Борьба за SIM Статьи редакции
Колонка менеджера по продукту vc.ru о том, как смещается центр силы на рынке мобильной связи.
Еще одна лишняя деталь
Презентации iPhone 7 в сентябре 2016 года многим запомнилась решением Apple отказаться от традиционного разъема для наушников. Он слишком устарел и занимал в корпусе много места, которое в современных смартфонах становится всё более ценным и дефицитным, объяснила тогда компания свой шаг.
Если продолжить эту мысль, то можно легко найти еще один устаревший элемент, который также занимает слишком много дефицитного места в смартфоне — это разъем для SIM-карт.
Однако презентация Apple Watch Series 3 показала, что избавиться от него будет не так легко, как от разъема для наушников. Нужно договориться со всеми операторами связи, а они, судя по всему, пока не горят желанием убивать привычные SIM-карты даже в таком небольшом (с точки зрения трафика) продукте, как «умные» часы.
Кусок пластика с чипом
Основная функция SIM-карты — произвести идентификацию абонента в сети. Для этого на карте, которая представляет собой миниатюрный компьютер, хранится уникальный идентификатор и 128-битный ключ. Данные позволяют мобильной сети понять, что за абонент к ней подключается.
Система идентификации абонентов при помощи SIM-карт создана для того, чтобы пользователи могли без особых проблем менять телефоны — раньше для этого нужно было после покупки аппарата идти к оператору, чтобы тот перепрограммировал устройство.
Какое-то время SIM-карты также использовались для хранения контактов пользователя, однако эту функцию быстро забрали на себя облачные сервисы.
За 20 лет существования телефонные карты претерпели лишь несколько изменений: каждый раз от них отрезали всё больше ненужного пластика, чтобы, наконец, оставить только чип.
Что не так с SIM-картами
Несмотря на то, что SIM-карты были созданы для того, чтобы сделать использование смартфона максимально удобным, сейчас они являются основной преградой для рынка мобильных устройств. Причина не только в их размере, но и в самой идее.
Во-первых, одна SIM-карта — это один номер телефона, один смартфон, который может подключиться к сети. При этом у современного пользователя в большинстве случаев есть еще как минимум одно устройство, которое он постоянно использует — планшет или компьютер. Для этого приходится покупать еще одну карту с бессмысленным номером, по которому не позвонишь.
Во-вторых, SIM-карта жестко привязывает пользователя к одному оператору. Стоит абоненту выехать за пределы домашней сети, он сразу сталкивается с проблемами связи: высокие тарифы в роуминге, необходимость подключаться к местному оператору или использовать какую-нибудь SIM-карту для путешественников.
В-третьих, это небезопасно. Злоумышленник может получить доступ к данным пользователя в различных сервисах, переставив SIM-карту в другой телефон.
И, главное, это неудобно. Можно мгновенно открыть счет в банке, но по-прежнему нельзя сменить оператора за пару кликов.
Операторы vs. производители
Очевидно, что текущая схема выгодна бизнесу мобильных операторов: с каждым новым «умным» аппаратом абонента у оператора появляется новый контракт. При этом пользователь почти никогда не использует свои устройства одновременно — значит, можно не переживать по поводу резкого роста трафика сразу по всем подключениям одного абонента.
Кроме того, наличие физических SIM-карт заставляет пользователей посещать салоны связи, в которых можно предложить дополнительные товары и услуги.
На другой стороне мобильного фронта находятся производители устройств, которые стремятся окружить пользователя как можно большим количеством «умной» техники, постоянно подключенной к облаку. Их бизнес — сервисы и время, которое клиент в них тратит.
При этом производители смартфонов, которые стремятся делать все процессы максимально бесшовными, чтобы сохранять высокую конверсию, не могут проделывать то же самое с продажами — все мобильные продукты, которые они продают в своих магазинах, требуют от потребителя дополнительный шаг — привязку к оператору.
Операторы связи для таких производителей воспринимаются как посредники, которые создают дополнительные преграды по выстраиванию экосистем вокруг пользователей. При этом очевидно, что ссориться с такими посредниками нельзя.
Виртуальные SIM
Самый известный борец с посредниками Стив Джобс еще до презентации первого iPhone вынашивал идею отказа от эксплуатации существующих сотовых сетей. Основатель Apple хотел организовать отдельную сеть для смартфонов на базе нелицензируемых частот Wi-Fi-роутеров.
От идеи пришлось отказаться, но Apple всё равно продолжала искать решение и в 2011 году запатентовала систему на основе мобильного виртуального оператора: предполагалось, что с его помощью абонент может в любой момент выбрать любого доступного провайдера для iPhone без посещения офиса оператора.
Первую осторожную попытку выйти на рынок сотовых операторов Apple сделала в 2014 году, представив Apple SIM для iPad. Карта позволяла владельцам планшетов выбирать в меню операционной системы между краткосрочными тарифными планами операторов в США и Великобритании. Многие аналитики восприняли анонс с восторгом, однако дальнейшего глобального развития Apple SIM не последовало — эксперты предполагают, что компания не хотела портить отношения с операторами.
Потенциал eSIM
Новая попытка изменить ситуацию на рынке — стандарт eSIM. Это встроенный в устройство чип, на который можно загрузить информацию об операторе удаленно. Таким образом пользователь может не переставлять SIM-карты, а просто загружать разные профили операторов.
С помощью eSIM ИТ-компании смогут максимально упростить процесс подключения новых устройств к облаку — после покупки очередного «умного» аппарата достаточно выбрать подходящую иконку в меню устройства.
Впрочем, пока производители мобильных устройств действуют очень осторожно, чтобы не испортить отношения с операторами. Первые «умные» часы с поддержкой eSIM выпустила Samsung в 2016 году, в сентябре 2017 года аналогичную функцию добавила Apple в свои Watch Series 3.
Часы дублируют данные со стандартной SIM-карты, встроенной в смартфон. Если компании смогут договориться со всеми операторами о поддержке связи в часах, вполне возможно, что эту функциональность вскоре перенесут и на смартфоны. Однако новый стандарт хранит в себе «опасный» потенциал для рынка.
С отказом от физических карт операторы теряют рычаги удержания клиентов — смена оператора становится такой же простой процедурой, как смена Wi-Fi, а управление связью постепенно может перейти к таким компаниям, как Apple, Google или Samsung.
Например, представьте виртуальный мобильный оператор, который привязан к Apple ID или аккаунту Google и обеспечивает связь сразу на всех устройствах пользователя. Достаточно авторизоваться под своим профилем на смартфоне, и он автоматически подключится к нужному оператору — это абсолютно бесшовное взаимодействие.
Или даже больше — новый оператор сможет работать сразу со всеми сотовыми провайдерами. В каждый момент времени он определяет, какой из операторов обеспечивает лучшую скорость, и использует его мощности.
Такое развитие событий может ударить по амбициям компаний связи, которые не захотят стать простыми поставщиками. Однако инициатива уже перехвачена — производители смартфонов уже давно принуждают провайдеров подстраиваться под их стандарты.
С eSIM может случиться такая же история. Ведь если Apple, Google и Samsung смогли договориться с консервативными банками, то почему бы не сделать то же самое с операторами.
Комментарий удален модератором
Я думаю, что Google, Samsung и другие производители таким же образом будут договариваться со всеми операторами. То есть вместо условного «Билайн», «МТС» и «Мегафон» могут появиться условные Apple Mobile, Google Mobile и так далее.
Если глядеть на платежные системы - очень на то похоже. Формально чипом NFC для бесконтактных платежей может пользоваться любое банковское приложение (при наличии секьюрного хранилища в телефоне). Но по факту всех тянут в вендорские платежные системы.
Нет, не будет такого. Для производителя — это бессмысленный костыль + борьба с местным рынком. Так и оставят на поддержке у операторов. Разница будет лишь в том, что физически оператора и посещать не придется. Подключился к WiFi, зашел в настройки, выбрал оператора и тариф. Примерно так сейчас это и работает на виртуальных симкартах в последних iPad (ЧСХ — только на cellular версиях).
Комментарий удален модератором
Мягко говоря, вы не правы. В мобильных устройствах появится возможность загрузки "виртальной" сим-карты. И никакой привязки к производителю не нужно. Включаете устройство, оно показывает доступных 4 сети, выбираете подходящий, пользуетесь. Уехали во Владик- загрузили профиль другого оператора, пользуетесь.
Комментарий удален модератором
Apple, Google и Samsung это не операторы. Для этого в каждой стране присутствия им надо юридически прописываться как операторы, а цели стать "трубой" у них нет. Главная цель производителей- клиент всегда должен быть на связи и пользоваться услугами. Поэтому они хотят реализовать программно-аппаратное решение для быстрого переключения между "трубами". Трубы сопротивляются. Дебилы блядь просто не хотят признать, что они давно просто трубы, тратят туеву хучу денег на всякие сервисы и контент-проекты, а абоненты с той же безразличностью раз за разом их потуги игнорируют.
Какой Samsung Mobile в iPhone... 😔 Каждая компания будет выстраивать систему только для своих устройств. Что очень логично.
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Да, и они офигели ... Вы вполне подробно описали логику их телодвижений в сторону привязки к себе всеми возможными и невозможными способами.
И тем временем Apple берет по 7 баксов за каждую активную eSIM карту в Apple Watch, каковые расходы оператор радостно перебрасывает на абонента...
агентство Одна Муртазин Сказала?
откуда инфа про $7?
6.99
Сегодня получение новый SIM-карты — безумно долгий по современным меркам процесс. А поменять симку в другом регионе — вообще отдельная песня.
Другой вопрос, что если нет симки, то контроль за привязкой конкретного телефона к физическому абоненту сразу усложняется и государства не слишком в этом заинтересованы. Так что в реальности мы уже будем ездить на беспилотных автомобилях и заселять Марс, а симки всё так же будут в ходу.
Симка покупается безо всякой идентификации вполне легально. Есть, правда, страна-исключение.
Не усложнится, а упростится)
Что автоматически приводит нас к реальному смыслу внедрения Face id
Тейлефонные номера должны умереть, это старое наследие 20-го века.
Во-первых потому что это исчерпаемый ресурс, который контролируется государством - т.е. с появлением большого количества устройств (планшеты, часы, а ближайшем будущем волна IoT устройств) которым всем нужен выход в инет, номерной емкости может и не хватить.
Во-вторых - потому что номер на самом деле вам безоговорочно не принадлежит.
Уже сейчас операторы экономят и начинают повторно использовать номера, если вы за них не заплатили, потеряли и не смогли восстановить и т.д.
Т.е. чтобы номер был у вас вы должны постоянно платить, так или иначе, такой крючок.
Если вы не смогли восстановить номер симки по каким-то причинам, то WhatsApp например или другой мессенджер - ваши предыдущие контакты не смогут с вами коммуницировать.
Но это же бред какой-то, если разобраться.
Ну и безопасность страдает с номером - можно пробить человека, вычислить привязанную карту для оплаты и много других моментов.
Верное замечание. Хуже того, взлет мессенджеров, автоматически подцепляющих контакты по телефонной книге, смерть этих самых номеров заметно оттянул. И хотя сейчас уже не 2005 и голосом вообще не проблема связаться, зная только мэйл или профиль FB, момент перехода на не-телефонные идентификаторы выглядит упущенным.
>острожно
Какая чудесная описка от слова "острог" :)
Ну точно, а сейчас операторы поставщики сим получается, а не инфраструктуры?
Cейчас операторы полностью контролируют профиль абонента, который зашит в SIM и ни когда не отдадут этот контроль кому-то в ЛЮБОМ форм-факторе SIM. Помните проект смартфона Xiaomi c Soft SIM? Убит операторами.
А вот уже сделали загрузку профиля по воздуху - те смену оператора в один клик ))
http://www.comfortway.com/
Ну а с программными SIM абонента будут контролировать *и* операторы, *и* вендоры устройств... Не сумеют Xiaomi договориться с Мегафоном о поддержке Yota, например - не будет у вас безлимита.
Какую же х**** я сейчас прочитал? Серьезно, блядь? Автор просто написал тупую безммвсленную телегу чтобы вернуться на тему "что будет после sim". С точки зрения рынка все написанное хуйня от первой до последней буквы. И про "сэкономленное место от беспроводных ушей" хуйня, но главная хуйня это Apple vs операторы. Эти операторы по факту являются главными дистрибьюторами iphone - это они по факту обеспечивают режим рассрочки. Шли бы все iphone по цене Never Locked - закончили бы как Верту уже давно
Извините, зная Apple, несложно догадаться что наличие даже маленькой •чужой• сим-карты в •их• телефоне, ежемесячно кушающей $40-$50 со счета клиента, не сильно им нравится = за 2 года набегает как раз $1200, но ведь и дальше капает. Выбирать вроде особо не из чего (AT&T / Sprint / Verizon / T-mobile), но это как посмотреть.
Ведь Apple обычно если и даёт выбирать, то между ощутимо дорогим, и запредельно дорогим (особенно относится к копеечным аксессуарам, продаваемым за $50-$100)
Мне показалась статья весьма важной - сменой формата симки Apple изматывает прежде всего _мобильных операторов_, которым, как никак, надо их выпускать во всех форматах и переобучать _десятки тысяч_ сотрудников в разных странах мира на тему того, куда какие симки вставляются, а куда нет. Теперь, когда телефонов стало аж 5 (+1 часы), это еще запарнее запомнить.
Знаете как, от всякой зависимости (и об этом пишет автор), в каналах продаж, хочется в первую очередь как можно скорее избавиться, даже если она существует в виде mexican standoff - любой кто первый попробует шевельнутся, всем сделает плохо.
Через 2 года уже пора следующую модель покупать и мобильный оператор опять под это дело даст "рассрочку". История про войны Apple с мобильными операторами это как история про войну кошки с сосисками.
Yevgen, автор статьи заметил конфликт интересов - и подробно описал в чем он заключается и что может происходить дальше.
Вы утверждаете, что конфликта нет, есть симбиоз, и все счастливы.
При этом _точных_ нюансов соглашения Apple с операторами мы не знаем.
Предлагаю на этом остановиться.
Операторы заинтересованы в сотрудничестве потому, что смартфоны сильно стимулируют использование сетей. А если оплата будет происходит через какой-нибудь сервис гугла или эпла, то это будет автоматизировано и удобней чем сейчас. Не все пользуются контрактами с автоматическим списыванием со счетов и операторы теряют деньги, когда симки простаивают с нулевым балансом.
Afaik - тренд в США - это абонентская плата в $50 (и выше) - с включенными безлимитными местными разговорами, и фикс. кол-вом Гб в тарифе, и возм. докупать Гб.
У нас тоже операторы стараются сделать так, только разговоры ограничивают пакетами минут.
Это выгоднее всего для оператора, потому что фокус использования трубок (и планшетов особенно) - переносится на Internet доступ, и различные сервисы поверх него, а голосовой канал грузит сеть меньше, чем интенсивный Интернет траффик.
Знаете какая статистика продаж айфонов без контрактов? У нас понятно, что 100%, а вот интересно какая статистика в UK/US? Я что-то гуглил и не нашел ничего.
А похоже прячут данные об этом ... попробую тоже поискать.
По данным той же статьи - по ссылке выше - у Apple проблемы с фирменными магазинами были (и росли) еще в 2015 году = покупали в них 1/3 от прямых покупок (остальные 2/3 покупали онлайн), что, похоже, не способствовало окупаемости этих точек. Потому что 1/3 от 11% на 287 (на 2015 год) магазинов, это не очень много :(
Apple неплохо шифруется на эту тему. В статистику ставит конечно же общие продажи.
Но по косвенным данным - не сильно они радуются тому что прямые продажи в районе 10% от общих (это в США).
Оригинальная статья об этом на WSJ, а ее копия тут
http://www.marketwatch.com/story/iphone-buyers-increasingly-avoiding-apple-stores-2016-04-08
"Consumer Intelligence Research Partners said 11% of U.S. iPhone buyers purchased phones directly from Apple in 2015, down from 16% two years earlier. Meantime, the share of U.S. iPhones bought at stores and websites operated by wireless carriers rose to 76% from 65% over the period. The remaining phones were purchased from other retailers, such as Best Buy Co."
Интересная инициатива
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
[здесь будет смешная шутка про ответ на удаленный комментарий]
Комментарий удален модератором
Вот нет же.
Но близко!
Представь: купил часы, телефон или что у нам там будет еще в будущем, авторизовался и всё — устройство подключилось к нужной сети, облаку.
Бесшовное — это если приехал в другую страну, оператор сменился автоматом без вообще твоих действий. А тебе потом просто счёт выкатили, но без предварительных действий. Так ещё и оплатил одним же способом автоматически.
Да, так и есть. Если условный Apple договориться с большинством операторами в мире (как это сделали с Apple Pay), то такой виртуальный мобильный оператор будет работать везде без необходимости что-то менять в настройках или подключать новую услугу — как TruPhone и подобные.
И без малейшей возможности что-то поменять в Личном Кабинете, и без конкуренции .. Съездил 1 раз в Италию - принудительно включился роуминг пакет Адриатика за $99 в месяц, снятие произведено за год, для Вашего удобства (for your convenience).
Пачпорт (права) засканировал, отпечаток пальца сдал, Face id сверил, небольшой видео IQ тест прошел, получил подтверждение приемки и обработки биологических материалов ближайшим Apple Watch Service ... и звони кому хочешь!
Ну вот уже почти eSIM www.cwsim.com Те технология, которая внутри работает и с чипом ;) Детали технологии www.tapmobile.one
Взлёт aSIM 2020 где-то. Но кому интересно, например, в любое мобильное приложение уже сейчас включать модуль мобильной связи, давайте обсудим ;)
Все так и у всех все правда! Самое важное и ценное во всех схемах - это персональные данные человека. Они уникальные и нескончаемые - бесконечный ресурс. Вот что должно быть на первом месте. Все остальные - операторы, производителе железа и контента - это обслуга. И она должна обслуживать персональные данные.
Капнул капельку крови в смартфон и там у тебя сразу и связь и банк, и медицина
Александр, про капельки интересно сказали :) Отпечатки пальцев, сетчатки, 3d модель лица, половых органов и кхм, афедрона = действительно уникальны, а кровь всего нескольких групп.
Далее про кровь -
Тетенька, которая _всего_ за $100 предлагала по 1 мл крови делать клинический анализ (это в 5-10 раз дешевле чем в среднем в Штатах), в итоге громко обанкротилась - анализ возможен только на бОольшем объеме материала, требующего особых условий взятия, хранения и перевозки.
Если про выплаты донорам в РФ - "объем крови в 30 мл, сданный для анализа, не считается и не оплачивается". Если донор соотв. ограничениям, то "800 рублей за одну порцию крови (450 мл)" http://nsovetnik.ru/donory/kak_stat_donorom_krovi_pravila_sdachi_krovi_skolko_platyat_lgoty/
Это я все к тому, что персональные данные нищебродов имеют нулевую ценность, в отличие от их предпочтений в марках лапши быстрого приготовления :)
Что, простите?