TikTopers — первая биржа блогеров TikTok
Лонгрид о том, как мы с дизайнером и парой блогеров создали сервис для рекламы в TikTok и Instagram, забыли о нем, а год спустя он попал в топ выдачи Google и теперь спасает нашу веб-студию от коронакризиса.
Приветствую, уважаемые читатели «Трибуны»! Это мой первый выпуск в «Трибуне» с материалом о проекте, который мы реализуем здесь и сейчас, поэтому рассказывать крайне волнительно и ответственно.
Начну с небольшой предыстории и далее перейду к сути самого сервиса: бизнес-модели, технической составляющей, а также об уже достигнутых результатах и планах на будущее.
Не надеюсь на бесплатный баг-тест проекта, но буду очень благодарен за любую конструктивную критику и вопросы!
Предыстория (можно пропустить)
Дело было в 2018 году. Крупный проект потерпел финансовый крах (выпуск об этом есть на rb.ru), количество заказчиков у студии снизилось, офисы пришлось закрыть, команду распустить, а я уехал на заработки в Москву и устроился в СКБ «Контур».
Как это часто бывает, квартирный вопрос у любого приезжего без финансовых накоплений решается либо через съем комнаты, либо через совместную аренду квартиры с другими людьми. Так вышло, что этими людьми оказались TikTok-блогеры, которые приехали в Москву участвовать во встречах с фанатами и снимать интересный контент (в Москве локаций для этого предостаточно).
В процессе мы много обсуждали рекламный рынок TikTok, обдумывали его возможный рост и то, как создать инструмент, позволивший бы бизнесу напрямую работать с блогерами из совсем молодой на тот момент социальной сети.
Как появился TikTopers
Со временем дела наладились, я ушел в свободное плавание и вернулся к веб-разработке. Квартиру в Москве сдал в субаренду, но сохранил связь с друзьями-блогерами и занимался подрядами для клиентов.
В 2019 году, во время поездки в Эстонию для регистрации компании, мы общались с будущим бизнес-партнером в Instagram и решили, что пора действовать. Многие рекламные агентства начали заниматься TikTok, биржа так и не появлялась, и я зарегистрировал два доменных имени: tiktopers.ru и tiktopers.com, и начал разрабатывать сайт.
Так появилась первая бета-версия первой в России (и не только в России) биржи блогеров TikTok и Instagram.
Что произошло потом
Как и было сказано в описании к материалу — о сервисе мы забыли и занимались другими проектами. В начале он не дал того эффекта, на который мы надеялись, трафика практически не было (даже реклама от наших блогеров не давала результата).
Со временем я стал замечать странную активность на сайте: появились пользователи, хотя сайт не обновлялся почти год.
Оказалось, что пока мы забросили TikTopers, многие сайты о рекламе и каталоги рассказывали о нашем сайте как о единственной бирже блогеров Tiktok. Было невероятное удивление, когда оказалось, что в топ-10 выдаче мы были единственным сервисом, который предоставлял хотя бы намек на подобные функциональность и направление.
Более того, на Qiwi часто приходили платежи от клиентов, которые случайно попадали на наш сайт, хотя платежные формы до апреля 2020 года были отключены на 90% страниц.
Приходилось отыскивать отправителя и либо возвращать средства, либо в убыток оказывать услугу.
Сейчас мы занялись проектом снова и запустили две недели большого апдейта для более чем 2000 зарегистрированных за это время пользователей!
Бизнес-модель
Биржа блогеров
Задумка основного направления сервиса — это биржа блогеров. На данный момент она действует в двух социальных сетях: TikTok и Instagram.
В отличие от сервисов аналитики и статистики, использование каталога бесплатно. Также TikTopers зарабатывает деньги не на покупателях рекламы, а получает от блогера скидку на размещение. То есть основная идея и ценность в том, что рекламодатель платит за рекламу столько же, сколько платил, если бы договаривался с блогером напрямую.
Что получает рекламодатель: безопасную сделку, помощь в создании рекламной кампании (копирайтер, дизайнер, консультант, программист при необходимости), информацию о блогере — и все это за 0 рублей.
К тому же рекламодатель, который заказывает услуги размещения через личный кабинет, получает внутреннюю валюту TikCoin. Ее можно потратить в программе лояльности (на данный момент реализуется).
Что получает блогер: менеджера, который берет на себя все общение с клиентом. Возможность получать легальный доход и даже трудоустроиться (в теории). Начинающий блогер получает возможность общаться и развиваться под контролем более опытных блогеров и площадок.
За что платит рекламодатель: за размещение у блогера по его прайсу. Без комиссий и наценок.
За что платит блогер: от 10 до 50% (в среднем — 15%) за клиента, организацию сделки и поддержки.
На данный момент блогеров очень мало, но в день апдейта мы начали обрабатывать заявки и в скором времени количество блогеров в бирже увеличится в три-четыре раза (уже подано более десяти новых заявок).
Сервис продвижения
Самая спорная часть бизнес-модели, которая появилась с самого начала работы биржи, но со временем, скорее всего, будет изменена или удалена с сервиса.
Если коротко: каждый клиент имеет возможность приобрести нецелевую и номинальную аудиторию с привязкой к количеству привлеченных подписчиков.
Это и не реклама в прямом смысле слова, и не накрутка.
Реклама: это когда вы приобретаете право размещения у блогера или у социальной сети. Платите за просмотр или посетителя или сам факт размещения. Если у вас неинтересный контент, пара десятков подписчиков и вы неверно определили целевую аудиторию, эффект от рекламы может быть равен нулю. Зато вас точно не заблокируют и если у вас крутой контент, эффект может быть виральным.
Накрутка: вы платите за количество подписчиков или лайков. Средняя стоимость одного подписчика, например, в TikTok — 50–70 копеек за аккаунт. Как правило, процесс происходит автоматически (или почти автоматически) и пользователь (бот) не глядя совершает действие на вашем аккаунте. Как правило, это ведет к блокировке аккаунта или просто временному списанию подписчиков.
Продвижение от TikTopers: мы размещаем аккаунты клиентов в рекламных сервисах (буксах), действия в которых контролируются вручную. Совершаем email-рассылки с подборками TikTok-контента. Публикуем аккаунты, заказавшие от 1000 подписчиков, в «Яндекс.Дзен» и аналогах, а для клиентов с большим чеком — дополнительно привлекаем недорогих блогеров. Это не накрутка, подписчики и активность добровольные, аккаунт не блокируется, подписчики сохраняются. Но это все равно нецелевая аудитория и денег она не приносит.
Подробно о том, как это работает.
Данным способом пользуются в основном корпоративные клиенты, которым нужно набрать массу подписчиков для вида и для базовой активности, а также аккаунты, которые готовятся к рекламе и интеграциям у блогеров. Или просто аккаунты, у которых два-три видео, десять подписчиков и перед рекламой необходимо хоть что-то.
Вариант крайне сомнительный, но пользуется спросом хотя бы потому, что работать с буксом индивидуально — гораздо дороже, а создавать email-рассылки (кстати, об этом выпускал материал на vc.ru) и статьи в «Дзен» трудозатратно.
Техническая часть (на данный момент)
Сайт разработан на базе фреймворка CodeIgniter за несколько дней, а если учесть, что разрабатывался скорее копирайтером и экономистом с навыками программирования на PHP чуть больше, чем у Junior, на данный момент автоматизированы следующие функции:
- Подача заявок.
- Обработка заявок.
- Личный кабинет (регистрация, переводы, ваучеры, общение, безопасная сделка, вывод, API для бизнеса).
- Добавление блогеров.
- Внутренний контроль заявок.
- Системы аналитики, статистики, обратной связи.
Эквайринг мы, к сожалению, открыть не успели, а в «Яндекс.Кассе» уже несколько месяцев документы находятся в модерации (для ООО «Малина Консалтинг», если кто-то из поддержки «Яндекса» вдруг прочитает 😂).
Дизайн адаптивный, структура очень нравится поисковым системам, контент уникальный, хотя работы в этом направлении очень много и есть идеи, которые сейчас активно реализуются.
Две недели большого апдейта
В конце марта в связи с ситуацией выручка студии и других проектов просела очень сильно. Нужно было действовать, и как раз появились мысли заняться сервисом TikTopers.
Для всех был написан большой план, необходимо было срочно приступать к его реализации.
Чтобы реализовать TikTopers, нужны были грамотные программисты, сотрудники поддержки и рекламные вложения. Необходимо было срочно расширяться, и, чтобы не тратить время на поиск инвестора, решено было взять в кредит 520 тысяч рублей на четыре года под залог ликвидной недвижимости.
В итоге нашу команду пополнили еще два программиста из Иваново, с которыми возможно работать даже в условиях карантина и закрытых офисов (временно это происходит на моей даче), а также менеджер для службы поддержки и помощи в размещении информации о проекте.
Что мы планируем сделать в ближайшие две недели апдейта (до конца апреля)
- Добавить сервис статистики и аналитики. Уже выкупили базовую часть. Он будет бесплатным для зарегистрированных пользователей и работать для блогеров из Instagram и TikTok.
- Улучшить работу биржи блогеров. Добавить отзывы о блогерах, расчет их эффективности, систему сортировки.
- Добавить блог с полезной информацией для зарегистрированных пользователей. Сам блог уже сделали.
- Создать отдельный раздел для работы с бизнесом.
- Добавить гибкую систему партнерской программы и систему промокодов.
- Обновить англоязычную версию проекта.
- Добавить по меньшей мере 50 блогеров.
- Добавить блогеров в биржу с YouTube, Telegram, «ВКонтакте». Уже начали принимать заявки.
На самом деле начало апдейта состоялось, 11 апреля и часть зарегистрированных пользователей, получивших письмо о перезагрузке, уже положительно реагирует на изменения. Мы надеемся, со временем удастся сделать гораздо больше, чем возможно описать в статье, в частности выпустить мобильные приложения и выйти на рынок Китая.
О рынке рекламы TikTok в целом
На данный момент существует множество агентств и сервисов статистики, которые работают в TikTok. Мы уже давно и объективно не рассчитываем занять 20% этого рынка даже в России.
На мой взгляд, наше основное преимущество в том, чтобы дать рекламодателям максимум пользы без наценки. Мы верим, что такой подход будет иметь спрос среди предпринимателей и блогеров, а там, где есть спрос, появятся блогеры, готовые предлагать собственные площадки на условиях сервиса.
К тому же мы готовы в перспективе инвестировать в интересных для нас блогеров и помогать им развивать личный бренд, а также помогать им контактировать с более успешными блогерами и давать возможность поработать с разными брендами.
На данный момент рынок рекламы в TikTok — давно не новый и активно осваивается крупным бизнесом. Небольшие предприниматели все еще остаются преданы контекстной рекламе и Instagram-блогерам (это более чем обоснованно), но мне кажется, что со временем они будут использовать как раз наш сервис.
К тому же у них будет возможность для начала поработать с другими социальными сетями, наиболее привычными, подкопить TikCoin и начать экспериментировать на новых просторах :)
В заключение
Никто не может сказать, окажется ли Tiktopers успешным проектом и сможет лм покорить несколько языковых групп и множество рынков. Сможем ли мы выпустить мобильные приложения, завершить апдейт и удержать аудиторию.
Одно могу сказать точно: сегодня этот сервис помогает нашей компании держаться на плаву и на протяжении последней недели приносит от 4000 до 8000 рублей выручки ежедневно.
Как бы нам ни хотелось верить в ценность биржи блогеров TikTok как инструмента и нового сервиса, это прежде всего бизнес, и, благо, сейчас он начал полноценно выполнять свою функцию.
Буду благодарен каждому, кто сможет дать рекомендации и советы по улучшению сервиса, а также заинтересуется нашим предложением и станет клиентом или партнером TikTopers.
И раз уж у нас, кажется, получилось найти спасение от кризиса? мы готовы помогать в это непростое время каждому предпринимателю^ бесплатно или по себестоимости. Как в условиях вышеописанного сервиса, так и в условиях всей группы компаний.