{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как HR-команда Wone IT училась верить в невозможности и пережила трансформацию

15 лет стабильной работы на рынке, потом переворот, уход главного вендора, слияние с другой компанией, отток IT-специалистов, трансформация бизнес-процессов, выход на новые рынки — корабли лавировали, лавировали и вылавировали! Читайте об опыте HR-команды Wone IT, как сёрфить на волне изменений, а не быть под ней.

Продолжаем серию интервью с HR-директорами компаний со статусом HR-ангелов на Глобальном HR-форуме Персонал Экспо, который, кстати, состоится в Москве уже совсем скоро — 2 октября. Наш новый гость — Анна Скворцова, HRD Wone IT, с которой мы успели обсудить прошлое и настоящее в HR и даже «невозможности».

Анна Скворцова
HRD Wone IT

Новые вызовы: автоматизация и релокация

— Анна, предлагаем сначала рассказать о компания Wone IT, чтобы были понятны масштабы бизнеса и HR-задач — то, что важно для нас.

— Wone IT — это мультивендорная компания, которая полтора года назад родилась из слияния двух компаний: Авара АйТи, которая 15 лет существовала на российском IT-рынке и работала преимущественно с продуктами одного вендора — Microsoft, и российского подразделения глобальной компании SoftwareONE. Прошлый год внёс определённые коррективы и в жизнь страны, и многих компаний. SoftwareONE приняла решение уйти с российского рынка. Встал вопрос — что делать с текущим бизнесом, открытыми контрактами, а главное, с сотрудниками российского представительства. Нашим компаниям удалось договориться, произошло слияние, и в мае 2022 года появился новый бренд — Wone IT.

— Вы, как раз, пример той компании, которая за последние два года пережила несколько «апокалипсисов».

— Да, для нас это было время определённых вызовов — с одной стороны, пришлось сложно после февральских событий, когда наш ключевой вендор официально ушёл из России, вследствие чего мы не смогли продолжать сотрудничество со многими нашими постоянными клиентами и поставщиками. Соответственно, бизнес очень сильно трансформировался. Но я неисправимый оптимист, поэтому верю в то, что когда одна дверь закрывается, открывается много других дверей и разных возможностей.

— Что было самым сложным в процессе?

— Новые вендоры, новые продукты, новые задачи — всё новое. Во-первых, компания очень сильно выросла, мы удвоили численность персонала. Сейчас она составляет порядка 400 человек. Естественно, возникли и новые вызовы перед HR. Прежде всего, встал вопрос автоматизации многих процессов, потому что изначально в Авара АйТи, как это часто бывает в IT-компаниях, многие процессы были не до конца автоматизированы.

Одна из важных задач, которая стоит сегодня — переход на новую ERP-систему. Плюс — мы внедряем кадровый электронный документооборот. Поскольку у нас несколько юридических лиц, это тоже достаточно сложный процесс. Но мы не первые и не последние, поэтому на грядущем Глобальном HR-форуме я бы хотела, с одной стороны, поделиться нашим опытом, а с другой — была бы очень признательна коллегам, кто уже давно использует КЭДО, если бы они рассказали про все нюансы внедрения: к чему готовиться, какие шаги сделать, чтобы не наступить на те грабли, на которые уже, возможно, наступили они.

Помимо этого, мы автоматизируем другие HR-процессы, например, подбор персонала с помощью Talantix. Если бы всё было так просто: ты выбираешь CRM, заключаешь договор, и всё начинает идеально работать… Но, к сожалению, любая интеграция так легко не запускается. Необходимо затянуть в этот процесс нанимающих менеджеров: их нужно обучить, замотивировать, привить культуру оставлять комментарии. Мы понимаем, что это правильно и важно, чтобы у нас была история работы с соискателями, накапливалась база кандидатов.

— Упомянули про подбор, Анна, давайте тогда поговорим про сложности, с которыми вы, возможно, столкнулись в этом направлении?

— Конечно, очень сильно на работе HR сказался отток IT-специалистов. Часть наших сотрудников релоцировались за границу в разные страны, и встала задача, как их в новых странах легализовать, оформлять, платить им зарплату, организовать соцпакет, потому что за границей это делать сложнее, чем в России. Компания, как я говорила, была средних размеров, мы столкнулись с неопределенностью, нам сложно было спрогнозировать, какое число специалистов уедет, поэтому сначала мы просто действовали по ситуации.

— Как вы, в итоге, вышли из положения, учитывая и сроки, и сложности?

