{"id":13769,"url":"\/distributions\/13769\/click?bit=1&hash=da8fb7cc928af0f74956a7c9d4d30384837351ecc8be71e7d0f51354b931e8e1","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043e\u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u0441 \u0448\u0443\u043c\u043e\u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0434\u043b\u044f \u0443\u0434\u0430\u043b\u0451\u043d\u0449\u0438\u043a\u043e\u0432","buttonText":"\u0418\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043d\u043e","imageUuid":"5b23fe7d-371f-5bf1-a2e9-132c9db027ed","isPaidAndBannersEnabled":false}

Полное руководство по email-рассылкам

Расскажу, как поэтапно, без дорогих сервисов и сторонних специалистов запустить email-рассылки для бизнеса практически любого уровня. Осторожно, лонгрид!

​Полное руководство к Email-рассылкам Дмитрий Башкиров и Фотошоп

Предистория

Около 3 недель назад ко мне обратился сотрудник одной международной консалтинговой компании и рассказал свою историю:

Они уже несколько лет проводят тематические конференции и участвуют в качестве экспертов в СМИ и помогают крупным компаниям находить талантливых управленцев. Работают в Азии, в Европе, в России и подходят к своим задачам максимально ответственно. За 2018 год выручка более 20 миллионов, но название компании озвучивать не буду (по этическим соображениям).

В процессе работы и взаимодействия собирают контакты и Email-адреса сотрудников, отвечающих за подбор персонала и решение стратегических вопросов.

Для удержания аудитории сотрудниками компании-заказчика был продуман электронный журнал, который с некоторой периодичностью отправляется потенциальным клиентам на электронную почту.

Проблема в том, что после обращения в один из популярных Email-сервисов (название начинается на Send... и связано с сердцем) и пополнения баланса на круглую сумму, сервис потребовал от них подтверждение подписки на рассылку (о технических и юридических тонкостях позднее) и после того, как убедился в невозможности ее предоставления - заблокировал рассылки.

Обратившийся ко мне сотрудник описал текущую ситуацию следующим образом: есть легально полученные базы, есть разработанный контент, есть желание делать рассылку, есть деньги, а сделать ее по надуманным причинам нельзя.

К счастью, за пару месяцев до этого мы сами столкнулись в работе с подобной проблемой (как владельцы баз Контур.Компас, которые, кстати, стоят очень недешево) и предложили решение под ключ. Договор заключили на 12 000 рублей. Успешно справились с задачей, подписали акт и бонус от компании на обслуживание в виде 5000 рублей сверху.

После этого хотел сделать отдельный сайт и зарабатывать на этом, но подумал: хорошими кейсами нужно делиться и всем предпринимателям предоставить подробную инструкцию как сделать Email-рассылки.
Бесплатно, без воды и регистрации. Только для Vc.ru!

Общая информация

Email-маркетинг существует давно. Спам-рассылки - это плохо. Чтобы оградить пользователей электронной почты от нежелательной информации и мошенников, со временем, провайдеры электронной почты очень долго разрабатывали различные меры противодействия спам-рассылкам и получилось то, что мы имеем на данный момент.

Основная задача провайдера: понять, какое письмо качественное и получено от надежного источника с согласия получателя, а какое письмо прислано самовольно и не отвечает требованиям безопасности.

Если максимально упросить всю техническую и юридическую информацию, провайдер хочет от вас выполнения следующих условий:

  • Пользователь согласен получить от вас письмо. Для этого он прошел процедуру подписки в формате Double opt-in.
  • Пользователь может в любое время отказаться от получения писем. Шаблон письма имеет ссылку на отписку. Обычно, требуется отписка в один клик, а именно Single Opt-Out.
  • Идентификация отправителя. Обычно, это поддержка HTTPS-шифрования (SMTP), а также записи DKIM, SPF и DMARC. Пугаться не стоит - настройка этих параметров выполняется максимум за пару часов.
  • Безопасное содержимое. Многие почтовые сервисы блокируют изображения и другой небезопасный контент. Это скорее вопрос к содержанию Email-шаблона и подробнее расскажу о них позднее.

Само собой, далеко не все авторы рассылок гарантированно выполняют требования почтовых сервисов и это не всегда критично для рассылки. То, что я опишу в данном материале - позволит вам самостоятельно и с минимальными затратами проводить рассылки.

Заранее скажу, что данная инструкция не претендует на истину в последней инстанции, ее не нужно использовать для нежелательных писем (в конечно итоге у вас все равно ничего из этого не выйдет, только потеряете деньги и время) и на рынке существуют Email-сервисы, которые предлагают удобные и полезные SAAS-решения, которые находят своего потребителя и работают: я не хочу сказать, что от них нужно отказаться.

Для тех, кто с нами и все еще хочет сделать свой собственный Email-сервис рассылок - поехали!

Шаг 1: сервер

В первую очередь нам нужен сервер. Это может быть и виртуальный сервер и выделенный, главное, чтобы он позволял совершать рассылки и предоставлял возможность подключения выделенного IP и SSL-сертификата.

В нашем случае будем использовать Fozzy и ISPmanager в качестве панели управления - самый быстрый и бюджетный вариант.

Самое важное, что нас интересует - это лимит на отправление писем в час. Дело в том, что помимо блокировки за жалобы на спам - ограничение действует для любых писем, даже сервисных.

Обычно, виртуальный хостинг подразумевает ограничение в 100-300 писем в час. В случае Fozzy - лимит установлен в размере 100 писем без верификации аккаунта. При условии прохождения верификации нам удалось договориться о 500 писем в час с увеличением до 1000 в час за 3 месяца, при условии отсутствия жалоб от получателей.

Что требуется для прохождения верификации:

​Переписка с сотрудником технической поддержки

Резюмирую, что требуется для открытия сервера для рассылок:

  • Доменное имя. Можно использовать собственный, но мы зарегистрировали новый (.xyz стоит 60 рублей).
  • Как минимум, виртуальный хостинг (от 159 рублей)
  • Аренда выделенного IP (от 140 рублей)
  • SSL-сертификат (в случае Lets Encrypt, от 0 рублей - но лучше использовать Comodo или аналоги с проверкой домена)
  • Пакет документов (см. скриншот)

Итого: от 360 рублей затрат в день открытия

С настройкой сервера может помочь служба технической поддержки, если у вас нет технических навыков. Для панели управления рекомендую выбирать ISPmanager, так как инструкция будет сформирована с учетом ее использования. Аренда ПУ бесплатная, достаточно выбрать ее в качестве основной при заказе хостинга.

Также, по работе с серверами, панелями управления и установке SSL-сертификатов в открытом доступе бесчисленное количество материалов и инструкций и подобная процедура занимает максимум 1 рабочий час или пара часов, если это делается впервые.

Шаг 2: установка ПО

Для совершения рассылок нужен либо SAAS-сервис, либо собственное решение или встроенный в CMS функционал. Когда-то давно совершал рассылки по базе в DataLifeEngine (ох уж этот 2012...), без аналитики, детальных настроек - и все работало и приходило 😉

Однако, мы делаем все основательно: с аналитикой, статистикой, умным управлением базами для рассылок, по сути, создаем собственный аналог SAAS-решения.

В данном кейсе мы будем использовать наиболее популярный и функциональный скрипт - MailWizz (коробочное решение на базе Yii), которое реализуется на австралийском маркетплейсе CodeCanyon (от Envato).

Стоимость решения (с действующей сейчас скидкой) - 41$.

Итоговая стоимость лицензии: 51.18$ с учетом VAT или в среднем 4100 рублей в зависимости от курса.

Скрин-шот главной страницы сервиса MailWizz​

Базовая часть установки в целом не представляет из себя ничего нестандартного:

  • Создаете FTP-аккаунт в корне сайта и загружаете на него файлы системы
  • Создаете базу данных
  • Добавляете в процессе инсталляции ПО информацию о вашем аккаунте, базы данных, указываете допустимые права на записи файлов
  • Из необычного: необходимо добавить CRON-записи в планировщик. Информация об этом есть в документации к ПО и будет показана в процессе настройки. Ничего сложного: копировать - вставить.

Сервис, так как является коробочным SAAS-решением, представляет собой 2 интерфейса: /Backend для работы с общей настройкой и администрированием и /Customer для работы с непосредственными рассылками (как бы, от имени пользователя).

Если на этом этапе у вас возникают проблемы - обращайтесь, постараюсь подсказать. Также, система имеет справочный материал в виде отдельного портала, а CodeCanyon и издатель ПО предлагают 12 месяцев бесплатной технической поддержки.

И да, подмечу, если вы никогда не устанавливали ни одной CMS - возможно будет немного сложно. Но все шаги подробно описаны, ответы на вопросы есть в интернете - разобраться с этим не представляет сложностей для человека с минимальным знанием английского и минимальными знаниями информатики.

Шаг 3: настройка ПО

Теперь самая длительная часть всей процедуры. На самом деле - вы можете перейти в раздел первичной настройки в Knowledge Base MailWizz и следовать по шагам. Но я все же опишу основные этапы настройки.

Настроим сервера для отправки и обработки писем

В разделе Backend, в меню Servers необходимо добавить данные ваших SMTP-серверов. Эти данные будут использоваться для отправки писем. Также, возможно указать дополнительные данные, которые будут использоваться по умолчанию при отправке писем.

После добавления SMTP-сервера - его нужно будет верифицировать. Сервер отправить на любой выбранный вами Email письмо с подтверждением. В дальнейшем, именно с помощью этого сервера будут отправляться письма и указываться в спецификация.

Вид раздела с настройкой сервера​ на нашем корпоративном сервере

Добавим нового пользователя и установим лимиты

В разделе Customer создаем нового пользователя, с которого вы будете управлять рассылками. Как уже было сказано, в разделе сайта по адресу url.url/customer... возможно управление вашими непосредственными базами, шаблонами и аналитикой.

В разделе Backend, в меню Settings, в подразделе Sending устанавливаем квоту на отправку в зависимости от лимита вашего сервера.

Также, квоту необходимо настроить в подразделе Campaigns. Инструкция по настройке квот имеется к KB, но в целом интуитивно понятна.

Рекомендую использовать квоты с запасом: например, если ограничение 100 в час, в разделе настройки Campaigns указывайте 1 письмо в минуту. Если 500, то 5-7 писем в минуту. Это позволит в случае дублирования отправки (использования Resend Giveups, расскажу позднее) не превысить лимит и не испортить Email-кампанию.

На самом деле - сервис очень функциональный и есть множество нюансов, о которых наиболее допустимо рассказывать скорее на Habr, однако того, что мы с вами сделали сейчас - хватит для осуществления регулярных рассылок на 5-15 тысяч получателей.

Настроим нового пользователя (Customer)

И так, вы все сделали, как администратор - провели установку, базовую настройку, успешно верифицировали сервер отправки, вам пришло первое письмо от вашего Email-сервиса, однако, открыть бутылку с шампанским рано - мы примерно по середине! 😉

Переходим по следующей ссылке: /customer/index.php/account/index Настраиваем информацию о вашей компании. Она понадобится в дальнейшем!

В разделе Account usage - проверяем, установлена ли квота. Если квота не отображается - возвращаемся к административной панели и проводим магию дальше!

Все окей - можно работать 👌🏻​

Если у вас все получилось - можно переходить непосредственно к содержанию рассылок и их отправке. Для начала обсудим вопрос с базой для отправки, ее экспортом / импортом и настройкой.

Шаг 4: база получателей рассылки

Мы с вами уже знаем, что перед тем, как отправить пользователю письмо - он должен быть согласен и подтвердить свое согласие дополнительно.

В теории, легальными базами считаются только те, в которых пользователь добровольно оставил вам свой Email и знает о том, что вы планируете делиться с ним информацией по электронной почте. Под формирование таких баз подходят следующие источники:

  • Форма регистрации с Option о согласии на рассылку.
  • Форма заказа товара.
  • Форма обратной связи с Option о согласии на рассылку.
  • Отдельные формы подписки на рассылку, удовлетворяющие требованиям, в том числе собранные в ручную / оффлайн.

В остальном - просто так сформировать базу и начать отправлять письма или купить ее и начать привлекать клиентов через Email по сути нельзя. Многие обходят данное ограничение, используя сначала валидатор Email, потом сервер-прослойку для отсеивания адресов, отвечающих жалобой на спам, а затем уже полученную базу используют для "рабочих" рассылок.

Но мы об этом подробнее рассказывать не будем - кто хочет шалить, пусть изучает этот вопрос самостоятельно или прибегает (с осторожностью) к услугам специалистов 😉

Исповедуюсь: СКБ Контур продает базы с контрагентами за большие деньги (официально и легально). По сути, их можно фильтровать и в автоматическом порядке получать Email с тех контрагентов, у которых есть веб-сайт (ПО анализирует сайты и формирует базу из Email).

Мы очень сильно демпингуем и не тратим средства на рекламу, поэтому используем знания и функционал для отправки писем людям, не дающим прямое согласие. Однако, если человек отписывается или подают жалобу - он более не получает ни одного письма, да и те, кто письма получают - исключительно узнают о чем-то новом или полезном для бизнеса, а не спам с рекламой разработки сайтов за 15 000 рублей и за 3 дня. Это конечно не этично, но за то работает. Так лучше не делать!

Как подгрузить базы в скрипт?

Есть 3 способа: CSV, TXT или база данных.
Последний способ самый интересный: вы можете подключить ПО к базе данных вашего сайта и база будет автоматически обновляться, когда на вашем сайте регистрируется пользователь.

Раздел импорта подписчиков​

В разделе Lists вы создаете базу с подписчиками. Указываете настройки письма, настройки для рассылок по умолчанию и импортируете таблицу.
Информация по формате есть в Knowledge Base, но разобраться можно самостоятельно - все интуитивно и понятно, если внимательно читать и пробовать.

После формирования базы ее можно разделять на части с помощью функции Split, экспортировать, архивировать, копировать и управлять конкретными подписчиками.

Базы в случае с Mailwizz динамические - то есть, если пользователь отписался от вашей рассылки - он исключается из базы. Это можно корректировать и изменять, но не имеет никакого смысла.

Шаг 6: проведение рассылки

И так, мы добавили легально полученную базу подписчиков, настроили скрипт и аккаунт - теперь нужно провести рассылку.
Именно на этом шаге начинается непосредственно раздел "Маркетинг", потому что включается работа с HTML-шаблонами, аналитиками и множеством разных факторов.

Я очень хочу, чтобы эта инструкция получилась максимально конкретной для читателя: чтобы можно было взять и сделать для себя самостоятельно рассылки. Поэтому воздержусь от рекомендаций касающихся маркетинговых уловок HTML-писем - информации об этом много и на мой взгляд она работает через раз. Мы рассмотрим только базовые нюансы, скорее технического характера.

Создание HTML-шаблона

Есть несколько базовых правил и требований:

  • В HTML-шаблоне должна быть ссылка на отписку. Ее содержание может корректироваться. В шаблон добавляется в формате [UNSUBSCRIBE_URL]
  • В HTML-шаблоне должна быть информация о вашей компании, которую вы заполняете в настройке аккаунта. Ее можно спрятать и оформить стильно, но в шаблоне в любом случае должен быть тег - [COMPANY_FULL_ADDRESS]
  • Вы можете добавлять имя или название фирмы, если оно есть в используемой вами базе. Тег сформируется автоматически, в зависимости от названия столбца таблицы (увидите их, когда загрузите вашу базу).
  • Шаблон должен быть адаптивным.
  • Старайтесь использовать меньше изображений - многие сервисы их блокируют.
  • Не загружайте шаблон ссылками.
  • Приложение к письму добавляется в разделе Campaigns. Лимит на его объем указывается в админ-панели. Не рекомендуется прикреплять файлы более 20 Мб. А лучше вовсе отказаться от любых приложений.

Что касается содержания и дизайна шаблона есть много вариантов:
можете воспользоваться встроенным редактором в MailWizz или скачать или купить адаптивный HTML-шаблон в интернете.

Тем не менее, рекомендую обращаться к специалистам, которые смогут сделать для вас качественный шаблон - его стоимость составляет от 1 до 5 тысяч рублей (по крайней мере у нас), за то увеличит конверсию и позволит вам больше зарабатывать в будущем.

Создание Email-кампании

В разделе Campaigns - выберите создание новой кампании, добавьте лист с подписчиками для рассылки, настройке отправку кампании и выберите шаблон.

Информация по рассылке будет отображаться на главной странице интерфейса и в подразделе Stats.

Перед отправкой рекомендую провести тестовую рассылку и проверить отображение письма в разных сервисах: Mail, Google, корпоративная почта и другие.

После этого остается ждать и отслеживать аналитику по отправленным письмам. Вы сможете увидеть, кто именно открывал письмо, кто и по каким ссылками в письме совершал переходы, а также сводную статистику, которую можно выгружать и делиться информацией.

Часто, по некоторым причинам (можно увидеть их в логах) - отправляются не все сообщения. Для этого, в разделе All campaigns можно увидеть кнопку Resend Giveups. Данная функция позволяет совершить повторную отправку не пришедших по сервисным причинам писем.

Аналитика

Дополнительно возможно подключать сторонние сервисы аналитики, использовать ссылки с UTM-метками и собирать расширенную статистику.
В этом случае реализация зависит от вашей фантазии и технических навыков - опытные Email-маркетологи создали об этом десятки полезных материалов.

Результат

Сказать, насколько эффективен данный кейс окажется для вашей компании сложно. Это зависит от качества базы, которую вы используете, от качества Email-шаблона и содержания письма.

Результат наших клиентов​

В случае кейса нашего клиента - итоговый результат составил около 650-700 переходов на сайт за 4 дня. В среднем, их письма открывали 20-30% получателей, но нужно сделать упор на то, что их компания узнаваема для подписчиков и их базы действительно легальны.

Полученные нелегально, некачественные базы дают от 3 до 10% открытий и менее 2% переходов.

С другой стороны, если представить, во сколько бы обошлось даже 100 переходов, скажем, по рекламе в социальной сети или поисковой системе.

И, нужно понимать, что данный сервис позволяет отправлять 360 000 писем в месяц за 4500 рублей и 350 рублей каждый месяц.
Аналогичный объем при аренде стороннего сервера будет стоить в разы, а то и десятки раз дороже. В некоторых сервисах разовый пакет такого объема может стоить 25-35 тысяч рублей.

Объективные недостатки

  • Требуется время и некоторые финансовые вложения для развертывания сервиса.
  • Для отправки крупного количества писем потребуется не один сервер, а несколько - стоимость их аренды может достигать нескольких тысяч в месяц.
  • Вам необходимо самостоятельно или с привлечением дополнительных специалистов улучшать и дорабатывать сервис: а развитием SAAS занимается его администрация.

Заключение

Я надеюсь, что вы сможете использовать этот кейс в своей работе, зарабатывать деньги и привлекать клиентов.
Мне хочется, чтобы каждый, при желании, мог немного потрудиться, разобраться и сэкономить средства. У меня на это ушло много времени и теперь рад поделиться знаниями с вами.

Конечно, развивать и расширять этот пост можно очень долго. Email-маркетинг - обширная сфера, в которой много нюансов, он живет и меняется и его можно использовать для бизнеса.

P.S. Наша компания и я в том числе не сотрудничает с сервисом MailWizz - на маркетплейсах множество аналогов, которые тоже можно использовать для рассылки. Если вам нужна консультация или помощь - с радостью отвечу вам в комментариях.

P.P.S. Если у вас есть кейс организации Email-рассылок - с радостью обсужу с вами ваши варианты. Напоминаю, что не претендую на исключительную истину и просто хотел поделиться с вами решением рабочей проблемы.

Сижу на удаленке. Хотя и до этого сидел на удаленке. Накопилось много времени и желания о них рассказать детально. 
Продолжай!
Больше не надо 😒
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

С уважением и успехов!

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Orlov

Зачем эта статья в 2020 году?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров
Автор

Наверное, потому что для кого-то будет полезна. 
Согласитесь, 139 сохранений статьи не есть показатель бесполезности темы. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров
Автор

Да и раз есть заказчики, готовые оплачивать такие услуги, есть покупатели MailWizz, есть рынок Email-маркетинга - значит это работает. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Orlov

Есть умирающий рынок email-маркетинга.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров
Автор

Согласен, он постепенно умирает. 
Но за 5000 рублей при наличии баз получать 500-5000 уникальных переходов в неделю - имеет место быть. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров
Автор

Доброго дня!
Даже без них письма отправляются с шифрованием, однако сервис автоматически генерирует SPF и DKIM под конкретный сайт, на который он установлен. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров
Автор

Fozzy также позволяет добавлять записи. 
В остальном - в каждом конкретном случае ситуация индивидуальна.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Manukyan

Скажите, пожалуйста, этот способ можно применить только для своего сайта и делать рассылки только по своим базам данным? Или можно его применить для создания сервиса рассылок для сторонних организаций?
Спасибо за ответ!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров
Автор

Можно для SAAS.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Морозов

Ничего не понял, но очень интересно))
Буду рад помощи автора открыть первый такой сервис, готов и за $.
Пока, не вижу как тут можно с Вами связаться на прямую буду изучать сам.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров
Автор

Ответил вам в ЛС :)

Ответить
Развернуть ветку
Robert Gard

Я вам отписался в ЛК.

Ответить
Развернуть ветку
Marina Selgis

Дмитрий, добрый день. Компетенции не имеем, поэтому вопрос к Вам, как к профессионалу. Какое оптимальное решение Вы порекомендуете для следующей задачи: Рассылки по конкретному инфоповоду (анонс мероприятия, подробности программы мероприятия и прочая инфа ) только по email адресам, срок - месяц, количество адресов 30000- 40000. Предварительно планируем такую рассылку два раза в год.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров
Автор

Доброго дня!
По опыту работы с партнерами, для такого формата оптимально открыть небольшой блог и дайджест на адекватном домене и поддоменах и заранее готовиться к проведению подобных рассылок: заранее подогревать IP, настроить кампанию, шаблоны и увеличивать лимит в час на отправки Email у хостеров.
Как только дойдете до достаточно лимита и получите объективную статистику - можно будет запускать рассылка на 30-40к адресов.

Ответить
Развернуть ветку
Marina Selgis

Спасибо последовательность действий понятна, ранее пользовались программой Maxbulk и домен собственного сайта. Сейчас  тарифы хостинга имеют высокую стоимость и  ограниченное количество получателей одного письма. Планируем согласно рекомендациям на вашей площадке использовать сервер Amazon.com с интеграцией Sendy. Что скажете? 

Ответить
Развернуть ветку
Артём Дзюба

Прочитал от и до, весьма полезная информация, спасибо. А есть ли у автора знания в серой рассылке, получении(покупке) базы? И какие сервисы используют для серых схем?

Ответить
Развернуть ветку
Рузалия Бахти

Очень интересная, подробная статья. Автору, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 18 комментариев
null