{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Финансовый директор на аутсорсинге или штатный: как не слить бюджет

Финансовый директор приходит в офис с большой сумкой монет. Секретарь спрашивает: "Что это вы принесли?" Финдир отвечает: "Это звук инвестиций. Решил вложиться в металл!"

Привет, сообщество! На связи Татьяна Никанорова, предприниматель, экономист, юрист, основатель Профдело. Уже 17 лет помогаем бизнесу решать бухгалтерские и юридические вопросы, а также настраивать управленку и анализировать финансы.

В каком-то чатике снова пошел баттл на тему, кто же лучше, финдир в штате или на аутсорсе. Бились с пеной у рта, аж через монитор долетало 🙂 Так получилось, что в своей жизни я получила бесценнейший опыт работы и финансовым директором в найме, и финансовым директором на аутсорсинге, так что думаю, могу рассказать своё видение ситуации.

Быстрое содержание статьи:

Кто такой финансовый директор на аутсорсинге

Услуга "финансовый директор на аутсорсинге" появилась относительно недавно. Первыми в России эту услугу стали оказывать "Нескучные финансы", которые сформировали в головах предпринимателей важность и ценность управления финансами. Я долго думала, упоминать ли в своей статье конкурентов, но решила, что это нормально, не в вакууме живем. Я очень уважаю основателей НФ за то, что они проделали труднейшую работу в головах предпринимателей — популяризировали финансы.

Сейчас на рынке стали появляться компании, которые оказывают услуги по работе с управленкой и корпоративными финансами, и большинство из них позиционирует себя как "финансовый директор на аутсорсинге", например, Профдело (ну а чего же себя не упомянуть то 🙂).

Чем финансист отличается от бухгалтера

Основной задачей бухгалтера является учёт (бухгалтерский, управленческий)

Вот в этой статье на VC я уже рассказывала чем отличаются бухгалтерский учет от управленческого и финансового, почитайте, в комментариях многие писали, что было полезно!

Пошаговая инструкция по внедрению управленческого учёта

Недовольный клиент где-то на просторах интернета: «...а они такие красавцы значит будут просто смотреть на все эти показатели и говорить мне «сделай так/не делай так». Да я, блин, сам знаю как делать, если у меня будут цифры. Любой предприниматель должен интуитивно понимать, что и как с цифрами. И за это дело они хотят 100 000 ₽ в месяц!».

Основной задачей финансиста является управление финансами

Для управления финансами финдиру потребуется и учет, в том числе, но учет не является его конечной целью, в отличие от бухгалтера. Целью является анализ финсостояния и разработка решений. У бухгалтера нет такой задачи.

Так как в нашей стране бухгалтерия давно уже стала "функционалом для налоговой", то, дабы отстроиться от бухгалтеров, люди, занимающиеся управленческим учетом, стали называть себя специалистами по управленческому учету. В штатном расписании человека, который ведет управленческий учет (вносит данные и собирает отчёты) частенько называют "финменеджер". Назвать его бухгалтером по управленческому учету тоже будет правильным.

Чем вообще занимаются финансовые директоры

Функционал "фиников" разный для разных компаний. Давайте я крупными мазками соберу то, что я знаю и слышала от коллег.

