{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Новости цифровых экосистем: Apple запустит сервис рассрочки, Сбер перевернет игровую индустрию, а X5 запустил медиа

Детально разбираем эти и другие новости в новой двухнедельной подборке

🖐🏻 Вы в блоге студии Heads and Hands

Мы разрабатываем цифровые экосистемы и супераппы и помогаем бизнесу стать лидером рынка.

👉 Вступайте, чтобы быть в курсе

✍🏼 И подписывайтесь на наш Telegram-канал

5. Госуслуги откроют для сторонних разработчиков

Что случилось

Коммерческие приложения смогут интегрировать сервисы Госуслуг и предоставлять их через свои интерфейсы. Такую возможность предложил Минцифры, но пока не назвал набор услуг и критерии отбора приложений.

В чем проблема

На реализацию проекта нужны ресурсы. Чтобы коммерческие приложения могли быстро подключаться, нужно создать единое ПО для всех МФЦ страны.

Есть риск, что востребованными будут только нишевые сервисы: регистрация сделок с недвижимостью, запись на прием в госорганы или подача заявлений на документы.

А как в мире

В Америке и Азии супераппы начали сотрудничать с государством в разгар пандемии. Пользователи могли забронировать вакцину, заказать поездку до больницы и обратно или заказать вакцинацию на дом. Например, так сделали Rizek, Careem и Uber.

Если бы российское правительство открыло Госуслуги для сторонних разработчиков раньше, то пользователи могли бы записываться на вакцинацию в интерфейсах Тинькоффа, Сбербанка и Яндекса.

Что это значит

Когда в России реализуют проект, услуга вакцинации будет не востребованной. Но коммерческие приложения начнут интегрировать Госуслуги пакетно — то есть будут подключать те, которые связаны с их основным продуктом.

Например, банкам будет интересно подключить услуги для регистрации жилья, транспорта и оплаты пошлин. Операторам — услуги переноса номера. Медицинские супераппы интегрируют услуги из здравоохранительного сектора. Туроператоры подключат услуги оформления загранпаспортов. И так далее.

Коммерческие приложения смогут брать комиссию или предоставлять услуги бесплатно по подписке. И это может быть востребовано, потому что Госуслуги — большой агрегатор для всего населения под все задачи. И их сервисы в коммерческих приложениях станут ближе и удобнее для пользователей.

4. Экосистема X5 Group запустила медиа о еде

Кто

X5 Group — крупнейший фуд-ритейлер России. Управляет сетями Пятерочка, Перекресток, Карусель и Чижик. Развивает цифровые сервисы Перекресток Впрок, 5Post, Пятерочка Налету, сервисы экспресс-доставки и агрегатор доставки Около. Недавно внедрил единую учетную запись для авторизации в сервисах экосистемы и начал тестировать подписку на продукты.

Что сделал

Запустил Food.ru — собственное медиа о еде.

Что там будет

Контент, связанный с едой. Он поможет пользователям закрывать пищевые задачи. Например, искать рецепты и покупать для них продукты, изучать способы питания, сравнивать цены, смотреть пищевую ценность, отслеживать новости и тренды питания, искать и выбирать продукты, получать актуальные и выгодные предложения от магазинов экосистемы.

Food.ru стартует как познавательно-развлекательный ресурс. А позднее станет гибридом социальной сети. У пользователей появится рейтинг, различные уровни доступа, бейджи за достижения, возможность вести свой блог и зарабатывать на нем. X5 Group обещает отдельное приложение для food.ru. А в социальных сетях экосистема выкупила сеть пабликов Bon Appetit — ВКонтакте у нее 4,5 млн подписчиков, а в YouTube 830 тысяч.

Зачем все это

Потребители формируют предпочтения под влиянием медийной среды — блоги, подкасты, видео обзоры, паблики, каналы. И экосистема полностью проигрывала конкурентам в цифровой среде. Она не могла влиять на потребителя, когда тот планировал покупки. Поэтому X5 поставил план — присутствовать на всех этапах клиентского пути, который начинается задолго до входа в офлайн-магазин.

Food.ru — как раз часть этого плана и ответ конкурентам. Медиаплатформа позволит наладить коммуникацию со своей аудиторией, сгенерировать трафик и превратить его в продажи.

Странно только, что X5 собирается делать отдельное приложение для food.ru. Вместо того, чтобы встроить его в свои приложения и увеличить трафик и вовлеченность в них. Пользователи могли бы покупать наборы продуктов по рецептам всего в один клик, смотреть обзоры продуктов, зарабатывать бонусы и тратить их на продукты.

Food.ru точно обрастет новым функционалом, ведь сейчас там даже нельзя авторизоваться через X5ID. И тут интересно посмотреть, как X5 свяжет все новые проекты и сделает бесшовную цифровую среду для пользователей. Итога может быть два — получится либо крупнейший фудтех-проект страны, либо паутина из разобщенных сервисов.

3. Сбер хочет совершить игровую революцию. А чем ответит его партнер Mail.ru?

Проблема

Игровая индустрия в идеологическом кризисе. Компании думают только о монетизации и прибыли, боятся экспериментов и делают игры по шаблону. Пользователи страдают, видят одинаковый контент и уже давно ничему не удивляется.

Решение

Сменить ориентиры и вспомнить, что главная задача игровой индустрии — развлекать. Компаниям нужно подстроиться под новые потребности геймеров — создать новые механики, улучшить старые, выстроить цепочку возвращения пользователя в игру.

Как СберИгры решат проблему:

Дадут денег на эксперименты

Команда перестанет думать о моментной прибыли и сфокусируется на качестве игры, нестандартных приемах и вовлечении пользователя в игру. За счет больших бюджетов продуктовая команда сможет спокойно создавать игры, выводить их на рынок и управлять жизненным циклом. А издатели перестанут бояться и начнут внедрять смелые игровые приемы.

В результате появятся концептуально новые игры — они заменят пока еще прибыльные, но по-игровому идентичные симуляторы вроде FIFA 20 и FIFA 21.

Запустят платформу персонализации

Издатели показывают одинаковый игровой контент для разных пользователей. Не важно, любит игрок в шутер нож или винтовку — на этом участке игры он научится бросать гранату.

Платформа персонализации об Сбера подстроит контент под геймера. Игра будет меняться в зависимости от его интересов и игрового шаблона. Если он любит играть с винтовкой, то игра сама выберет и подсветит ему удобные пути, любимую экипировку и предложит нужные навыки.

Создадут голосового ассистента

Он обучается на игровом поведении пользователя, потом начинает с ним общаться, адаптировать к игре, отвечать на вопросы, поддерживать, успокаивать и обучать.

Ассистент может выполнять коммерческие задачи при прохождении игры — предлагать экипировку из магазина, которая поможет пройти сложный участок игры или купить какой-нибудь навык.

Ассистент будет работать на открытой платформе — к ней сможет подключиться любой издатель, разработать свои навыки и подключить ассистента к игре.

Откроют игровой маркетплейс

Который свяжет все этапы паблишинга. Сбер будет делать игры инхаус-командой, заказывать у сторонних студий, предлагать только паблишинг на маркетплейсе или покупать разработки мелких студий.

Независимые разработчики будут делать игры и подключаться к маркету. А СберИгры будет публиковать игру на все доступные площадки и встраивать ее в свою экосистему. В маркете будут самые разные проекты: мобильные, ПК, HTML5, одиночные и многопользовательские, а также облачный гейминг.

Что это значит

СберИгры хотят быть везде: на смартфоне ребенка, на приставке у подростка и на компьютере у мужчины. Они задумались о такой экспансии только благодаря экосистеме Сбера. Которая накопила данные о 100 млн Сбер ID и сформировала их цифровые портреты.

СберИгры видит кто, во что и как именно играет. Поэтому в России и СНГ они займут весомую роль. А за этими пределами будут сложности. О той аудитории у Сбера нет данных. К тому же конкуренция там намного выше, а цикл разработки хардкорной игры меньше.

А в России у Сбера будет другая проблема — MY.GAMES. Игровое направление Mail.ru — главный конкурент Сбера. А две экосистемы строят совместное O2O-предприятие. Которое в игровой сфере начнет конкурировать без возможности дальнейшего сотрудничества.

2. Apple усилит свой финтех-бизнес за счет нового сервиса и банка-партнера

Что случилось

Apple разрабатывает свой BNPL-сервис Apple Pay Later. Пользователь сможет оплатить товар в рассрочку через Apple Pay любой привязанной картой.

Как работает

Apple Pay Later работает с банком Goldman Sachs. Чтобы оплатить товар в рассрочку, пользователь выбирает любую карту из Apple Wallet, оплачивает товар через Apple Pay и делит его стоимость на четыре равных платежа.

Пользователь получает товар, оплатив всего четверть его стоимости. Продавец получает всю сумму от Goldman Sachs сразу. А банк получает платежи от пользователя раз в две недели.

Кто и где зарабатывает

Пользователь получает товар сразу, заплатив только часть стоимости. Остальное платит по частям. Проценты появляются, если он оформил рассрочку на несколько месяцев или если просрочил платеж.

Банк берет комиссию с продавцов за риски, связанные с BNPL-клиентами. В случае Apple комиссию будет брать Goldman Sachs и возможно делиться ей с купертиновцами. Стандартная комиссия банка в BNPL-модели — 4–6%.

Apple будет зарабатывать на каждой транзакции через Apple Pay — до 0,15% от суммы. Возможно, они введут плату за подключение банка к своему Apple Pay Later сервису. Банк-эмитент карты зарабатывает на транзакциях и их возросшем количестве. Магазин повышает средний чек, количество клиентов, проданных товаров и общую прибыль.

Зачем все это Apple

Мировые BNPL-сервисы растут. В 2026 году они обслужат 1.5 млрд покупателей и продадут товаров на $1 трлн — рост на 274%. Гиганты этой индустрии — Affirm, Klarna, Afterpay и другие — развивают свои платежные сервисы, выпускают карты, превращаются в банки и популяризуют новый метод оплаты. Apple видит огромный потенциал на рынке, не собирается отставать и хочет на этом заработать. Дополнительно повышая популярность Apple Pay — как универсального способа оплаты.

1. Как бизнес-модель и команда привели купонный сервис к супераппу

Что за компания

Chocofamily — казахстанский холдинг. Основан в 2011 году и за это время прошел несколько раундов инвестирования, 40-кратный рост команды, поглощение конкурентов и завладел доминирующей долей рынка в каждом из своих сегментов.

Какие сервисы входят в Chocofamily

  • Chocolife — купонный сервис
  • Lensmark — онлайн-оптика
  • Chocofood — заказ еды
  • Chocotravel — покупка билетов
  • iDoctor — телемедицина
  • Рядом — экспресс-доставка продуктов
  • Рахмет — мобильный кошелек с программой лояльности.

Что задумал

Объединить свои сервисы в приложении Рахмет и сделать из него суперапп.

Зачем им это

Чтобы дальше развивать бизнес. Суперапп — логичное продолжение 10-летней истории компании. Сервисами экосистемы пользуется больше миллиона человек. А во время пандемии команда быстро трансформировалась и увеличила количество транзакций и пользователей в своих сервисах. Например, Рахмет подключил онлайн-сервисы, а пользователи смогли оформлять предзаказы в партнерских кафе, оплачивать заказы с помощью приложения или получать заказы на дом.

Какие перспективы

Chocofamily давно развивается за счет команды, модели управления и качества продукта. Так холдинг защищается от конкурентов с большими деньгами — которые могут появиться и вытеснить Chocofamily с рынка за счет вложений.

Chocofamily поставили на гибкий и качественный продукт, а сервисы компании органично дополняют друг друга. Например, Chocolife был якорным сервисом холдинга: обеспечил большой дешевый трафик и изучал интересы пользователей. Но они были разовыми и могли уйти после покупки купона. Чтобы возвращать и удерживать пользователей, Chocofamily создали Рахмет и другие сервисы.

А вместе с мобильным кошельком, Рахмет стал программой лояльности для пользователей и открытой платформой для разного бизнеса: кинотеатры, рестораны, заправки, мастерские, небольшие магазины. Пользователь может как в картах найти услугу, забронировать ее и оплатить в том же интерфейсе.

У Рахмета уже есть платежный шлюз — а это самый сложный этап при разработке супераппа. Поэтому добавить другие Choco-сервисы на главную страницу и стилистически приблизить их к интерфейсу Рахмета будет несложно.

На этом все. Спасибо за время

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Павел Переверзев

Сбер: "Игровая индустрия в идеологическом кризисе. Компании думают только о монетизации и прибыли, боятся экспериментов и делают игры по шаблону."
Тоже Сбер: *вводит очередную комиссию за переводы свыше прожиточного минимума* - не, мы экспериментов не боимся.)
Сделайте симулятор менеджера Сбера по втюхиванию вашей конченой страховки и инвестиционных продуктов. 

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Afanasev

Я слабо представляю как госуслуги сделают публичный API, так как на данный момент даже интеграторы с ума сходят от интеграций между гос сервисами, ведь на рефакторинг никто не выделяет бабло. Вряд ли кто то захочет SOAP интегрировать на свой сервис

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Герман Манвелов

Астанавитес

Ответить
Развернуть ветку
SpiridonSpiridonovicSpiridonov

Я правильно понимаю, что сбер хочет заменить, скажем фифу, в которой топовые игроки(Криштиано, Месси, и пр....) приезжают в офисы разрабов, чтобы их индивидуальные паттерны движения отсканировали и перенесли в игру...

Чем? инди игрой с кривой графикой и физикой, которая сможет определить что мне на самом деле не мяч пинать нравится, а отрезанные головы и бороться за мяч(голову) на однозарядных пистолях 18 века? (Понимаю что нет, но описание идеи.....)

Короче, хню какую-то придумали, нашли денег у людей которые ничего не понимают в сфере игр, и это по ходу единственное с чем их можно сейчас и будет в будущем поздравить.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Переверзев

Нашли денег у клиентов своего банка) не зря ввели комиссию на переводы)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда