Настоящая метавселенная — это Minecraft, а версия Цукерберга — «безжизненный корпоративный мусор» Статьи редакции
Метавселенных в Minecraft может быть сколько угодно. Запустить их легко без дорогостоящих гарнитур и также легко случайно «сломать». Но такова цена творческой свободы, которую техгиганты вроде Meta вряд ли смогут обеспечить, считает журналист Клайв Томпсон.
Какой будет метавселенная, до сих пор не знает никто. В октябре 2021 года свою версию представил Марк Цукерберг во время ребрендинга компании Facebook (теперь Meta): вместе со своим аватаром провёл тур по виртуальной квартире с видами на тропический остров и заснеженные горы и сыграл с коллегами в карты на борту космического корабля.
Однако всё это, по словам писателя и журналиста NYT и Wired Клайва Томпсона, мало чем отличалось от любой другой презентации будущего, которое будет возможно благодаря технологиям виртуальной и дополненной реальности (VR и AR).
Техфирмы обещают, что их абстрактная метавселенная изменит привычный уклад жизни и позволит общаться с друзьями, любоваться искусством, ходить на концерты, творить, играть и зарабатывать в любое время и откуда угодно. И все они, конечно, хотят создать её раньше конкурентов. Правда, судя по презентации основателя Meta, построить у них получится разве что унылый торговый центр, говорит Томпсон.
К тому же процветающая, многофункциональная и иммерсивная вселенная, по его словам, уже существует — и это Minecraft, основные преимущества которой техгиганты наверняка не смогут воссоздать. Журналист для наглядности выделил некоторые из них.
Minecraft — децентрализованное пространство, у которого нет единоличного владельца
Meta намерена создать единую для всех метавселенную. Minecraft же позволяет пользователю создавать множество собственных миров, арендовать чужие серверы, звать друзей в свои пространства или посещать чужие и играть с десятками тысяч пользователей в мини-игры — например, на сервере Hypixel.
Разработчики игры из фирмы Mojang, которая теперь принадлежит Microsoft, не сделали единое замкнутое сообщество и вместо этого позволили участникам создавать многочисленные метавселенные в рамках одного цифрового пространства. И правила в каждой из них устанавливает её создатель, который сам определяет, что хорошо, а что плохо.
«Будет здорово, если техгиганты создадут инструменты для постройки децентрализованных миров, но вряд ли их как монополистов это интересует», — размышляет Томпсон.
Minecraft увлекает без VR-технологий и запускается со старых компьютеров
Техкомпании чаще всего не представляют свои метавселенные без специальных шлемов и очков с поддержкой VR и AR. Minecraft тем временем своей многомиллионной аудиторией доказывает, что эффекта погружения можно добиться и без этих технологий — достаточно лишь монитора.
Причём запустить игру можно на самых недорогих и даже вообще устаревших компьютерах, чем она и покорила всех, отмечает журналист. Сам он недавно установил её на ноутбуке Thinkpad 2010 года с операционной системой Ubuntu и не заметил никаких проблем даже при загрузке многопользовательских серверов.
Разработчики также позволяют запускать старые версии игры, чтобы пользователи могли посещать ранее созданные миры, так что «технологии Minecraft обратно совместимы, а её метавселенные не выходят из строя», говорит Томпсон.
Minecraft не просто поощряет, а требует творчества
Креативная свобода в игре — это не просто приятное дополнение. Если в её виртуальном мире ничего не создавать, то там просто нечего делать, пишет журналист.
В режиме «Выживание», например, необходимо строить укрытия, изготавливать оружие, чтобы обороняться, добывать пищу, и всё это возможно, только если пользователь найдёт применение существующим в виртуальном мире материалам.
Для технологических корпораций процесс создания пользователями чего-то своего — вопрос второстепенный. Хорошо, если это хоть как-то возможно, но без багов и проблем скорее всего не обойдётся, считает Томпсон. Компании всё же больше думают о том, как постоянно «трясти» с клиентов деньги.
Minecraft тоже платная игра, но встроенные покупки по-прежнему не поддерживает. Разработчики довольствуются теми деньгами, что приходят с первоначальных продаж, и основное время посвящают совершенствованию мира.
