Новости цифровых экосистем: Apple запустит сервис рассрочки, Сбер перевернет игровую индустрию, а X5 запустил медиа
Детально разбираем эти и другие новости в новой двухнедельной подборке
5. Госуслуги откроют для сторонних разработчиков
Что случилось
Коммерческие приложения смогут интегрировать сервисы Госуслуг и предоставлять их через свои интерфейсы. Такую возможность предложил Минцифры, но пока не назвал набор услуг и критерии отбора приложений.
В чем проблема
На реализацию проекта нужны ресурсы. Чтобы коммерческие приложения могли быстро подключаться, нужно создать единое ПО для всех МФЦ страны.
Есть риск, что востребованными будут только нишевые сервисы: регистрация сделок с недвижимостью, запись на прием в госорганы или подача заявлений на документы.
А как в мире
В Америке и Азии супераппы начали сотрудничать с государством в разгар пандемии. Пользователи могли забронировать вакцину, заказать поездку до больницы и обратно или заказать вакцинацию на дом. Например, так сделали Rizek, Careem и Uber.
Если бы российское правительство открыло Госуслуги для сторонних разработчиков раньше, то пользователи могли бы записываться на вакцинацию в интерфейсах Тинькоффа, Сбербанка и Яндекса.
Что это значит
Когда в России реализуют проект, услуга вакцинации будет не востребованной. Но коммерческие приложения начнут интегрировать Госуслуги пакетно — то есть будут подключать те, которые связаны с их основным продуктом.
Например, банкам будет интересно подключить услуги для регистрации жилья, транспорта и оплаты пошлин. Операторам — услуги переноса номера. Медицинские супераппы интегрируют услуги из здравоохранительного сектора. Туроператоры подключат услуги оформления загранпаспортов. И так далее.
Коммерческие приложения смогут брать комиссию или предоставлять услуги бесплатно по подписке. И это может быть востребовано, потому что Госуслуги — большой агрегатор для всего населения под все задачи. И их сервисы в коммерческих приложениях станут ближе и удобнее для пользователей.
4. Экосистема X5 Group запустила медиа о еде
Кто
X5 Group — крупнейший фуд-ритейлер России. Управляет сетями Пятерочка, Перекресток, Карусель и Чижик. Развивает цифровые сервисы Перекресток Впрок, 5Post, Пятерочка Налету, сервисы экспресс-доставки и агрегатор доставки Около. Недавно внедрил единую учетную запись для авторизации в сервисах экосистемы и начал тестировать подписку на продукты.
Что сделал
Запустил Food.ru — собственное медиа о еде.
Что там будет
Контент, связанный с едой. Он поможет пользователям закрывать пищевые задачи. Например, искать рецепты и покупать для них продукты, изучать способы питания, сравнивать цены, смотреть пищевую ценность, отслеживать новости и тренды питания, искать и выбирать продукты, получать актуальные и выгодные предложения от магазинов экосистемы.
Food.ru стартует как познавательно-развлекательный ресурс. А позднее станет гибридом социальной сети. У пользователей появится рейтинг, различные уровни доступа, бейджи за достижения, возможность вести свой блог и зарабатывать на нем. X5 Group обещает отдельное приложение для food.ru. А в социальных сетях экосистема выкупила сеть пабликов Bon Appetit — ВКонтакте у нее 4,5 млн подписчиков, а в YouTube 830 тысяч.
Зачем все это
Потребители формируют предпочтения под влиянием медийной среды — блоги, подкасты, видео обзоры, паблики, каналы. И экосистема полностью проигрывала конкурентам в цифровой среде. Она не могла влиять на потребителя, когда тот планировал покупки. Поэтому X5 поставил план — присутствовать на всех этапах клиентского пути, который начинается задолго до входа в офлайн-магазин.
Food.ru — как раз часть этого плана и ответ конкурентам. Медиаплатформа позволит наладить коммуникацию со своей аудиторией, сгенерировать трафик и превратить его в продажи.
Странно только, что X5 собирается делать отдельное приложение для food.ru. Вместо того, чтобы встроить его в свои приложения и увеличить трафик и вовлеченность в них. Пользователи могли бы покупать наборы продуктов по рецептам всего в один клик, смотреть обзоры продуктов, зарабатывать бонусы и тратить их на продукты.
Food.ru точно обрастет новым функционалом, ведь сейчас там даже нельзя авторизоваться через X5ID. И тут интересно посмотреть, как X5 свяжет все новые проекты и сделает бесшовную цифровую среду для пользователей. Итога может быть два — получится либо крупнейший фудтех-проект страны, либо паутина из разобщенных сервисов.