  • Управляет будущим компании через финансовые прогнозы. Разрабатывает финансовую стратегии компании, настраивает финансовое планирование, составляет прогнозные бюджеты, проводит план-фактный анализ. управляет финансовыми рисками.
  • Управляет прибыльностью (рентабельностью) компании и ее юнитов. Оптимизирует затраты, следит за операционной эффективностью.
  • Управляет денежными потоками. Контролирует платежи и настраивает казначейство (согласование заявок на оплату, платежный календарь, отслеживание кассовых разрывов).
  • Управляет бухгалтерией, выстраивает налоговую политику. Если это поручено финдиру, то главбух находится в подчинении у финдира, а финдир должен обладать достаточными бухгалтерскими и налоговыми компетенциями.
  • Управляет учетными системами. Выстраивает архитектуру управленческого и бухгалтерского учета, выбирает программное обеспечение, обеспечивает интеграцию систем друг с другом.
  • Взаимодействует с банками. Выбивает хорошие условия РКО, помогает получить кредит на выгодных условиях.
  • Управляет инвестициями. Оценивает инвестпроекты, их окупаемость, разрабатывает рекомендации по капиталовложениям.
  • Управляет привлеченным финансированием. Взаимодействует с потенциальными и настоящими инвесторами, акционерами и учредителями, с венчурными фондами и акселераторами. Составляет бизнес-планы.
  • Участвует в управлении компанией совместно с другими директорами. занимается разработкой общей стратегии компании и ключевых решений, взаимодействует с другими руководителями, участвует в мастермайндах, планерках и советах директоров.
  • Руководит финансовым отделом. Подбирает коллектив, обучает и развивает персонал.

Я наверняка что-то забыла, дополняйте в комментариях, соберем полный перечень вместе!

Разница между аутсорсинговым финансистом и штатным

Давайте кратенько пробежимся по критериям — чем аутсорсинг отличается от штатного специалиста.

Плюсы одного являются соответственно минусами другого

Плюсы и сильные стороны штатного специалиста:

  • Постоянно на связи в рабочее время
  • Доступен для решения оперативных вопросов "здесь и сейчас"
  • Глубоко погружен в операционку, в бизнес, как следствие лучше владеет "картиной мира".

Плюсы аутсорсингового специалиста

  • Дешевле, чем если нанять его в штат. Важно сказать, что финдир в принципе не очень дешевая единица, но за счет шеринга его с другими клиентами вы получаете нужный вам результат по приемлемой цене.
  • Выше насмотренность. В аутсорсинге специалист за месяц видит столько разных бизнесов и ситуаций, сколько штатный сотрудник может и за 3 года не увидеть.
  • Есть пул готовых решений за счет насмотренности.
  • Больше знакомств, больше вариантов путей решения.
  • Есть профессиональное комьюнити (другие финансисты той же компании), обмен знаниями и опытом.

Так кто же лучше? Несмотря на то, что пунктов у аутсорсингового специалиста больше, это не значит, что он лучше. Он просто для другого нужен.

Любой компании обязательно нужен в штат человек-"руки", который постоянно на связи и готов оперативно делать задачи по должностной инструкции

Но на первое время можно пожертвовать оперативностью ради компетенций и экономии.

Что можно передать финансисту на аутсорсинг

Да всё можно!

Даже участие в совещаниях можно делегировать стороннему финансисту. У нас есть успешный кейс на эту тему!

Кажется, что руководство отделом делегировать нельзя или непомерно сложно. Однако, многие имеют опыт делегирования отдельных частей руководства: рекрутеру доверить подбор, финансовому тренеру — обучение, себе оставить — мотивацию и корпоративную культуру.

Кроме того, любому предпринимателю очевидно, чтоу каждого специалиста есть свои сильные и слабые стороны. Кто-то лучше учет делает, кто-то умеет классно анализировать большие данные, а у кого-то выше развита коммуникабельность.

Аутсорс гибче, но рано или поздно преимущества штатного специалиста перевешивают. А потом штатному снова нанимают в помощь аутсорс, только уже другого уровня :)

Трудности делегирования

Когда компания малого бизнеса нанимает в штат первого финансиста, на него вешают всё, и даже то, что никогда не было нужно, но теперь конечно же стало просто необходимо. А сотрудник старается оправдать доверие, берется. В итоге — сотрудник перерабатывает, выгорает. Компания не получает эффекта ни на одном порученном направлении, разочаровывается. И получается как в анекдоте

(с) Сергей Михалков "Жадный Вартан"

Где-то примерно на этом этапе такие компании либо запускают серию увольнений и поиска новых финдиров, а вам жалуются, что "хороших финдиров теперь не найти". Либо приходят к нам разобраться в чем проблема.

