«Запоминают тех, кто сделал продукт массовым, а не придумал его первым»: пересказ интервью основателя Ecwid Статьи редакции
Руслан Фазлыев рассказал проекту «Русские норм!», почему для успеха не нужно быть первооткрывателем, привлекать большие инвестиции и уезжать за границу.
Программист Руслан Фазлыев в начале 2000-х писал в Ульяновске сайты для интернет-магазинов. В 2009 году он запустил платформу-конструктор Ecwid, на которой любой предприниматель может открыть свой магазин и платить только за аренду платформы.
За последний год Фазлыев провёл две успешные сделки: привлёк $42 млн от банка Morgan Stanley и договорился о продаже Ecwid канадскому разработчику облачных решений Lightspeed за $500 млн.
Цель Фазлыева — первенство Ecwid на рынке онлайн-торговли. Он рассчитывает, что благодаря сделке платформа станет мировым лидером по числу открытых на ней интернет-магазинов.
Пересказываем главное из интервью предпринимателя.
Как глава Ecwid находил клиентов за рубежом и придумал платформу для интернет-магазинов
Руслан Фазлыев вспоминает, что в начале нулевых не мог устроиться программистом в Ульяновске. Однажды он наткнулся на вакансию с зарплатой $5000 в месяц, в то время как он зарабатывал всего $20.
Предприниматель делал сайт со своими школьными друзьями. Для него фундаментальный критерий лидерства — это команда, которую человек собрал вокруг себя и может подбить её чем-то заняться.
Заказчик попросил Фазлыева показать примеры интернет-магазинов, которые они делали, но у них не было портфолио. Клиент предлагал около $5000 за работу всей команды. Они поняли, что не могут упустить такую возможность, и за сутки написали магазин.
Так команда создала первую платформу и запустила её на доменном имени, которое подарил знакомый. Позже он увидел, что на нём построили бизнес, и «пришёл вымогать» за домен деньги, вспоминает Фазлыев.
Тогда предприниматель перенёс платформу на новый домен и назвал её X-Cart. Позднее эта платформа развивалась параллельно с Ecwid и в 2019 году объединилась с американской Seller Labs.
Несмотря на трудности, предприниматель считает, что расти из регионов проще, чем из Москвы. В столице он мог продать свой продукт российской компании и «прокормиться» за счёт этого, а в Ульяновске таких возможностей не было. Нужно было развивать более глобальное видение, говорит Фазлыев.
По словам предпринимателя, он не знал, что его платформа для интернет-магазинов была первой на рынке. Поэтому его идеи заимствовали и дорабатывали другие, а потом выгодно продавали.
Рой Рубин, основатель аналогичной платформы для интернет-магазинов Magento, изначально строил проекты на X-Cart, вспоминает Фазлыев. В 2011 году компанию Рубина купила eBay за $140 млн, а в 2018 году Magento перешла к Adobe за $1,68 млрд.
Фазлыев рассказывает, что запускал Ecwid с целью побить Magento по количеству магазинов, открытых на его платформе.
Почему нужно критично относиться к предложениям инвесторов
По словам Фазлыева, в 2009 году Ecwid создавался как один из продуктов для X-Cart, но со временем оказался успешнее первого проекта. Предприниматель создавал его вместе с партнёром Юрием Зайцевым.
Фонд Runa Capital тогда только начинал активно инвестировать. Выйти на него Фазлыеву подсказала директор по спецпроектам в Forbes Russia Ирина Телицына. Предприниматель хотел привлечь всего $500 тысяч, а глава фонда Сергей Белоусов убедил его взять $1,5 млн.
Попытка привлечь инвестиции в 2014 году от люксембургского фонда Mangrove для Ecwid обернулась неудачей. Предприниматель вложился в рост компании, но не получил денег от фонда.
Зачем Фазлыев продал компанию
После сорванной сделки с фондом Ecwid несколько лет рос только за счёт собственных средств. Фазлыев признаётся, что к поиску инвестиций его подтолкнула команда.
Ecwid привлёк $42 млн от Morgan Stanley в 2020 году, когда индекс волатильности рынка (VIX), который отражает уровень риска и настроения инвесторов, был на рекордной отметке за последние годы.
В июне 2021 года канадская компания Lightspeed объявила о покупке Ecwid за $500 млн: $175 млн покупатель заплатит наличными, а $325 млн — акциями. Закрыть сделку стороны планируют в сентябре. За 12 месяцев, закончившихся 31 марта 2021 года, Ecwid получил $20 млн выручки. Мультипликатор составил 25, рассказал Фазлыев.
Оценка большинства крупнейших ИТ-компаний — это выручка за год умноженная на 10, рассказал предприниматель. Главного конкурента Ecwid — Shopify — оценивают по мультипликатору 70 годовых выручек.
Фазлыев говорит, что после слияния Ecwid будет развиваться в том же направлении, что и до сделки, и вкладывать ещё больше ресурсов в развитие платформы. В частности, компания активно нанимает специалистов по всей России для удалённой работы.
В составе Lightspeed компания планирует синхронизировать каналы онлайн и офлайн-продаж, чтобы создать единую торговую платформу.
Почему не нужно пропагандировать предпринимательство и миграцию за рубеж
Фазлыев рассказывает, что у него есть записная книжка, куда он записывает идеи для новых проектов, но не берётся за них. Его текущая цель — сделать Ecwid самой массовой ecommerce-платформой на рынке, и ради этого он продал свою компанию.
По его мнению, предпринимательство не для всех и его не нужно пропагандировать. При этом он уверен, что ключевые навыки предпринимателя — умение рисковать, продавать, не бояться провалов и придерживаться свои убеждений — у себя может развить каждый.
Фазлыев убеждён, что идеи для бизнеса не нужно искать — предприниматель должен заниматься только тем делом, которое он не может не делать. Если для этого человеку нужен толчок, то он не справится с дальнейшими вызовами, считает Фазлыев.
Предприниматель думает, что общество напрасно ограждает детей и подростков от раннего опыта ошибок — провалы помогают легче преодолевать проблемы в будущем.
При этом он предостерегает предпринимателей от переезда за границу, хотя сам жил и работал на Кипре, в Великобритании и США.
Многие принципы ведения бизнеса Фазлыев, по его словам, подчерпнул из книг:
- «Бизнес в стиле фанк», Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрал.
- «От хорошего к великому», Джим Коллинз.
Также он руководствуется принципами Реймонда Далио, основателя Bridgewater Associates. Один из них — «не нанимай людей для задачи, нанимай тех, с кем ты хотел бы провести жизнь».
Он замахивается на Shopify, но:
1. Shopify просто сильно больше (и не просто так).
2. У Shopify охренеть какой удобный интерфейс, у Ecwid весьма средненький.
3. Идеология разная, в Shopify заходишь и всё уже есть, на блюдечке, а в Ecwid тебе где-то сайт надо взять, там его тебе не дают...
4. У Shopify довольно мощные инструменты продвижения магазина, настройка рекламы и вот это всё.
Короче, удачи им и счастья, но в победу над Shopify убей, не поверю.
Сегодня тоже слушал пока ехал. Молодец! Человек сам с нуля создал такую компанию.
Хоть кино снимай.
пользуюсь ecwid очень давно, несколько маркетплейсов там сделал. очень удобный сервис
Преимущество Ecwid в том, что сделал магазин один раз, а разместить его можно на неограниченном количестве доменов. На одном сайте игрушки, на втором запчасти, на третьем мебель и т.д. Одна панель управления на сотни сайтов.💯🔥
Щас весь еком такой, даже Вукоммерс, Магенто, Битрих, Шопифай, не говоря уж про изначально рассчитанные на такое Bigcommerce, cmmercetools, ShopWare.
Типа Headless и M-A-C-H подходы.
Это разве не проплаченный комментарий или бот? Таких же куча. И повод хороший - выступил у блоггера. Тут наплывет тех, кто еквид будет хвалить
После каждого видео Елизаветы одинакомые мысли - канал крутой, гости интересные, каждое видео мотивирует и заряжает, но создает иллюзию, что стоит только захотеть и есть 1001 возможность на успех, а реальность гораздо жестче.
Так и есть, для этого надо просто...
взять простой советский...
Эквид это еще один конструктор медленных сайтов. Только тут от медлительности страдают интернет-магазины...
Он что под Петрова и Боширова косит???
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Крутой мужик
Хитрый мужик, цифры не хочет говорить 😁
сейчас наверно, договор о неразглашении действует. через лет 20 расскажет только
Комментарий удален модератором
Следите за руками
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4e/Wassilij_Grigorjewitsch_Perow_004.jpg/370px-Wassilij_Grigorjewitsch_Perow_004.jpg
Молодец, чувак. Ульяновск рулит.
Про Shopify это он конечно...
Там как минимум просто капиталы уже не сопоставимы, к сожалению. Вплоть до того, что в 2019 г Шопифай в США открыл свою логистику - вложение 1B$. Уверен - что пойдет дальше по континентам с полной инфраструктурой.
А новой идеи насколько понял нет - типо как есть onbuy vs amazon (молодой onbuy сиграл на буллинге Амазон - типо мы маркетплейс анти-амазон)
Как все просто в таких историях, просто делал потом просто поднял миллионы потом просто продал за миллиарды. Все как всегда.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Я не знаю, давали ли "Русские Норм" разрешение на эту перепечатку (я точно не давал), но факт в том что в статье не буквально слова из самой видеозаписи, а их интерпретация, и эта интерпретация не всегда соответствует фактам.
Я так же не давал согласия на использование своих фотографий в этой перепечатке. Короче читателям которым реально интересна тема советую посмотреть оригинальную запись.
.. сравнил то, что публикуется как прямая речь – тоже не является прямой речью
... спасибо за правки, теперь больше похоже на правду
Он же у Дудя был? В Сан Диего живет, в Долину за инвестициями ездит? Его туда первый же инвестор перетянул, как я помню. Видимо забыл уже, насколько проще находить деньги и людей для работы в хайтек там, где для этого созданы все условия... А точно:
"Более-менее регулярно я стал ездить в Долину, когда мы открыли там офис управления партнерскими продажами – представительство Ecwid сейчас находится в четырхэтажном здании на Эль Камино Реал (старая дорога, соединяющая все деревеньки). Теоретически, мы могли бы открыть офис в другом американском городе, например, в Нью-Йорке. Но выбрали Долину, потому что только здесь в шаговой доступности работают все наши потенциальные IT-партнеры. Долина – это суперклево. Климат там особенный во всех в смыслах: в Сан-Франциско ветрено, носишь одежду слоями, а когда приезжаешь в Пало-Альто по соседству, ходишь как медведь в тулупах, а вокруг все в майках (тяжело привыкнуть, что климат меняется за пятьдесят километров). Но куда важнее, конечно, климат предпринимательский. Проще всего уловить дух Долины в местных кафе. Именно в них устанавливаются связи между программистами разных компаний."
https://ulpressa.ru/2012/07/13/ruslan-fazlyiev-silikonovaya-dolina-tuda-i-obratno-chem-ulyanovsk-luchshe-palo-alto/