{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Боты атакуют! Странная накрутка ПФ на сайты

Предисловие

Еще с марта 2020 года многие SEO-специалисты начали отмечать случаи массовых накруток поведенческих факторов на свои сайты.

С конца лета вебмастеры начали получать уведомления в панели Вебмастера о том, что на сайт были наложены санкции в связи с накруткой ПФ.

Пример сообщения в Вебмастер

Казалось бы, Яндекс взялся за дело – пошли «показательные порки». Но появились и опасения в том, что можно будет подвергнуться негативной накрутке на свой проект со стороны конкурента – от которой, по сути, трудно защититься.

Боты атакуют!

Расскажу про странную аномалию, которую заметил на одном из проектов. Начиная с ноября постепенно на сайт начали непонятно откуда залетать посетители. В начале декабря - явный тренд.

График из отчета "Источники, сводка" Яндекс Метрики

Далее все цифровые данные - усредненные.

1) Прямые заходы

  • Время на сайте – 24 секунды;

  • Глубина просмотра – 1,12;
  • Процент отказов - 13,8 %;

Казалось бы, это можно было бы объяснить какой-то наружной рекламой – но её просто не было.

2) Переходы из социальный сетей, а именно из Facebook, ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, Twitter, Мой Мир, Livejournal:

  • Время на сайте – 19 секунд;
  • Глубина просмотра – 1,16;
  • Процент отказов - 12,2 %;
Переходы из социальных сетей

Опять же, в соц. сетях компании нет, переходы есть.

3) Переходы по ссылкам на сайтах:

  • Время на сайте – 32 секунды;

  • Глубина просмотра – 1,41;

  • Процент отказов - 11,3 %;

Набор сайтов абсолютно рандомный – естественно, никаких ссылок на проект на них не было.

Пример сайтов, с которых идут переходы.

4) Переходы из рекомендательных систем, а именно Яндекс Дзен:

  • Время на сайте – 18 секунд;

  • Глубина просмотра – 1,11;
  • Процент отказов - 13,8 %;

Что интересно, 95% переходов идут на одну страницу.

Диаграмма «Роботы» без явных «трендов»:

Диаграмма "Роботы" Яндекс Метрики

Не ожидая вменяемого нестандартного ответа, все же обратился к Платону Щукину по поводу этого наблюдения.

Получил стандартный ответ.

Ответ Платона Щукина

Последствия

Позиции, которые были до этого в ТОП-10 выпали из сотни.

С подобной ситуацией столкнулись и другие оптимизаторы – результат схожий, позиции ушли у кого-то к 50-60 местам, у кого-то за сотню. У малого числа ничего не изменилось...пока что.

Не исключаю того, что все это одно большое совпадение и в ранжировании поведение стороннего трафика учитывается в меньшей степени, если вообще учитывается.

Что делать?

Непонятно.

Казалось бы, если есть схожий IP у разных сессий, можно было бы заблокировать таких ботов. Проблема в том, что они все разные.

По гео-параметрам таким же образом не отфильтруешь – все из России, преимущественно из целевых регионов.

Возможно, получится через Cloudflare отсечь реферальный трафик.

Еще одна мысль – просто убрать счетчик с страницы на которой гонится трафик и понаблюдать, что будет.

По сути, все это предположения и вполне возможно – бездействие тоже выход.

Еще одно предположение - боты накручивают историю посещений, чтобы потом использоваться для накрутки ПФ уже для конкретных проектов.

А что бы сделали Вы?
Оборонял бы сайт от ботов, как Хельмову Падь от орков.
Танцевал с seo-бубном, заказал молитву.
Абсолютно ничего, Яндекс сам разберется.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Были ли подобные случаи у Вас и какие действия в этой ситуации приемлемы?

Интересные статьи по схожей теме:

P.S. Еще замечен резкий рост внешних ссылок в вебмастере (не на всех проектах, на примерно в это время)

0
122 комментария
Написать комментарий...
Павел Ерёменко

Блестяще! Кто-то переиграл великий "всё решает алгоритм" в рамках целого рынка и если ещё не поимел всю систему, то уже готовится и нагуливает силу.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Кто-то? Год назад этим занимался каждый второй.
Сейчас - каждый третий.
Яндекс не в состоянии закрыть эту дыру, только немного корректировать отдельные метрики на время. Там, где когда-то заходило и 10 кликов из инкогнито, теперь нужна тысяча. Вот, собственно, и всё.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

т.е. кто умеет крутить поведенческие, тот и в топе? и с этим никто не может ничего поделать?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Вот тут малость спорный момент. Но пока 80 против 20: да, накрутчики рулят.
Банальный пример: я честно развивал сайт, там всё хорошо по трафу и конверсиям (до 2,5 мультов по заказам в месяц).
Их недоконкурентов вывели в топ по ВЧ накрутками за 2 месяца (знаю напрямую). Несмотря на прекращение накруток, сайт до сих пор в топе (с лета) по пачке ВЧ и СЧ. Продаж, правда, нету, поскольку сайт никто не оптимизировал, и УТП слабее. Но Яндекс считает сайт из-под накрутчиков более релевантным, оптимизированным и блаблабла.
Вот так.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Примерно вот так.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Года 2 назад, я обратил внимание на взлёт трафика на 30% и короткие сессии по 0-1 сек. Теперь понятно, поведенческие скручивали сцуки.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

Виктор, чекни по вордстату домен конкурентов, были по ним запросы или не

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А чего чекать. Я напрямую знаю, от них же, что было и как. 2 месяца накруток, никакой онпейдж оптимизации. От накруток они к сентябрю отказались - а накрученные метрики до сих пор держат их в топах.

Ответить
Развернуть ветку
119 комментариев
Раскрывать всегда