Варианты организации финотдела

Хорошей моделью будет иметь финансового менеджера (специалиста по ведению учета) в штате, а финансиста уровня "директор" на аутсорсинге.

Так вы получите хорошую связку "руки + голова", увеличите отдачу от каждого специалиста, и не будете нагружать младшего трудными задачами, а старшего рутиной, которая ему не интересна. Это вариант для компаний крупного малого бизнеса, кто уже выстраивает системные финансы.

Если вы только начинаете, вполне приемлемо начать полностью с аутсорсинга. Делегируйте сначала составление финмодели и ведение простейшего управленческого учета. А дальше — оно само пойдет.

Крупные компании берут финдиректоров в штат, и это правильно для них. Но я поделюсь с вами секретом — такие компании частенько докупают внешнюю экспертность по тем или иным вопросам.

Штатные финансисты успешных компаний не стесняются чего-то не знать, и у них есть бюджет от работодателя на внешние консультации

Так, среди наших клиентов есть финансисты крупных компаний, кто работает с нами с согласия и одобрения работодателей. Они получают у нас второе мнение и внешний взгляд на проблему, когда внутри уже глаз "замылен".

Почему финдиректор на аутсорсе выгоднее финансового директора в штате компании

Давайте подытожим. Аутсорсинг финансового директора выгоднее привлекать потому что:

  • Экономия на зарплате и социальных пакетах — финаутсорсинг работает за фиксированную плату.
  • Оплата только за фактически выполненную работу — по часам или за проект.
  • Нет расходов на найм и обучение сотрудника — это головная боль аутсорсинговой компании, которые активно обучают своих сотрудников.
  • Доступ к опыту и знаниям высококвалифицированных специалистов — коллег.
  • Меньше рисков внутренних финансовых нарушений — финаутсорсинг допущен к данным, но не допущен к реальным деньгам, поэтому злоупотребления невозможны.
  • Новые свежие идеи в финансовую стратегию и тактику за счет высокой насмотренности и незамыленного взгляда.
  • Быстрая адаптация к меняющимся условиям бизнеса — другие в аутсорсинге не приживаются.

Аутсорсинг идеально подходит для малого и среднего бизнеса.

Почему финдир в штате выгоднее аутсорсингового финансиста

Финансовый директор в штат выгоднее, если актуально:

  • Постоянное присутствие для оперативного решения финансовых вопросов.
  • Более глубокое понимание специфики и нужд компании.
  • Более тесная интеграция в корпоративную культуру и процессы.
  • Более высокий уровень лояльности к компании.
  • Постоянное взаимодействие с другими отделами.

Идеально подходит для крупного бизнеса с выстроенной финансовой структурой и наличием достаточного количества денег на квалифицированного финансиста в штат.

Есть и компромисс. В штате достаточно будет финансового менеджера, если компании требуется:

  • Выполнение регулярных рутинных действий (например, сбор платежей, составление платежек, внесение данных в программу и составление рутинных отчетов).
  • Работа не на результат, а на процесс — выполнение мелких рутинных задач по финансам, которые возникают спонтанно.
  • Обеспечение коммуникации компании с внешним аутсорсингом.

Финменеджер будет полезен для малого бизнеса и просто необходим среднему.

Так что же в итоге, как не слить бюджет? — Важно выбирать на вашем этапе развития то, что принесет пользу именно вашему бизнесу и будет "по карману" компании.

Подписывайтесь на мой блог на VC, оставляйте комментарии! Чтобы не пропустить новые статьи, следите за анонсами в моем уютном телеграмчике Про безопасный бизнес.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Вдумчиво о продажах

«Хорошей моделью будет иметь финансового менеджера (специалиста по ведению учета) в штате, а финансиста уровня "директор" на аутсорсинге» — это идеальная схема

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Костя, у вас ведь также, да? МПП в штате, РОП на аутсорсе аутсорсит определенные функции. Я ничего не напутала?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Да

Ответить
Развернуть ветку
Gavrikov Andrey

Как же будет круто, когда бизнес наконец осознаёт, что без управленческого учёта это не бизнес 😁