3. Сбер хочет совершить игровую революцию. А чем ответит его партнер Mail.ru?
Проблема
Игровая индустрия в идеологическом кризисе. Компании думают только о монетизации и прибыли, боятся экспериментов и делают игры по шаблону. Пользователи страдают, видят одинаковый контент и уже давно ничему не удивляется.
Решение
Сменить ориентиры и вспомнить, что главная задача игровой индустрии — развлекать. Компаниям нужно подстроиться под новые потребности геймеров — создать новые механики, улучшить старые, выстроить цепочку возвращения пользователя в игру.
Как СберИгры решат проблему:
Дадут денег на эксперименты
Команда перестанет думать о моментной прибыли и сфокусируется на качестве игры, нестандартных приемах и вовлечении пользователя в игру. За счет больших бюджетов продуктовая команда сможет спокойно создавать игры, выводить их на рынок и управлять жизненным циклом. А издатели перестанут бояться и начнут внедрять смелые игровые приемы.
В результате появятся концептуально новые игры — они заменят пока еще прибыльные, но по-игровому идентичные симуляторы вроде FIFA 20 и FIFA 21.
Запустят платформу персонализации
Издатели показывают одинаковый игровой контент для разных пользователей. Не важно, любит игрок в шутер нож или винтовку — на этом участке игры он научится бросать гранату.
Платформа персонализации об Сбера подстроит контент под геймера. Игра будет меняться в зависимости от его интересов и игрового шаблона. Если он любит играть с винтовкой, то игра сама выберет и подсветит ему удобные пути, любимую экипировку и предложит нужные навыки.
Создадут голосового ассистента
Он обучается на игровом поведении пользователя, потом начинает с ним общаться, адаптировать к игре, отвечать на вопросы, поддерживать, успокаивать и обучать.
Ассистент может выполнять коммерческие задачи при прохождении игры — предлагать экипировку из магазина, которая поможет пройти сложный участок игры или купить какой-нибудь навык.
Ассистент будет работать на открытой платформе — к ней сможет подключиться любой издатель, разработать свои навыки и подключить ассистента к игре.
Откроют игровой маркетплейс
Который свяжет все этапы паблишинга. Сбер будет делать игры инхаус-командой, заказывать у сторонних студий, предлагать только паблишинг на маркетплейсе или покупать разработки мелких студий.
Независимые разработчики будут делать игры и подключаться к маркету. А СберИгры будет публиковать игру на все доступные площадки и встраивать ее в свою экосистему. В маркете будут самые разные проекты: мобильные, ПК, HTML5, одиночные и многопользовательские, а также облачный гейминг.
Что это значит
СберИгры хотят быть везде: на смартфоне ребенка, на приставке у подростка и на компьютере у мужчины. Они задумались о такой экспансии только благодаря экосистеме Сбера. Которая накопила данные о 100 млн Сбер ID и сформировала их цифровые портреты.
СберИгры видит кто, во что и как именно играет. Поэтому в России и СНГ они займут весомую роль. А за этими пределами будут сложности. О той аудитории у Сбера нет данных. К тому же конкуренция там намного выше, а цикл разработки хардкорной игры меньше.
А в России у Сбера будет другая проблема — MY.GAMES. Игровое направление Mail.ru — главный конкурент Сбера. А две экосистемы строят совместное O2O-предприятие. Которое в игровой сфере начнет конкурировать без возможности дальнейшего сотрудничества.
2. Apple усилит свой финтех-бизнес за счет нового сервиса и банка-партнера
Что случилось
Apple разрабатывает свой BNPL-сервис Apple Pay Later. Пользователь сможет оплатить товар в рассрочку через Apple Pay любой привязанной картой.
Как работает
Apple Pay Later работает с банком Goldman Sachs. Чтобы оплатить товар в рассрочку, пользователь выбирает любую карту из Apple Wallet, оплачивает товар через Apple Pay и делит его стоимость на четыре равных платежа.
Пользователь получает товар, оплатив всего четверть его стоимости. Продавец получает всю сумму от Goldman Sachs сразу. А банк получает платежи от пользователя раз в две недели.
Кто и где зарабатывает
Пользователь получает товар сразу, заплатив только часть стоимости. Остальное платит по частям. Проценты появляются, если он оформил рассрочку на несколько месяцев или если просрочил платеж.
Банк берет комиссию с продавцов за риски, связанные с BNPL-клиентами. В случае Apple комиссию будет брать Goldman Sachs и возможно делиться ей с купертиновцами. Стандартная комиссия банка в BNPL-модели — 4–6%.
Apple будет зарабатывать на каждой транзакции через Apple Pay — до 0,15% от суммы. Возможно, они введут плату за подключение банка к своему Apple Pay Later сервису. Банк-эмитент карты зарабатывает на транзакциях и их возросшем количестве. Магазин повышает средний чек, количество клиентов, проданных товаров и общую прибыль.
Зачем все это Apple
Мировые BNPL-сервисы растут. В 2026 году они обслужат 1.5 млрд покупателей и продадут товаров на $1 трлн — рост на 274%. Гиганты этой индустрии — Affirm, Klarna, Afterpay и другие — развивают свои платежные сервисы, выпускают карты, превращаются в банки и популяризуют новый метод оплаты. Apple видит огромный потенциал на рынке, не собирается отставать и хочет на этом заработать. Дополнительно повышая популярность Apple Pay — как универсального способа оплаты.
1. Как бизнес-модель и команда привели купонный сервис к супераппу
Что за компания
Chocofamily — казахстанский холдинг. Основан в 2011 году и за это время прошел несколько раундов инвестирования, 40-кратный рост команды, поглощение конкурентов и завладел доминирующей долей рынка в каждом из своих сегментов.
Какие сервисы входят в Chocofamily
- Chocolife — купонный сервис
- Lensmark — онлайн-оптика
- Chocofood — заказ еды
- Chocotravel — покупка билетов
- iDoctor — телемедицина
- Рядом — экспресс-доставка продуктов
- Рахмет — мобильный кошелек с программой лояльности.
Что задумал
Объединить свои сервисы в приложении Рахмет и сделать из него суперапп.
Зачем им это
Чтобы дальше развивать бизнес. Суперапп — логичное продолжение 10-летней истории компании. Сервисами экосистемы пользуется больше миллиона человек. А во время пандемии команда быстро трансформировалась и увеличила количество транзакций и пользователей в своих сервисах. Например, Рахмет подключил онлайн-сервисы, а пользователи смогли оформлять предзаказы в партнерских кафе, оплачивать заказы с помощью приложения или получать заказы на дом.
Какие перспективы
Chocofamily давно развивается за счет команды, модели управления и качества продукта. Так холдинг защищается от конкурентов с большими деньгами — которые могут появиться и вытеснить Chocofamily с рынка за счет вложений.
Chocofamily поставили на гибкий и качественный продукт, а сервисы компании органично дополняют друг друга. Например, Chocolife был якорным сервисом холдинга: обеспечил большой дешевый трафик и изучал интересы пользователей. Но они были разовыми и могли уйти после покупки купона. Чтобы возвращать и удерживать пользователей, Chocofamily создали Рахмет и другие сервисы.
А вместе с мобильным кошельком, Рахмет стал программой лояльности для пользователей и открытой платформой для разного бизнеса: кинотеатры, рестораны, заправки, мастерские, небольшие магазины. Пользователь может как в картах найти услугу, забронировать ее и оплатить в том же интерфейсе.
У Рахмета уже есть платежный шлюз — а это самый сложный этап при разработке супераппа. Поэтому добавить другие Choco-сервисы на главную страницу и стилистически приблизить их к интерфейсу Рахмета будет несложно.
На этом все. Спасибо за время
Сбер: "Игровая индустрия в идеологическом кризисе. Компании думают только о монетизации и прибыли, боятся экспериментов и делают игры по шаблону."
Тоже Сбер: *вводит очередную комиссию за переводы свыше прожиточного минимума* - не, мы экспериментов не боимся.)
Сделайте симулятор менеджера Сбера по втюхиванию вашей конченой страховки и инвестиционных продуктов.
Я слабо представляю как госуслуги сделают публичный API, так как на данный момент даже интеграторы с ума сходят от интеграций между гос сервисами, ведь на рефакторинг никто не выделяет бабло. Вряд ли кто то захочет SOAP интегрировать на свой сервис
Комментарий недоступен
Астанавитес
Я правильно понимаю, что сбер хочет заменить, скажем фифу, в которой топовые игроки(Криштиано, Месси, и пр....) приезжают в офисы разрабов, чтобы их индивидуальные паттерны движения отсканировали и перенесли в игру...
Чем? инди игрой с кривой графикой и физикой, которая сможет определить что мне на самом деле не мяч пинать нравится, а отрезанные головы и бороться за мяч(голову) на однозарядных пистолях 18 века? (Понимаю что нет, но описание идеи.....)
Короче, хню какую-то придумали, нашли денег у людей которые ничего не понимают в сфере игр, и это по ходу единственное с чем их можно сейчас и будет в будущем поздравить.
Нашли денег у клиентов своего банка) не зря ввели комиссию на переводы)