У каждого здесь будет свой ответ. Я выскажу лишь свое субъективное мнение. Когда я нанимала специалиста по рекламе или продвижению (SEO-шника, специалиста по контексту, таргетолога, маркетолога), эффективнее был тот, кто уже работал с компанией моей отрасли, причем с тем же уровнем ЦА. Специалист, незнакомый с отраслью, тратил примерно год, чтобы выйти на эффективную работу. Опытный проходил этот путь за 3-6 месяцев с учетом притирок и тестирования гипотез.
Полностью согласен, и даже в статье подробно все расписывал на примере SEO-агентства: https://vc.ru/seo/601126-million-na-seo-mify-i-realnost
Приведу историю, которую люблю пересказывать. Уже больше 10 лет назад я начал бизнес и агентство по SEO, моя мотивация была - делать SEO, и я думла об этом. Спустя лет 5-7 я замудохался настолько, что открыл второе агентство - ради денег (агентство лидогенерации). И вот во втором случае, я делал все правильно: оргструктура, финмодель и вот это вот все.
Вопрос навскидку. Как вы думаете какое направление приносит больше денег? Правильно. Лидген. Потому что сделано было все правильно на старте. Сейчас уже используя опыт, несколько лет перестраиваю первое агентство. И наконецто то начало получаться. Но пару лет пришлось этим плотно заниматься, и перебирать все вручную: процессы, команду, структуру.
Алексей, спасибо за комментарий.
Да, иногда мы с коллегами-предпринимателями шутим, что проще "все нахрен закрыть и открыть заново, по-правильному :)"
Удачи вам, и в SEO и в лидгене! Лидген, на мой взгляд, очень недооценен как продукт. Но может и к лучшему, зато рынок свободнее ))
В целом, структурировано хорошо, не согласна с парой моментов (если что, опыт в финмоделировании с 2004 года).
1. Контроль юнитов по фин.модели - это что-то страшное. Фин.модель - это стратегический план. Направление развития и тестирование гипотез. На несколько лет. В укрупнённых блоках и статьях. А для контроля юнитов есть бюджет.
Контроль юнитов по фин.модели... Ну это как по планировке кадастрового квартала контролировать строительство конкретного дома.
2. Структурное мышление аналитику важнее, чем опыт в отрасли. Как это ни удивительно, оно есть не у всех. Если говорим, что опыт ценнее, то можем получить "ошибку выжившего" или зашоренность типовыми решениями.
3. В ошибках нет ошибки, которая вытекает как раз из "контроля юнитов". Это попытка превратить модель в бюджет. Помнится, делала я модель... Где (по желанию заказчика), было запланировано всё. Вплоть до затрат на карандаши для нового сотрудника. В итоге имеем 100500 входных параметров, удовлетворённость заказчика детализацией, но... Как анализировать такой массив? И имеет ли смысл вообще анализировать эффект от того, один карандаш выделить сотруднику на старте или два? На стратегическом горизонте.
Спасибо за развернутый комментарий. Отвечу.
1. Да, соглашусь. Лучше конечно контролировать юнитов не по финмодели, а по автоматизированному управленческому учету в части планирования, например, в примере с сисадмином - на этапе составления платежного календаря на следующий месяц.
Однако тем, у кого есть внедренный УУ, внедренное планирование, финмодель на 3 года вперед, подобный ликбез не нужен. Там происходит более тонкая работа.
А у кого нет - пример наглядно показывает, для чего вообще нужно планирование и оцифровка гипотез. Ведь многие агентства обходятся вообще без какой-либо оцифровки.
2. Соглашусь с тем, что мышление важнее опыта. Однако, важно не просто "структурное" мышление или "аналитический ум", а еще и применимость его в бизнесе конкретного размера. Я знаю несколько умнейших и грамотнейших финдиров-аналитиков, которые управляют финансами "заводов-пароходов". На малом бизнесе типа диджитал-агентства с 50-150 млн выручкой в год они неэффективны, к сожалению - привыкли оперировать большими данными и коэффициентами, в то время как в малом бизнесе управление происходит более "точечно" и в более "ручном" режиме.
3. Спасибо за пример. Уверена, что даже в малом бизнесе, не нужно анализировать, один был карандаш или два. Задача финансового аналитика - составить такие отчеты и с такой детализацией, которая будет подходить данному конкретному бизнесу.
Когда мы составляем финмодель для школьной команды по робототехнике (и поди скажи, что там это неважно?), там учитываем поштучно - и 4 колеса, и 1 двигатель ))
Если же говорим о работающем бизнесе, должны быть определенные критерии. Обычно считается, что все, что меньше 5% от выручки (размера активов), можно сгруппировать друг с другом.
Татьяна, здравствуйте.
Прочитал вашу статью, интересно и полезно.
Но не до конца понял пример.
Вы пишете:
Пример
Сисадмин принес вам счет на 30 000 ₽ за аренду серверов. Возможно, вы помните лично, что это за сервера и готовы сходу одобрить счет. А через месяц он принесет еще один на 5000 ₽ за «дисковое пространство». Через 2 недели еще 1579 ₽ за «превышение трафика». И так и будет до конца года таскать счета на мелкие суммы.
Суммы небольшие, вы не захотите вникать и перепроверять, что сколько стоит. Просто в конце года обнаружите затраты на ИТ-инфраструктуру в размере 122 000 ₽ при плане в 80 000 ₽. Переплата 42 000 ₽ или более 50%! Кто и как это должен был контролировать?
Правильный ответ: тот, кто занимается платежами. У него должны быть предельные размеры бюджетов, за которые юнит под названием "сисадмин" не имеет права выйти.
—--—--—--—--—--—--—
Я - руководитель компании, о которой вы рассказываете в примере.
И я понимаю, что вариантов развития событий может быть как минимум два:
1. затраты необоснованы
2. затраты обоснованы и их надо увеличить.
Но в вашем примере что произойдёт? Откажут в аренде? Сотрудник, отвечающий за платежи, просигналит руководству?
Какие типовые действия в такой ситуации?
Роман, спасибо большое за интересный вопрос. Постараюсь ответить подробно.
В "идеальной" картине мира при планировании бюджета на год сисадмин заранее считает, сколько ему обойдется сервер в обслуживании на год. Считает всё - и хостинг, и диски, и трафик и все что там может потребоваться. И приносит вам, руководителю, на утверждение: "Вот, аренда сервера нам обойдется в 300 000р в год"
Вы смотрите и два варианта:
1. Офигеваете и решаете купить свой собственный сервер :)
2. Одобряете расходы.
Если, допустим, вам принесли бюджет 80000р в год на сервер, и вы расходы одобрили, то Казначей (или тот, кто следит за платежами). знает, что у сисадмина только 80 000р на сервер. Как только приносят/присылают счет, который перерасходует - информация уходит одновременно сисадмину и вам.
Допустим, в августе вы получаете информацию, что сисадмин хочет истратить больше - вы его вызываете и узнаете причины.
1. Либо было неверное планирование, сисадмин не смог рассчитать емкость. Принимаете управленческое решение, что делать с таким сисадмином.
2. Либо вы резко выросли, а планировали медленнее (объективные причины). Утверждаете новый бюджет.
3. Либо подорожали услуги, и это форс-мажор. Решаете перевести сервер в РФ, вложиться в свой или принять какое-то другое решение.
В отличие от варианта "закончили год, к марту свели управленческую отчетность, оказались с убытке и в кассовом разрыве" здесь вы в режиме реального времени управляете отклонениями от плана - и это делает бизнес очень стабильным и предсказуемым (насколько в наших реалиях это возможно).
Отличная статья, спасибо. С большим интересом прочли