8 моментов, в которых легко ошибиться рядовому сеошнику
Собрал основные моменты, в которых иногда ошибаются даже матерые сеошники. Проверьте себя?
1. Оповещение в Метрике когда сайт недоступен
На первое место — мониторинг доступности сайта/сервера/ДНС и пр. Заморачиваться со сторонними сервисами для сеошника нет смысла. Но и надеяться только на IT-отдел не стоит. В 1 клик вы можете настроить оповещение, когда сайт недоступен через Яндекс Метрику. И быть всегда в курсе даже без интернета (по СМС). Благодаря этому у нас SEO-отдел о падении узнаёт всегда одним из первым.
Думаю, излишне пояснять, что даже несколько часов простоя могут быть критичными для индексации и нахождения в топе, а также для быстроробота.
2. Отложенная загрузка или пререндеринг для SPA
Оптимизация скорости загрузки — одна из главных тем сегодня. И SPA-сайтов всё больше. Поэтому важно не пострадать от этого.
Если у вас есть отложенная загрузка — проверьте что это за блоки. 99% что они не будут индексироваться, попросите сделать их в основном потоке, если они содержат текст или важные теги, или проверьте корректность настройки, если это картинки. В нашем случае был кейс, когда в статьях картинки были в некорректно настроенной отложенной загрузке. Из-за чего мы теряли трафик из поиска по картинкам. Сделали корректную отложенную загрузку для картинок и получили на пустом месте +5% к трафику.
Ещё мы перенесли iframe из Youtube из отложенной загрузки в основную. И получили дополнительный трафик из поиска по видео. На скорости загрузки это сказалось не сильно.
Что касается SPA-сайтов, то здесь спасает пререндеринг нужных блоков. Способов решения несколько. На эту тему есть замечательный материал от Владимира Короленко (в формате статьи или в формате видео)
3. Использование одновременно и Google Analytics, и Yandex Metrika
Без подробностей всё выглядит очень просто — используйте обе системы аналитики. Если на сегодня не очевидно преимущество каждой из них - всё равно используйте. Со временем станет понятно, что каждая из них незаменима по-своему.
Из самого простого. Метрика работает и грузит отчеты быстрее. Она определяет % ботов в трафике. В Метрики аналитики реже меняют дефолтные настройки событий — критерии для оценки отказов, длительности и глубины.
Если Метрика не является для вас приоритетным источником, то можете поставить ее в отложенную загрузку. Это позволит сэкономить время, но не терять данные. Это актуально для международных компаний, которые отчеты для руководства строят только по GA.
Про преимущества GA я не буду рассказывать :) Но обязательно напишу отдельную статью о преимуществах и недостатках каждой системы глазами сеошника.
4. Настроить цели и события
Здесь всё просто. SEO уже давно не просто техничка и ссылки. С каждым днём мы все больше погружаемся в комплексный маркетинг, перед нами ставятся задачи и цели по ТО, конверсии и т.д. Не пожалейте времени, составьте ТЗ для фронта/бека/аналитика по созданию целей значимых для вас действий — сбор подписок, клик по событию. Разметьте всё, чем можно порадовать клиента. Это всегда очень красиво и профессионально дополнит ваш отчет. Какие цели для SEO отчетом размечаете вы?
5. Семплирование в GA
Простое правило, которое позволяет SEO корректные отчеты. Семплирование данных. Если вы берете большой период или много сегментов одновременно — Google начинает экономить свои ресурсы. И вы рискуете получить существенно искажённые данные.
Вот так — это хорошо. Зелёный значок, 100%.
А вот так — это плохо. Жёлтый значок. Нужно менять настройки сегмента, период данных и т.д.
6. Дубликаты главной страницы
Несмотря на то, что это правило описывается во всех SEO гайдах всех стран мира — часто встречаются случаи, когда дубликаты всё-таки есть.
Особое внимание мы уделяем главной странице. Туда идёт наша лояльная аудитория, кто ищет имя нашей компании/бренда. Это самый конверсионный трафик.
Множественные слеши, дубликаты типа сайт.ру/index.php, сайт.ру/home и т.д. Всё это может привести к тому, что главная будет “мигать” и вываливаться с первого места. Да, лояльные пользователи все равно вас найдут, но зачем усложнять цепочку? Давайте её укорачивать. Дубликаты можно найти в Screaming Frog, Вебмастер Панелях, Компарсере, NetSpeak Spider и пр.
7. Ботовый трафик с симуляцией под разные каналы
Очень важно уметь видеть ботовый трафик. Боты умеют шифроваться под разные каналы трафика, умеют притворяться реальными пользователями, давая качественные показатели, используя российские IP и пр. И речь не про накрутку ПФ. Такого трафика на больших проектах может быть миллион и более в месяц. И это может очень сильно испортить годовую статистику или показать результаты вашей работы отрицательными (или наоборот чересчур позитивным), хотя вы знаете, что средняя позиция у сайта не изменилась.
Основные критерии “умных” ботов:
- Вы видите трафик из органики, но не видите прироста в показах и кликах Вебмастер панелей.
- Дичайшие всплески в 1 день и мгновенные упадки также за 1 день. В органике такое случается редко.
- Пользователи имеют определенный паттерн поведения. Например, заходят через главную, потом выходят по ссылке на внешний сайт или переходят в 1 определенную категорию и потом уходят с сайта. Или трафик “валит” на конкретные несколько страниц.
- В Яндекс Метрике есть хорошая функция — трафик без роботов. Пользуйтесь ею тоже.
- Трафик с очень странных сайтов. Например, с сайта сети магазинов DNS-SHOP. Ну никак не вяжется сайт с вашей тематикой. А трафик реферальный оттуда идёт. Бот успешно маскируется под любой источник.
Кстати, CloudFlare с отсевом таких ботов не справляется.
8. Динамика ссылочного объема
Звучит примитивно и заезжено. А результаты могут быть плачевными.
Иногда и так бывает… кто-то крутит вам спамные ссылки. Следите за взрывными изменениями в Ahrefs — это бесплатно, если подключите свой сайт и подтвердите права владения. Следите, когда ссылки появляются быстрее, чем обычный органический рост или ваша запланированная покупка.
Фиксация спамных ссылок поможет оперативно отклонять их в Search Console и предупредить негативные последствия в Google.
Вам слово…
Про что я забыл? Какие бы суперзначимые моменты обозначили вы?
Мониторить аптайм с помощью метрики всё же не труЪ. Слишком часто лажает. Я бы порекомендовал задействовать сторонние системы мониторинга, если есть возможность. Zabbix, Munin - что-то из этого.
Но куда проще - бесплатный uptimerobot.
Что касается GA - незаменимая по гибкости и возможностям система подготовки кастомных отчётов, огромный склад готовых решений есть в "Галерее". Много раз выручало для поиска иголки в стоге сена. Метрика такое не умеет.
У Метрики бывает такое, что говорит "Сайт упал!", а по факту сайт не упал. Наоборот чтобы было (сайт упал, а Метрика молчит), не встречал ни разу за всё это время.
По ГА - безусловно, тут даже обсуждать нечего о пользе ГА. Рассуждать скорее приходится о том "А чем может быть полезна и Метрика". Мы от нее не отказываемся, потому что для некоторых вещей она полезней и проще. Но по возможностям они не сравнимы, конечно.
Вы не ставите Метрику на свои проекты?
Ставлю, разумеется. В рамках рунета и при продвижении в Яндексе без неё никуда. Так получается, что ни Метрика, ни GA сами по себе изолированно не дают полной информации по сайту. GA прячет запросы на входе, а Метрике не хватает возможностей настройки для полноценной работы со статистикой - только очень общие данные. Но хотя бы видны ключи, плюс наличие "Вебвизора" здорово упрощает решение некоторых задач.
Ну Метрика из Яндекса запросы показывает, это ценно, да.
А вот Вебвизор мы везде отключаем. Он дико тормозит скорость загрузки. А практически кейсы применять очень проблематично чтобы делать достаточно большие выборки (достоверные). Иногда какой-то фикс выловишь, да. Но это все не большом объеме проблематично.
Вебвизор включаем просто точечно, типа на неделю включили, собрали данные, отключаем и данные анализируем. Иначе с ним сайт не вылезет ни в какую "зеленую зону" по загрузке.
Ну, как по мне, проблема с быстродействием из-за Метрики - не совсем проблема. Там выполнение медленное, не загрузка долгая. При условии, что у вас включена асинхронная подгрузка - на скорость рендеринга страницы влиять перестаёт вообще, так что HTTP2 - рулит.
Я чаще всего кроме этого Метрику подключаю через контейнер GTM. Там есть свои мутные и тёмные моменты, но их немного.
особо отмечу, что быстродействие, понимаемое с точки зрения некоторых сервисов, я обычно вообще игнорирую. Важно, когда ползатель получает контент, с которым уже может взаимодействовать, полная загрузка необязательных для этого ресурсов особого влияния на ранж уже не имеет.
С точки зрения СЕО - да. Загрузка в вашем понимании нужна. Тут проблема в том, что разработку клиент начинает дрюкать, когда приходят глобальные отчеты, мол, ага, смотрите, у нас скорость загрузки отстой, надо соответствовать глобальным гайдам и т.д. Если речь о среднем и мелком бизнесе, где всё решают слова "эффективность" и "рациональность", то вопрос с загрузкой метрики отпадает. Когда говорим про корпоративную бюрократию и КПИ свыше - то приходится мириться и подстраиваться.
Самое грустное здесь, что иногда какой-нибудь тормозной сторонний сервис типа Флоктори и пр. надо оставлять, потому что они нужны маркетингу и конверсии. А Вебвизора отключать. Хотя реальные тормоза именно от таких сторонних сервисов.
Спасибо.
Комментарий удален модератором