Магазины-склады с дешёвыми продуктами: что известно о «таинственной» сети «Светофор» с выручкой почти 200 млрд рублей Статьи редакции
Её основатели вдохновились успехом Walmart и открыли сеть магазинов с минимальным оформлением. В 2021 году они попали в список Forbes, но о них никто ничего не знает.
Сеть продуктовых «Светофор» насчитывает 1700 магазинов в России и работает в других странах, в том числе в странах Европы. Однако компания не такая публичная, как X5 Retail Group или «Магнит», поэтому о ней почти ничего неизвестно.
В 2021 году название «Светофор» дважды прогремело в новостях:
- 13 апреля аналитики Infoline поставили «Светофор» на седьмое место в списке крупнейших в России сетей товаров повседневного спроса. Ритейлер стал самой быстрорастущей сетью с выручкой 189 млрд рублей в 2020 году (рост за год на 39%).
- 22 апреля Forbes впервые включил основных владельцев в рейтинг 200 богатейших бизнесменов России. Валентина Шнайдер, мать основателей «Светофора» и совладелица в части юрлиц компании, заняла 182 место. Журнал оценил её состояние в $650 млн.
«Светофор» развивают предприниматели из Красноярска, которых когда-то вдохновил успех дискаунтера Walmart.
За 11 лет работы они не делали никаких публичных заявлений и не давали интервью, пока в их бизнесе разбирались деловые издания — Forbes в 2017 и The Bell в 2021 году.
На основе материала The Bell и других открытых источников собрали главное о том, что известно про «Светофор» и его подход к работе с магазинами и поставщиками.
Что известно об основателях «Светофора» и как росла сеть
Первый магазин «Светофор» открыли братья Сергей и Андрей Шнайдеры в Красноярске в 2009 году.
Опыт в торговле у них уже был — семья владела сетью пивных магазинов «Напильник», которую в 2015 году обанкротил «Сбербанк».
Шнайдеры — непубличные люди и не общаются не только с журналистами, но и с потенциальными партнёрами.
Для открытия первых двух магазинов в Красноярске и Ачинске Шнайдеры взяли кредит на 200 млн рублей в «Сбербанке». Старшего брата, Сергея Шнайдера, вдохновила концепция Walmart, и он решил её повторить в России.
До 2013 года сеть развивалась только в Сибири: 80 магазинов «Светофор» покрывали Красноярский и Алтайский края, Читу, республику Хакасию, Томскую, Омскую, Кемеровскую, Новосибирскую и Иркутскую области.
- 2014 год — сеть выросла до 175 магазинов и вышла в новые регионы: Тюменскую, Свердловскую и Челябинскую область, Приморский край, Ханты-Мансийский автономный округ и республику Башкортостан.
- 2015 год — «Светофор» вырос в три раза, до 550 магазинов.
- 2017 год — компания запустила гипермаркеты под вывеской «Маяк». Магазины «Светофор» открываются в Казахстане и Беларуси.
- 2018 год — сеть достигла 1000 магазинов.
- 2018 год — сеть вышла в Европу под брендом Mere, первый магазин открылся в Румынии.
2019 год — открылся первый Mere в Германии, магазин стал конкурентом местных сетей Aldi и Lidl.
- 2020 год — магазины Mere открываются в Литве, Польше, Украине.
- 2021 год — сеть насчитывает более 2200 торговых точек в России, СНГ, Европе и Китае. Открыт первый магазин в Сербии.
В планах компании в ближайшее время запуститься в Испании, Франции, Греции и Великобритании.
Почему в «Светофоре» всё дёшево и как устроены его магазины
Главная особенность сети — продукты дешевле, чем в магазинах других сетей. Разница может быть в полтора или даже в два раза, пишет The Bell.
Руководитель одной из торговых сетей в разговоре с изданием предположил, что основатели с самого начала хотели сделать магазины для россиян, которые живут крайне бедно.
Сам «Светофор» заявляет, что его аудитория — это семейные люди со средним доходом или ниже среднего, которые планируют свои покупки и посещают магазин один-два раза в неделю. Также ритейлер обещает покупателям цены на 20% ниже, чем у других.
В «Светофоре» продаются в основном товары длительного хранения — консервация, замороженные продукты и товары не требующие специальных условий хранения. Магазины закупаются как через логистику «Светофора», так и самостоятельно. Из-за этого ассортимент в них сильно отличается.
Скоропортящиеся продукты, например, хлебобулочные изделия и торты, в магазинах не продаются. Судя по комментариям покупателей, ритейлер недавно отказался от поставок замороженного мяса в некоторых городах.
