{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Боты атакуют! Странная накрутка ПФ на сайты

Предисловие

Еще с марта 2020 года многие SEO-специалисты начали отмечать случаи массовых накруток поведенческих факторов на свои сайты.

С конца лета вебмастеры начали получать уведомления в панели Вебмастера о том, что на сайт были наложены санкции в связи с накруткой ПФ.

Пример сообщения в Вебмастер

Казалось бы, Яндекс взялся за дело – пошли «показательные порки». Но появились и опасения в том, что можно будет подвергнуться негативной накрутке на свой проект со стороны конкурента – от которой, по сути, трудно защититься.

Боты атакуют!

Расскажу про странную аномалию, которую заметил на одном из проектов. Начиная с ноября постепенно на сайт начали непонятно откуда залетать посетители. В начале декабря - явный тренд.

График из отчета "Источники, сводка" Яндекс Метрики

Далее все цифровые данные - усредненные.

1) Прямые заходы

  • Время на сайте – 24 секунды;

  • Глубина просмотра – 1,12;
  • Процент отказов - 13,8 %;

Казалось бы, это можно было бы объяснить какой-то наружной рекламой – но её просто не было.

2) Переходы из социальный сетей, а именно из Facebook, ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, Twitter, Мой Мир, Livejournal:

  • Время на сайте – 19 секунд;
  • Глубина просмотра – 1,16;
  • Процент отказов - 12,2 %;
Переходы из социальных сетей

Опять же, в соц. сетях компании нет, переходы есть.

3) Переходы по ссылкам на сайтах:

  • Время на сайте – 32 секунды;

  • Глубина просмотра – 1,41;

  • Процент отказов - 11,3 %;

Набор сайтов абсолютно рандомный – естественно, никаких ссылок на проект на них не было.

Пример сайтов, с которых идут переходы.

4) Переходы из рекомендательных систем, а именно Яндекс Дзен:

  • Время на сайте – 18 секунд;

  • Глубина просмотра – 1,11;
  • Процент отказов - 13,8 %;

Что интересно, 95% переходов идут на одну страницу.

Диаграмма «Роботы» без явных «трендов»:

Диаграмма "Роботы" Яндекс Метрики

Не ожидая вменяемого нестандартного ответа, все же обратился к Платону Щукину по поводу этого наблюдения.

Получил стандартный ответ.

Ответ Платона Щукина

Последствия

Позиции, которые были до этого в ТОП-10 выпали из сотни.

С подобной ситуацией столкнулись и другие оптимизаторы – результат схожий, позиции ушли у кого-то к 50-60 местам, у кого-то за сотню. У малого числа ничего не изменилось...пока что.

Не исключаю того, что все это одно большое совпадение и в ранжировании поведение стороннего трафика учитывается в меньшей степени, если вообще учитывается.

Что делать?

Непонятно.

Казалось бы, если есть схожий IP у разных сессий, можно было бы заблокировать таких ботов. Проблема в том, что они все разные.

По гео-параметрам таким же образом не отфильтруешь – все из России, преимущественно из целевых регионов.

Возможно, получится через Cloudflare отсечь реферальный трафик.

Еще одна мысль – просто убрать счетчик с страницы на которой гонится трафик и понаблюдать, что будет.

По сути, все это предположения и вполне возможно – бездействие тоже выход.

Еще одно предположение - боты накручивают историю посещений, чтобы потом использоваться для накрутки ПФ уже для конкретных проектов.

А что бы сделали Вы?
Оборонял бы сайт от ботов, как Хельмову Падь от орков.
Танцевал с seo-бубном, заказал молитву.
Абсолютно ничего, Яндекс сам разберется.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Были ли подобные случаи у Вас и какие действия в этой ситуации приемлемы?

Интересные статьи по схожей теме:

P.S. Еще замечен резкий рост внешних ссылок в вебмастере (не на всех проектах, на примерно в это время)

0
122 комментария
Написать комментарий...
Павел Ерёменко

Блестяще! Кто-то переиграл великий "всё решает алгоритм" в рамках целого рынка и если ещё не поимел всю систему, то уже готовится и нагуливает силу.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Кто-то? Год назад этим занимался каждый второй.
Сейчас - каждый третий.
Яндекс не в состоянии закрыть эту дыру, только немного корректировать отдельные метрики на время. Там, где когда-то заходило и 10 кликов из инкогнито, теперь нужна тысяча. Вот, собственно, и всё.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

т.е. кто умеет крутить поведенческие, тот и в топе? и с этим никто не может ничего поделать?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Примерно вот так.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

Виктор, чекни по вордстату домен конкурентов, были по ним запросы или не

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А чего чекать. Я напрямую знаю, от них же, что было и как. 2 месяца накруток, никакой онпейдж оптимизации. От накруток они к сентябрю отказались - а накрученные метрики до сих пор держат их в топах.

Ответить
Развернуть ветку
119 комментариев
Раскрывать всегда