{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы искали подрядчика по «Битриксу»

В этом кейсе не будет названий компаний, он не рекламный. И я ни к чему вас не призываю.

Речь пойдёт о моём клиенте, которому я проводила аудит отдела продаж. После аудита они подключили меня к проекту, о котором думали давно, но как-то не получалось найти в компании человека, который этим займётся. В проекте по внедрению CRM я выступаю в роли аналитика, менеджера проекта, закупщика, в общем, решаю все те вопросы, которые возникают у приличной компании в этом процессе.

Вводная

Итак, мой клиент — производственная компания, у которой больше 100 сейлзов примерно в 30 городах, решили, что хотят красивой аналитики и прозрачности в действиях своих сотрудников, и для этого им нужна CRM.

Мы выбирали между Битриксом и Creatio. Остановились на Битриксе. Причины объяснять долго, да и не об этом пост.

Мы решили не идти к битрикс-партнёру-номер-один, чтобы не попасть на конвейер большой структуры, а вместо этого поискать менее крупных и не менее опытных партнёров и выбрать из них.

Где искали подрядчиков

Два подрядчика были знакомы моему клиенту, и мы сразу пошли разговаривать с ними. Одни отказались от нас (у них всё расписано на год вперёд и на наш проект у них нет ресурсов), от вторых отказались мы.

Ещё 13 (сумма прописью: тринадцать) разной масти подрядчиков мне порекомендовали друзья и партнёры. Я лет 10 занимаюсь продажами на ИТ-рынке, и у меня много подходящих друзей.

Чтобы не терзать своего клиента бесконечной чередой одинаковых встреч, я набросала бриф с нашими требованиями и решила первый разговор с подрядчиками проводить без клиента.

Из 13 компаний 11 мне хоть как-то ответили.

Из этих 11 мне удалось поговорить по телефону с 7.

То есть 6 подрядчиков (почти половина!) по разным причинам отказались от сделки, даже не проведя первый разговор. Был, например, вот такой кейс:

Либо это какой-то перенасыщенный рынок, либо я ни черта не понимаю в продажах.

То есть человек не только сам попросил меня напомнить о звонке, но и ответил на это напоминание через 10 дней. И это компания, которая внедряет Битрикс как CRM.

Внедряет и не умеет создать лид в Битриксе и поставить себе напоминание на 7 июня.

А потом мы поговорили

Итак, мне удалось поговорить с 7 компаниями. По итогам разговора с каждой я просила отправить мне краткий фоллоу-ап, в ответ на который я пришлю бриф.

Я получила 5 фоллоу-апов в течение 2 дней после разговора и ни одного более, хоть и напоминала потом в мессенджерах.

Эти пятеро и были допущены до заказчика. После первого разговора мы сразу отсеяли троих:

  1. Подрядчика, который упорно рекомендовал Creatio, хотя мы озвучили, что хотим Битрикс. Он не слышал нас, настаивал на своём, и подвёл итоги разговора как «Если вы хотите дешёвое решение, мы конечно внедрим вам Битрикс, и вы об этом потом будете жалеть. Если же вы хотите сразу нормальный продукт, рекомендую поднакопить (!!!) и поставить всё-таки Creatio"
  2. Подрядчика, который захотел 800 000 руб. за предпроектное обследование, которое они делают за 3 недели (средние цифры у остальных были 250-500К, от 4 до 9 недель)
  3. Подрядчика, который на встрече радостно хохоча заявил, что увольнение 50% отдела продаж после внедрения CRM – это норма. И порекомендовал сразу открывать вакансии. На полном серьёзе.

Примерно половина сейлзов у моего клиента работают больше 10 лет. Некоторые – по 15-20. Как думаете, что почувствовал топ-менеджмент, когда на встрече с потенциальным поставщиком услуги услышал, что половину опытных сотрудников придётся заменить?

Воронка получилась вот такая

Большинство подрядчиков отвалились на примитивных этапах

Мы выбрали подрядчика

Оставшиеся два не блистали идеальной коммуникацией, но подкупили нас другими качествами.

Компания 1 была интересна тем, что находилась в Москве (как и головной офис клиента), качественно отвечала на наши вопросы (хоть и не быстро) и привела хороших технарей на конфколл.

Компания 2 была интересна тем, что находится в другом российском мегаполисе (а вдруг они что-то такое нам хорошее про наши регионы расскажут), быстро реагировала на любой вопрос и как мантру повторяла «да, это делается легко, это штатный функционал с минимальными доработками».

У обеих были свои минусы, и в итоге мы остановились на москвичах. Мы какое-то время обсуждали детали предпроектного обследования, подписали с ними NDA и договор, перевели денег, назначили дату первого конфколла.