Предлагать низкие цены «Светофору» позволяет жёсткая экономия практически на всём:
- Ритейлер закупает товары напрямую у производителей.
- Ассортимент магазинов — не более 2000 наименований.
- В магазинах нет мерчандайзеров и работников торгового зала. Всего на точку площадью 1000 м² приходится 10 сотрудников, рассказал The Bell Александр Митрохин, директор по развитию «Светофора» в Санкт-Петербурге.
- Компания арендует помещения на городских окраинах и в промзонах.
Внутри торговые точки средней площадью 1000 м² похожи склады, а не на магазины: все товары выставлены на паллетах — деревянных подставках для грузов. В «Светофоре» это называют «аскетичным оформлением торгового зала».
Компания открывает магазины в городах и поселениях, где живёт не меньше 15 тысяч человек. Расстояние между двумя торговыми точками должно быть больше пяти километров.
«Светофоры» и «Маяки» редко открываются в густонаселённых районах, покупатели добираются до магазинов на общественном или личном транспорте. Поэтому сеть требует от арендодателей организовать для посетителей парковку на 30-40 автомобилей.
В агентстве коммерческой недвижимости RentQuick рассказали The Bell, что искали «Светофору» помещение в Московской области с арендной ставкой до 300 рублей за 1 м².
По данным RentQuick, в 15 км от МКАД 1 м² коммерческой недвижимости стоит от 800 до 1500 рублей без учёта коммунальных платежей, содержания здания и уборки. А «Светофор» хотел, чтобы за 300 рублей было всё включено.
В обмен компания предлагает арендодателям до 2% от оборота магазина сверх арендной платы, рассказали The Bell два источника на рынке.
У «Светофора» сложная структура с множеством юрлиц, но основным владельцем остаётся семья Шнайдеров
Примерно 1,7 тысячи «Светофоров» и «Маяков» оформлены на сотню ООО в разных регионах, пишет The Bell. Братья Шнайдеры остаются основными владельцами компании.
Кроме них есть миноритарные акционеры — родственники Шнайдеров, а также старые соратники и несколько ключевых менеджеров. Так, их мать — Валентина Шнайдер в 2017 году имела долю более чем в 50 юрлицах сети.
У сети децентрализованная структура: после открытия десятка магазинов в регионе регистрируется юрлицо, в котором руководитель получает миноритарную долю.
Юрлица называются примерно одинаково — «Торгсервис» и номер региона, в котором оно работает. Например, торговые точки Алтайского края объединяет юрлицо «Торгсервис 22». «Маяки» открываются по такой же схеме под юрлицами «Восторг».
За операционное управление отвечает Андрей Шнайдер, а за стратегию — Сергей. Но при этом они соревнуются, собирают команды менеджеров в разных регионах и сравнивают результаты, говорят собеседники The Bell.
Выручка новой точки в большом городе должна быть около 10 млн рублей в месяц, узнал The Bell у одного из менеджеров «Светофора». Нормальная выручка — 30 млн, желательная — 50 млн рублей в месяц.
Финансовые показатели некоторых юрлиц «Светофора» за 2020 год (данные из системы «Контур.Фокус»):
«Торгсервис 324» в Красноярске сделал 1,98 млрд рублей выручки и 25,35 млн рублей прибыли.
«Торгсервис 27» в Хабаровске получил 9 млрд рублей выручки и 122,19 млн рублей прибыли.
«Торгсервис 75» в Чите заработал 7,18 млрд рублей выручки и 263,43 млн рублей прибыли.
Крупный бизнес может искусственно дробиться на малые предприятия, чтобы пользоваться налоговыми льготами, отметила юрист налоговой практики консалтинговой компании Crowe CRS Евгения Заинчуковская.
Например, вместо НДС, налога на прибыль и имущество платить единый налог с более низкой ставкой — 6% или 15%.
Как «Светофор» работает с поставщиками
«Светофор» отдаёт предпочтение российским производителям и закупает у них товары без посредников.
Поставщик, который желает работать с сетью, должен выполнить несколько требований.
- Продать товар на 20-30% дешевле, чем другим сетям. Для известных брендов эта разница должна быть не менее 50%. «Этого можно достичь за счёт экономии на упаковке — нам не нужны яркие и броские "обёртки"», — поясняет ритейлер.
- Обеспечить доставку своей продукции по всем торговым точкам в пределах как минимум одного региона.
- Правильно оформить импортные товары на таможне.
Кроме того, поставщик должен вернуть ритейлеру деньги за продукцию, которую он не смог продать.
Для части продуктов это требование запрещено по закону, а для остальных товаров — так делают все ритейлеры, рассказал vc.ru основатель и аналитик агентства Infoline Иван Федяков. Иногда возврат оформляется по договору обратного выкупа.
