{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Как прекратить фейковые заказы на Озоне

Рассказываем, как нам удалось решить болезненную для многих селлеров проблему – ликвидировать фейковые заказы от конкурентов с целью вызвать убытки и понизить рейтинг селлера на маркетплейсе.

С чего все началось

В декабре 2023 года к нам за помощью обратился Дмитрий Логинов, CEO интернет-агентства «Четвертый Рим» и по совместительству селлер на Озоне в магазине «Plex me!».

Дмитрий больше года продавал на Озоне джутовые изделия и канаты. Дела шли хорошо: он попал в топ-10 селлеров в своей нише. Но в этот момент начались проблемы – стали приходить заказы на оптовые партии товаров с отгрузкой в отдаленный регион, и после поступления в ПВЗ заказ отменяли. В компании поняли, что имеют дело с конкурентами: в дни фейковых заказов показатели были аномальными.

Показатели в дни фейковых заказов

В результате этих действий:

  • Селлер не мог продавать товары настоящим покупателям
  • Селлер вынужден был платить Озону комиссии за обработку заказов и логистику
  • Товары после отмены заказов возвращались не на склад отправки, а на ближайший к адресу доставки склад Озона
  • Индекс локализации селлера ухудшался и из-за этого росли расходы.

Историю в деталях до обращения к нам Дмитрий описал в этой статье.

Разумеется, Дмитрий не игнорировал фейковые заказы от конкурентов и пробовал разные способы борьбы с ними:

Прямые обращения в техподдержку ОЗОН ничего не давали. Мы получали одинаковые отписки по каждому нашему запросу, которые нам совсем не помогали:

Какие меры приняты, и приняты ли они вообще — нам было не известно.

Даже после того, как мы вышли на одного из топ-менеджеров Озон, проблема не сдвинулась с мертвой точки. Нам посоветовали перейти на систему продажи RealFBS и самим контролировать отправки клиентам.

Надо сказать, что мы воспользовались этим советом. И закономерно получили бан от Озона за большое количество отмен заказов, т. к. конкуренты продолжили выкупать наши товары, мы их отменяли, а это нарушение условий договора с Озон.

Круг замкнулся. Продажи встали

Дмитрий Логинов, селлер на Озоне в магазине “Plex me!"
Ответ поддержки Озона Дмитрию

С точно такой же проблемой столкнулся и другой селлер – магазин «Фабрика джута “ТЕПЛО”». Дмитрий предложил его менеджеру Кристине Федоровой также обратиться к нам.

Таким образом, перед нами стояла задача: прекратить фейковые заказы от конкурентов в отношении двух селлеров и вернуть уплаченные комиссии.

Анализ вводных и выбор стратегии

Мы начали с того, что изучили документы Озона, обращения селлеров в службу поддержки и прочие вводные. Это позволило сформировать правовую позицию и понять, какие инструменты борьбы с фейковыми заказами будем использовать.

Затем мы созвонились с Дмитрием и Кристиной и согласовали стратегию действий:

  1. Направляем претензии в адрес Озон от каждого селлера с требованием прекратить фейковые заказы.
  2. Если претензии в адрес Озон не дают результат, то ищем контакты конкурентов и направляем претензии им. Несмотря на то, что в Озоне не указаны эл. почта и номер телефона магазина, есть законные способы их узнать.
  3. Если претензионная работа не дает результат, то обращаемся с заявлением в ФАС, чтобы возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.

К счастью, нам не пришлось проходить все этапы стратегии, и мы получили результат уже на первом.

Претензионная работа

Поскольку жалобы на фейковые заказы в службу поддержки на протяжении нескольких месяцев были бесполезны, мы решили обратиться к Озон официально и юридически корректно. Так, чтобы наш вопрос рассмотрел юридический департамент.

Для этого мы направили в адрес Озон претензии от обоих селлеров, в которых:

  • Рассказали о нашей проблеме;
  • Привели доказательства фейковых заказов;
  • Сослались на закон и документы Озона;
  • Выдвинули несколько требований к Озону.

Требования к Озону мы обсуждали с Дмитрием и Кристиной, чтобы понять, какие из них адекватны в сложившейся ситуации.

В итоге наша претензия содержала множество разных требований, чтобы у Озона была свобода выбора в том, как решить нашу проблему. Разумеется, мы потребовали, помимо прочего, провести внутреннее расследование и деактивировать личный кабинет недобросовестного конкурента, а также вернуть уплаченные комиссии.

Юристы Озон своевременно рассмотрели претензии и вступили с нами в переписку. Мы общались с ними около двух месяцев и параллельно искали контакты конкурента, которого подозревали в фейковых заказах. И нашли.

Правда, обращаться с претензией к конкуренту нам не пришлось – по итогам переписки Озон пошел нам навстречу.

К сожалению, в персональном менеджере или возможности самостоятельно отменять фейковые заказы нам отказали, но зато согласились на некоторые другие требования.

Например, для Кристины Озон установил специальные настройки, чтобы можно было ограничивать количество товаров, которые могут быть проданы одному покупателю в сутки.

Чего мы добились

По итогу претензионной работы и длительной переписки после неё:

  • Прекратились фейковые заказы в отношении обоих селлеров (Озон не поясняет, какие именно меры он принял к конкуренту, но эти меры помогли)
  • Озон вернул обоим селлерам уплаченные комиссии по фейковым заказам за все предыдущие месяцы.
Приятная новость из чата
И еще одна

Вывод

Селлеры сталкиваются с фейковыми заказами и, чаще всего, считают, что эту проблему нельзя решить. Мы убеждены в обратном: юридически грамотная и проактивная деятельность дает результат.

______

Если вам нужна помощь в борьбе с фейковыми заказами от конкурентов на маркетплейсах, пишите нам.

Артур Бабалов
Юрист Рунетлекса
0
36 комментариев
Написать комментарий...
КриптоChronicles

Звучит как настоящая борьба в мире селлеров.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Молодцы юристы, проделали серьёзную вдумчивую работу!

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Большое спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

Делаем вывод - вся эта публика шевелится только когда чувствует юридическую угрозу. Все эти друзьяшки-обнимашки в переписках не более чем ноль эффекта. Сразу пишите на чиновничьем языке.

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Здесь скорее вопрос в индивидуальном подходе. Когда мы перешли на этот уровень, то коллеги из Озона оперативно реагировали и шли нам навстречу.

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

Писать в саппорт это недостаточный уровень?))

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Наш опыт показывает, что этого не всегда достаточно.

Поэтому мы подняли вопрос на рассмотрение юридического департамента.

Ответить
Развернуть ветку
Anti Anti

Из статьи окончательно очевидно, что фейковые заказы выгодны Озону и делать он с ними ничего не собирается, кроме отдельных, никак не влияющих на статистику случаев, когда конкретный селлер начинает донимать Озон по юридической части. А так-то, наверное, это вполне предмет для коллективного иска.

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Кажется, что здесь вопрос в том, насколько много таких фейковых заказов в разных категориях.

Если это частая практика, то вряд ли маркетплейс заинтересован в том, чтобы перегружать своих юристов претензионной работой с пострадавшими селлерами.

Ответить
Развернуть ветку
Anti Anti

Сомневаюсь, что у многих селлеров есть ресурс юридически шпынять Озон.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав

"Прекратились фейковые заказы в отношении обоих селлеров (Озон не поясняет, какие именно меры он принял к конкуренту, но эти меры помогли)"

Это затишье перед новой волной или Озон разрабатывает систему антифрода?

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Озон и антфрод это лол. На аккаунт моей жены так зашёл кто-то левый (то ли пароль оказался скомпроментирован, то ли их просто взломали — были такие сообщения) с необычным IP-адресом из другого города, поменял телефон, имя, сделал заказ в другой город за баллы (которых там не должно было быть, так как Озон обманул с возвратом), а Озон вообще ничего не смутило и деньги возвращать отказался даже по досудебной претензии. Буквально, заходи кто угодно, делай что хочешь. С тех пор Озоном не пользуемся. На-е-баллы в самом буквальном смысле.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав

Недавно искал в вебверсии кнопку выход. Так и не нашел. Логинился не на своем компе. Пришлось чистить куки.

Похоже в погоне за статистикой алгоритмы Озон жертвуют безопасностью. Хорошо, что у меня ни одной карты не привязано.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon

Вячеслав, здравствуйте. Чтобы выйти из аккаунта в вэб версии, в личном кабинете в разделе "Настройки аккаунта" нажмите "Моя учётная запись". Там увидите кнопку "Выйти из аккаунта". Там же можно посмотреть все сеансы и устройства, с которых был вход в ваш аккаунт. И осуществить выход с любых из этих устройств.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon

Здравствуйте. На сайте https://docs.ozon.ru/common/my-settings/bezopasnost/pravila_lichnoy_bezopasnosti/?country=RU рассказываем, как обезопасить аккаунт. Поделитесь ID регистрации супруги - первые цифры номера любого её заказа до дефиса. Разберёмся в ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Единственный 100% способ обезопаситься — не пользоваться вашим недалёким сервисом.

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Надеемся на второй вариант)

Ответить
Развернуть ветку
Роман
Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Можем помочь, напишите на [email protected] или прямо Артуру в телеграм @ArthurBabalov

Ответить
Развернуть ветку
LabO

Люди разные нужны, люди всякие важны

Ответить
Развернуть ветку
I Love Leasing

Прикольное решение, но ограничение на количество в одни руки прям напрашивалось сразу с заголовка. А есть возможность настройки регионов?

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Думаю, что узнаем это в наших будущих кейсах. Обязательно поделимся!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов

Непонятно, что теперь мешает конкурентам продолжить свою диверсионную деятельность? Значительное ограничение на количество товара одному покупателю?

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Скорее всего Озон таки принял меры к конкуренту, ответственному за фейковые заказы.

Озон ведь тоже не заинтересован в том, чтобы каждый месяц согласовывать с селлером возвраты комиссий по фейковым заказам.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов

Какие меры? А главное к кому, или конкурент из под своей официальной учётки делал заказ? :))
Потом, что значит фейковый заказ? Заказ сделан по правилам и отменён по правилам, в чём могут быть юридические претензии?

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Про меры сложно сказать. Идеи есть, но не хочется быть голословными)

Что касается фейкового заказа, то он как раз противоречит правилам. Это не только недобросовестная конкуренция с точки зрения закона, но и Озон в своих документах запрещает такую деятельность под угрозой блокировки.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав

2 месяца это онлайн переписка или через почту?

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Начали с электронной почты, а потом перешли в чат техподдержки.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав

Письмо отправленное по электронной почте имеет такую же юридическую силу, как бумажное письмо отправленное по почте с уведомлением?

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов

да, если отправлено на официальную почту, которая указана в реквизитах

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав

А если они его просто оставят в непрочитанных? С какого числа мне отсчитывать 30 дней?

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав

"К сожалению, в персональном менеджере или возможности самостоятельно отменять фейковые заказы нам отказали, но зато согласились на некоторые другие требования."

Вот этот пункт мне больше всего нравится.
Вообще было бы круто, если бы продавец видел количество покупок пользователя озон. Мол зарегистрирован 3 года назад. Совершил 100500 заказов. Процент выкупа такой-то.
Я б такому отправил крупную партию.

Ответить
Развернуть ветку
Тот самый партизан

Почему просто не отключили зону доставки? Это просто выгоднее.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Bocheverov

Ни Озон, ни другой Маркетплейс до сих пор не может ввести возможность продавцам добавлять покупателей в черный список.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Федорец

К сожалению тоже столкнулись с проблемой ((( 2 недели назад прошло 2 заказа фейковых, и вот еще один заказ на тот же ПВЗ, большое количество товаров, нелогичный состав заказа. Поддержка Озон ничего подозрительного не видит (((( У нас очень узкая ниша товаров, конкурентов немного. Если бы можно было вычислить данные покупателя то думаю нашли бы кто этим занимается. Вот только как это узнать если заказ со склада Озон?(((

Ответить
Развернуть ветку
Перламутрово-Мышиный

Хоть у кого-то получилось! Озон свиньи, конечно, хоть премиум продавцам давали бы возможность защититься от фейк заказов, а еще лучше всем селлерам

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда