PRO SEO с Арсением Староверовым
Всегда интересно узнать, как работает SEO-специалист в крупном e-commerce проекте, как туда устроиться и какие скиллы для этого необходимы. Сегодня в гостях у PRO SEO Арсений Староверов, менеджер по поисковой оптимизации в компании “Лента”.
Расскажи на какой позиции сейчас работаешь, как ты пришел к этой профессии?
Сейчас я менеджер по поисковой оптимизации в компании “Лента”.
Начинал в агентстве Webit — туда я пришел без опыта.
В универе мне очень понравился курс по HTML. Курсовая по нему была одной из немногих университетских работ, над которой я работал с удовольствием, и которой гордился.
Позже, когда искал работу, где нужны были знания HTML, я часто натыкался на вакансии “SEO специалист”. Вакансий было действительно очень много, поэтому стало любопытно, что это такое. Изучив описания в вакансиях и в интернете, я решил, что можно попробовать себя в этой сфере.
Выбрав вакансию, где было больше всего вопросов, я набрался теоретических знаний. Так я оказался на собеседовании в Webit, где мне предложили вступительный тест, в котором большинство вопросов были явно не для новичков — мои теоретические знания не особо мне помогли. Тем не менее, после всех собеседований меня взяли на должность младшего SEO-оптимизатора. Так начался мой путь в SEO.
Насколько большой в компании SEO-отдел?
В компании, где я сейчас работаю, отдела SEO пока нет.
Развитием online начали заниматься относительно недавно — первый SEO-специалист появился в компании в 2020 году, тогда же начались первые работы по SEO.
Так как инициатива о развитии этого направления была от продуктовой команды, сеошник был частью команды продакт-менеджеров. Сейчас SEO перевели в отдел маркетинга. Будет ли как-то развиваться отдел и будут ли нанимать младших seo-специалистов — пока неизвестно.
Какие сейчас ожидания у бизнеса от SEO?
Бизнес понимает, что бесплатный трафик — это круто. И что иметь много бесплатного целевого трафика - это очень круто.
Бизнес ждет, что сайт будет развиваться под нужды SEO и мы сможем стать лидером рынка. При этом хотят видеть упор на запросы, которые конвертятся больше всего. Например, запросы со словом “цена” не совсем целевые (юзер хочет прицениться, а не купить) — эти запросы мы решили исключить из прогноза на год.
Расскажи, какие направления или моменты тебе нравятся в работе, а какие нет?
Не нравятся в работе помехи, на которые ты не можешь повлиять. Особенности работы других отделов. Например, когда даже после аргументации не хотят что-то менять на своей стороне, потому что это предполагает большой объём работ.
Какие требования предъявляете к кандидатам: 5 hard скилов. Нужны ли soft-скилы и если да, то какие?
Сейчас мы не набираем сотрудников, поэтому и требования не предъявляем. Но, если будем расширяться, то серьезным плюсом однозначно будет владение SEOWORK (т.к. это наш основной seo-инструмент, не считая сервисы аналитики GA и ЯМ).
От меня, когда я устраивался, ожидали умение пользоваться SEOWORK (он уже был куплен и использовался до моего прихода в команду). Также хотели видеть понимание работы с админкой — это был большой потенциальный пласт работ. Многих инструментов для оперативного внедрения критичных для SEO правок не было — их приходилось описывать, обосновывать ценность и внедрять.
Софт-скилы нужны, но какие именно — открытый вопрос. Их не требуют от кандидатов, но на них смотрят. От себя скажу, что важно уметь договариваться. Ведется работа над большим проектом. Разные отделы с множеством задействованных сотрудников — у каждого своя мотивация и свои KPI. Многим до тебя и твоих задач нет дела, но при этом без участия других сотрудников задачу решить не получится. Порой приходится потратить усилия, чтобы отстоять свою точку зрения и видение развития продукта
Где ищете кандидатов?
Сайты а-ля hh.ru, рекомендации.
Как оцениваете и проверяете кандидатов? Что критично на собеседовании?
Думаю, многое в оценке зависит от опыта кандидата.
Важно задавать правильные вопросы — так работодатель будет понимать, чем ты мотивирован, и что вы можете предложить друг другу. При устройстве в “Ленту” я хотел понимать, куда я иду, и с какими возможностями и ограничениями могу столкнуться. На моем собеседовании я задавал конкретные вопросы про текущее состоянии админки и имеющийся функционал, поэтому больше говорил мой будущий руководитель, а не я.
Карьера специалиста в SEO-отделе: какие перспективы развития у сотрудника?
Все зависит от того, где ты работаешь.
Если в агентстве — то карьерный рост я вижу как вертикаль от джуна до тим-лида/руководителя отдела.
Если инхаус — тут уже многое зависит от структуры компании. Можно расти за пределы отдела SEO. Например, отвечать за все каналы онлайн-трафика. Либо вырасти в продакт-менеджера, и сконцентрироваться на качестве сайта в целом, а не только в поиске.
Каким должен быть SEO-специалист завтра? Какие компетенции стоит качать в ближайшие 1-3 года?
Есть много факторов, которые влияют на то, будет ли твой сайт завтра в топе.
Чтобы выдать ТЗ техническим специалистам и проверить внедрение задачи, нужно иметь представления о фронтэнде и бэкэнде, т.к. чем подробнее ТЗ — тем лучше результат. Пример: однажды у меня в продвижении был сайт, который было очень тяжело править. На мои ТЗ разработчики говорили “проще сделать новый сайт”. Всё потому, что на этапе разработки позаботились только о том, что будет видеть пользователь. Но не закладывали ориентир на поисковые системы. Соответственно, если бы у заказчика на этапе разработки были необходимые рекомендации по SEO, сайт мог бы иметь другой вид, был бы удобнее и понятнее программистам.
Более того, чем обширнее знания, тем больше вариантов для решения задачи можно найти. Подсмотреть у конкурентов и попросить разработку сделать так же.
Также важно разбираться в том продукте, который формирует контент на сайте (будь то статьи, услуги, или товары). Это поможет сформировать релевантное ядро и исключить из продвижения и отчетности лишние запросы.
Как ты видишь дальше свое профессиональное развитие?
Думаю, в обозримом будущем можно попробовать себя на руководящей должности, где в зону ответственности будет попадать несколько каналов трафика.
Порекомендуй, что делать SEO-специалисту, чтобы развиваться?
Изучать топовых конкурентов, находить точки роста и экспериментировать с контентом.
Поработать и в агентстве, и инхаус. По возможности поработать с сайтами разных тематик (техника, одежда, продукты, медицина, юриспруденция) и разных типов (интернет-магазины, услуги, статейники).
Изучать аналитические seo-инструменты, которые есть на рынке.
Общаться с коллегами, узнавать об их кейсах.
Общаться с коллегами из других областей (программистами, продактами, аналитиками, контент-менеджерами) — черпать знания, которые могут пригодиться, отовсюду.
"серьезным плюсом однозначно будет владение SEOWORK"
Думал, в Ленте всё по-серьёзному должно быть, а получается детский сад какой-то.
мля, как для трехклассников нативочки делают)
так-то это блог сеоворка - куда еще откровеннее? Это весь блог про платформу, очевидно же, разве нет?)
Вы не поверите, но достаточно много крупных компаний использует детские инструменты и получает результаты
К примеру, из личного опыта, я на сервисе вордпресса поднимал сайты для Пиар кампаний, и это было достаточно доходно!
Если "Бизнес понимает, что бесплатный трафик — это круто. И что иметь много бесплатного целевого трафика - это очень круто.", то бизнес нихрена не понимает.
Потому что трафик из органики, сука, платный! Попробуйте зайти в топ и перестать тратиться на сайт/контент/seo/ссылки и проч., посмотрю, на сколько времени вы там задержитесь в топе) А SEOшники и рады такое убеждение про бесплатный трафик поддерживать, лол.
это разумный комментарий, респект, но тут речь шла про то, что конкретно СРС вы никому не платите. Понятно, что себестоимость какая-то есть. Но и в PPC каналах есть дополнительные косты за менеджмент и все такое и услуги там стоят не меньше, чем в SEO, но нужно еще за траф побороться с рынком, так? Прям в аукционе.
Как-то так.
А какая разница, платить CPC Яндексу или за сайт/контент/ссылки SEOшникам? Для бизнеса никакой разницы нет – ты всё равно платишь. И органика – тот же аукцион, где надо за траф побороться с рынком. Бенефициары разные, суть одна. Просто не надо бизнес вводить в заблуждение, тогда, глядишь, будет и больше адекватных заказчиков, которых так SEO-конторы хотят.
Тралите?
Даже если вам льют ботов при накрутке - это много дешевле и полезнее, чем вам будут лить тех же ботов из Директа. Хотя бы потому, что это будет не фрод за ваши деньги.
Учитесь считать, что ли. ROI всякие и прочие эти штуки.
Вы будущее предсказывать не умеете) В моем бизнесе за SEO приходится платить так же, как и за контекст. И второе приносит результаты каждый год, а вот SEO, не смотря на первые позиции, с большой натяжкой. В SEO вообще с Яндекс.Услугами конкурируем и прочим дном. Так что откуда будет фрод – это еще неизвестно, Виктор. Всё индивидуально.
Бывают такие темы, ага. Агрегаторы - та ещё тема. Но обобщать, кмк, неправильно.
Кроме того, вы уже конверсию и лидген обсуждаете, а речь шла изначально о бюджетах.
Если сайт оптимизировать, и с лояльностью клиентов будет нормально (то есть с маркетингом), то в перспективе, можно делать проверку раз в год, исправляя по мелочам. Клиенты сами будут делиться ссылочками, ну, и связанные партнёры тоже. Своими глазами видела лидеров топа, которые сейчас избавляются от seo-ссылок с низким трастом, которые купили/получили в начале пути, не заменяя их. И продолжают расти. Так что бесплатный трафик - это совокупная мечта бизнеса, которой реально достичь.
Так вы говорите про бренд-трафик (и ссылки иже с ними). SEO тут где?
Обычный пацанчик-самоучка. Работает, получается, молодец. Но таких 99% всех сеошников в России. Чем выделился Арсений, я так и не понял.
Мы стараемся показать путь совершенно разных героев - руководителей, рядовых специалистов, фрилансеров. Будет здорово, если поделитесь, с кем из мира SEO вам было бы интересно почитать интервью.
С каких пор seo стало бесплатным ? :)) Бред несете
А где тут про сео?
Чет мне подсказывает, если сделать сео-аудит Ленты, там будет много ошибок...
А ленте вообще seo низачем. Разве что под тайпин