И тут нас познакомили с менеджером проекта

С человеком, который не умеет ставить встречи в календарь, игнорирует письма и ставит подпись к своему письму не после текста, а в конце переписки. Знаете, в начале двухтысячных были такие почтовики, которые по умолчанию создавали в конце длинной переписки 8 листов одинаковых подписей? Вот оттуда история.

Мы оговорили, что хотим получать ответ на любое письмо в течение суток (если нужно больше времени на ответ, в течение суток напишите, когда будет ответ), а встречи отправлять, бронируя время в календаре, а не просто письмом со ссылкой на зум. В ответ они прислали свой внутренний регламент по работе с клиентами, из которого мы поняли, что просим невозможного.

И расторгли договор. Ощущения похожи на ситуацию, когда бежишь-торопишься на электричку, впрыгиваешь в последний вагон, и за секунду успеваешь выпрыгнуть, поняв, что это не та электричка.

Чем дело кончилось

Сейчас у нас идёт предпроектное обследование со второй компанией: единственными, кто нам понравился (и нас не отверг хаха).

Пожелайте нам удачи и на всякий случай поделитесь (в личку!) контактами хороших битриксоидов, с которыми вы сами работали и вам понравилось.

Что надо перепроверить, если вы продаёте услуги в b2b

  • Расскажите своим менеджерам, что такое деловая этика

  • Проведите мистери шоппинг и посмотрите глазами клиента на то, как вы с ними работаете

  • Найдите инструмент проверки скорости ответа и самого факта его наличия
  • Проводите NPS, чтобы увеличить количество клиентов, которые вас рекомендуют

Что стало с клиентами и откуда такие капризы

Большинство клиентов приходят к вам уже зная, чего они хотят. Больше не нужно продавать идею CRM. Обычно даже не нужно доказывать, что ваша платформа лучше конкурентной. Клиент, который к вам пришёл, скорее всего, уже прошёл первые этапы воронки, почитал о вас или получил от кого-то отзыв, определился с продуктом, набросал требования. Чтобы всё это он делал с оглядкой на вас, маркетинг должен создать ему подходящее инфополе, хорошо тагретировать рекламу, вовремя звать на мероприятия.

Когда клиент уже пришёл, задача отдела продаж очень проста: не просрать его. Если вы это умеете, на рынке Битрикс-услуг вы одни из немногих лучших.

0
113 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Orlov

Следующая статья – "Как мы мучались с CRM сделанной из говна и палок") И сменили подрядчика

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Потёмина
Автор

Вот я очень надеюсь, что нет. Но если вы хотите от чего-то предостеречь, сейчас самое время.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Кристалл

Пользователи битрикса должны страдать. Могу гарантировать что и вы будете )

Ответить
Развернуть ветку
Chingis Alekenov

Если 100 сейлзов, экономнее будет свою CRM сделать 

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Потёмина
Автор

Вот эти грабли я видела много раз. Обычно её трудно поддерживать. Если это делает внешняя компания, становится на определённом этапе дорого. Если внутренние специалисты, появляется много костылей из-за срочных задач, которые на лету превращаются в заплатки и никто уже не помнит, зачем это делали, а в ядро залезли. Короче, это не получается экономнее, к сожалению. Но если можно где-то посмотреть, как это реализовано с умом, буду благодарна за такой опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Chingis Alekenov

Не сказал бы, у меня такой опыт был уже. И за пару лет с простой crm довели до кастомизированную систему под нас, теперь платить не надо за лицензию и главное все процессы автоматизированные 

Ответить
Развернуть ветку
Артем Тиминский

После внедрения срм, процессы стали автоматизированные, все именно так

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Пару лет? Цена ее за пару лет? Вы уйдете из компании что будет? 

Ответить
Развернуть ветку
Chingis Alekenov

Было так: 
У меня 12 флористов, мы сидели на amocrm. На некоторые операции требовались руками заполнять пожелания к заказу. 
За 1 лицензию я платил 1000 рублей, 13к в месяц. Так как я основатель Потом за 400$ сделали mvp версию crm, просто учёт заказов и под нас кастомизирвоанную, без учёта количество клиентов, загрузки товаров и прочее. Чуть лучше чем Гугл таблица 

И каждые 2-3 месяца мы так же по 400$ вкладывали, теперь можно товары через crm выгружать, учёт зарплаты, отзывы от клиентов смотреть

В этом году через flutter функционал crm перенесли в мобильное приложение. Теперь флористы Пуши получают при оформлении нового заказа, есть доступ к курьерам, которые тоже меняют статусы заказов. Уже внедрили чат между клиентом и флористом напрямую, теперь ватсап не нужен. 

Тут смысл в том был, что 100 сейлзов это 100 лицензии, если в crm надо руками что то делать ещё, то грубо говоря 3-5 минут на 100 человек умножать, это уже 6 человека часов 

В этом плане не легче ли уже быстрее самому свою crm сделать 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Ха-ха, буквально вчера перечитала Generation Пи, где любимое про секвойю, а там это (Татарский предложил заказчику поменять название компании и представил концепцию рекламы):
«- Ты не знаешь, что такое «шлемазл»? - спросил Ханин.
- Нет.
- Я тоже. Они тут написали на полях, чтобы этот «шлемазл» - то есть ты - больше к их заказам близко не подходил. Тебя не хотят.
- Ясно, - сказал Татарский - Меня не хотят. А если они через месяц поменяют название? А через два начнут делать то, что я предложил? Тогда как?
- Никак - сказал Ханин. - Сам знаешь».
Это про первого, которого вы отбрили. Про другого я тоже не поняла. Во-первых, непонятен контекст, в котором он сказал про увольнение сотрудников. Один - это что далеко не все сейлзы хотят переходить на срм. Кому-то не нужен контроль и делиться базой, кто-то не хочет переучиваться. Они уйдут сами. И чувак вас об этом предупредил. Второй возможный контекст, это клиент, внедрив срм, увидит, насколько плохо работают некоторые сейлзы. Ну так если клиент не хочет - пусть не увольняет, обнимает тех, с кем работал 20 лет, и плачет. В чем проблема? Дело подрядчика честно поделиться опытом, это его работа. Вы реально такие же чувствительные, как из фрагмента выше, только нежелание видеть реальность это ваша проблема, а не подрядчика. Я бы на честного сразу обратила внимание, но, естественно, вас тянет на тех, кто «как мантру» повторяет, что все вам допилит за 5 минут. А потом, видимо, будет другой мантрой бесить, когда пойдет фигня, но вы слова правды не добьетесь. Но вы тогда деньги уже заплатите. Смешно и печально.

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Потёмина
Автор

Не 50% сейлзов отваливаются, если внедрение идёт нормально, это я точно знаю. Я даже не знаю, что надо сделать, чтобы уволить/уволились 50%. Наверное, критически менять правила игры, вводить жесткое регламенты, которые противоречат здравому смыслу, но в не этом же цель? Если у подрядчика есть такой опыт, это очень тревожный звоночек. Одной CRM для такого результата мало, она сама по себе людей не насилует.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey T

"Я даже не знаю, что надо сделать, чтобы уволить/уволились 50%" - лично из моего опыта работы финдиром и довольно долго аудитором, много раз наблюдал явление, что в среде "устойчивых коммерсантов/сейлзов" (не новичков) довольно высокий процент сильно ушлых людей или подрабатывающих налево, или не желающих светить все свои контакты и детали всех шахер-махеров с клиентами (в ущерб компании, за счет чего нередко план  делается, чтобы бонус получить), что при внедрении CRM неизбежно часто становится прозрачным многим другим - от чего такие персонажи сильно грустят и очень часто просто уходят в другое место с более темными водами; да, не все такие, но в мало-среднем бизнесе очень частая картина имхо (и на это часто толкает сама же система оплаты и мотивации компаний - малый оклад и большая доля бонуса за факт/результат, не важно как). и CRM тут хоть и не насилует, но точно многих лишает доли заработка, так что причина-следствие очевидны и ожидание ухода части старых сейлзов вполне логично на мой взгляд

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Потёмина
Автор

Если до этого 30 лет вслепую работали, да, такое возможно. Может быть, в b2c такое легко - их механизмы я не знаю.
Но в приличном b2b это дичайший процент, 10 - максимум 15 я могу понять как-то. Половина наверное возможна, когда собственник живёт в удивительном мире с единорогами и прочими иллюзиями, но я с такими не работала ни разу, мне как-то другая категория попадается.
Иными словами, я согласна, но тут должно совпадать два фактора в пиковом состоянии: гнилая корпкультура (многие работают "налево") + слабые процессы (всё непрозрачно). Такого сочетания я не встречала и предполагаю, что оно не может быть долговечным. Но не исключаю, что ошибаюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Не в б2б 50% не реально, выше я говорил про б2с там это норма

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Например ввести регламент вносить все контакты в срм

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

И 90% видели. Чем больше продажников со "своей" базой тем больше уйдут, чем меньше в компании регламентов тем больше уйдут, чем кривее в компании КПИ для продажников тем больше уйдут...
Если у подрятчика есть такой опыт то это хороший звоночек, значит он имеет реальный опыт внедрения в компаниях с большими отделами продаж, а не только опыт внедрения с 0, которые есть у 90% инреграторов

Ответить
Развернуть ветку
KOTELOV Digital integrations

Думаю сейлз имел ввиду, что 50 процентов можно будет уволить, так как остальные 50 смогут делать ту же работу и получится сэкономить, но он не смог донести до вас эту мысль корректно.

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Потёмина
Автор

Оч-чень может быть

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Orlov

:))))

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Потёмина
Автор

Самое время не загадочно улыбаться, а поделиться мыслями, ну!))

Ответить
Развернуть ветку
110 комментариев
Раскрывать всегда