Романтизация OceanGate «вызывала тошноту» у части экспертов, но приводила в восторг клиентов — и они забывали о рисках Статьи редакции
Воспоминания экспертов, пилота и пассажиров о сооснователе компании Стоктоне Раше и «Титане», который потерпел крушение в июне 2023 года, — в пересказе The New York Times.
В литературе и кинематографе множество сюжетов, в которых учёный-первопроходец — и безумец в глазах других — рассказывает миру о своей гениальной идее, но оценить её лично предлагает лишь избранным.
Именно таким казался Стоктон Раш — сооснователь OceanGate, чей батискаф затонул вместе с предпринимателем возле «Титаника». Он хотел запомниться как новатор и бунтарь, который не боится нарушать правила, и считал себя скорее учёным, чем продажником, но большую часть времени уделял маркетингу — иначе места в его подлодке не продавались бы.
Раш искал лояльных и восторженных клиентов, чтобы те создавали вокруг компании шумиху, — и у него получалось. Богатым туристам и любознательным исследователям нравилась философия OceanGate, которая позиционировала себя как «SpaceX от мира океана».
Как и у космических стартапов, у неё был командный центр, капитаны миссий и руководители операций. До погружения шёл отсчёт, как при запуске ракет, а всем пассажирам выдавали фирменные рубашки и куртки с нашивками — именем, флагом их родной страны, а также названием исследовательской команды — Titanic Survey Exploration Crew. Компания даже требовала называть их не туристами и клиентами, а «специалистами миссии».
Вот только прерванных погружений у «SpaceX от мира океана» было больше, чем успешных, пишет NYT.
Эксперты «умоляли» Раша свернуть работу, но тот не слушал
Романтизация Раша и его бизнеса «вызывала тошноту» у части экспертов в области морских экспедиций и строительства подводных аппаратов. Они критиковали:
- Цилиндрическую форму батискафа вместо сферической.
- Относительно большой иллюминатор из оргстекла 17 см толщиной.
- Материалы, из которых строили судно: углеродное волокно и титан. Они плохо сцепляются и могут не выдерживать глубоководного давления.
В 2018 году глава комитета по пилотируемым подводным аппаратам организации Marine Technology Society Уилл Конен направил Рашу письмо, подписанное десятками встревоженных экспертов. В нём он заявил, что «экспериментальный» подход OceanGate может привести к «катастрофе».
В 2019-м к сооснователю компании лично обратился ещё один из подводников: во время очередного погружения «Титана» он услышал нехарактерный треск и «умолял» приостановить туры. Однако Раш игнорировал предостережения и продолжал продавать билеты.
О неполадках при экспедициях помнит и предприниматель Билл Прайс — он погружался на «Титане» в 2021 году. Тогда у судна отказала одна из двигательных установок. «Титану» нужно было вернуться, но сразу это сделать не получилось: не сработал механизм сбрасывания балластов.
Раш пояснил пассажирам, что балласты загружены в отсек без крышки — следовательно, чтобы сбросить их, достаточно сильно раскачать аппарат, вспоминает Прайс. После этого экипаж выстроился в ряд и стал бегать из стороны в сторону, чтобы «опрокинуть» батискаф. По словам NYT, процесс напоминал ситуацию, когда в торговом автомате застревает шоколадка — и его приходится трясти.
Услышав лязг, команда поняла, что им удалось сбросить один груз, и продолжила раскачивать аппарат до звона последнего. Неполадки не помешали «Титану» повторить погружение на следующий же день. Не смущали Раша и периодические проблемы с управлением.
Пассажиры знали о рисках, но верили Рашу
Учёный и бывший пилот Алан Стерн, которого Раш однажды позвал в экспедицию бесплатно, не знал обо всех случаях, которые СМИ стали освещать после недавней аварии «Титана». Но даже несмотря на это, он «всецело осознавал», что аппарат мог в любой момент взорваться. Однако десятки предыдущих погружений заставляли его верить, что команда соблюдает меры предосторожности. Во время его поездки никаких непредвиденных ситуаций не произошло.
О возможном взрыве знал и другой пассажир — Билл Прайс. Он даже вспомнил аналогии, которые приводились на борту, чтобы подготовить пассажиров к возможной катастрофе. Кто-то сравнивал смерть под давлением на глубине океана с раздавленной кувалдой банкой Coca-Cola. Другие представляли себе слона, который стоит на одной ноге и держит на себе ещё сотню сородичей.
Такая гибель была бы мгновенной, что само по себе «жутко, но всё же обнадёживало», признаётся Прайс. К тому же Раш умел очаровывать и успокаивать, если случались трудности, признаются знакомые с ним собеседники NYT.
Возможно, поэтому никого не останавливали особые приготовления и не лучшие условия в батискафе. Перед погружением глава компании советовал придерживаться «низкокалорийной диеты и не пить кофе, поскольку уборной как таковой на борту не было: мочиться в течение запланированных 12 часов приходилось либо в бутылку, либо в походный унитаз за шторкой.
С собой нужно было взять тёплые носки и шапку, потому что на глубине было холоднее, а ещё приходилось следить за тем, чтобы ноги не промокли — на полу скапливался конденсат. Света при погружении не было: прожекторы и внутренние светильники отключали, чтобы экономить заряд. Единственными источниками оставались компьютеры и ручки с фонариками.
В одном из рекламных роликов OceanGate обещала клиентам путешествие, о котором «Жюль Верн мог только мечтать». Но это, вероятно, в прошлом — 6 июля 2023 года компания объявила о приостановке всех исследовательских и коммерческих операций. Остановить её, судя по всему, смогла только гибель экипажа в середине июня 2023 года.
Среди пассажиров находился пакистанский предприниматель Шахзада Давуд вместе с сыном Сулейманом. Семья мечтала попасть к обломкам «Титаника» несколько лет. В 2019 году Давуды не смогли поехать, потому что Сулейману ещё не исполнилось 18 лет, а потом помешала пандемия.
К 2023 году препятствий не осталось. В то погожее утро всё, казалось, шло по плану, вспоминает жена Шахзада Кристин. Однако батискаф, исчезнувший в глубине океана, больше никогда не поднялся на поверхность.
Ждём порцию хорошего чёрного юмора, про залегли на дно и компания не выдержала давления уже было
Жутко? Жутко это дохнуть, валяясь год в больнице с дикими болями. Вот это жутко. А сдохнуть за долю секунды - это охеренно!
И все же до сих пор неизвестно, может боль и чувствуется какие-то доли секунды, по крайней осознание того, что "упс"... А, не, стоп, мозг же тоже в кашу. Тогда да, довольно безболезненно...надеюсь
Комментарий недоступен
По звуку. Они громче, чем Камаз.
о, моя первая авария на мотоцикле была из за невнимательного водителя, который решил внезапно развернуться. Правда это была не газель и я благополучно пролетел через капот. В тот раз даже ничего не сломал, просто ободрал тельце об афальт.
интересны были еще рассуждения на счет того чувствует ли что то отрубленная голова
Не только чувствует, но и вполне себе соображает, на обморочном уровне, если верить байкам времен французской революции (гуглить "отрубленная голова и гильотина опыт").
Правда вопрос, как она еще что-то соображает если давление резко упало - хз. С другой стороны спазм сосудов может задержать кровь в голове. В общем, сложный вопрос, но скорее всего действительно не всё сразу. Как минимум пару матерных реплик про себя издать успеется))
Да и фиг с ним, если это доля секунды. Боль толком еще и не началась, а уже закончилась)) долю секунды готов терпеть что угодно))
Консилиум патологоанатомов здесь. Коллеги, подключайтесь.
Ну я ещё хочу пожить, а долго или мгновенно на данный момент мне разницы нет, результат один - ты мертв!
Комментарий недоступен
По крайней мере к основателю не много претензий, очевидно он сам полностью верил в безопасность батискафа.
Комментарий недоступен
Да какие тут могут быть претензии. Один тут верил в "Киев за 3 дня", к нему тоже претензий нет. Верил же.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
"Безумству храбрых поём мы песню... (с)"
Комментарий недоступен
Байден?