— Нам повезло, потому что у нас были представительства в других странах, и мы смогли часть людей в них трудоустроить, но мы искали и другие способы… Это был абсолютно новый для нас проект по поиску международных провайдеров, новых партнёров, дальше возник вопрос привлечения иностранных специалистов. На этом этапе мы столкнулись с новыми вызовами: рекрутмент на английском языке, коммуникации на английском с той частью команды, которая уехала и осталась за границей.

HR как человек-оркестр

— Напрашивается вопрос — сколько человек в HR-команде, учитывая такой размах задач? Какие HR-направления в Wone IT представлены?

— У нас девять человек. Большая часть людей в компании работает в дистанционном формате, сотрудники разбросаны по разным городам, но в России у нас есть два офиса — в Москве и в Санкт-Петербурге. Из команды SoftwareONE к нам пришла руководитель HR-практики, она отвечает за наше представительство в Москве, за операционную работу московского офиса. Две коллеги занимаются кадровым администрированием. Ещё два специалиста у нас в рекрутменте, по специалисту в направлениях обучения и развития персонала, охраны труда. Не так давно у нас появился HR бизнес-партнёр по международным проектам. Это новая должность. Решение принимали быстро, поскольку стало понятно: нашей команде нужен человек, который будет заниматься всеми вопросами, связанными с людьми, уехавшими за границу. Это и рекрутмент, и трудоустройство, и вопросы социального пакета, и координация обучения.

— Человек-оркестр получается.

— Да, это очень хорошее определение. Она, как дирижёр: ей нужно свести всё воедино и скоординировать работу нашей международной команды.

— Насколько HR-команда была готова к тому, что произошло? И морально, и технически, если говорить о навыках?

— Как и многие в тот момент, мы оказались в абсолютно новой для нас ситуации. Вспоминается Алиса и одна из моих любимых фраз: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» (речь про «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла — Прим. ред.). Нам пришлось стремительно адаптироваться к меняющимся условиям, быстро находить варианты решения задач. Мы, конечно, искали ответы и среди коллег по HR-цеху. Очень здорово, что есть такая возможность обмениваться best practice, потому что многие эйчары из IT-компаний столкнулись с ровно такими же сложностями. Через некоторое время мы уже сами могли давать рекомендации, советовать провайдеров, чтобы тем, кто идёт за нами, было легче.

— HR-взаимовыручка!

— Да, кстати, сейчас я сказала эту фразу и кое-что вспомнила! Наш корпоративный слоган — #Впередиидущие . Его в свое время предложил наш генеральный директор Юрий Шумаков, и, мне кажется, он наилучшим образом отражает нашу корпоративную философию и стратегию. Мы, действительно, всегда старались и стараемся быть впереди конкурентов, быть где-то даже законодателями трендов. Прежде всего, конечно, это касается нашего бизнеса, но и в HR мы понимаем, что где-то нам придётся быть первопроходцами. И это интересно.

Трансформация — это не страшно

— Не можем не спросить: как всё это смогли пережить сами сотрудники? Как вы поддерживали их на протяжении этих двух лет? Слияние, трансформация, хаос в мире — тут есть, о чём переживать.

— Я бы сказала, первой нашей реакцией было максимально быстро показать, что мы заботимся о наших людях, что мы понимаем всю сложность этого периода и стараемся сделать трансформационный путь максимально комфортным. Одна из ценностей, которая была ещё до объединения и в SoftwareONE, и в Авара АйТи — это забота. Ключевая задача, которая стояла перед HR-командой, — «подружить» корпоративные ценности. На чём мы сошлись сразу: сохранить людей — это самое главное.

Если говорить про самое начало, после февральских событий мы занимались тем, что приводили людей в ресурсное состояние, потому что многие сотрудники просто не могли работать. Я знаю, что очень многие компании заботились о психологическом здоровье персонала, и мы не исключение. Это, конечно, ответ на те события, которые произошли в мире. Мы устраивали онлайн-встречи с психологом, проводили вебинары, где давали техники, которые помогают бороться со стрессом. Дальше мы внедрили платформу «Ясно», где наши сотрудники могут получать психологическую помощь, и эта программа поддержки у нас работает до сих пор. Несмотря на то, что прошло достаточно много времени, и многие уже адаптировались к тем условиям, которые есть, эта платформа пользуется большой популярностью среди нашего персонала. У сотрудников есть возможность бесплатно получать консультации психологов.

Также за это время у нас значительно улучшился социальный пакет, мы расширили ДМС, ввели дополнительные дни отпуска. Мы старались и своим примером, и с помощью разных инструментов показать сотрудникам, что трансформация и изменения — это не страшно, а наоборот, интересно. Да, сейчас сложные времена, но они дают возможность развиваться. У нас были кейсы продвижения сотрудников по карьерной лестнице, они вошли в новые роли. При объединении команд двух компаний появилось больше возможностей расти, занимать новые должности.

Экзамен для нанимающих менеджеров

— Но в этой работе важна фигура не только HR, но и линейных руководителей, верно? Мы сейчас часто слышим от HR, что трудности с удержанием и подбором персонала зачастую возникают из-за нанимающих менеджеров. Какие у вас боли, радости, находки в этом процессе взаимодействия?

— Соглашусь с тем, что работа с нанимающими менеджерами — это сложный процесс, который нужно целенаправленно выстраивать. У нас замечательные рекрутеры, которые, как мне кажется, сначала смогли доказать, а потом и подтвердить статус партнёров.

Для того, чтобы построить правильные отношения с нанимающими менеджерами, необходимо их убедить, что мы работаем на один результат и мы — профессионалы своего дела. Задача рекрутера в таком случае не ограничивается поиском кандидатов и рассказом про HR-блок на интервью, условно — про зарплату и корпоративную культуру. Нужно знание рынка труда, экспертная позиция, тогда твоё мнение будет учитываться, и ты сможешь нанимающему менеджеру даже возразить. Понятно, что последнее слово всё равно останется за ним, потому что он выбирает человека к себе в команду. Но нам удалось, по моему ощущению (и это радость), с большей частью нанимающих менеджеров выстроить именно такие партнёрские отношения, когда они к нам прислушиваются.

Рекрутеры, постоянно работая на рынке труда, знают его структуру, понимают особенности регионов, вакансий, кандидатов. Через них проходит такое количество соискателей, что они легко подбирают нужный «ключик» к человеку и зачастую дают действительно правильные советы.

— Но не все нанимающие, к сожалению, это осознают.

— Конечно, это не лёгкий путь, но эта командная работа. Даже при работе с соискателями мы всегда стараемся отталкиваться от самого кандидата. Мы смотрим на его профессиональные и личные качества и пытаемся подобрать для него в рамках нашей компании и нашего стека идеальное место.

— То есть рассматриваете человека не как рабочую функцию?

— Да, мы стараемся разговорить, раскрыть кандидата на собеседовании, понять, что он действительно хочет, какая у него реальная мотивация, какой стиль управления ему подходит. Бывает так, что у нас открыты похожие вакансии у разных нанимающих менеджеров, и нам очень важно подобрать человеку подходящего руководителя. Мы ищем людей, которые отвечают и нашим корпоративным ценностям, и особенностям тех или иных команд.

— Может быть, есть какие-то кейсы в работе с нанимающими менеджерами, которые вас драйвят и зажигают, и вы готовы поделиться ими с коллегами, в том числе, на форуме?

— Я бы сказала, что нас зажигает работа со студентами. Произошел большой отток рабочей силы, кандидатов на рынке труда мало, компании массово идут в вузы, а то и в детские сады (как раз подобный опыт есть у HR-команды «КАМАЗа» — Прим. ред.), стараются искать молодых и перспективных, поэтому конкуренция очень большая. Нам удалось донести важность работы с молодёжью до наших руководителей департаментов. Они начали вместе с нами ходить вузы, рассказывать про компанию, вакансии, перспективы, про наши проекты.

Это очень классно, когда мы приходим в студенческую аудиторию и видим, как все на нас скептически смотрят: «Ага, пришла ещё одна компания, сейчас будут нам рассказывать, как у них хорошо работать, но мы-то знаем…». Они же все чувствуют себя, если не генеральными директорами, то замами, поэтому в их глазах всегда сначала читается вызов: «Ну-ну, проверим вас на слабо: позадаем каверзные вопросы, посмотрим, как вы будете на них отвечать». Мы приходим к ним, как на экзамен! Перед нами сидят студенты, которых мы пришли нанимать на работу, а смотрят и выбирают они нас, потому что рынок сейчас именно такой.

— Смеёмся! В точку.

— Когда наши менеджеры начинают рассказывать про компанию, что мы делаем и как, когда они видят, что все наши руководители — это играющие тренеры, настроение в аудитории начинает меняться. У нас очень открытая корпоративная культура, поэтому руководители делятся бизнес-кейсами, которые были реализованы (иногда с какими-то очень занятными подробностями), вспоминают, как они учились, порой, в этих же высших учебных заведениях. Я замечаю момент, когда начинают складываться доверительные отношения между ребятами и руководителями, а под конец встречи всегда выстраивается очередь: «Дайте, пожалуйста, контакты. Как к вам попасть?». И эти студенты, действительно, к нам приходят чуть ли не на следующий день, пишут, присылают резюме.

— И вы их берёте?

— Да, мы очень любим с ними работать. Конечно, приходится много заниматься их обучением, много в них вкладывать, потому что это джуны. То, чему их учат в институтах, колледжах, университетах, очень далеко от тех реалий бизнеса, которые есть у нас. Но приходят реально классные ребята. Знаете, это всегда такое интересное чувство… Год назад я приходила, мы с ними разговаривали, они были совершенно «зелёные», а сейчас я вижу, как они прокачались у нас на внутренних проектах и стали уже полноценными классными специалистами.

Даже в нашей HR-команде есть кейс, когда две девочки-студентки пришли к нам на практику, остались на стажировку, а сейчас они вместе с нами работают на внутреннем проекте по внедрению КЭДО. Для них это тоже было чем-то абсолютно новым, они никогда этим не занимались, компания их впервые познакомила с этим продуктом, а сейчас они выходят уже на внешний проект. Я горжусь этим и другими подобными кейсами и тем процессом, который мы выстроили вместе с руководителями. Проект нам всем внутри компании очень нравится, и уже сейчас можно услышать: «Снова сентябрь, новые студенты пришли, надо идти «охотиться» за умными, талантливыми, амбициозными молодыми людьми». У нас сейчас запланировано несколько встреч — пойдём искать потенциальных коллег.

Поверить в невозможности

— Традиционный вопрос, который задаём всем нашим HR-ангелам: какой суперсилой обладает ваша HR-команда и какую HR-суперсилу вы бы хотели иметь?

— Мне кажется, наша суперсила в том, что мы верим — невозможное — возможно. Да, сложно. Да, занимает время. Да, требует усилий. Но, возвращаясь к Алисе: «Нельзя поверить в невозможное! — Просто у тебя мало опыта, – заметила Королева. — В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!». Мы каждый день думаем про эти невозможности. И это придаёт сил. Иногда думаешь — ну, всё, где за неделю найти 10 разработчиков на таком сложном рынке с определённым стеком? Начинаем копать, штурмить, думаем, на какую площадку ещё пойти, кому позвонить. Конец недели — у нас есть кандидаты, которых мы готовы показывать.

Или в прошлом году у нас был челлендж — как подготовить корпоратив на 300 человек за 2 недели. И мы реально за эти 2 недели организовали корпоратив, причём в самом центре Петербурга — в Петропавловской крепости, на высоком уровне. У нас были и квест, и фуршет, и группа «Марсель». Сначала думаешь — «ну да, невозможно», а потом садишься и делаешь. Зато у тебя реально, как у ангела, потом вырастают крылья. Это хорошая аналогия!

Какой суперсилой я бы хотела обладать… (задумывается) Не знаю, хорошо ли это или плохо, но мне хочется иметь больше времени в сутках, потому что 24 часов мне иногда не хватает (улыбается).

— Анна, вы столько невозможностей делаете HR-командой, у нас вопрос, который, знаем наверняка, возникает у многих коллег — как сегодня HR-у надеть маску сначала на себя, а потом уже стать HR-ангелом для бизнеса?

— Первое — работать там, где тебе интересно. Если ты понимаешь, что ты работаешь именно с теми людьми, в той компании и решаешь те задачи, пусть даже чрезвычайно сложные, то всё складывается.

Второе — быть примером для своей команды. Ангел — это ведь идеал, олицетворение чего-то положительного. Когда я говорила про играющих тренеров, это на 100% и про меня. Я не просто раздаю задачи, а стараюсь быть включённой во все процессы, и не всегда они мне, как и любому человеку, нравятся. Чтобы мои люди верили в меня, чтобы у нас была реальная команда, которая помогает бизнесу, они должны знать, что в любой момент ко мне можно прийти за помощью. Многие вещи, иногда непопулярные, неприятные, мы делаем вместе.

Для меня быть HR-ангелом значит — быть вовлечённым в процесс. Если ты не понимаешь специфику бизнеса, его проблемы и боли, ты не сможешь стать полноценным партнёром и проводником. А ещё важно отношение. До этого я работала и в ритейле, и в медицине, но я всегда относилась к компаниям, в которых работала, как своему личному делу. Ответственность в HR — это очень важно.

0
1 комментарий
Михаил Ильин

Отличное интервью, классная компания Awara IT \ Wone IT, сам там работаю, Анна как HR-директор - топ, любой сотрудник может при желании пообщаться с ней напрямую. В прошлом году подарили Xbox за победу во внутреннем конкурсе, безмерно рад. Еще выдали мат. помощь по случаю брака. Ну классно же? Мне тож нравится, нигде такого раньше не видел.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда