«Вы больше не владеете вещами, которые покупаете»: Vice о том, как производители искусственно состаривают устройства Статьи редакции
Почему желание Sonos перевести пользователей на новые аудиосистемы может ударить по экологии и безопасности данных.
Перевод колонки Vice.
В современную интернет-эпоху всё очевиднее факт, что потребители больше не владеют купленными вещами. Вместо этого мы тратим большие деньги на продукты, которые могут легко потерять функции или, что ещё хуже, — перестать работать исключительно по прихоти производителя. Например:
- Хабы управления «умным» домом за $300 Revolv перестали работать после того, как производителя купила Google.
- Sony отключала функциональность игровой консоли PlayStation 3 после продажи.
- Без объяснения причин прекращается доступ к купленным электронным книгам и цифровым копиям фильмов.
- Принтеры перестают печатать без платной подписки на чернила.
Последний пример — компания Sonos, которая 22 января объявила клиентам по почте, что с мая 2020 года перестанет поддерживать «устаревшие» звуковые системы: они не будут получать обновления безопасности и программного обеспечения.
«Устаревшие продукты были представлены в период между 2005 и 2011 годами. Учитывая возраст технологии, они не имеют достаточно памяти или вычислительной мощности для поддержки будущих инноваций», — говорится в электронном письме Sonos.
При этом «умные» колонки всё ещё работали, а пользователи, выложившие за них сотни и тысячи долларов, восприняли новость негативно.
В своём блоге Sonos заявляет, что у владельцев устаревшего оборудования есть два варианта: они могут продолжать пользоваться продуктами, понимая, что больше не получат новых функций, исправления ошибок или обновлений.
Или же воспользоваться программой trade-in старых устройств с получением 30% скидки на покупку новой аудиосистемы Sonos.
Первый вариант потенциально может создавать клиентам проблемы с безопасностью, так как устройства интернета вещей регулярно взламывают. В октябре 2019 года Sonos запустила программу trade-in, но в январе 2020 года компанию обвинили в расточительности из-за условий соглашения.
Пользователи старых аудиосистем могут активировать услугу trade-in и мгновенно получить скидку в 30%, но при этом на старом устройстве автоматически запускается 21-дневный обратный отсчёт для перехода в «режим переработки».
В этом режиме не только стираются данные пользователя — устройство отключается и становится полностью неработоспособным. Затем пользователь должен самостоятельно отнести устройство в пункт переработки или отправить его в Sonos.
Sonos не разрешает повторно активировать или продавать продукты, в которых запущен «режим переработки». Это делает практически бесполезной программу trade-in, которая была создана с целью минимизировать воздействие на окружающую среду.
Решение Sonos оставить покупателям два невыгодных варианта символизирует всю технологическую индустрию, в которой безопасность, устойчивое развитие и права потребителей остаются на заднем плане, считает эксперт Натан Проктор. Он руководит кампанией «Право на ремонт» организации Public Interest Research Group, которая призывает ремонтировать устройства, а не утилизировать.
«Эта проблема становится эпидемией», — сказал Проктор, отметив, что миллионы неподдерживаемых и устаревших устройств, подключённых к интернету, создают серьёзные риски безопасности в сфере интернета вещей, тогда как эту индустрию и так критикуют за недостаточную конфиденциальность и безопасность данных пользователей.
По словам Проктора, принудительное устаревание не только побуждает людей отказываться от хорошей и рабочей техники, но и создает её «срок годности», о котором потребителей не предупреждают во время покупки.
Некоторые компании разрабатывают специальные сервисы для переквалифицирования устаревших устройств. Так, в 2017 году Samsung совместно с iFixit запустила инициативу Galaxy Upcycling, в которой предложила разработчикам использовать старые устройства в сторонних задачах, например, создании майнинг-фермы или игровых аркадных автоматов.
А уже несуществующий производитель «умных» часов Pebble выпустил исходный код прошивки, чтобы привлечь сообщество разработчиков и подарить старым часам вторую жизнь.
Но большинство компаний гораздо больше заинтересованы в поднятии интереса и продаже следующей линейки продуктов, чем тратить деньги на то, чтобы старые клиенты остались довольны.
Эксперты по безопасности, например Брюс Шнайер, давно утверждают, что интернет вещей — это сломанный рынок, который создаёт как видимое, так и «невидимое» загрязнение.
Например, устаревшая «умная» камера может быть взломана и задействована во время распределённой атаки на популярный сервис. И когда-нибудь атака будет достаточно серьёзной, чтобы общественность обратила внимание на эту угрозу, считает Шнайер.
До этого момента разрозненные организации пытаются сформировать принципы устойчивости, безопасности и конфиденциальности пользователей.
Например, ежемесячный журнал Consumer Reports с обзорами продуктов работает над открытым стандартом, который будет включать в себя оценку безопасности и конфиденциальности. Это может помочь покупателям избежать недобросовестных производителей, прежде чем подключать к интернету новое устройство.
В целом большинство компаний и правительств остаются безразличными к этой угрозе. Но пока у людей ещё есть шанс придумать систему, которая поможет не причинить огромного урона планете в обмен на одноразовые вещи, считает Проктор.
Купил я значит колонку lg с алисой, так эта ман%#а не обновляется. Lg валит все на яндекс, яндекс на lg а я сосу %#* потому что, уже полгода эти колонки не получают обновления
Интересно, колонка устарела после вскрытия упаковки или выноса из магазина?
Пусть страдают хипстеры
У LG вообще плохо с обновлениями, как я понимаю. Мой LG G7, флагман 2018 года, последний раз обновлялся в октябре того же 2018 года.
а тема занятная, на лекарствах пишут срок годности, теперь надо таких говнопроизводителей обязать писать срок использования, их техногенного мусора. Заодно глядишь снова появится бытовая техника с 3-5 лет гарантии.
Не понимаю .ять, какое ОБНОВЛЕНИЕ может быть у КОЛОНОК?!!
Странная статья, сначала мимоходом упоминается реальное хамство производителей в виде отключения функций оплаченных потребителем устройств, а затем спускают всех собак на Sonos, который всего-навсего прекращает выпускать программные апдейты для устройств, выпущенных 15 (!!!) лет назад. При этом никак не ограничивая их дальнейшее использование.
Кто находит такую практику возмутительной - тому, видимо, повезло никогда в жизни не держать в руках технику Xiaomi, на которую обновления перестают прилетать уже спустя полгода-год после релиза (имею на руках Mipad, который так и не обновился с андроида 4.4, сетевой спикер, последнюю прошивку к которому выпустили нарочно запоротой, и сяомовский роутер свежего поколения, который, судя по всему, идеальным с конвейера вышел, т.к. за последний год на него ни одного апдейта не прилетело).
На Самсунге тоже не шлют обновления, если устарело.
Вывод: не надо предупреждать об этом официально, чтобы пользователи ничего не заметили и не нервничали
Все не совсем так. В моём случае от поддержки отключается устройство, которое перестали производить в 2016м, и ему совсем не 15 лет. Дальнейшее использование ограничивается тем, что вы не сможете использовать «старое» устройство в связке с «новыми» — Сонос заявили что сейчас работают над планом как именно это разграничение будет работать.
Всего навсего? Они не только поддержку прекращают - они еще и "режим переработки" сделали, после которого устройство нельзя использовать.
Нужно сроки эксплуатации техники принимать как мировой стандарт. К примеру смартофон должен работать и получать обновления прошивки в течении 3-5 лет. Холодильник, стиралка и другая домовая техника 8-10 лет.
Чем больше срок тем выше класс будет оборудования ... А если что то сломалось из-за производителя, то снять с него последнее штаны покупатели должны.
Комментарий недоступен
Вы заплатить-то за это готовы или на лишь словах не против, а как надо будет деньги отстегнуть, сразу купите с алиэкспресса без поддержки, но вдвое дешевле? Саппорт, внезапно, стоит компании денег и та, не желая нести убытки, переложит расходы на пользователя.
А если что то сломалось из-за производителя, то снять с него последнее штаны покупатели должны.Тот же вопрос. Усиление проверки качества / риски судебного разбирательства — это прогнозируемые расходы, которые будут заложены в цену.
Как заметили ниже в комментариях, существуют компании, которые продадут вам товар вдвое дороже аналога, но будут поддерживать его годами и это происходит без дополнительного регулирования. Вы может просто быть их клиентом, а не пытаться заставлять остальных оплачивать свои левацкие фантазии.
Статья весьма манипулятивная.
1. За купленный книги MS деньги вернула. Никто никого не кинул.
2. Отсутствие обновлений - это стандартная практика у всех. Начиная с какого-то времени устройства больше не поддерживаются.
3. Если вы купили устройство, а затем оно перестало работать - это повод для обращения в суд. В течении срока гарантии производитель обязан его поддерживать. Та же самая ситуация, что и с простым железом. Попробуйте добиться заводского ремонта, если гарантийный срок вышел. Фиг добьётесь.
Комментарий недоступен
1. При чем здесь книги и MS?
2. Да
3. Ставим срок гарантии месяц. Через 3 месяца вырубаем дивайс. Заставляем купить новый. Так нормально считаете?
Стиральная машина Kuppersberg вышла из строя (сломался электронный чип) ровно чернз месяц после окончания гарантии. После разговора с мастером выяснилось, что в в машинке 26 микросхем и у всех ломается именно данный модуль. Не покупайте у этих мошенников что-либо!!!
Вы купили говно, зарегистрированное русскими с якобы немецким названием и удивляетесь, что оно сдохло по окончании гарантии... Фэнтастик каунтри.
Так купили бы оригинал Kuppersbusch а не этот треш. А то купят Абибас вместо Адидаса а потом удивляются почему качество такое видите ли плохое ....
Вы понимаете разницу между мошенничеством и поломкой?
DELETED
Чето не понял, колонки, которым более 10 лет, перестанут получать обновления? При этом могут продолжать быть использованы или вообще сданы за 30%? А в чем проблема?
Очевидно, что фикс. Стоимость может иметь железка. Постоянная поддержка софта - постоянная работа, которая должна оплачиваться.
Если потребителей старого говна не много, то решение вполне адекватное
Да пиздец, этому железу уже реально 15+ лет, его невозможно поддерживать. Уважаемый журналист хочет невозможного
Сложно что-то читать у Vice - это основная помойка американского интернета
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Не понимаю нытья про колонки — они же продолжат работать, выполнять основную функцию, и вполне нормально, что последний софт нельзя поставить на девайс 9-15 летней давности.
Про чернила — это отдельная линейка принтеров, которые стоят почти даром, и позволяют _бесплатно_ печатать какие-то несколько листов в месяц (чернила, если закончатся, бесплатно пришлют). А для полноценного использования надо покупать подписку (но чернила опять же пришлют бесплатно после окончания).
Мне вот больше пример с Apple Watch показателен. Исторически часы были аксессуаром, который мог передаваться по наследству. А теперь это обесценилось настолько, что 5-летние часы стоят в районе 0. А 3-летние упали в 2 раза (при условии запечатанной упаковки).
Все как "Овертон" завещал.
Ммм, что там такого инновационного в софте появилось, что старые системы никак не потянут? Там ИИ завезли, квантовые вычисления или что? "Стандарт поменялся", а необходимость ВООБЩЕ новый стандарт вводить, кроме попытки продать одно и то же дважды имеется? Или это новый ".docX", который поразительно отличается от ".doc"?
От тактики HP "сыр в мышеловке" уже воротит. Сначала жить можно. Потом ой, пользователи благодарны, распространяем на все принтеры, ЗАТО цена на чернила в 2 раза дешевле. Потом ой, цена 1,3х, ой 1,5х, ой 1,7х, ой 2х.... не хотите - ну идите к конкурентам, принтер на помойку только занесите. Смысл в том, чтобы сделать можель подписки "нормальной и естественной".
А скотобазный Хром, которому 16гб мало - тоже скажете "ну что такого, что старые компьютеры не могут странички открывать, это норма"?
А с часами, наоборот (ИМХО), не показательно: условную 5-летнюю омегу можно и толкнуть и детям оставить, а умные часы, честно говоря, изначально уж очень оверпрайснутые были, так что ... Справедливая цена?
Еще до Apple Watch электронные часы перестали передаваться по наследству.
первые "звоночки", интернет-технологии, на которых завязана поддержка и эксплуатация купленных устройств, давно влияют на жизнь, и это не только колонки или "умные дома", холодильники, операционные системы и даже системы безопасности и видеонаблюдения, так, отнюдь не дешевые камеры домофонов одного производителя подключены к облаку, где хранят всю записанную информацию, через месяц бесплатного использования облака нужно оплатить абонентку или камера переходит в "демо-режим", который основательно режет ее функции 🤷🏻♂️ такими темпами скоро для утюга нужно будет оплачивать абонентку 🤦🏻♂️ покупка уже не означает возможность использования
Ну, так себе... Если продолжает работать, но не получает обновлений и новых функций - это ладно. Работает же, как и раньше. Производитель не обязан вечно поддерживать устройства и добавлять новые функции. К тому же, это может быть вообще технически невозможно. Плохо, когда производитель начинает пакостить, замедлять и портить работоспособность старых устройств обновлениями или вообще они перестают работать.
Если смартфон не получает обновления через 5 лет, это в целом логично,
но вот ситуации когда на старом телефоне перестают работать ранее работавшие вацап, ig и другие, это в корне неправильно.
Из первой ситуации и вытекает второе, что вотсап заточен под новые версии ОС, а не под старые. Ну и просто новый вотсап может иметь уже другой формат общения с сервером.
Просто обновлять прошивку уже проданных устройства экономически нецелесообразно, поэтому обычно максимум что делается - исправление критических багов
Лучшее что можно сделать - передать исходники энтузиастам в опенсорс
Только нужно законодательно это сделать... Перестали поддерживать продукт , сделайте код для работы с ним свободным.
Нормальная логика, чо. Когда их товаром начинают пользоваться бесплатно - включается шарманка про "каждый труд должен быть оплачен, бла-бла-бла...". А держать в голове, что за кусок говна они подсовывают потребителю в рыночных отношениях
им как-то не хочется.
Ну ок, а пользователям тогда проще как в Форсаже грабить грузовики с товаром и забирать его бесплатно. Ну потому что покупать его для потребителя "экономически нецелесообразно".
Ловко сонос всех нахлобучил. В первый раз когда увидел их «умную» колонку пару лет назад - сразу было понятно: лохотрон. В мире HiFi всегда была акустика отдельно, ресиверы отдельно. Те, кто вкинул тысячи евро в этот зоопарк - наивные фантики.
А если серьезно, будет весело лет через 10 посмотреть, как боинг и аэйрбас будут сажать самолеты на землю, а ловкие ребята джейлбречить какой-нибудь 737 max.
Что лично меня радует, так это то, что с таким системным подходом, разработчикам дефицит работы не грозит
В авиации очень важна сертификация и документы.
Технически джейлбречить можно и сейчас, но нести эти риски никто не готов.
Может просто не покупать продукты с вендор локом?
В системах умного дома не зря стараются завязать все устройства через свой хаб, не завися ни от производителя, ни от интернета.
Комментарий недоступен
А зачем покупать этот шлак?
Забыли "Самсунг Смарт ТВ" выпуска до 2010г -отключена поддержка ЮТуб-виджета.
г
Еще и Скайп прибили...
У меня один вопрос к потребителям зачем покупать ЭТУ шелуху?
Дивный новый мир. «Чем старое чинить – лучше новое купить.»
В статье написано "не получит обновлений". По мне так это логично - никто не будет выпускать обновления вечно...
Хотя бы потому, что это затраты - программисты бесплатно не работают.
Вопрос в том, насколько эти обновления нужны. Огромное количество техники прекрасно работает без "обновнений" годами.
Другие примеры, когда устройство становится фактически "не работоспособным" - это плохо.
так есть еще заводской предел прочности - гарантия+2 месяца. Потом обязон что-то из строя выходить начнет. Уже замечено ))
Отличный кейс И. Маску, для поднятия продаж на новые версии авто.....
просто минимум, что требуется от продавца, - честность. при продаже он должен явно и однозначно взять на себя обязательство поддерживать продукт не менее определенного времени, а пользователь/собственник должен понимать, на какое время НОРМАЛЬНОГО использования продукта он может рассчитывать. в результате механизмы конкуренции должны подталкивать пользователя к покупке у продавца, который предоставляет продукт тех же параметров, но с наиболее длительным сроком пользования. проблема в том, что сейчас этот минимум честности от продавца законом не требуется (точнее, продавцы нашли способ обойти законы, написанные без учета новых реалий).
Ничего не понимаю. Какое обновление у моих колонок "Радиотехника" с проигрывателем винила "Арктур"??? Вы чо там курите???
Комментарий удален модератором
Apple сейчас отказывается чинить мой iMac 2011 года, утверждая, что этот компьютер "винтажный"и для его починки нет запчастей!!!
Причина поломки - блокировка в результате действия пользователя по iClouD !!!
То есть Apple отказывается снимать блокировку компьютера!
p.s. Все документы о приобретении есть и предоставлены в Аппле.
Блин, вы угараете? У вас кипит с того, что производители перестают поддерживать старые системы и требуют, что бы их продукцией пользовались в соответствии с лицензионным соглашением? Окей, давайте вспомним, что недавно Микромягкие перестали поддерживать 7ю винду. Кто-то до сих пор сидит на этой лицензии, что теперь, ради небольшого количества олдфагов MS должны торати в год сотни тысяч, а то и миллионы долларов? Че у вас с этого не кипит? Или может вас смущает, что YouTube блокирует и удаляет пиратский контент? Ой, а может вас смущает, что в супермаркете вам не выдают бесплатно еду, которую вы до этого купили и уже съели?
Народ, очнитесь, с каждым днем технологии развиваются все быстрее. Компаниям так же не огонь, что пориходится все чаще и чаще обновлять ПО и модельный ряд. Выход нового на рынок, даже у таких гигантов как Яблоко или Микромягкие сопряжен со значительными затратами и потерями клиентов. Специальное состаривание это уже давно не более чем миф. Сейчас все стареет само по себе достаточно быстро.
вы отрицаете очевидные вещи. вся бытовая техника сейчас с искусственным старением, а в европе принимают специальный закон против этого. добро пожаловать в реальность.
Именно поэтому я отошёл от интернет-бизнеса и погрузился в товары. Именно производители товаров будут править этим миром уже очень-очень скоро