В марте 2021 года Минпромторг внёс в правительство законопроект о регулировании работы оптовых и розничных продовольственных рынков, чтобы избавить производителей от избыточных требований ритейлеров. Из-за них они не могут попасть на полки крупных сетей, заявил заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.
После внесения законопроекта крупные FMCG-сети перестали ужесточать свои требования, считает Федяков.
Поставщики «Светофора» жаловались на тематических форумах в 2017 и 2019 году, что при жёстких требованиях сеть нарушает свои обязательства:
- Задерживает выплаты по поставкам на месяцы.
- Запрашивает большие объёмы продукции, не может её реализовать и возвращает обратно.
- Не принимает поставку товаров в срок, чтобы обвинить поставщика в нарушении договора и потребовать скидку в качестве компенсации.
Компнаия «Витал», которая называет себя официальным логистом сети «Светофор», настаивает на том, что все партнёры работают на одних условиях.
«Любые обещания привилегий не могут быть предоставлены и являются обманом. Если кто-то из сотрудников требует от Вас вознаграждение за рассмотрение заявки, особые условия, или другие привилегии, сообщите об этом по адресу [email protected]», — указано на сайте «Витала».
Кроме требований «Cветофор» даёт поставщикам некоторые преимущества: в сети отсутствует «плата за вход» и ретро-бонусы, как у других федеральных игроков.
Кто пытается конкурировать со «Светофором»
Одно из главных преимуществ сети в том, что у неё нет прямых конкурентов, отмечает The Bell. По ценам к «Светофору» близки сети Fix Price и «Доброцен».
Формат жёстких дискаунтеров в России формируется с середины 2010-х. К 2020 году на рынок вышли крупнейшие торговые сети — X5 Retail Group и «Магнит».
- В 2015 году сеть «О'кей» открыла дискаунтеры под брендом «Да!».
- В 2016 году на рынок вышел уральский дискаунтер «Доброцен».
- В 2020 году жёсткие дискаунтеры «Чижик» открыла X5 Retail Group, вслед за ней «Магнит» начал тестировать магазины «Моя цена». Они вышли на рынок на фоне падения реальных доходов россиян.
- В январе 2021 года тестовые дискаунтеры «365+» запустила «Лента».
Федеральные сети станут угрозой для «Светофора», потому что у него нет собственных торговых марок, в отличие от «Чижика», «Моей цены» и «365+», рассказал The Bell Иван Федяков.
Был в этом магазине недавно. Ощущение бедности висит в воздухе. Кто хочет почувствовать бедность на вкус - вам сюда.
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Полностью согласен, как свиньям отгружают и все рады говнохаляве.
Нет, я не поклонница "Светофора", я там была 2 раза, один раз купила кашпо, второй раз ничего, только хочу сказать, что в красиво оформленном магазине продается именно эта говнохалява, и отгружают ее также как свиньям, только там вы не видите. Поэтому вы думаете в красиво украшенном маркетингом магазине, вы покупаете не говнохаляву, но по уже тройной цене.
Вы походу ни когда не были в Азбуке Вкуса.
Будучи проездом в Москве заглянул я в Азбуку Вкуса что была под отелем, в поисках чего нибудь вкусненького на вечер. И знаете, в большинстве своём я не увидел там ничего такого, что оправдало бы такую высокую маржу. Нет, там были довольно экзотические для обычных маркетов товары, но в остальном это обычный продуктовый магазин.
Овощи там свежие, это да, но отсутствие испорченных продуктов ожидаешь от любого супермаркета. Я не знаю кто их поставщики, возможно тут я не прав, но такую наценку оправданно было бы видеть на чистых фермерских продуктах, а не просто свежих помидорах/яблоках.
Сразу предупрежу ваш комментарий - с достатком у меня все норм. И говно тоже не имею привычки жрать. Однако видеть как люди понтуются супермаркетом где покупают продукты, где то за гранью моего понимания. Не уверен что греча из АВ вкуснее чем греча из Пятёрочки, при условии что марки одинаковые. Сервис это прекрасно (меня в овощном отделе спросили чем могут помочь, лол) , но не когда он отжирает солидную часть чека, учитывая это не кафе/ресторан, а продуктовый, едрить, магазин. Мнение что илита закупается в илитном магазине, а удел быдла ходить в Пятёрочки или Магниты, на мой взгляд, сказано таким же быдлом, просто другого сорта и слегка при понтах, но при этом расслоение общества, как и классовая ненависть налицо, со всеми вытекающими.
Согласен, что это продуктовый магазин, просто я знаю что в нем я могу купить свежую продукцию, к примеру... когда я покупал салат то прежде чем мне его взвесили, посмотрели дату... он типа был просрочен согласно рекомендованной дате (а годен он сутки) на 15 мин и его при мне выкинули и достали свежий. Там много натуральных продуктов в плане тех же конфет и мармелада, своего ребенка я не буду кормить химией, по этому покупаю там из натуральных ингредиентов... да стоят они типа космос, но таких фирм не будет в обычных магазинах. Торты это сказка, мне не жалко за кг торта отдать 2 тыс, потому что там точно нет пальмы и прочих Е, и они каждый день свежие и тд...
P.S. а я не понимаю тех, кто понимает что жрет гамно, но бьет себя в грудь что везде такие же продукты, тем самом внушая себе, что он экономный... бред.
Аркадий, смешно читать. Я бывший сотрудник "Азбуки вкуса".Соглашусь только про торты. В кулинарии утром вчерашние салаты и готовые блюда перекладывают в свежую посуду и заново маркируют. Дорогие мясокопчености ночью перефасовывают. Фрукты и овощи никогда не вывозят в зал в таре, чтобы покупатели не видели, что поставщики те же, что и в "Пятерочке". Блажен кто верует.
Абсолютно согласен. Моя жена проработала в Азбуке вкуса несколько лет. Рассказывала, как там перефасовывают сыры и натирают липкую колбасу подсолнечным маслом.
У меня бывшая девушка работала в азбуке... я ей больше поверю чем какому то ноунейму... одаренный)))
Бывшей никогда нельзя верить)
На тот момент она была нынешняя)))
Наивный....
Одаренная...
сноб...
Спасибо за комплимент)))
;-) теперь стало ясно почему на "наивный" - ответ "одаренная"....."сноб" - какбЭ сомнительный комплимент....освежите гуглом....
а на химию ты тоже проверяешь или жрешь не глядя?
Конечно. и жрете только вы сударь, как свинья)))
лох не мамонт, лох не вымрет)) остались ещё люди, готовые купить товар той же партии, но в другом месте втридорога...
На вашем месте я бы воспользовался правом потребителя обратиться к администратору магазина, чтобы он показал накладную на интересующий товар. Возможно, 5ка и АВ закупаются в одном и том же складе
не пиликай, чудо
пальма и гмо практически везде.кормишь корову комбикормом -все семена гмо. силос- вся кукуруза в мире -гмо.(чужой ген -против гниения ,болезней)80проц.помидор -гмо .60 проц картошки -гмо.как то так.
абсолютно согласна, рекомендую для интереса внимательно посмотреть на производителя и адрес определенного продукта , в дорогом магазине ,затем найти его в дешевом, и вас очень это удивит, а для более любопытных ,купить его там и там, поверьте, отличий нет, если конечно продукт не просрочен. но это зависит уже от махинаций администрации определенного магазина, но не от марки производителя или бренда магазина
На Крестовском острове в Питере из супермаркетов только азбука. Так вот, какой-то особенной еды там нет: кулинария неплоха и хороший выбор оливок. А все крупы, овощи, мясо, рыба такие как в перекрёстке. Ну ещё всякие сладкие приколюхи есть типа бельгийских конфет, которые не встретишь в обычном магазине.
А если уж очень хочется свежих овощей - их можно купить во Фруктовой лавке.
Хороший магазин - это прежде всего чистота, простор и сервис. И неважно это Дикси или Глобус Гурмэ.
Конечно, не вкуснее, но в пятёрке мне нужно тратить время на размышления "а эта марка норм или не?", опытным путем отделять нормальные, помнить их потом, в то время как в азбуке я (если хочу) выбираю из нескольких заведомо хороших, или вообще беру марку "просто азбука", и не беспокоюсь о качестве и вкусе. Не хочется заниматься анализом "а не наебут ли?")
Плюс всякие экзотические продукты, конечно - далеко не всегда беру их, но нравится иметь возможность пробовать новое, когда хочется.
Не считаю себя элитой из-за того, где покупаю еду, считаю, что это просто достойный уровень сервиса (в том числе и отбора поставщиков), которого достойны все.
Замечательно написал, просто класс!!! Слова не мальчика, но мужа!!!
растение -гречиха. ее семена -гречка.
В Азбуке покупателей мало, поэтому там всё лежит и гниёт по бешеным ценам)))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
я был на даниловском рынке надысь.
огурцы по 600р размером 30 см с незавядшими цветочками - такое даже свиньям давать не будут - ветконтроль не пройдут
Комментарий удален модератором
хахахахахахахахахахахахха)))