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Думаю, процесс уже пошел!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

«Любой компании обязательно нужен в штат человек-"руки", который постоянно на связи и готов оперативно делать задачи по должностной инструкции»

Многие компании из таких людей состоят чуть более, чем полностью )) за исключением генерального, обычно )))

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Хуже, если и генеральный будет человек-"руки" :)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

по аналогии вспомнилась старая поговорка

Солдата куда ни поцелуй, везде жопа )

Хорошо, что это к финдирам не относится )))

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин

Мне всегда казалось что бизнес будет боятся отдавать такую чувствительную сферу на аутсорсинг

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Очень интересно то, что аналогичную точку зрения я слышу от моих друзей - финансовых директоров в штате. Они уверены, что ищут только по знакомству и аутсорсинг этого что-то прям ужасное.
А предприниматели, на удивление, очень открыты к аутсорсингу финансов. Даже лучше чем к бухгалтерии. Но, разумеется, мы соблюдаем тотальную конфиденциальность и подписываем NDA

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник

Надеюсь, что благодаря таким статьям специалисты из финансов, экономики и учета будут реже слышать в свой адрес "ааа, ты бухгалтер, понял".

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

О, это вы прямо в боль попали :) Меня постоянно называют бухгалтером :) давно уже нет, но стереотипы :)

Ответить
Развернуть ветку
Галина Власова

Отличная статья, прям все по полочкам. Осталось только решение принять и вперед!!! И медведи - финдеректора, прям мощно, сразу видно опыт за плечами!!!

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Какой больше нравится, левый или правый? ))

Ответить
Развернуть ветку
Галина Власова

Левый. По-моему у него опыта больше....

Ответить
Развернуть ветку
Polina Afanaseva

Классно, что вы говорите о важности совместной работы штатных финансистов и аутсорсеров. Такой пример сотрудничества обязан приводить к наиболее эффективным результатам

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Бизнес Сноб

Спасибо за полезный обзор) На мой взгляд, финансовый директор - не линейный сотрудник, которому можно делегировать задачи и отправить на удаленку. Это всё таки мозг компании, а не рабочие руки. Надёжнее иметь такого управленца в штате.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Спасибо за ваше мнение. Здорово, что есть возможность выбирать

Ответить
Развернуть ветку
Кот.Финанс

взять такое ответственное лицо, как финдир на аутсорс - это и есть слив бюджета. и слив всего бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Мнение радикальное, но мы здесь уважаем все мнения :)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Гурт

Очень интересно читать о опыте работы как финансового директора и на аутсорсе, и в штате

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Болотов

Я считаю, что штатный должен быть железобетонно и в придачу к нему специалист по финансам.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Хорошая схема. Мы тоже такую любим.

Ответить
Развернуть ветку
Context Online

Достаточно серьезный специалист и на аутсорсе - эта услуга точно хорошо у "уходить" по "сарафанке", так как передать опции по работе с финансами человеку извне - это риск. Но вас, Татьяна, я готова рекомендовать)

У меня был и удачный, и неудачный опыт.
На старте работы как ИП наняла бухгалтера на аутсорсе, так мы потом долги закрывали 2 года) Пришлось самой погрузиться в налогообложение.
Правда, это не повлияло на мое мнение, что такие спецы на аутсорсе - это плохо, просто подошла к выбору более тщательно и уже, пусть и с небольшим, но начальным знанием ведения бухгалтерии и налогообложении. Сейчас работой бухгалтера на аутсорсе довольна)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Спасибо, Светлана! Мне приятно слышать, что готовы нас рекомендовать.

У нас в Профдело тоже были варианты как удачного аутсорсинга, так и неудачного. И вывод аналогичен вашему - выбирать тщательнее, проверять ход работы как на начальном этапе, так и когда уже сработались. Но в целом я за аутсорсинг - это позволяет "купить мозги" таких специалистов, которых в штат малый бизнес никогда не купит, потому что дорого.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда