Тайное влияние «Яндекса» на рунет через «колдунщиков»
Может ли «Яндекс» использовать своё лидирующее положение на рынке интернет-поиска, чтобы продвигать собственные сервисы? Готова ли такая корпорация задвигать на задние ряды сайты с поведенческими показателями лучше, чем у собственных сервисов?
И может ли Яндекс вводить в заблуждение пользователей, используя «колдунщиков»? Если это так, то другие игроки лишаются заметной доли прибыли, а это сковывает развитие новых сервисов и в целом отрасли. Давайте разбираться.
Определимся с терминами. Сниппет – небольшой фрагмент текста, который показывается пользователю в результатах поиска. Цель его – дать пользователю возможность выбрать на какой сайт перейти. Чем больше пользователей увидели ваш сниппет в выдаче – тем больше шанс, что они попадут к вам на сайт.
CTR (Click to Rate) – параметр сниппета – процент перехода людей из выдачи по отношению к общему количеству людей искавших что-то в поисковике по этой фразе.
Согласно исследованиям (ссылки в конце статьи) – чем ниже находится сниппет в поисковой выдаче, тем меньший процент людей переходит по нему. Т.е. CTR сниппета уменьшается, если сайт показывается ниже в результатах поиска.
CTR зависит от поискового запроса, от тематики, от внешнего вида самого сниппета и т.д. Не так важно конкретное значение, далее для простоты возьмем значение CTR=20% для первого места в органической выдаче. Сниппет второго места при этом будет примерно 15%, на третьем месте 10-12% и т.д. снижается с увеличением места.
Если вы лучший сайт в отрасли и занимаете первые места по соответствующим запросам, то вы могли рассчитывать на 20% трафика (CTR=20%). Обычно на первых местах в органической выдаче Яндекс показывает сайты, подтвердившую хорошую удовлетворенность пользователей. У каждого поисковика есть система метрик, оценивающих не только релевантность поисковой выдачи (т.е. насколько сайты из выдачи соответствуют запросу пользователя), но и насколько пользователи, перешедшие на каждый конкретный сайт, удовлетворены найденными сайтами – это основа современного поиска.
Что происходит, когда между контекстной рекламой (Яндекс.Директ) и органической выдачей появляется блок высотой с 2-3 сниппета. А в этом блоке один из сервисов Яндекса? Правильно – CTR первых мест в органической выдаче снижается. Хотя бы потому, что вместо первого-второго экрана сниппет «уезжает» на второй-третий экран (для экранов смартфонов этот эффект выражен еще сильнее).
Вместо прежних 20% трафика, теперь лидер отрасли получает 10-12%. Те же кто ранее получал 10% теперь будут получать 5% и т.д.Пусть на сайте 100 тысяч посетителей в сутки. Далее, простой расчёт: если интернет-компания получает половину трафика с SEO (50 тыс.), а половину от него составляет Яндекс (25 тыс.) – то после появления блока с сервисом Яндекса (так называемые колдунщики) от этих 25 тыс. останется лишь 12 тыс. Возможно это покажется незначительным, но что такое 12 от 100? Это 12% трафика и значит 12% доходов. Здесь можно долго считать копейки, рассуждать про постоянные и переменные расходы, про особенности того или иного бизнеса. Суть не в этом. Приведённый пример расчёта сделан на опыте реального бизнеса, на основе реальных показателей, цифры сильно приближены к настоящим. Такова жизнь сейчас.
Представьте, что маржинальность вашего бизнеса была 10%-15% и у вас «испаряется» 12% прибыли? Сколько ресурсов вы теперь сможете тратить на исследования аудитории, апробацию новых технологий, на развитие собственно продукта?Не было бы причины волноваться, если бы сервисы Яндекса ранжировались в общем порядке и все участники рынка могли участвовать на равных – показывать такие же яркие и привлекательные супер-сниппеты с картинками, таблицами и пр. Такая возможность «как бы» была на протяжении короткого времени – технология, презентованная еще Ильей Сегаловичем – Яндекс.Острова (по сути – «колдунщики»). Однако, не выйдя из бета-тестирования, она была свернута. Официальная причина – Острова вебмастеров хуже по качеству, чем собственные Острова Яндекса.
Сейчас «колдунщики» доступны только аффилированным с Яндексом онлайн-сервисам. Вот еще несколько примеров колдунщиков, согласитесь, такой сниппет не пропустишь, пройти мимо сложно:
Или так:
Ещё:
Хотя даже в этом случае никто никогда, кроме разработчиков Яндекса, не узнает какой повышающий коэффициент (или иной механизм искусственного увеличения релевантности) применяется Яндексом к собственным сервисам, чтобы получить больше трафика.
Сейчас Яндекс – уже не просто поисковик. Это IT-компания, которая строит свою империю. Но делает ли она это честно, или же за счёт других игроков, и вводит ли она в заблуждение пользователей, подтасовывая результаты органической выдачи? Замедляется ли развитие отрасли из-за манипуляций, и что мы получим через 3-5-10 лет?
Выходит, что мегакорпорация «кормит» пользователей только своими собственными продуктами, потому что другие компании «не выдержали конкуренции»? А ведь отсутствие конкуренции приводит к тому, что страдают конечные пользователи.
Интересное по теме:
- Обзор про разным исследованиям CTR сниппетов.
- Статья от Яндекса (старенькая, но суть не меняется).
- Исследование с использованием технологии EyeTracking (на этот раз про Google).
Считаю важным законодательное ограничение кол-ва собственного контента в поисковиках. Яндекс уже давно не поиск, а витрина продуктов яндекса и прочих аффилированных структур. Путь в некуда товарищи.
В таком случае было бы логично делать государственный поисковик, не связанный ни с какой частной компанией. Погодите...
Поисковик нужно отделить от отдельных продуктов
Пoчему ж, вoт будущее
Отличная идея. Только как её реализовать?
Комментарий недоступен
Еще как продвигает свои сервисы.
Какой-то канал на Дзене стырил мой материал слово в слово. Канал однодневка из пары калек подписчиков.
Яндекс эту стать поставил в топ, а мою выкинул. Жалобы игнорирует и на вопросы отвечает стандартной отпиской про «Развивайте свой сайт».
Также, после жалоб рубает трафик из фидов Дзена на несколько месяцев.
Вот такое говно этот Яндекс.
Дак сделайте также. Стырьте статью и залейте на свой яндексдзен-канал. Раз такое можно
Шёл 2020 год, сеошники продолжали ныть о том, какой плохой Яндекс.
Я так скажу - если бизнес может убить проседание в выдаче, то это не бизнес.
- написал человек, который специализируется на настройке яндекс.директа ¯\_(ツ)_/¯
кек
Тут как бы не об убийстве речь. А об активных помехах.
посмотрим, как вы запоете, когда в контексте в спецразмещении тоже будут колдунщики яндекса. А они уже там есть)
Теперь по банковским запросам будет выходить колдунщик Тинькова
Не самый простой способ попасть в топ выдачи))
Комментарий недоступен
"Я бы мог много по этой теме написать, даже статью накатать"
С интересом прочитал бы Вашу статью! Вода - камень точит, на самом деле... т.е. смысл есть. Особенно сейчас - на волне, так сказать.
Пока (находится в России) может:
https://vc.ru/legal/163374-bloomberg-es-planiruet-zapretit-it-kompaniyam-otdavat-preimushchestvo-v-poiske-svoim-servisam
Нам бы такой закон в стране, и тогда Яндекс был бы обязан одинаково ко всем относиться, а не себя двигать.
Комментарий недоступен
эдак и про Путина можно сказать
Нет, таких тут нет. Так что последуйте своему же совету...
ага, взял сам и создал) без кучи партнеров без кучи рекламодателей и без милионов конечных потребителей, да)? я не пойму, вам сколько лет? вы школу то закончили или еще нет)? поиск - это рынок, а монополии напомню запрещены!!!!!!!!!!!!!! когда ваш любимый яндекс высосет из вас все деньги и будете сосать лапу - вспомните как яростно его защищали)))))))))
По своему сайту скажу, что Яндекс нас стал выдавать гораздо раньше и лучше. С гуглом пришлось по началу повозиться. Сейчас равнозначно
А при равнозначной видимости в выдаче, из какой поисковой системы приходит больше трафика? И для какой ПС выше конверсии?
для гугла важен срок жизни сайта. Долго он берет в выдачу, нужно год-два ждать.
Гугл так не делает не потому, что не хочет, а потому что сразу получит кучу исков в ЕС за ограничение конкуренции. Яндексу в РФ это не грозит, поэтому лучше не станет.
Станет еще хуже: по мере роста Дзена и Кью, их станет больше и в выдаче.
Комментарий недоступен
Ну наконец-то, хоть кто то немного очнулся и об этом заговорил
Click to rate ))
Возможно я чего-то не понимаю, но с какого это перепугу, Яндекс не должен иметь рекламировать СВОИ сервисы в СВОЕМ поисковике? В конце концов, рынок возьмёт своё: будут отображаться только сервисы Яндекса, и результат услуг не будет удовлетворять потребности - люди будут пользователь другими поисковиками. Не понимаю этой шумихи
Потому что это - поисковик. Люди приходят туда, чтобы искать. Вместо поиска он подкладывает не то, что люди ищут, а то, что выгодно Яндексу. Не понимаете разницу?
Ребзя, я из Лего сити, в РФ рили люди яндексом пользуются? Я всегда думал что это фирма-отмашка, типо как спутник который недавно закрыли
а альтернатива какая? Каталог старых трастовых сайтов Гугл, который мне на геозависимые запросы предлагает сайты Киева или Минска? Или на коммерческие запросы - пинтерест с гуглобукс?
Ладно тогда.
Когда-то очень-очень давно, еще при живом Сегаловиче, яндекс стремился к звездам и делал действительно хороший поиск. Вот с тех времен многие по привычки пользуются им, а он выдаивает все что может из поиска и постепенно переходит на рельсы рамблера.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
У гугла чаще всего от силы 1 реклама сверху. И вот представьте, в Яндекс.Поиске 4 рекламных блока сверху +- колдунщик, 3-4 рекламы снизу. Сколько остается места для органической выдачи? При этом я проорал тут недавно с лулза, когда позиция страницы на 44 месте и вроде должна быть на 4 странице, а в жизни на 8 странице, при этом на каждой странице по 3-4 рекламы сверху и 3-5 снизу.
Гугл в разных странах ведет себя по-разному. Там, где нет конкуренции все то же самое, что сейчас в Яндексе.
Yandex может легко юридически обойти все эти ограничения, если его же "колдунские" компании будут просто "покупать" контекстную рекламу. О чем спор тогда будет?
Может, но только в пределах той чистой прибыли, которую колдунские компании получают. Купить спецразмещение по всем запросам, которые сейчас охватываются колдунщиками, денег не хватит. А спеццены в три копейки они себе не могут врубить - антимонопольщики их натянут после проверки по чьей-нибудь жалобе.
вы вы заголовке слово "Тайное" забыли в кавычки взять.
вообще не тайное.
Я тоже раньше переживал по этому поводу. А сейчас думаю: если бы у кого-нибудь из здесь комментирующих был свой поисковик, то он делал бы также.
а поиск от маилру и сбера может быть конкурентом яши?
Итак было понятно, что это система, которая поглощает. Хочешь быть в торгах - продай контрольный пакет Яше) дешевле директа выйдет. А по факту, конечно любой подъем позиций можно сделать искусственно.
А интересно, есть ли в теории решение, которое не нуждается в санкциях регулирующих органов? Что, где и как нужно в консерватории подправить, чтобы конкуренция была самым сильным фактором развития поисковой выдачи яндекса? Как считаете?
Меня это тоже сильно напрягает, но я уверен, что на это можно повлиять. Возможно даже на законодательном уровне.
С таким-то багажом и на IPO? Ну-ну..
Ничего нового. Еще 2 года назад писали что яша акуел из-за своих сервисов и директа. 70% экрана рЫклама.
https://seo-smetanin.ru/seo-trendy-2020-ili-kuda-dvizhetsya-industriya/ у меня на эту тему небольшое исследование было. ИМХО, стало еще хуже.
А вот пара скриншотов, объясняющих что стало хуже. Мало того что по запросу "проверить ip" выводится авто ру, так еще и пожаловаться на это дело нельзя:
Зачем такие статьи писать? Поисковик же не благотворительная организация. Никаких предложений по исправлению ситуации. Ну предложите что-то, пусть даже совсем невероятное. Нет же - яндекс плохой. Я так понимаю, эта заметка ради трех ссылок? Так вы вообще ничего не сказали такого, что может побудить перейти по этим ссылкам.
Это исследования. Можете не ходить по ним.
приходите платить нам за продвижение ваших сервисов, а рядом мы будем пихать бесплатно свои вам в конкуренты. четкий план. потому и любое яндексовое дерьмо, написанное 3 калеками получает аудиторию в несколько лямов.