Курьер ставит эксперимент: через всю Москву на электросамокате

Мы в Take’N’Go любим эксперименты. Когда весь город пересел на электросамокаты, мы не смогли остаться в стороне: решили затестить, подойдет ли этот вид транспорта нашим курьерам.

Ребята катаются по всей Москве, география доставок у них обширная: утром поехали в Капотню, днем в Люберцы, вечером «‎заполировали» Теплым Станом. Нам стало интересно проверить, поможет ли самокат в таких передвижениях.

Для этого нужно было всего ничего: найти среди наших курьеров в меру азартного человека, который посвятит вечер катанию, а потом в красках опишет свое приключение. Наш выбор пал на Аню — журналиста, а в свободное время еще и курьера.

К нашему удивлению, она очень быстро согласилась и сказала, что сама давно мечтала попробовать этот вид транспорта. До этого Аня на самокатах не каталась: ни с приставкой электро-, ни без нее. Зато велосипед ей хорошо знаком: в пандемию наша героиня даже делала на своем стареньком Stels кое-какие доставки.

Мы решили встретиться в 15:00 на ВДНХ, где много самокатов одного из крупнейших в Москве сервисов кикшеринга Urent. Рядом с точкой дежурят консультанты по безопасности сервиса, которые обучают новичков катанию. Это было очень в тему, потому что Аня на самокат вставать без поддержки боялась.

Нам помогала инструктор Надя: она объяснила, как выбрать модель самоката, как снять его с подставки, активировать и, собственно, начать кататься (и делать это аккуратно).

Надя
знает об электросамокатах всё

Ане предстоит сегодня много ездить по городу. Поэтому ей больше подойдет не поминутный, а фиксированный тариф «‎Пока не сядет». Время аренды длится 12 часов. Самокат оплачивается в самом начале, цену рассчитывает алгоритм, исходя из заряда батареи и многих других факторов.

Что касается модели, то именно для курьера я бы посоветовала Okai ES400. У этого самоката есть держатель для телефона — удобно будет поставить его перед собой и прокладывать курьерский маршрут на карте. Этих самокатов хватает примерно на 2 часа активного катания без пауз. Еще у нас на ВДНХ есть модель Ninebot Max Plus: ее заряд держится в 2 раза дольше, но держателя для смартфона на этом самокате, к сожалению, нет.

Аня и ее знакомство с самокатом
Аня и ее знакомство с самокатом

Надя показала Ане всю основную базу: как разгоняться, тормозить, переключать скорости и т.д. Обучение заняло около 15 минут. За это время наша «подопытная» научилась поворачивать, съезжать с бордюров и, в общем, обрела некоторую уверенность в своих силах. Убедившись, что основы Аня усвоила, Надя отпустила нас с миром.

У «‎Макдональдса» рядом с ВДНХ Аня открыла наше приложение и нашла первую доставку на вечер. Там мы с ней простились и поехали домой, с нетерпением ожидая, чем закончится эксперимент: полным успехом или полным провалом. Что из этого в итоге вышло, расскажет наша героиня.

Аня
прочувствовала Москву колесами

У меня сегодня был полноценный тест-драйв. Я знаю, что многие комбинируют электросамокаты с другими видами транспорта, так советует и сама компания Urent. Но мне захотелось прочувствовать Москву колесами. Поэтому сегодня я пользовалась только самокатом.

Мое путешествие продлилось больше 5 часов, а пробег за сегодня составил больше 20 километров. Стартовала я на ВДНХ, а закончила у м. Профсоюзная, когда самокат начал стремительно разряжаться. За это время я выполнила одну доставку с промежуточной точкой на Ленинском проспекте.

Кто-то скажет, что это очень мало, но у меня не было задачи в этот раз заработать побольше денег. Хотелось объехать разные места Москвы и понять, удобно ли в принципе передвигаться с помощью самоката по городу.

Курьер ставит эксперимент: через всю Москву на электросамокате

На своем маршруте я собрала комбо: плитку, переходы, узкие тротуары, идущих с работы людей. Столкнулась с велосипедистом из Delivery Club (без последствий). Чуть не врезалась в девушку на городском байке, но мы друг друга вовремя заметили и смогли разъехаться на узком пятачке.

В этот момент мимо проходил какой-то гражданин и с сожалением сказал: «Ну вот, не столкнулись, а как было бы круто…»

Как неопытный водитель, я старалась ехать очень аккуратно: спешивалась на светофорах, переходах и трамвайных путях, снижала скорость и притормаживала, когда навстречу шли люди. Кстати, оказалось, что многие «‎асы» довольно презрительно относятся к новичкам — несколько раз проезжающие самокатчики комментировали мой стиль вождения в недружелюбном ключе.

Курьер ставит эксперимент: через всю Москву на электросамокате

В катании на самокате я нашла и плюсы и минусы. Сразу скажу — буду оценивать этот вид транспорта в первую очередь как курьер. Если бы я просто ездила по парку в свое удовольствие, мои ощущения, скорее всего, были бы абсолютно другие. Но в работе доставщика есть своя специфика, которую важно учитывать. Итак, поехали!

Сначала плюсы:

  • Скорость. Электросамокат реально быстрый (прим.ред. — но быстрее 25 км/ч разгоняться шеринговый самокат не умеет ;)! Он стартует, набирает скорость и дальше прямо летит! Особенно на тех участках, где движение искусственно не ограничивается. Если тебе ничего (и никто) не мешает, ты можешь разгоняться и просто получать кайф! Жаль, что мест с идеальным покрытием в Москве не так много. Но об этом чуть позже.
  • Конструкция. Самокат, на котором я ехала — очень удобный и простой в использовании. В принципе, можно всего за полчаса его освоить, особенно если нет лютого страха перед дорогой. Тормоза как на велосипеде, что очень классно. Удобный переключатель скоростей, тоже как на многих велосипедах. Только на велике ты едешь за счет педалей, а тут ты рычаг переключаешь и все. А, и еще не могу не отметить удобный держатель для телефона!
  • Маневренность. Угол у самоката меньше, чем у велосипеда, за счет этого удобнее огибать препятствия, в том числе и на каких-то маленьких пятачках. За счет циклов «разгон-торможение» толпу очень удобно объезжать, если не хочешь спешиваться.

Грубо говоря, самокатчик может проползти под локтем у прохожего, чего не может велосипедист. На велике тебе гарантированно прилетит чужим локтем.

  • Приложение. Все просто и удобно, можно управлять самокатом полностью оттуда, не надо с собой носить никаких ключей, а потом бояться их потерять. Самокат активируется с помощью QR-кода, ставить его на паузу и завершать поездку тоже нужно из приложения. Все детали о поездке сохраняются, есть даже счетчик калорий (я, например, потратила в этот день 452). Не то чтобы самая важная информация для курьера, но все равно прикольная ‎фишка‎.
Курьер ставит эксперимент: через всю Москву на электросамокате

Теперь о минусах:

  • Московские дороги. Это, конечно, не к самокату претензия. Но передвигаться по городу (вне парков и оборудованных для катания мест) довольно сложно. Мне еще очень «‎повезло»: от ВДНХ до Ленинского проспекта практически все было в плитке (горячий привет Сергею Семеновичу). От плитки и скорость гасится, и вибрация комфорта не добавляет — любая дорожная неровность вызывает эффект вибромассажера American Star. А если у тебя под колесами асфальт не первой свежести, волей-неволей будешь притормаживать и терять скорость. Высокие бордюры, с которых толком не съедешь, тоже удовольствия не добавляют.
  • Солидный вес. Все-таки нынешние модели самокатов тяжеловаты для курьеров. На пандус его без физической подготовки затащить сложно. Мне пару раз помогали незнакомые ребята. Еще надо учитывать, что у курьера обычно рюкзак за спиной, а в руках посылка или пакет — а тут еще и самокат тяжелый. Может, у инженеров все-таки получится придумать, за счет чего можно снизить его вес. А может, в будущем самокаты вообще будут складные — ведь есть же складные электровелосипеды!
  • Эргономика. Бывает, курьер возит с собой грузы, которые нельзя положить в рюкзак. Мне не хватило какой-то легкой пластиковой корзины или ящичка, куда можно положить документы и другие вещи, которые ты обычно перевозишь. Хотя, возможно, за счет усиления этой части будет быстрее тратиться электроэнергия. И еще я бы, пожалуй, добавила к самокату бардачок, куда можно положить повербанк.

В целом, я вижу потенциал у истории «‎курьер на самокате», но ее надо дорабатывать: уменьшать вес самоката, добавлять разные полезные фишки в саму конструкцию.

А пока, чтобы доставки проходили без эксцессов, я бы посоветовала курьерам вот что:

  • Брать с собой солнечные очки и велосипедные перчатки. У меня было с собой и то, и другое, и эти вещи точно сделали мою поездку комфортнее. Перчатки не скользят по рулю, и ухват в них лучше.
  • Сразу доставки делать не нужно. Сначала лучше покататься по большому парку, который оборудован для самокатчиков, типа того же ВДНХ. Потом можно выезжать в город на разведку, покататься просто так, почувствовать уверенность.
  • Точно не стоит брать срочные заявки, когда на выполнение доставки дают всего 1-2 часа. Для курьера иногда и потеря 10 минут критична. А за счет остановок, торможения и снижения скорости ты теряешь драгоценное время. К тому же, во многих зонах Москвы сейчас стоит ограничение по скорости, это надо учитывать.
  • На светофорах, переходах и трамвайных путях лучше всего спешиваться. Не стоит создавать аварийную ситуацию. Ты потеряешь максимум минуту времени, но сохранишь безопасность.
  • Не возить скоропортящиеся продукты, жидкую еду и хрупкие вещи. Бордюры и неровности покрытия достаточно ощутимые. Любая мало-мальская тряска — и хрупкая вещь может разлететься на осколки, а жидкость — пролиться.

В общем, эксперимент вышел интересный. Теперь мне хочется попробовать другие модели самокатов и сравнить их между собой. Думаю, на досуге этим и займусь :)

Николай Хорт

СЕО Take’N’Go, любит эксперименты

Ключевой вопрос для курьера — как сэкономить время и, соответственно, заработать побольше денег. Эксперимент с Аней показал, что использовать самокат как единственное средство передвижения по Москве — далеко не самый оптимальный вариант.

Мне кажется, что здесь еще есть поле для исследований. Возможно, самокат можно брать на выходе из метро, доезжать до точки, отдавать груз и снова возвращаться к метро. А еще было бы интересно взять разных курьеров — на каршеринге, самокате, роликах и ‎на «своих двоих» — и посмотреть, кто из них сделает больше доставок и заработает больше денег. Вполне себе идея для нового эксперимента!

Читатели VC, расскажите о своем опыте с электросамокатами. Был ли он похож на Анин? На каких моделях вы катались? Какие, на ваш взгляд, лучше всего подходят для города? А для курьеров?

55
22 комментария

Ещё одна жертва ЕГЭ без подготовки встала на самокат от и рассуждает всякие странные вещи.. самокат это реальное транспортное средство. Если ты собираешься на нём нормально ездить пользуйся шлемом А лучше и другую защиту иметь. Это реально очень опасное средство передвижения. Тормозной путь у него больше чем у велосипеда .  маневренность это конечно замечательно, Но если ты не умеешь ей пользоваться то чуть сильнее повернул руль и летишь кверху тормашками. Гражданин думает что если он пешеход и взял напрокат самокат что он остался пешеходом, нет он стал участникам дорожного движения и должен нести обязанности и соблюдать правила гораздо строже чем просто средний тупой пешеход. На кону ,как и у пешехода, и его жизнь и здоровье и жизнь окружающих

5
Ответить

больше чем у какого велосипеда?

Ответить

ну т.е за пару недель с такими дневными тратами на езду на самокате можно и накопить на личный не лимитированный электросамокат. 

5
Ответить

Не за пару недель. Недели через 3 самокат отбивается. Цены на аренду - просто жесть, на такси часто дешевле.

3
Ответить

Мне кажется, что шеринг интересен как раз тем, что самокат не надо таскать с собой по метро и автобусам. Удобно - взял его, быстро доехал и вернулся к метро. Ну и самокат придется где-то хранить, и желательно не в общем коридоре с соседями, а шеринг избавляет от этой головной боли.

2
Ответить

Странный эксперимент.
А где же финансовый итоговый расчёт? Все упирается в стоимость аренды самоката для курьера, именно поэтому они и не пользуются кикшерингом. 
Можно отправить курьера весь день развозить заказы на такси, но это глупо, т.к. в итоге он будет в минусе. 

Правильнее было бы взять двух курьеров на полный день и отправить выполнять заказы, одного ногами, а второго на самокате. 
И что-то мне подсказывает, что в итоге пеший курьер заработает больше за счёт того, что стоимость аренды съест большую часть зарплаты самокатчика. 

4
Ответить

Антон, вы раскусили идею нашего следующего эксперимента в стиле топ гир! :)

А если серьезно, у нас не было цели показать, что это выгодно. По цифре на скриншоте очевидно, что на весь день брать самокат нерентабельно.

1
Ответить