Угроза на двух колесах: почему курьеры на велосипедах сбивают людей и кто за это должен отвечать
Курьеры часто становятся участниками аварий: в СМИ то и дело мелькают сообщения о том, как очередной «желтый» или «зеленый» сбил невинного пешехода.
Последний нашумевший случай произошел с Аленой Долецкой, экс-главредом Vogue. К сожалению, он далеко не единственный: в мае ГИБДД провела рейд и выявила 3,4 тысяч нарушений среди курьеров на велосипедах и самокатах. В статье пробую разобраться, кто виноват и что с этим делать.
Спойлер: для тех, кому лень читать, написал саммари в конце статьи.
Я основал и развиваю сервис курьерской доставки Take’N’Go. Среди наших курьеров мало кто пользуется велосипедами, — большинство ездит на метро и автобусах. Но когда-то мы рассматривали такую возможность — даже, было дело, поставили курьера на электросамокат. Курьеру понравилось, но этот опыт показал, что лучше метро еще ничего не придумали, если нужно отвезти заказ на другой конец Москвы.
Зато наши коллеги из сервисов доставки еды уже вовсю освоили двухколесный транспорт. Эту статью побудил написать совсем свежий случай. Курьер Delivery Club на велосипеде сбил журналистку и писательницу Алену Долецкую, когда та переходила дорогу на зеленый свет. Пострадала не только сама Алена, но и ее помощник. Вот что она пишет об инциденте в своем телеграм-канале:
Эмпатия? Нет, не слышали
Этот случай не единственный: до этого в СМИ уже мелькали новости о том, что курьеры на велосипедах сбивали подростка, собаку и даже женщину с коляской. Но в этот раз пострадала известная женщина, медиаменеджер — поэтому инцидент приобрел большую огласку. Мне стало даже интересно, как полиция и компания Delivery Club разрулили эту ситуацию. Спойлер: пока что никак.
Delivery Club — крупная компания, у нее есть и ресурсы, и репутация. Почему же эта компания не может позаботиться о пешеходе, который пострадал от действий человека в униформе ее курьера — непонятно. Могу полностью согласиться с тем, что это называется отсутствием эмпатии, как и подразумевала в своем посте пострадавшая Долецкая.
Думаю, отсутствие эмпатии и уважения к правам и свободам соседа — базовая причина того, что эти ситуации никак не разрешаются адекватным образом. Вас облили горячим чаем в кофейне, вам нахамил сотрудник полиции, вашу собаку раздавило в грузовом отсеке самолета, вас сбил самокат или такси — всем плевать. Человеку, который это сделал, компании, в которой он работает, государству и его многочисленным институтам, которые созданы и живут на ваши налоги, чтобы защищать ваши же интересы.
А отвечать за курьера кто будет?
В Delivery Club говорят: «Мы не отрицали того, что курьер находился на слоте». Но если курьер «на слоте» — значит, он находится в распоряжении компании. Дали ему задание или нет — за ним следит компания, и она же несет за него ответственность. Почему бы не выплатить пострадавшей компенсацию и не разобраться с курьером самостоятельно? Вопрос риторический. Что касается полиции — не вижу причин, по которым гражданский иск к курьеру от пострадавшей должен отменять ответственность компании.
Впрочем, разговоры про ответственность агрегаторов идут уже давно. Два года назад на пресс-конференции сенатор Сергей Калашников заявил, что отвечать за курьеров на дорогах должны именно сервисы доставки. Что ж, воз и ныне там. Хотя агрегаторы как класс существуют уже много лет. Почему за это время не было сделано полноценного законодательного описания этой категории электронных площадок, — не очень понятно.
Вопрос в целом решается просто — надо позволить людям предъявлять гражданские иски с нормальными компенсациями морального ущерба. Если ваш интернет-провайдер заплатит один раз 100 тысяч рублей за то, что у вас вечером отключился интернет и вы не смогли посмотреть кино, а инспектор налоговой службы компенсирует вам 300 тысяч за то, что не подтвердил в срок вашу форму на возмещение НДФЛ, вся эта безалаберность и безответственность довольно быстро исчезнет сама по себе.
А пока законодатели годами размышляют, сделать что-то или нет, компании самостоятельно пытаются минимизировать риски и найти механизмы решения проблем. В том же Delivery Club проверяют курьеров на знание ПДД — все исполнители сдают экзамен при подключении к сервису. А Яндекс, в свою очередь, выпустил ролик-инструкцию для курьеров-велосипедистов, чтобы научить их безопасной езде по городу.
Да, немного, но хоть что-то! Надо понимать, что радикальное решение любой проблемы и устранение любого риска стоит денег (как правило, не очень маленьких). Например, можно поставить на все велосипеды GPS-трекеры с ограничением скорости, оборудовать курьера камерами GoPro и смотреть в прямом эфире на то, как он работает. Но сколько будет стоить после этого доставка, можно только догадываться…
Кто виноват: курьер или сервис?
Горожане замечают, что курьеры во время поездки смотрят не на дорогу, а на экран телефона. Кто же в этом виноват — сами курьеры или сервисы, которые якобы требуют от исполнителей постоянно находиться на связи? По большому счету, никто не заставляет курьера постоянно смотреть в телефон. Если он плохо ориентируется на местности и смотрит на карту вместо дороги, это исключительно его вина. Курьеру дали средства и инструменты, которые позволяют эффективно зарабатывать деньги. Как их использовать — это вопрос уже к исполнителю.
Встречался и с такой точкой зрения, что компании сами вынуждают курьеров нарушать правила — ведь им нужно уложиться в 15 минут, иначе будет штраф. Хотя сервисы доставки всего лишь отвечают на запрос потребителя. «Хотите получать бургер через 15 минут — вот вам решение». Бизнес просто находит в существующих обстоятельствах возможности для того, чтобы дать клиенту необходимую ценность. Виноват ли клиент? Ну, в теории можно выстроить глубокие философские цепочки и прийти к выводу: «Мы виноваты в том, что самолеты падают, потому что нам не хочется 20 дней плыть на пароходе». Но я не думаю, что это правильный путь.
Как сократить количество аварий?
Любой прогресс необходим, не только с приставкой вело-. И нужно добиваться того, чтобы городские службы и законодатели оперативно отвечали на эти требования прогресса, а не лишали горожан комфорта, потому что слишком медленно работают. «Мы не успеваем ставить светофоры, поэтому пока что мы запрещаем личный автотранспорт, используйте только автобусы». Вам бы понравился такой подход?
Да, далеко не все велосипедисты и самокатчики ездят аккуратно — а некоторые и вовсе откровенно пугают, особенно когда проносятся мимо моего ребенка или вылетают из-за угла. Думаю, можно ввести классификацию этих видов транспорта и запретить ездить по тротуарам каким-то скоростным или тяжелым категориям. Но, конечно, это нужно делать одновременно с развитием велодорожек и самокатных маршрутов.
Новая инициатива: плюсы и минусы
Пока я писал эту статью, выяснилось, что в Совете по правам человека сейчас как раз обсуждают будущее электросамокатов и электровелосипедов. Одна из инициатив — выделить этим видам транспорта отдельную зону вне пешеходного пространства. С этим я совершенно согласен. То, что масса транспортного средства при движении в пешеходной зоне не должна превышать 35 кг, тоже звучит крайне разумно (если, конечно, цифра 35 кг не взята с потолка, а как-то рассчитана).
Прозвучало и другое предложение — ввести для самокатов и велосипедов страхование ответственности. Эта инициатива кажется сомнительной. Во-первых, ОСАГО было первоначально придумано как страхование ответственности в первую очередь за повреждение чужого имущества, которого вокруг вашего авто очень много. Во-вторых, посмотрим на это под следующим углом: представим, что Вася на самокате сбил Петю. Что должно быть: Петя подает иск к Васе, он выплачивает компенсацию за лечение, простой на работе, моральный ущерб, компенсирует стоимость порванной куртки, разбитого телефона и т.д.
Вместо этого Вася покупает ОСАГО на самокат и гоняет в свое удовольствие, потому что за него в случае чего заплатит страховая. Все счастливы: Вася может гонять, суды не должны тратить время, страховая зарабатывает на ОСАГО. Только Петя в шоке, потому что он теперь в еще большей опасности, ведь Вася теперь рассекает совсем бесстрашно.
Выводы для тех, кому было лень читать :)
- С Аленой Долецкой Delivery Club повел себя неэтично и неэмпатично. Сервис должен выплатить пострадавшей компенсацию, а с курьером разбираться самостоятельно.
- Агрегатор доставки несет ответственность за курьера в его рабочее время.
- Компании не заставляют курьеров спешить на заказы ради собственной прихоти — они отвечают на запрос потребителей (которые хотят бургер через 15 минут, а не через час, в чем их тоже можно понять).
Выход из ситуации — гражданские иски с нормальными компенсациями морального ущерба. Это искоренит безалаберность и безответственность, снизит количество аварий.
Не нужно запрещать велосипеды и самокаты. Нужно развивать велодорожки, самокатные маршруты и ограничить передвижение по тротуарам для тяжелого и скоростного транспорта.
Статья - словоблудие.
Кто нарушил ПДД, тот и виноват.
Вопрос в целом решается просто
Сделать нормальную вело- самокато-инфраструктуру. Только так это можно сделать, и никак иначе. Чем дольше откладывать это, тем дольше потом люди будут привыкать.
Кроме того, необходимо поставить пешехода в наивысший приоритет в системе городского передвижения, затем средства индивидуальной мобильности, затем общественный транспорт, затем такси, и только потом личный транспорт.
Только когда начнут активно строиться велодорожки (еще и чиститься зимой), сужаться проезжая часть, создаваться отдельные полосы для общественного транспорта по всему городу - тогда и будет вам счастье.
Вы зимой на велосипеде много ездили?
можно еще проще. цены на личные авто сделать на 500% выше, половину авто продадут, хватит места для велосипидеистов и авто
Больше лежачих полицейских богу лежачих полицейских.
Люди с чемоданами, детскими колясками, и вообще с проблемами с подвижностью скажут вам "спасибо".
Дворники, чистящие тротуары тоже скажут "спасибо" - любой выступ на тротуаре мешает механизированной уборке.
Замечу что на велосипеде, да и на самокате, лежачие полицейские просто перепрыгиваются, не снижая скорости. Так что согласен, это скорее помешает другим.
Велодорожка по ПДД - 1 метр от бордюра (или от транспортного средства припаркованного у бордюра), если конечно нет отдельной, выделенной полосы. Если кто-то сцыкает так ездить - пусть пешеходит.
Когда чистить её начнут и вывозить эвакуатором припаркованные автомобили - тогда и будем. (ну или снимут ответственность за повреждение автомобилей запаркованных на велодорожке велосипедистами).
А пока все положили болт на 48 даже на проблему парковки вторым рядом, а эвакуируют оттуда, откуда выгоднее, а не оттуда, где мешают - будем иметь то, что имеем.
Готов принять удар на себя, но считаю, что нужен именно запрет на передвижение по пешеходным дорожкам на электросамокатах и велосипедах.
Да зачем принимать на себя. Я вот за полный запрет личного транспорта в городе. Хотите куда-то добраться, пользуйтесь такси или общественным транспортом. Не хотите на общественном транспорте, ездите на велосипеде по дорогам.
Но так много людей начнут «страдать» не имея своего авто, да?
А можете раскрыть, почему вы за полный запрет? Я тоже размышляю сейчас над этим вопросом, но понимаю, что от быстрой доставки не готова отказаться (а экспресс-доставка осуществляется как раз за счет тех самых курьеров, которые бешено гоняют по тротуарам).
Ага. И, одновременно, запрет передвижения пешеходов по велодорожкам с драконовскими штрафами, а также запрет переходить дороги где попало, тупя в телефон и заткнув уши бананами, как это делает уже чуть не треть пешеходов. Поборемся запретами, господа. И - заживём, наконец!
Я считаю, что в некоторых местах все-таки стоило бы и запретить езду на самокатах и велосипедах. Так, например, сделано в США, стоят знаки при входе в некоторые парки или прогулочные зоны, а также на тротуарах некоторых улиц
Безусловно. Нужно запрещать там где есть велодорожки. И запрещать пешеходам ходить по велодорожкам. В остальных местах делать велодорожки.
В России почти во всех парка запрещено с собакой и на велосипеде—всем плевать, особенно собачникам.
Вопрос размера штрафа и надзора.
Велосипед не для тротуара. Точка.
ПДД говорят о другом. Велосипедист имеет право ехать и по тротуару и по правой части проезжей полосы, если не предусмотрена велоинфраструктура. Если по правой части проезжей полосы ехать опасно, либо он мешает автомобилю, он обязан ехать по тротуару. Если тротуар переполнен людьми, то обязан слезть с велосипеда и передвигаться пешком.
Поэтому единственный путь — это велоинфраструктура.
Хе-хе... Помечтай...
"24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
.....
по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов ЛИБО ОТСУТСТВУЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДВИГАТЬСЯ ПО НИМ, А ТАКЖЕ ПО ПРАВОМУ КРАЮ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ИЛИ ОБОЧИНЕ;"
Так что если я не могу проехать по дороге (например, пробка), если пешеходы, подражая стаду баранов, прут по велодорожке, если скотодибил припарковал на велодорожке свой жоповоз и т.д., я еду по тротуару ))
В остальных случаях мне тротуар с тупящими в смартфоны и собственные "картинки" "мирными жителями" нахрен не нужен. Ибо я хочу двигаться, а не тормозить перед каждым засунувшим морду в экран или смотрящим прямо на меня, но не видящим и не слышащим ничего дебилом, остервенело сигналя ему, чтобы он не убился об мой уже остановившийся прямо перед ним, но всё ещё не замеченный им железный, смею заметить, весьма твёрдый механизм.
Такие дела...
мне кажется, что в связи с тем, что выросло число людей, которые катаются на велосипедах и самокатах, властям всех городов нужно задуматься о специальных местах, чтоб они могли ездить безопасно. нужно больше велодорожек
Не о местах, а о транспортной доступности города вообще на велосипеде.
А власти считают велосипед развлечением, а не транспортным средством.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
и чем номер спасет прохожего?
Телефон в руке вообще по-моему главная проблема на дорогах сегодня, независимо от того, на чем перемещаешься. Даже пешеходы тупящие в телефон умудряются друг в друга врезаться.
я думаю страховка самого велосипедиста от повреждений, велика от кражи, и гражданская ответственность перед другими помогла бы разруливать аварии, да и просто банальное падение в лесу, заплатил в начале сезона 2000-3000 и катайся со спокойной душой
интересно, если стоимость страховки авто зависит от стажа, безаварийного вождения и лошадиных сил, то страховка велосипеда наверное зависит от возраста, безаварийности, и обратно пропорциональна весу велосипеда :))
Посчитал в Альфа-Страховании «Страховка для велосипедного спорта» 17000-11000 за сезон, что то дохрена
А потом будет как с ОСАГО и мотоциклами - фиг заплатишь.
Ну и - кто проверять наличие страховки будет?
Ну да. А ещё - права, шлем, защита (без неё вам хрен страховку дадут)и т.д.
И, как говорится, "катайтесь-ка вы сами!" Что, собственно и является НАСТОЯЩЕЙ целью таких мер "регулирования".
В этом году самокатчиков и велосипедистов на тротуарах реально много. Каждую минуту кто-то мимо тебя проносится. Честно скажу, ходить стало страшно, особенно в наушниках. Но с другой стороны, мне очень нравится, когда сыр и колбаса к завтраку приезжают за 15 минут)) В общем, так и не определилась пока с мнением. Но если бы не моя привычка к комфорту и быстрой доставке, была бы однозначно против.
Огромную часть городского пространства занимают автомобильные дороги и только узкая часть для пешеходов. А нельзя ли сделать инфраструктуру для велосипедистов? Велодорожки это банально и просто, за счёт автомобилистов конечно же) Меня дико раздражает, когда идёшь по узкому тротуару и сзади бибикает очередной курьер в желто/зелёном или когда уворачиваешься от гонщика и только потом читаешь надпись у него спине "самокат") Это не самокат, это самолёт блин!) В то же время я понимаю, что им тоже некуда деваться, нужно быстрее доставить либо по тротуару с людьми, либо по дороге с машинами. Если бы была дорожка, для пешеходов и отдельно для велосипедистов было бы комфортнее или мне кажется?
Если они грамотно устроены - да. А иначе может быть только хуже.
Нужно развивать велоинфраструктуру. Только это снизит количество столкновений и конфликтов с велосипедистами. Особенно в Москве.
Также не стоит забывать, что главной угрозой в городе является автомобиль. По статистике ГИБДД, за 12 месяцев 2021 года в Москве было зарегистрировано 8496 дорожно-транспортных происшествий, в которых 335 человек погибли и 9630 получили ранения разной степени тяжести.
Нужно проектировать тротуары и пешеходные дорожки на которых невозможно будет разгонятся на транспортных средствах.
Для начала надо нанести крупным шрифтом номера на сумки курьеров. Чтобы его можно было идентифицировать.
Комментарий недоступен
Самокат уже сделал так, по крайней мере в Краснодаре, у каждого курьера - крупный номер в левом верхнем углу рюкзака. Буквально на днях обратил внимание.
Основная проблема в том, что население у нас очень тёмное.
Сомневаюсь, что в ближайшее время что-то изменится.
В недружественных странах давно уже существуют велосипедные дорожки параллельно с пешеходными. Но этого мало, нужна еще культура населения, чтобы яжематери не ездили по велодорожкам с детскими колясками и прочие пешеходы по велодорожкам не гуляли.
"А на тротуарах надо ставить "лежачих полицейских" против велосипедистов...."
Как велосипедист с 25 летним стажем, скажу так: нужно работать с велосипедной культурой и культурой вообще. Запретами в нашей стране вы ничего не решите. То быдло, что сбивает пешеходов, носясь со скоростью 20-50 км/ч по тротуарам в толпе людей , переезжает дороги по диагонали с зелёным ящиком за спиной, ездит по встречке, разговаривает по телефону, держась одной рукой за руль с ребёнком на раме и т.д. - это нельзя решить запретами, велодорожками или, прости господи, "лежачими полицейскими на тротуарах". Я, если что, "лежачих полицейских" просто перепрыгиваю ))
Нужно насадить умную, толковую пропаганду взаимного уважения, в том числе в образовании с начальных классов. Нужно разделить реально велодорожки с пешеходными (я, например, в центре Москвы велодорожки не использую, так как они либо забиты пешеходами, либо стоящими на них авто) и с полосами движения. В Москве для этого места полно. Однако же чтобы понатыкать кварталов говножилья, чиновьечего "ума", денег и "предпринимательской инициативы" хватает, а для постройки реальной, работающей сети велодорог для всей Москвы - нет.
И не будет хватать, так как это никому не нужно. Максимум, что напрягутся сообразить - это запретить чего-нибудь.
Но мне лучше, так как имеющаяся велоинфраструктура бесполезна, езжу я, почти исключительно, по дорогам, крайне редко заезжая на тротуар и поэтому, имею возможность совершенно беспрепятственно передвигаться ВЕЗДЕ, где мне вздумается. Никому, смею заметить, не мешая и, тем более, не сбивая и не травмируя.
Этому способствует моё желание ездить именно так, побуждающее меня ВЛАДЕТЬ велосипедом, знать правила ПДД и ПОНИМАТЬ законы движения. И вот именно это желание и нужно развивать в людях путём умной, правильной пропаганды, образования с малых лет и т.п.
А пока путём запретов вы будете пытаться "регулировать" электровеломоноколёсосамокатчиков, я буду наслаждаться свободой.
Передвигаться стало совершенно опасно. Вы пишите про наушники, а я вот без них хожу. Шел на прогулку и вдруг со спины вылетает один такой упырь из средней Азии. Я посмотрел по сторонам, а дорога была полностью свободна. Но этот гонщик решил пролететь около меня. Зачем он это делает? Он играет? Так этот упарь стал такие виражи выделывать. То на тротуар вылетит, то на дорогу. Плевать он хотел на людей. Он шабашник и в глазах у него только деньги. Вы говорите про дорожки и закон. Это тоже не работает. Нет исполнителей, которые бы следили за этим делом. Ведь им нужно платить деньги, а кто их будет платить? Давайте вспомним закон о курение. Он работает? Нет. И нет тех, кто следил бы за такими делами. Не будет и здесь работать. В нашей стране к сожалению нужны жертвы, много жертв. Вот тогда начинает что-то изменяться, да и то не сразу. В начале депутаты начинают принимать закон, потом у них второе и третье чтение, затем они идут на каникулы, а потом начинают жаловаться на свою нищенскую зарплату.