Minecraft легко настроить «под себя»
Тот, кто разбирается в графическом дизайне, может создавать свои собственные скины для аватаров и объектов. А пользователи с навыками программирования могут разработать элементы, сценарии и моды, которые меняют игровой процесс.
Создатели осознанно предоставили фанатам обширный контроль над пространством, что стало одной из причин, по которой Minecraft удаётся удерживать пользователей и привлекать новых: игроки сами постоянно совершенствуют миры и расширяют собственные возможности.
Томпсону, как говорит он сам, с трудом верится, что техгиганты разрешат своим пользователям делать с их метавселенными что угодно.
Порядок в Minecraft можно нарушить
Чем больше пользователей играет на одном сервере, тем выше вероятность, что мир начнёт глючить. А запуск собственных сценариев может и вовсе «сломать» код. Но такова цена творческой свободы, шутит журналист: в Minecraft легко создать что-то новое и разрушить что-то работающее.
Правда, игроков это мало тревожит. Они благодарны, что могут контролировать собственные пространства и понимают, что вместе с возможностями приходит ответственность. К тому же они знают, что могут в крайнем случае переустановить её или восстановить из резервной копии.
Фанаты запускают Minecraft не просто так
Пользователи проводят время в Minecraft, потому что это игра, разработанная с определённой целью: предоставить человеку свободную среду, в которой можно играть как в заранее заданных сценариях вроде «Выживания», так и в режиме «песочницы».
Лишь в процессе фанаты поняли, что могут не только строить, но также общаться с друзьями, создавать и проводить игры и даже снимать сериалы для YouTube. «Но суть изначально была одна — и это игра», — говорит журналист.
Поэтому «корпоративные мечты» об открытой социальной вселенной, которые лелеет Meta, кажутся Томпсону пустыми. У людей, по его словам, просто нет причин заходить в неё — пообщаться с кем-то они могут и другими способами.
В игре не нужно тратить, но можно заработать
По словам журналиста, некоторые фанаты зарабатывают благодаря Minecraft — порой шестизначные суммы. Одни берут плату за доступ к своим серверам, другие демонстрируют исключительные навыки строительства, а затем зарабатывают благодаря активности подписчиков в YouTube, Twitch и Discord. Кто-то получает деньги с внутренних многопользовательских игр.
Многое из того, что техгиганты и венчурные инвесторы лишь надеются увидеть, уже есть в игре. Даже инженер и консультант Meta по разработкам гарнитур Oculus Джон Кармак сказал, что Minecraft и Fortnite ближе к метавселенной, чем всё, что создала и создаст Meta.
Так что корпорациям, возможно, пора прекратит изобретать велосипед — достаточно поучиться у Minecraft, в которой пользователи проводят десятки часов ежемесячно, заключает Томпсон.
Я же правильно понимаю, что конечная цель метавселенной — как минимум, прийти к чему-то уровня "Первому игроку", а не сделать клон Майнкрафта?
Конечная цель метавселенной — оправдать надежды вкладчиков.
Конечная цель метавселенной — достичь баланса, потому что ресурсы конечны))
Вероятно это конечная цель Цукера, в "Первому игроку" по сути вселенной то не было.
Мне кажется представления о метавселенных лучше в аниме раскрыты.
(https://www.kinopoisk.ru/series/691223/)
И продолжая идею статьи, Minecraft, как бы его недолюбливали, действительно ближе к созданию виртуальных миров, а не фантика с VR.
нет никакой цели. очередной мертворожденный мусор, по классике спизженный, как и всё остальное в фейсбуке: маски, рилз, сторис и проч.
Да) Не знаю, как у Цукера, но по сути именно такая цель и есть. Реальный виртуальный мир.
Комментарий недоступен
К Цукербергу (точнее к ФБ) пришел пушистый зверек в виде явственно обозначившегося стеклянного потолка роста выручки ФБ. А посколько нынешние оценки - это NPV будущих потоков, а в NPV, в свою очередь, бОльшая часть приходится на рост, а не на сохранение текущего уровня выручки, то срочно нужно придумать новую завлекательную идею, чтобы засомневавшиеся хомячки не обрушили капитализацию.
Хмм?
Работать - актуально для офисного платона, кроме разместить резюме, отправить почту и скайп-коллов толком нету ничего.
Играть - да: фермы, 3-в-ряд и щепотка олдскульных игр прямо в браузере. Stadia сдохла, gforceNOW туда же.
Личные проблемы - большинство сервисов (инста, fb, vk) их напротив усугубляют или извращают (tinder), толковых советов на сайтах (реддит, мэйл ответы) единицы, в основном, троллинг и мемы.
Корпорации пытаются заново придумать свой интернет и продатьА им деваться некуда, в рамках текущего интернета уже всё придумано (правда, не сказать, что работает).
Интернет - это как книги, а метавселенная - экранизация этих книг.
Люди сходят с ума, забывая, что живём мы не в виртуальной реальности.
что такое виртуальная реальность? Реальность это реальность, она не может быть виртуальной. Даже если ты видишь мир на экране монитора, эта часть текущей реальности
Учёные говорят об обратном. Мы живём в симуляции
Не виртуальную реальность мы тоже видим только где-то внутри нашего мозга. Такую картинку, какую он нам нарисует. Принцип похожий 🙂
Мы живем в таких же кусочках виртуальной реальности, просто чуть больше связанных с внешним миром.
В этом мире есть ваша работа, покупки, друзья и другие важные для вас вещи, слабо связанные с реальностью - зимней погодой за окном и сложностью выращивания зерна вам на обед. У всех немного разная и иногда пересекается с реальным миром.
Ну это суть людей, алкоголь и наркотики, одна из форм ухода от реальности.
Я бы не был так уверен
Николай люди всегда пытались убежать о невыносимой "лёгкости" бытия. В древности религия и возникший на их основе театр. Потом пришли книги и кино. А сейчас интернет и VR.
Виртуальная реальность ≠ метавселенная. Очень похоже на ситуацию с ai и машинным обучением
Очень похоже на ситуацию когда люди не разобрались в вопросе и пишут статью на vc.ru.
насколько я помню, изначально заявлялось что метавселенная это некое состояние сознания, в котором человек не замечает что происходит вокруг него самого.
В пример приводилась книга - книга является метавселенной, потому что человек туда погружается и может полностью отключиться от окружения.
В контрпример приводился звонок в Зуме - когда мы говорим по видеосвязи, мы не полностью погружаемся в процесс, и регистрируем события из окружающей среды.
Так что виртуальная реальность может являться метавселенной, но может и не являться. В зависимости от погружения. Пока человек чувствует джойстики и шлем - он еще не в метавселенной.
Это правда. Но вы видели сколько школьников тусуется в торговых центрах?
Ну то есть это печально, конечно, но корпоративный булшит всегда побеждает, когда речь идет о больших деньгах и большой аудитории
проснись марк, ты обосрался
А я и не сплю
В Майнкрафт по-моему играют дети лет до 12 восновном к чему весь сыр Бор
Далеко не только дети играют, в Майнкрафте изумительная логическая алгебра (Редстоун), куча самых разных модов, которые позволяют сделать завод или атомный реактор, а некоторые игроки ещё умудряются в Майнкрафте из базовых элементов логической алгебры сделать 1ггц компьютер, который может выполнять простейшие программы и операции врифметические
Иными словами, "играть в игрушки весело, а взрослый мир это скучно".
Чё сказать-то хотел?
дык разве этого недостаточно?
Вообще, странно, что кто-то поверил, что Facebook, который не смог создать ни одного адекватног сервиса, вообще способен сделать какую-то метавселенную...
Майнкрафт, он бессмысленен и убог, но есть, и о нем не кричат его авторы.
Мета, ее нет, но о ней уже снят видосик, который сам по себе никого не вдохновил.
Нельзя ни согласиться с автором, фантазия не имеет практической ценности.
Вы играли в Майнкрафт, прежде чем заявлять что он бессмысленнен и убог?
Сегодня с утра смотрел "Вечных" в кино. Судя по настроениям Голливуда, метавселенная - это некая резервация для людишек, за которой смотрит отряд не вполне адекватных супергероев, склонных к депрессиям, агрессиям и периодически пытающихся сломать вообще всё. Так себе перспективка
Цель метавселенной - создать полноценный иммерсивный опыт для человека, где в каждой Вселенной он может безопасно путешествовать вместе со своим виртуальным имуществом.
Я думал по другому - объединить всех пользователей в виртуальном мире.🙂
Цукерман против Цукерберга. Лол
в топ-10 наитупейших "оптимизирующих" идей новый лидер: возможность оценивать публикации только после даты регистрации
видимо это защита от накрутчиков.
в противном случае можно ботами нафармить море кармы и вывести пост в топ ленты.
Ни meta ни minecraft не метавселенная в том её смысле, в котором она должна быть (даже the sandbox и axie infinity ещё не), если брать обзор тру метавселенной отсюда
https://www.matthewball.vc/all/themetaverse
Это не виртуальный мир, спэйс или реальность, а нечто большее. Не игра, не виртуальная экономическая система как варкрафт. Опять же, больше.
Даже ready player one не до конца показал, а snow crash я ещё не дочитала
Ну, первому игроку приготовиться - это фактически ВР игра с редактором уровней и донатом, а не метавселенная. Мета вселенная - это объединение виртуального и реального миров.
Выше обсуждали Second Life, он же Linden Land, в основу идеи легла книга Snow Crash описывающая metaverse.
И Swords Art Online тоже выше )
И в чем он не прав
Прав.
Когда Марка волновали люди? Перенос социально-адаптивных функций, чтобы извлекать реальную прибыль из виртуальных активов, юридически не подсудных обычному суду, о чем пользователь подпишет свое согласие. Виртуальные активы и деньги, виртуальный суд, преступление и наказание. Только деньги и контроль вполне реалистичны.
При очевидной начальной стадии развития российская Arcona с экономикой и покрытием всего мира как-то больше походит на метавселенную благодаря слиянию цифры и реальной реальности. Особенно если принять это за направление развития, а не за результат
майнкрафт это жизнь
майнкрафт это майнкрафт
Комментарий недоступен
Не каждая безжизненная пустыня позволяет построить завод, атомный реактор или 1ггцовый полноценный процессор в игре
Стоит уточнить что на Bedrock Edition (в первую очередь смартфоны , приставки ) есть встроенные покупки , но насколько я знаю они работают также как и Creation Club от Bethesda , то есть ( в основном ) фанаты делают дата-паки , карты и скины ( НЕ моды ) , и продают это же в их внутриигровом магазине , за свою внутреннюю валюту .
https://www.youtube.com/watch?v=0MKOpsVBnfA&ab_channel=Minecraft
Вспоминаем где сейчас Playstation home из 2007...
Там же где и все проекты Сони которые они перестали поддерживать
это может решить социальные проблемы ?
за полем зрения "инвесторов", голод, нищета, и отсутствие прозрачных социальных данных...
“Minecraft тоже платная игра, но встроенные покупки по-прежнему не поддерживает.” - ну здрасьте, в приложении для iOS есть рынок, где можно купить игровые штуки
Ожидать чего-то стоящего от компании, у которой отвратительный мессенджер, говёные соцсети, толерастический Twich, что своими правилами напоминает Северную Корею, просто глупо.
Ну вот про то что Майн любой комп потянет это тот ещё высер, на том же ThinkPad новом не идёт, хотя МБ у него там немного другое.
матрица уже близко, вот это будет хорошая игра
Комментарий удален модератором
Не скажу за ФБ и Цукера, но запрос в обществе на виртуальную вселенную есть. И он высок. Что уж будет делать Марик, увидим. Но факт в том, что metaverse будет. Не название, а суть. Кто её напишет, зачем, кто будет в ней, насколько это будет массово — покажет время.
50 лет назад этот журналист точно бы говорил "компуктеры не нужны".
Ну кстати, если говорить по поводу метавсленной в Майнкрафте, то вот они https://cubixworld.net уже сделали очень близкое к метавселенной. Но вот моджанги запретили использование NFT в игре, жаль. В целом, игру преобразили круто, иногда зависаю)
Комментарий удален модератором
Как лицо, не обремененное интеллектом может что-то создать?... Оно может либо что-то у кого-то сп"здить и выдать за свое, либо у кого-то что-то купить (инстаграм и вотсап), и это изволять в говне. 😁
Вот если бы Дуров сказал, давайте ченить такое замутим... Яб вписался в тему... А это чЮдо может только делать вид, что оно умное... но деньги как говорится не пахнут... а пипл хавает.
Ты же рофлишь, да? Говоришь про Дурова, что сам ничего не придумал и разбогател на клоне фейсбука...