Социальные сети в России: цифры и тренды

Представляем данные традиционного ежегодного исследования активной аудитории социальных сетей в России за октябрь 2020 года от Brand Analytics. Исследовали ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Youtube, Facebook, Twitter на предмет активной аудитории, возраста и пола авторов. А также впервые мы включили в исследование данные по Tiktok.

Социальные сети: цифры

Внимание исследования сосредоточено на активной (пишущей) аудитории, поскольку мы изучаем социальные сети как средство публичной коммуникации и их влияние на формирование общественного мнения. Сравнить результаты с исследованием за 2019 год можно здесь, а скачать свежее исследование 2020 года можно по ссылке.

Активные авторы

В октябре 2020 года число активных авторов в социальных медиа в России составило 64 млн., которые написали более 1,2 млрд публичных сообщений (постов, репостов и комментариев).

Изменилось соотношение между объемом ежемесячно публикуемого контента и числом активных авторов. Контента осенью 2020 года публиковалось примерно столько же, сколько и год назад, но число активных авторов существенно выросло – до 64 млн авторов против 49 млн в прошлом году. Изменения произошли, в первую очередь, за счет заметного роста числа авторов в Instagram, Youtube и Tiktok.

А теперь подробнее по каждой социальной сети.

Instagram

Instagram по числу активных авторов вышел на первое место – 42,8 млн авторов. Однако по активности пользователей и по объему контента Instagram все еще уступает VK – в среднем автор Instagram публикует в месяц 6,2 сообщений. Этот параметр в соцсети почти в 3 раза меньше, чем во ВКонтакте.

ВКонтакте

Самый большой объем контента по-прежнему публикуется во ВКонтакте – 496 млн сообщений в месяц. ВКонтакте остается лидером по этому показателю. По активности авторов VK третий после Twitter и Facebook – авторы здесь в среднем публикуют 17 сообщений в месяц.

YouTube

Активная месячная аудитория YouTube продемонстрировала резкий скачок и выросла за год с 0,6 млн до 7,7 млн – теперь это третья по объему аудитория среди всех соцсетей в России. Превращение YouTube в «телевизор» привело к резкому снижению активности пользователей до 3 сообщений на автора в месяц.

Одноклассники

Одноклассники уступили YouTube по числу активных авторов – 6,6 млн авторов на октябрь 2020. Но остаются на третьей позиции по объему публикуемого контента – 108,6 млн сообщений. И на четвертом месте по активности авторов – 16,4 сообщений за месяц в среднем на каждого автора.

Tiktok

Впервые включенный в исследование Tiktok по размеру активной аудитории за 2020 год смог приблизиться к Одноклассникам – у него 5,3 млн активных авторов. При этом Tiktok с его компактными видеороликами сумел по объему публикаций обойти YouTube с его «тяжелым» контентом.

Facebook

Среди зарубежных соцсетей только Facebook и Twitter по аудиторным показателям остались примерно на уровне 2019 года. Facebook проигрывает Instagram по аудитории уже в 25 раз. Однако активность авторов в соцсети за год несколько повысилась и составила в среднем 35 сообщений на автора. Это второй показатель активности после Twitter.

Twitter

По числу активных авторов Twitter стал самой маленькой соцсетью в России, так как значительно вырос относительно конкурентов. В соцсети всего 690 тыс активных авторов, которые в октябре 2020 года написали 32 млн сообщений. Зато Twitter остается самой высокой из всех соцсетей – в среднем на каждого автора приходится 47,1 сообщений в месяц.

Пол и возраст авторов

Распределение по полу среди активных авторов изменилось в наиболее сильно выросших соцсетях. И если Instagram стал еще более женским (77% женщин в 2020 году против 75% в 2019). То YouTube наоборот – стал более мужским (58% мужчин сейчас против 52% год назад). Tiktok (55% женщин) «примкнул» к относительно «равноправному» ВКонтакте (55% женщин). Facebook (60% женщин), как и родственный Instagram, тоже «предпочитает» женщин. А Twitter – соцсеть с «мужским» лицом (60% мужчин).

Социальные сети: тренды

Смена лидера. Самый впечатляющий рост в 2020 году продемонстрировали Instagram, YouTube и Tiktok. Универсальные соцсети «все в одном» для общения уступают «соцсетям потребления», сделавшим ставку на простоту механики, мобильные приложения, фото, видео и сторис, встроенные спецэффекты и рекомендательные алгоритмы. Посмотреть любимых блогеров, поучиться, поразвлекаться, «потупить» – актуальный пользовательский сценарий, который активно растет.

Авторы и комментаторы. Вместе с ростом числа профессиональных блогеров выросло и число авторов-комментаторов. Большинство пользователей Instagram сами ничего не постят, а только участвуют в обсуждениях. Таких в соцсети 84%. В YouTube и Tiktokпохожая ситуация. Популярная для Instagram механика – розыгрыш огромных призов. Количество комментариев в таких постах доходит до 40-60 тысяч.

Платформа – слово года. Цифровые платформы наше все. Для авторов там есть аудитория и монетизация. Для пользователей – качественный контент на любой вкус, на любой возраст, в любое время. Традиционные медиа вслед за аудиторией «переезжают» на платформы, кинотеатр – это теперь онлайн-кинотеатр. Одно сплошное телевидение – это теперь про Youtube. Блогеры интереснее, ближе к народу и вызывают больше доверия у пользователей, чем обычный телевизор. Как это так, смотреть не то, что хочешь, а то, что показывают? )) А потому блогеров все больше, как больше и размер бюджетов на инфлюенс-маркетинг.

Аналитика соцмедиа для выживания. Благодаря ковиду жизнь оцифровалась, а личный опыт стал знак равно соцмедиа. И если обмен опытом в соцсетях помогает выживать людям, то аналитика соцмедиа помогает выживать бизнесу и государству. Что пошло не так, что нужно людям здесь и сейчас, каковы новые потребности клиентов? И, конечно, все, что происходит вокруг ковида – для быстрой реакции и решения проблем.

Как мы собирали данные

Традиционно у пользователей вызывает вопрос методология оценки, поэтому рассказываем, как анализировали данные. Brand Analytics собирает и индексирует все публичные сообщения социальных сетей на русском, татарском, украинском, казахском и некоторых других языках, а также данные их авторов. В рамках этого исследования были проанализированы более 2,5 млрд сообщений в соцмедиа за октябрь 2020 года от более чем 298 млн аккаунтов.

Для выделения данных по стране по каждой соцсети учтен процент гео-определения: количество сообщений, у которых имеются данные по географии, поделены на процент сообщений с геоданными. Аналогично для авторов.

Для определения географии: взяты данные из профилей авторов, геометок сообщений, а также текстов сообщений. Геословари для всех соцсетей уникализированы и расширены всеми вариантами написания топонимов, в том числе «пользовательскими».

Для определения пола: взяты данные из профилей авторов и дополнены данными по полу, полученными с помощью лингвистического анализа имени и фамилии автора.

Для определения возраста взяли данные из открытых профилей авторов.

{ "author_name": "Brand Analytics", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b2020","\u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0438","\u0441\u043e\u0446\u043c\u0435\u0434\u0438\u0430","vk","tiktok","socialmedia","instagram","brand_analytics"], "comments": 21, "likes": 51, "favorites": 163, "is_advertisement": false, "subsite_label": "social", "id": 182436, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 30 Nov 2020 19:48:56 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru Отключить рекламу
0
21 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Не учтено сколько авторов имеют множество аккаунтов. Те реальных авторов существенно меньше.

Эти данные на 40млрд выручки.

Тиктокерские подписки/просмотры не перетекаю в другие каналы и соотвественно там нет продаж. Те вывести трафик из тиктока нельзя (люди пробуют, но в больших масштабах это не работает)

Ответить
1

Каждый раз удивляюсь, что Одноклассники живее всех живых. Уже лет 5 наверно удивляюсь этому)

Ответить
13

Ставлю класс вашему комментарию

Ответить
0

😁😁

Ответить
2

Огромное спасибо за такую подробную сводку

Ответить
1

Скажите, а "авторы" у вас - это и "авторы публикаций", и "комментаторы"? И "сообщения", соответственно, это "посты" и "комментарии"?

Ответить
1

Именно так. Об этом написано на первой иллюстрации.

Ответить
1

Пора покорять ТикТок

Ответить
1

Спасибо, интересно. 

Ответить
1

Серьезных длиннопостных авторов и комментаторов с одним смайликом объединили в одну когорту🤦 Надеялся на более серьезное исследование ((

Ответить
1

Не нужно быть аналитиком тут. Большая часть пользователей социальных сетей по времени провождения и просмотрам рекламы - дети. Причём от 2 лет ( мультики и шоу на ютубе). ВКонтакте 15-18 лет. Инста 20-24.

Повторюсь. По просмотрам и времени. Это не значит, что я 28 дядька не захожу в инсту. Это означает что меньше на меня рекламу приходится. Кстати, поэтому ВК рекламу крутится плохо на аудиторию от 25 лет и цена клика стоит порядка 15-35 рублей ( доставка продуктов ).

Дети создают контент в ВК. Делают репосты. Пишут тупые комментарии в группе Элджея и Алишера ( не Бурхановича ). Для ютуба у бедных детей из деревни не хватит техники.

Я думаю что комментарий тут приравнен к контенту. Поэтому ВК лидирует.

Ответить
0

Я наверное в какой-то параллельной реальности живу. У меня по статистике посты в пабликах видит от силы 5% от подписчиков, а в личном аккаунте 10%

Какой смысл делать контент, когда его видит настолько малая часть людей. Или его так много и публикуют, чтобы хоть как-нибудь покрывать аудиторию. Давно забросил эту площадку, как и все друзья из моего окружения

Ответить
0

5-10% от миллиона подписчиков это не плохой бонус)
Если посмотреть ВК  vc.ru с 800т подписчиками, у них пост просматривают 1-1.5%

Ответить
0

После короны тренд продолжит смещаться в онлайн, авторствовать стали те, кто вчера занимался только офлайн бизнесом илли консультациями. Теперь это не модное занятие, а вопрос выживания и роста.

Ответить
0

Очень странные ляпы в статье, особенно смутил "знак равно" - статья случаем не надиктована?

А за данные спасибо. Было бы ещё интересно узнать, для чего ведётся та аналитика.

Ответить
0

«При этом Tiktok с его компактными видеороликами сумел по объему публикаций обойти YouTube: быстрый контент легче делать, из-за чего ... ???»
А что же было дальше?

Ответить
0

И да, я хожу в соцсети не для зарабатывания денег на спаме

Ответить
0

Кто считается автором и активным создателем публикации?

Школьники, заливающие сотни тысяч хаотичных постов в группах ВК?
Кремлеботы в Instagram, которых с прошлой осени по госзаказу еженедельно штампуют новую армию, и заливают им фотки в профиль?

Эмоционально нестабильные создательницы Stories по 100 штук в день?

Или спам 15-секундных обезьяньих кривляний в китайской соцсети в надежде собрать миллион накрученных просмотров от индусов?

Не удивительно, что результаты исследования получились именно такими.
Статистика в нем сильно искажена, поскольку методология не отражает ни качество контента, ни уникальность пользователя.

Естественно, по такой статистике спамерские соцсети оказались выше своего реального места.

Ответить
–1

телеграм куда дели? или дуров не отдал данные, и вы решили не включать его в рейтинг вовсе? он же стабильно как минимум 3 место займет по ЛС

Ответить
0

Тогда и про ватсап бы упомянули, но эта аналитика не включает кровные мессенджеры

Ответить
–1

Инстаграм слишком запутанный, так и не разобрался толком до сих пор, хотя он установлен сейчас в смартфоне, очень редко туда захожу. ВК - пожалуй лучший. Фейсбук - слишком много цензуры, третий месяц подряд я там заблокирован , в основном там учёные и общественные деятели - самое то для меня. ОК - недавно вернулся туда, в основном там в друзьях люди из моего нового дома - Краснодарского Края. В Ютьюб давно ничего не выкладывал, но собираюсь , слышал там агрессивно удаляют видео по непонятным критериям , то есть аналог Фейсбука, хотя, хоть знаешь за что наказывают в Фейсбуке и Твиттере (кто-нибудь заходит в Твиттер в России кроме журналистов?), в отличие от положения с Ютьюбом...

Ответить

Комментарии

null