это называется "игнорировал риски"
Вся суть типа успешных суперкомпаний из "развитого мира" 🙂
Так же и Тесла, Эпл, СпайсХ. Все знают что есть продукты значительно лучше. Есть значительно дешевле. Есть и лучше и дешевле. Но красивая картинка, громкие крики, реклама, боты и прочие завлекухи, делают свое дело. Большинство уверено что только тесла электромобиль, только айфон телефон и только спайсХ летает в космос.
Это очень расстраивает.
Не переживай. Тесла уже под судом, спайс после доставки людей на Марс окажется под судом.. Так что как минимум от них избавится мир через несколько лет. Пусть и ценой жизни отдельных людей.
основатель компании явно слишком романтизировал и горел своим детищем ,вплоть до безумия даже
Разве он не похож на миллионы основателей других стартапов, про которые каждый день пишут на сайте VC ?
Забавно что фамилия основателя - Rush - в том числе переводиться как торопиться, т.е. торопыга.
Вот и поторопился, на тот свет
Там был Пакестанец с поясом шахида. Аж целых два.
Еще больше некропостинга! Об этом все издания написали еще три недели назад
Там в рекламе куча учёных, в том числе из NASA, снялось, не планируется их к какой-то ответственности привлечь теперь?
Никто из НАСА не снимался там. ОС заявляли, что они участвовали, но нет - они никак не связаны. НАСА и ОС взаимодействовали пол века назад над судном "Тайфун" кажется. А затонул "Титан". Это разные судна, которые никак не связаны. Многие из тех, кто участвовал в разработке Тайфуна уже мертвы. Большая часть вышли на пенсию или ушли из НАСА до того, как начали собирать Титан.
Ушли, не ушли - неважно, важно то, что само их появление в данном ролике вызывает необоснованное доверие всему этому мероприятию.
Ты совсем того? Очень даже важно. Как тот, кто умер, мог появиться в ролике? Ты головой кроме как есть хоть что-то умеешь?
Ты сам хоть ролик смотрел, чудило? Это кто, по-твоему, Пушкин, что ли? Астронавт из НАСА и рядом с ним тётка тоже на НАСА работала: https://en.wikipedia.org/wiki/Meenakshi_Wadhwa
Вот тменно: ты смотрел ролик? Один покинул НАСА за 4 года до начала разработки Титана, другая за год до Титана. Так что внимание: ты чем смотрел? Явно же на очень тупого лоха рассчитан ролик, который даже не будет проверять, а действительно ли они работают на НАСА или уже давно нет.
Так я и пишу выше, что это неважно, покинули они сейчас НАСА или нет. Этот факт уже у них в портфолио, что даёт возможность бравировать этим в ролике - “смотрите, с нами работают учёные "из NASA”. Работает это по тому же принципу, как когда актёры рекламируют кредиты, только в этом случае это не просто говорящая голова из телевизора, а какие-никакие, да учёные, и да, человек не в теме ("лох" в твоей терминологии) особо разбираться не будет, что это там за учёные такие. И вот я задаюсь вопросом - а понимали ли эти учёные, что участвуют в грандиозном и опасном наёбе? Если нет - то стоит поставить вопрос об их компетентности. Если да - то, возможно, стоит рассмотреть вопрос об их ответственности.
"Там в рекламе куча учёных, в том числе из NASA, снялось, не планируется их к какой-то ответственности привлечь теперь?". Тут ты пишешь про привлечь НАСА к ответственности. Так что да, очень даже волнует, были они на тот момент в НАСА или нет.
А касательно компетенций. Женщина не работает уже ни в одном институте много лет, астронавт ещё на момент выпуска видео нигде не работал. Так что, очевидно, они снялись ради денег, потому что как учёные уже никому не нужны были, а вот как рожи для таких проектов заработали, скорее всего, даже больше.
у меня от одного названия поста ,плохо стало ,как такое можно романтизировать
Комментарий удален модератором
достойный стартап!
Комментарий удален модератором
такая халатность к собственному делу удивляет
да ,и такое имеет место быть ,если основатель был фанатик