслы и свежие идеи. За последние восемь месяцев в России только на FMCG-рынке запустилось 7300 новых брендов (по данным Nielsen IQ), и им всем нужны маркетологи, которые помогут вывести на рынок новые товары и услуги»

Анна Тупикина, директор по маркетингу СберМаркетинга

Почти половина россиян думает, что зарплата маркетолога больше 80 тысяч рублей

По данным исследования, 42% участников опроса полагают, что зарплата маркетолога превосходит 80 тысяч рублей в месяц. 26% жителей страны считают, что она составляет от 50 до 80 тысяч рублей, ещё 18% дают оценку от 30 до 50 тысяч рублей, и 2% — до 30 тысяч рублей. Оставшиеся 12% не знают, сколько зарабатывают маркетологи.

Оказалось, что россияне в целом верно оценивают ситуацию: в 2023 году средняя зарплата маркетолога в стране составила 58 747 рублей, что выше средней зарплаты в целом — 42 024 рубля (данные «ГородРабот.ру»). Впрочем, в крупных городах уровень зарплат в маркетинге существенно выше.

По данным HH.ru, в Москве представлено около 3600 вакансий для маркетологов. Исходя из их содержания можно сделать вывод, что компании ищут 1600 директоров по маркетингу и более 1000 руководителей отделов. Средняя зарплата маркетолога в Москве — 100 000 рублей, а директора по маркетингу — 250 000 рублей.

Для сравнения: в городах-миллионниках в среднем 120–150 вакансий на город, а средняя зарплата сотрудника — 85 000 рублей, директора по маркетингу — 120 000 рублей. В городах с населением от 300 000 жителей вакансий не очень много — до 35 на город. Например, в Комсомольске-на-Амуре всего 2 вакансии для маркетологов. А средняя зарплата составляет 55 000 рублей, директора по маркетингу — 80 000 рублей.

Минимальная зарплата маркетолога в Москве отличается от максимальной — в 3,3 раза больше, в городах-миллионниках — в 4,2 раза, а в небольших городах — в 9 раз.

Вход в профессию: где учиться и сколько стоит

Большинство опрошенных считает, что для начала работы в рекламе лучше всего пройти стажировку в крупной компании (50%) или окончить вуз по специальности (46%). Но сами маркетологи также добавляют, что и прохождение онлайн-курсов станет отличным началом для старта в карьере — об этом заявили 48% респондентов.

В России маркетологов специализированно готовят в 188 государственных вузах. А всего курс по маркетингу есть в 400 российских вузах, в программах по специальностям «реклама», «связи с общественностью», «медиакоммуникации», «управление бизнесом» (данные образовательного портала «Вузопедия»). Средняя стоимость обучения составляет 120 тысяч рублей в год.

Самый дорогой для обучения вуз — НИУ ВШЭ, учёба там стоит порядка 700 тысяч рублей в год, а дешевле всего образование по этому направлению можно получить в Севастопольском государственном университете, где оплата программы за год обойдётся всего в 37 тысяч рублей.

Желают ли родители своим детям получить эту профессию и какие преимущества видят

Больше половины населения страны (57%) не считают профессию маркетолога привлекательной для своих детей. Тем не менее 32% жителей России хотели бы, чтобы их дети осваивали это направление. Главными преимуществами работы на рекламном рынке респонденты называют хорошую зарплату, творческий характер профессии и возможность работать на удалёнке.

При этом почти половина самих маркетологов (43%) готова рекомендовать это направление своим детям. Среди преимуществ, помимо хорошей зарплаты и творческих возможностей, они называют большой выбор направлений для развития.

«Исследование рынка труда в сфере рекламы и маркетинга является крайне перспективным направлением. Во-первых, это помогает профессиональному сообществу понимать ситуацию в индустрии комплексно. Во-вторых, мы лучше учимся понимать, чем мотивированы специалисты в настоящее время, что препятствует появлению новых кадров и как со стороны выглядит образ профессии.

По данным исследовательского центра АКАР за 2023 год, самую большую группу работников креативных индустрий формируют менеджеры по рекламе и маркетингу (24,4% от всех работников креативных профессий). Если оценивать ситуацию на рынке профессий, то количество новых должностей в сегменте Marketing Services в прошлом году выросло в 2 раза по сравнению с 2022 годом. Это заметное расширение. Также в рамках наших профильных исследований мы установили, что образование в области маркетинга и менеджмента помогает занять более высокие управленческие позиции в рекламных агентствах.

Результаты исследования СберМаркетинга говорят о нескольких вызовах: игрокам нужно сосредоточиться на процессах качественной передачи накопленной экспертизы и сфокусироваться на росте новых специалистов. Чтобы родители и дети считали профессию маркетолога привлекательной, нам нужно научиться о ней интересно рассказывать. Мы должны заняться продвижением профессий в области рекламы и маркетинга с целью роста их престижа и материальной ценности».

Валентин Смоляков, президент АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России)

Об исследовании

В опросе на платформе «Яндекс Взгляд» приняли участие 1566 человек старше 18 лет в городах с населением больше 100 000, в числе которых были маркетологи.

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Игорь про маркетинг

Маркетолог у нас всегда будет отчасти самозанятым, которому нужно заниматься саморекламой и т.д. По факту маркетолог нужен на стадии открытия бизнеса или создания продукта, в этой сфере и лежит ценность и деньги. И большие доходы для маркетолога везде находятся в этом месте. Но у нас маркетолог исключен из процесса, и становится нужен когда пригорает поэтому он больше кризис-менеджер и деньги уже тут. А так маркетолог почему-то воспринимается как рекламщик, ну и оплата такова. Поэтому деньги в общем зарабатывают в агентствах, которые продают услуги тем кто уже дошел до кризиса.

Ответить
Развернуть ветку
Uprockets.ru

Маркетолог необходим на всех этапах развития бизнеса.
Кризис-менеджмент тут, мне кажется, явно лишний)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь про маркетинг

Именно развития! Маркетолог нужен найти ходовой товар, или на стадии разработки сделать его таковым. И написать стратегию. Дальше отдел рекламы или продаж. К примеру знакомая продает обувь - только ходовые модели (есть критерии отбора), в угловых трафиковых точках + программа лояльности. 0 вложений в рекламу за 20 лет. То есть проработанный маркетинг на входе в бизнес. Но в 90% случаев человек сначала закупил вагон обуви, которая неликвид, и точку посещают 3 человека в сутки. Вот тут пригорает и он обращается к маркетологу или колдуну))), чтобы тот как-то креативно это разрулил. На деле маркетолог постоянно нужен только тем нишам, кто каждый год вынужден новый продукт запускать.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Токарева

И всё же соглашусь с комментарием выше. Маркетолог нужен всегда, если вы хотите расширять и развивать ваш бизнес. Отдел рекламы именно, что рекламирует, то, что вы просите (да, есть отделы рекламы, которые содержат маркетологов и выполняют работу маркетологов, но в этом контексте мы говорим про базу) . Он не делает маркетинговые исследования, зачастую даже не сильно вникает в ца. Тупо креатив, в лучшем случае поработает с текстом, чтобы хотя бы он продавал. Так что если вам норм много лет подряд получать одну и ту же выручку, сидя на одной точке, то ок.

Но если вы хотите из этой точки сделать бутик или сеть бутиков или вообще сменить сегмент ца на более высокий, в общем, вам нужно расширение - тут маркетолог нужен на постоянной основе.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь про маркетинг

Так зачем если у человека сеть точек))) А вот если стратегия не дает маржинальности для роста, то это случай именно - пригорает! Когда ЦА, сегмент и т.д. были изначально неправильны, ну или вообще не было. В постоянку маркетолог нужен в нишах к примеру кроссовок, где каждая компания раз в год запускает в продажу новую модель. А так только именно следить, чтобы никто не ломал стратегию.

Ответить
Развернуть ветку
Кацура

Если смотреть шире разбивки на ИТ и маркетинг, то видно, что все смешивается. Маркетологи в ИТ работают, просто код не пишут, а другим занимаются.

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Vil

Маркетолога, работающего в ИТ нельзя считать ИТ специалистом, также как маркетолога, работающего на компанию производящую фармацевтику нельзя считать фармацевтом. Маркетолог в этом случае работает не в ИТ, и не в фарме, а НА фарму или НА ит.

"Моя бабушка работала в сфере образования. Она была уборщицей в школе" - цитата знакомого 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Да что вы говорите )) А что это за профессия такая, IT-специалист ? ) Специалист по интернет технологиям ? Покажите мне хоть одну вакансию IT-специалиста на hh, мне прям любопытно посмотреть, кому это нужен такой абстрактный спец, который знает все технологии в интернете ))

Маркетолог это на сегодня тоже очень абстрактное название профессии, никто не ищет "просто маркетолога", как правило нужен какой-то конкретный специалист с конкретными навыками и опытом.

Я в маркетинге уже много лет работаю, конкретно в cфере Mobile User acquisition (закупка рекламы для мобильных приложений и игр), если интересно посмотрите требования для такой позиции уровня Middle, Senior или TeamLead, там столько интернет-технологий, что перечислять задолбаешься )) Начиная от разных источников трафика и систем аналитики, заканчивая знанием Phyton.

Ответить
Развернуть ветку
Jon Rembo

Интернет технологи?!))) IT?!

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Vil

Уборщица это на сегодня тоже очень абстрактное название профессии. Если интересно, посмотрите требования к такой позиции как уборщица в дата центре. Она должна знать что такое патч корд и как его не выдернуть из серверной стойки.

А уборщица в сфере образования должна знать психологию и уметь выдерживать детей.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Минцифры не так давно публиковали список из 195 IT-специальностей. 64 по списку: Реклама и связи с общественностью (привет маркетологи)

уборщиц там нет )

Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Кацура

Я про то, что можно работать маркетологом в ит-компании и получать зарплату выше, чем при работе в другом секторе.

Ответить
Развернуть ветку
Вера Шиляева. СМO на аутсорсе

Одна из сложностей нахождения в этой профессии - это необходимость постоянно учиться новому. Не все это любят. Кто-то быстро разочаровывается в профессии, так как не способен на это, или быстро выгорает. Сейчас в большей мере ищут "генераторов лидов", а это - SEO, content. Во многих вузах и курсах вас не научат выстраиванию стратегии. А это очень важно. Без стратегии вы как бизнес-оунер далеко не уедите. Учит этому лишь опыт и более дорогие курсы :). Это очень сложная профессия, на самом деле. Легче - маркетерам. Маркетологам - сложнее.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Степанов

много написали... как дошел др цифр с зарплатой - перелистнул до комментов. и не люблю когда похоже, что меня уговаривают. в остальном рассуждения интересные.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Каруев

Насколько знаю, в США сейчас в диджитале популярен подход - "человек пароход". Это когда 1 чел закрывает несколько потребностей. Даже такая профессия есть - Диджитал Продюсер - чел что шарит в управлении проекта, считает экономику, может в код врубиться вместо члена команды (как минимум владеет базовой экспертизой в этом), засеошить, еще и продвинуть и делегировать. В РФ когда то тоже было такое - "веб-мастер" называлось.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene V

Это в стартапах и малом бизнесе. В крупных конторах все по-старому.
Редко такое бывает что один человек может делать хорошо столько разных вещей. В конце концов и в сутках только 24 часа

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Каруев

Тут не подскажу. Но где-то читал, года 3 назад, что шел тренд на такой подход (особенно в агентствах).

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Ребят)) ну вы сами прямым текстом пишите, что большая часть самих же маркетологов (57%) считают свою профессию менее перспективной чем ит

Ответить
Развернуть ветку
Eugene V

А где это написано?
Из текста следует, что 57% - это другие варианты ответа и их там явно больше, чем один.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Улицкая

бизнесу нужен маркетинг, маркетингу нужен бизнес!)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Вальд

Звучит как «кто перспективнее , повар кондитер или повар»
Оба направления важны, оба нужны, в обоих перспективно если быть хорошим специалистом

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Vil

Направление и курсы по ИТ стали тредндом. Чтобы привлечь внимание к сабжу надо в заголовок добавить что-то связанное с трендом, а потом рассказать что основной сабж тоже штука крутая.

Это же прием маркетологов 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Марат Копипастов

Забавно читать о том что маркетологи сбера используют ии 🤣

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Chubich

Почему?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Fox

Интересно, как Сбер объяснял бабулькам кто такие маркетологи.

Ответить
Развернуть ветку
Карл
43% маркетологов считают сферу рекламы более перспективной, чем ИТ

Также как все остальные специалисты считают приближенную к себе сферу самой перспективной)

Ответить
Развернуть ветку
Labeling
43% маркетологов считают сферу рекламы более перспективной, чем ИТ

Ну логично они же маркетологи, странно, что большая часть все ещё работает в маркетинге, если они не считают его перспективным.

И всё же 57% россиян не хотят видеть своих детей маркетологами в будущем.

Не понял при чем тут россияне, только что речь шла о маркетолагах.

Подробнее — в исследовании «СберМаркетинга».

Ах Сбер маркетинг. Ну эти могут и россиян с маркетологами перепутать, и ответ "нет, ни в коем случае" перепутать с "конечно же оформите на меня как можно больше страховок и кредитов"

Ответить
Развернуть ветку
NEMTYREV AI

😂

Ответить
Развернуть ветку
HI-TECH MONOLIT

Маркетинг жив и будет жить. Другой вопрос - качество специалистов.

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда