{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сервисы безналичного приема чаевых: почему это круто и когда станет популярным

Лонгрид о том, что такое безналичный прием чаевых и почему это совсем скоро должно стать массовым явлением (и что для этого должно произойти).

​Нечто криповое в 06:00 под лонгрид Bashkiroff 

Предыстория (можно пропустить)

27 апреля, 02:05 по Московскому времени. Не так давно я выпустил пост в «Трибуне» о проекте Tiktopers (биржа блогеров TikTok и Instagram). В процессе работы над апгрейдом и развитием успешно запущенного MVP биржи задумался: что, если бы чаевые давали не только устоявшимся категориям исполнителей (официантам, таксистам, парикмахерам), но, и, скажем, блогерам?

Например: вы успешно разместили рекламу у инфлюенсера, заказали логотип (за 3900 рублей) или прочитали новый, полезный материал на vc.ru. Что, если бы за полученные эмоции от неожиданно качественно оказанной услуги или предоставленного вам ценного продукта, вы награждали человека материально и безвозмездно сверх оговоренной нормы?

Далее начал разбираться в возможных вариантах реализации данного решения и оказалось, что уже множество компаний создает сервисы для безналичного приема чаевых (то, что нужно) и на предмет чаевых существует ряд законов и налоговых требований.

История (тоже можно пропустить)

Понятие «чаевые» в теории появилось впервые в Англии, в XVI веке. Именно тогда у англичан зародилась традиция чаепития, если гости оставались ночевать в доме хозяина, то оставляли деньги его слугам.

В Российской империи чаевые считались «дачей сверх жалованья» и существовали до СССР (как и Российская империя), во время существования которого осуждались, но тем не менее существовали. На самом деле об истории появления чаевых спорят, самое главное, что это явление появилось давно и существует до сих пор, а значит является частью нашего поведения и своеобразным проявлением эмоций.

Причем у разных народностей и в разных странах отношений к ним отличается: кто-то считает это проявлением воспитанности и обязательным жестом, кто-то считает недопустимым.

Юридическая сторона вопроса в современной России

Чаевые — это подарок и соответственно не облагается налогом. И это первая причина, почему чаевые — это круто.

С точки зрения налогового законодательства по статье 217 НК п.18.1. С точки зрения гражданского кодекса по статье 574 ГК.

Исключения составляют ситуации, когда чаевые учитываются в чеке или бухгалтерской отчетности, тогда они являются доходом юридического лица. Или, если дарителем является юридическое лицо на сумму от 4000 рублей.

Соответственно, законодательство не уточняет, в какой форме должен быть передан подарок: вы можете подарить человеку деньги или что-то ценное наличным или безналичным способом.
Как раз последний способ наиболее интересен: только представьте, что каждый исполнитель услуги может получить дополнительное вознаграждение за хорошо оказанную работу анонимно (при необходимости), дистанционно и в любое время.

Техническая сторона вопроса

Для того, чтобы подтолкнуть людей оставлять чаевые дистанционно, помимо того, чтобы изменить модель поведения (об этом позднее), необходимо создать удобный и интуитивный инструмент, которые позволит делать это быстро и машинально.

Также, чтобы побудить принимающую подарок сторону пользоваться дистанционными чаевыми (хотя бы от случая и избирательно), нужно донести до нее ценность данной технологии и преимущества выбора. Здесь, опять же, есть необходимость в удобном функционале и маркетинге. Если конкретизировать, данный продукт, по моему мнению, представляет собой:

  • Мощный бренд, с запоминающимся названием и стилем (вероятно, за 350 000 рублей).
  • Удобный интерфейс веб-сайта с понятной визуализацией того, какую задачу решает сервис.
  • Вероятно, мобильные приложения с максимально быстрой и безошибочной работой.
  • Маркетинговая стратегия, которая позволит донести мысль до широкой аудитории поступать в определенных ситуациях определенным образом.
  • Надежный и, желательно, автоматизированный эквайринг для проведения платежей.
  • Безупречная репутация сервиса (или, по крайней мере, владельцев/авторов) и профессиональная техническая поддержка.
  • Дорогая рекламная компания и PR, чтобы каждый ассоциировал хорошо оказанную услугу с необходимостью достать смартфон и поблагодарить автора чаевыми.

Скорее всего, при верном соотношении всех вышеперечисленных показателей, технически будет возможно внедрить идею в головы людей и приучить их пользоваться дистанционными чаевыми.

Обзор сервисов безналичной оплаты чаевых

Само собой, что сама по себе задумка оплачивать чаевые без использования наличных существует очень давно и на данный момент, даже в России, реализован ряд сервисов, которые предоставляют подобную услугу.

Сегментировать их предполагаю по нескольким показателям:

  • Удобство для тех, кто платит чаевые.
  • Удобство для принимающих чаевые.
  • Цифры: комиссии, показатели, данные.

1. SberFood (plazius.ru)

Веб-сайт сервиса SberFood​

Данное приложение разработано на базе Plazius и не является целевым для приема безналичных платежей, но поддерживает данную функцию. Стоит отметить, что разработан очень приятный дизайн и пользователи, насколько я понимаю, привлекаются за счет интегратора заведений и бренда Сбербанка.

Преимущества:

  • Множество функций и способов взаимодействия для пользователя.
  • Высокая надежность.
  • Массовое распространение.

Недостатки:

  • Для того, чтобы оставить чаевые, — необходимо зарегистрироваться.
  • Вывод средств только на «Яндекс.Кошелек».
  • Подходит только для официантов.
  • Низкие лимиты (до 3000 рублей в течение суток).

Комиссия: зависит от «Яндекс.Кошелька» и способа вывода.

Распространение: более 400 заведений для оплаты без наличных.

2. 2Tip (2tip.ru)

​Веб-сайт сервиса 2Tip

Разработкой и обслуживанием проекта занимается компания «Сиб Софт Артель» с июня 2019 года. У проекта интуитивный и простой дизайн, мобильные приложения для iOS и Android, а что самое главное — прямое назначение сервиса заключается в безналичном переводе чаевых.

Преимущества:

  • Не требуется регистрация, чтобы оставить чаевые.
  • Поддерживает любую сферу, где возможен перевод чаевых.
  • Мгновенный вывод на карту получателя чаевых.
  • Высокая надежность (также, как и Plazius, является партнером «Сбербанка»).

Недостатки:

  • Небольшое распространение.
  • Отсутствие дополнительных нишевых функций.

Комиссия: фиксированный размер в 5% для любого банка для вывода.

Распространение: более 4000 пользователей. С другой стороны, влияет только на количество получателей чаевых.

3. CloudTips (cloudtips.ru)

Веб-сайт сервиса CloudTips

Стильный сервис от банка «Тинькофф» и CloudPayments. Так же, как и у предыдущих сервисов, имеются мобильные приложения для iOS и Android и интуитивно понятный интерфейс.

Преимущества:

  • Не требуется регистрация, чтобы оставить чаевые.
  • Поддерживает любую сферу, где возможен перевод чаевых.
  • Высокая надежность (дочерний сервис банка «Тинькофф»).
  • Множество готовых решений для разных сфер.

Недостатки:

  • Вывод до 1 недели (сделка проходит проверку на мошенничество и обрабатывается в ручную)

Комиссия: 5% комиссии при выводе на карту «Тинькофф» и 10% для вывода на другие карты.

Распространение: несколько тысяч человек в различных сферах.

4. Огромное количество аналогичных сервисов

На самом деле, проектов в сфере организации приема и отправки безналичных чаевых огромное множество.

Это и встроенные в популярные приложения функции, например, у Delivery Club или «Яндекс.Такси», и отдельные целевые сервисы, но с более низким уровнем безопасности, как TipBox, «Чаевые картой просто» и другие.

Конкуренция, огромный объем инвестиций и участников рынка, а также сильные команды во главе их — вторая причина, почему это круто. Рано или поздно появится решение, которое будет мощнее других и даст новый рост индустрии.

P.S. Я лично для интеграции в Tiktopers склоняюсь к сервису 2Tip, так как нет желания склонять блогеров к выпуску карт «Тинькофф» — выбор банка, дело личное 😂

Когда это явление станет массовым?

Я предполагаю, что для того, чтобы сервисы для безналичных чаевых стали мейнстримом, должно произойти следующее:

  • Ощутимое уменьшение оборота наличных средств (возможно, некоторый толчок в РФ этому даст эпидемия коронавируса и экономический кризис).
  • Появление наиболее популярного и лидирующего в данной сфере сервиса.
  • Изменение модели поведения людей. Это самое сложное, долгое и дорогое из того, что должно произойти.

По моему мнению, люди должны научиться благодарить людей за то, что они приносят им положительные эмоции или делают свою работу лучше, чем обязаны.

Если на работе уже привыкли к процентам и премиям, то в экономике, где вам оказывают услуги отдельно взятые люди (самозанятые, например), их также можно и нужно благодарить, как это делается в корпоративной культуре.

При чем, важно понимать, что платить чаевые важно не только там, где вы привыкли это делать.

Для того, чтобы изменить эту модель поведения, предлагаю освоить подобные сервисы многим профессиям: модераторам vc.ru, инженерам в торговых центрах, врачам скорой помощи и другим специалистам, которые делают «невидимую» работу и с которыми человек не сталкивается напрямую.

Благодарить других людей денежкой — это круто. И это третья причина.

Как вы относитесь к этому вот всему?
По возможности оставляю чаевые наличными
Перешел на безналичную оплату чаевых
Редко удается оставлять чаевые
Принципиально не оставляю чаевые
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

P.S. Если понравилась статья или есть замечания или предложения: буду рад и благодарен вашему отклику и мнению на обозначенную тему.

0
95 комментариев
Написать комментарий...
Key Lansky

Нужно переводить статус из товара в услугу, за товар платить дополнительно это очень странное решение, а в услуге так может быть (и должна в идеале) выделена сервисная составляющая поверх стандартной оферты. То есть в ресторане оферта это подача еды за какое-то время, оплачивается по меню, скорость и качество доставки на стол, как и персональные штрихи, в стандартную цену не входят и оплачиваются отдельно, исключительно по результатам обслуживания и по желанию заказчика. Если же сервисная составляющая везде одинаковая, то она должна быть в цене.
Необходимо учитывать, что если кто-то вдруг начнёт поощрять чужих работников там, где это не принято, то это коммерческий подкуп.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

В данном конкретном случае, если абонент стал платить меньше, то выиграл, если нет - то проиграл. Жаль только, что это не имеет никакого отношения к моей позиции, так как это тарифицирование, а у меня речь шла про воздействие условных чаевых на качество сервисной составляющей в услуге.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Как с Вами, однако, интересно. Продукт разный, пример некорректен. Хмурый трезвый и вовремя, сделал всё хорошо, накину. Хмурый, трезвый и опоздал, сделал всё хорошо- не накину. Улыбчивый, трезвый, вовремя, оставил номер телефона на всякий случай, сделал всё хорошо- накину больше.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

При том, что я изначально говорил про выделение сервисной составляющей в продукте и перевод её в услугу. В примере был ресторан, где продукт это доставка еды к столу, а услуга это сопровождение продукта. На этом, к примеру, стоит практически вся ресторанная отрасль в Штатах. Вы же упорно сравниваете яблоки с грушами и при разном продукте начинаете сравнивать сервисную составляющую. Переводя на Ваш язык, если мне в ресторане не принесут еду или принесут еду ненадлежащего качества, то никаких чаевых не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
92 комментария
Раскрывать всегда