«Специалисты не отвергают труд и работу как таковую — они просто больше не стремятся построить карьеру» Статьи редакции
Понятие карьеры давно приобрело негативную окраску: оно теперь не про развитие навыков и лучшую жизнь, а про подчинение и выносливость, говорит журналист Чарли Ворцел.
Всё больше людей в 21 веке выражает свой скептицизм, когда речь заходит о карьере, пишет журналист The New York Times и автор рассылки Galaxy Brain Чарли Ворцел.
Даже само слово «карьерист», по его мнению, уже давно обрело негативную окраску. Так чаще всего называют циника, которого не волнуют общие цели, коллеги и работа как таковая: он думает лишь о том, как продвинуться по службе и заполучить должность повыше.
Особенно не по душе такой менталитет молодым поколениям, пишет журналист: они массово увольняются и неохотно устраиваются на новую работу. 55% трудоустроенных на август 2021 года американцев уйдут из компаний в ближайший год, заключает финансовая фирма Bankrate: из-за низких зарплат, переработок и несправедливого начальства.
В попытке привлечь и удержать сотрудников руководители увеличивают число вакансий и снижают требования к кандидатам. Однако изменить нужно саму культуру современной рабочей среды, считает журналист.
Обещания о карьере — это теперь не больше чем способ удержать и запугать сотрудника
По словам Ворцела, в 2021 году не одно видео в TikTok посвящено выгоранию, а идеализированную мечту о карьере блогеры всё чаще приравнивают к обману.
«Поначалу полный энергии сотрудник на протяжении 30-40 лет посвящает большую часть своего времени тому, чтобы приносить деньги разным компаниям и их акционерам. И лишь лет десять после этого, уже на пенсии, может посвятить тому, что нравится ему самому», — рассуждает журналист.
Они не отвергают труд и правда хотят работать, просто больше не стремятся построить карьеру — ту, которая в какой-то момент почему-то стала определять статуса человека в обществе. Эту тему подняла в мае 2021 года американская блогерша Кэтрин Берри.
Её мысли многие восприняли неправильно, пишет журналист, и списали на лень, избалованность и отсутствие амбиций. Однако критики забывают, что само стремление построить карьеру навязывает человеку социум и что это — совсем не то, к чему стоило бы стремиться, заключает Ворцел.
Доказательство тому, что это так — статья журналистки Габриэль Питерсон для издания Fortune под названием «Кто хочет работать с девяти до пяти, не построит карьеру». В ней Питерсон рассказывает, как уволила подчинённого за то, что он относился к делу без особого энтузиазма и воодушевления, плохо писал и «упорно выстраивал личные границы».
Но в одном Питерсон отчасти права, считает Ворцел. О балансе между личной и профессиональной жизнью можно говорить, только если речь идёт о «рутинной» работе. Для карьериста такого понятия не существует, поскольку ему, скорее всего, придётся отправлять письма ночью, отвечать на звонки ранним утром и выполнять задачи на выходных, если сдать их нужно к понедельнику.
Плохие сотрудники, безусловно, существуют, говорит журналист: они могут вести себя неуважительно по отношению к коллегам, срывать сроки, не идти на контакт и не реагировать на просьбы, от которых зависит успех целых команд.
Однако Питерсон, по словам журналиста, не предоставила ни одного примера, который бы подтвердил, что уволенный сотрудник — из их числа. Так что проблема, скорее всего, кроется в неэффективном управлении.
Компетентный начальник сразу говорит, чего ждёт от работника. Если хочет, чтобы сотрудник на грядущей неделе уделил больше времени важному для фирмы проекту, то заранее предупредит, что придётся пару раз задержаться — чтобы тот скорректировал свои планы. После предложит дополнительные выходные или денежную компенсацию.
А «плохих менеджеров» вроде Питерсон, похоже, волнует не то, как сотрудник выполняет задачи, а то, какое впечатление производит: энергичный ли он, полон ли энтузиазма, горят ли у него глаза. Внешние признаки ценятся такими руководителями выше, чем качество работы, пишет журналист.
Сотрудников, которые не проявляют к ним достаточно уважения, начальники считают обузой и увольняют за то, что те якобы не понимают культуру компании и относятся к работе как к рутине. На самом же деле руководители просто боятся, что кто-то может поставить их авторитет под сомнение.
Мечта о большой карьере в данном случае становится инструментом — способом мотивировать работника, добиться от него уважения, вызвать притворный энтузиазм. Сотруднику обещают продвижение по службе, хорошую репутацию, статус в фирме.
И с помощью того же инструмента начальники запугивают персонал: навязывают удобные для себя подходы к работе и установки и намекают, что никаких повышений не будет, если подчинённый перейдёт руководителю дорогу, пишет журналист.
Руководители привыкли думать, что сотрудник пойдёт на любые жертвы, чтобы продвинуться по службе. Они говорят, что главное — стремление, а выносливость рано или поздно принесёт свои плоды. Вот только чаще всего единственный результат — это должность в резюме, которое почему-то стало определять ценность человека, сетует журналист.
Именно эту позицию, а не работу как таковую, критикуют скептики вроде Кэтрин Берри. Они не видят смысла тратить десятки лет на компании, которые продолжают укоренять дурные практики и давать пустые обещания о мифической карьере. То же время можно потратить на то, чтобы построить новую систему ценностей — без культа выносливости и подчинения.
Молодёжь не против тяжелого труда и сверхурочных часов, говорит Ворцел. Им всего лишь хочется получать за это что-то взамен — справедливую оплату, уважение, благодарность.
Журналист признаётся, что сам трудится более 40 часов в неделю и не всегда может найти баланс между профессиональной и личной жизнью. Однако он верит в лучшее будущее для других: в нём человек, который вовремя уходит домой, вовсе не лентяй и не плохой специалист, а работа — не каторга и не единственный способ добиться признания.
Осталось только достучаться до тех, кто не всегда готов слушать, пишет он.
Зайду попозже почитать комментарии в духе:
Первые: Да, нас используют. Мотивация, построение команды – все для того, чтобы ты лучше работал и приносил доход дяде. Что толку рвать ж… на кого-то, если тебя всегда могут выкинуть.
Вторые: Выросло поколение лентяев, не умеют работать. Адекватный, работающий сотрудник всегда пойдет на повышение, всегда будет при деле и будет финансово независим.
Смысл не в использовании. Просто сотрудники не видят себя частью компании сколько бы они в ней не работали. Озарение произошло, лол.
Вы никто для работодателя и для вас никто какой-то сотрудник.
В советские времена выкинуть с работы человека было практически невозможно.
Знаю массу историй, как люди чуть ли не с ген диром завода были в контрах и пока не дорабатывали до пенсии от них не могли избавиться.
А сейчас есть 1001 вариант как выкинуть человека с работы.
Знаю массу примеров когда людей нанимали на решение жопы, которую наворотили и как только все закончено людям говорят: "Ну как сам уйдешь или тебя по статье?"
Может и не уволят, но жизнь попортят точно. Рассматривать все твои предложения сквозь пальцы, забирать себе все лавры, не делать ничего для тебя. Даже сломанный стул тебе будут менять 3 месяца. Поручать только самую унылую работу и масса других возможностей.
без стула нельзя работать. Пишешь заявление и не выходишь на работу. В эту игру можно играть вдвоем и видит бог,не вы ее начали
Ну почему же нельзя. Стул же необязательно прям сильно сломан. Может у него нет спинки или колёсиков) Главное что сидеть можно. Могут дать просто неудобный стул.
О, я на таком долго сидел))