{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Пассажиры ведут себя в такси так, будто едут в беспилотнике» Статьи редакции

Журналист и таксист Питер Якубович рассуждает, как развитие агрегаторов влияет на общество: водители перестали быть людьми в глазах пользователей и стали частью приложения, при которой можно спокойно раздеться или поговорить с психологом.

AFP

В будущем пользователей такси-агрегаторов вроде Uber и Lyft будут возить беспилотники. В 2021-м же автомобилями по-прежнему управляют люди. Однако некоторые пассажиры, похоже, давно «вступили в эпоху автономного транспорта», рассуждает журналист и водитель Lyft Питер Якубович.

Стоит только разогнаться, как моё настоящее «я» исчезает, и появляется иллюзия: невидимый многофункциональный водитель.

Поначалу я вёл себя с пассажирами так, как подобает незнакомцам. Они же, как я вскоре обнаружил, воспринимали меня иначе.

Питер Якубович, журналист и водитель

Якубович прислушивается к желаниям пассажиров. Он знает, что некоторые не любят ездить в полной тишине, поэтому начинает поездку с пары общих фраз — чтобы понять, настроен человек на разговор или нет. «Иногда, например, пассажирам нужен слушатель, и я не прочь услужить», — рассуждает он.

Люди нередко жалуются Якубовичу на других водителей: одни надоедают разговорами о политике, другие пристают и даже нападают на них. Поэтому безразличие пассажиров Якубович также считает попыткой справиться со страхом. Особенно в ситуации, когда два незнакомца заперты в движущемся автомобиле.

Водитель — это часть алгоритма

Впрочем, многие пассажиры, говорит Якубович, принимают водителя за часть «мегаприложения»: оно предлагает и сам сервис, и машину, и абстрактную невидимую фигуру за рулём. С последним у Якубовича проблем нет: он умеет «быть невидимым».

Однако, принимая человека за функциональную часть приложения, пассажир сильнее отрывается от реальности. Он оказывается в вакууме, в котором может не быть места сочувствию и заботе, пишет Якубович. Пассажир ведёт себя так, будто едет в беспилотнике — без водителя.

При использовании приложения мы думаем не о том, чтобы найти общий язык с другим человеком. Нам важно выполнить все необходимые шаги, и водитель в данном случае становится одним из них. Однако важно помнить, что он прежде всего человек, а не часть алгоритма.

Сьюзан Шнайдер, директор Центра разума будущего при Флоридском атлантическом университете

Якубович считает себя чутким слушателем, но признаётся, что иногда «отключается». Роботу-беспилотнику, в свою очередь, это не свойственно: он никогда не устаёт. И осознал это Якубович во время работы.

Однажды он забирал двух женщин — мать и дочь. Подъехать к месту подачи он не мог, поэтому остановился в 7,6 м от него. Дочь обзывала Якубовича «последними словами» и требовала немедленно позвонить Lyft, чтобы компания вернула им деньги. Мать при этом раз за разом повторяла имя дочери и умоляла её извиниться.

Воспоминания о таких невоспитанных пассажирах память хранит по сей день. Два месяца спустя я увидел страницу той дочери в разделе «Вы можете их знать» на Facebook и испугался. Неужели она искала меня, чтобы снова поругаться? Или это Facebook и Google пристально следят за поездками?

Питер Якубович, журналист и водитель

В 21-м веке люди всё ещё верят, что личные данные, которые они ежедневно выкладывают в интернете, не будут активно использовать против них. Потому неудивительно, что и водитель кажется пассажиру «абстракцией», пишет Якубович. Они забывают о конфиденциальности, о том, что водитель несёт частичную ответственность за их действия и что у него есть чувство достоинства.

Пассажиры проводили при мне сеансы психотерапии, раздевались в порыве страсти, почти отключались от передозировки наркотиками, угрожали мне.

Однажды мужчина всю дорогу требовал помочь ему достать виагру. А одна женщина предупредила, что у неё вот-вот «лопнет» аппендикс, только после отправления.

Питер Якубович, журналист и водитель

Якубович, впрочем, верит: пассажиры ведут себя так не специально. Они просто привыкли, что приложение, которое помогает им добираться до нужного места, заказывать еду и решать другие повседневные задачи, не требует «включать чувства», рассуждает он.

Так что эра автономных транспортных средств, по словам Якубовича, уже наступила. Просто не в том виде, в котором многие привыкли её видеть.

0
212 комментариев
Написать комментарий...
Timur e la squadra

Ну а как автор хотел? Учитывая, что шанс попасться на одного и того же водителя в агрегаторе в крупном городе критически мал, клиенту нет смысла вступать хоть в какую-то эмоциональную связь. Кто-то крутит руль и пофиг. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванников

Это вещи не одного порядка. С таким же успехом можно сказать:
Не хочешь разговаривать с бездомным, который деньги просит? Или не заводишь беседу с бухим попутчиком в поезде? Девушка не хочет заводить беседу с пикапером, который пристает на улице? Так же и мимо человека пройдешь и без помощи оставишь!

Если человек не хочет вступать в беседу, инициированный таксистом – это НОРМАЛЬНО. Точно так же автоматизированно работают кассиры, люди на стойках регистрации в аэропортах, водители тех же автобусов или метро, наконец.

Только таксисты почему-то иногда хотят поговорить о жизни. Почему?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванников

У вас просто шило в известном месте) От того, что вы сначала говорите, потом кушаете, потом органы себе в рот принимаете вы принимальщиков органов быть не перестаёте)
А вот несогласные с вами по крайней мере мужского пола с 90% вероятностью органы внутрь ротовой полости не принимают)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванников

Вы просто не подозреваете, скольким кассирам работать мешаете)

Вербальная коммуникация естественна, но не обязательна. Если человек не хочет общаться с чужим человеком – это НОРМАЛЬНО.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

Думаю, иногда таксисты "прощупывают" клиента на предмет личной выгоды по части работы, связей или если клиент навеселе, то чтобы заработать чаевые.
По опыту чем чаще ездишь, тем меньше хочется говорить с водителями. Когда стал ездить 2 раза в день, то просто произношу дежурные фразы по правилам хорошего тона, а в остальное время в своих мыслях, хочется молчать и ехать в тишине.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванников

Думаю в основном просто людям скучно и с эпохи бомбил почему-то выработалось представление, что эту скуку можно за счёт пассажиров устранять.

Дескать, вижу вас целых 40 минут, чо тихо сидите)

Водителю автобуса или метро, опять же, такое просто в голову не приходит.

Хотя возможно это ещё со времён кружения по городу для накручивания счётчика, чтобы заболтать)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Timur e la squadra

нет, это вещи разных порядков. Когда прохожему плохо и он в беде - это ЧП. Когда таксисту хочется поболтать - это не ЧП. Клиент нанимает такси, чтобы куда-то доехать и платит за поездку. В этот момент клиент может работать, звонить по телефону, просто пытаться собраться перед предстоящей встречей или банально отдыхать. Развлечь водителя - это опция, за которую, при этом, таксист даже скидку дать не может. Ну оценку может повыше поставит.

Так что не сравнивайте чрезвычайные ситуации и простое желание присесть на уши клиенту.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Timur e la squadra

Это известная проблема, что если вокруг вас много людей, то вы с меньшей вероятностью броситесь помогать, надеясь, что это сделает кто-то другой. Так работает социум и это доказано. Именно поэтому в правилах оказания первой помощи рекомендуется сразу указывать пальцем на любого человека и говорить "Ты, позвони в скорую!". Тогда человек понимает, что все зависит от него и делает, что нужно. 

Вам респект, что не молчите, но остальные молчат по понятным причинам, зашитым на подкорке.

Ответить
Развернуть ветку
209 комментариев
Раскрывать всегда