Инвестировать в логистику и догнать Ozon: Тигран Худавердян о развитии «Яндекс.Маркета», конкурентах и планах на роверы Статьи редакции
Главное из разговора Forbes c управляющим директором группы компаний «Яндекс».
План «Маркета» — догнать Ozon
- По итогам 2021 года товарооборот всего сегмента электронной коммерции «Яндекса» вырастет на 200%, прогнозирует Тигран Худавердян. За второй квартал общий объём оборота товаров (GMV) сегмента вырос на 155%, до 35,1 млрд рублей.
- В Goldman Sachs среди крупнейших игроков российского рынка электронной коммерции называют Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и AliExpress. По словам Худавердяна, компания «сейчас сфокусирована на том, чтобы догонять ближайшего конкурента — Ozon, это важнейшая тема».
- Стать первыми хотят многие: AliExpress видит себя в тройке лидеров, Ozon планирует достичь оборота 2,5 трлн рублей к 2026 году, заняв треть рынка, «Сбер» — стать третьим на рынке электронной коммерции к 2023-му с оборотом 500 млрд рублей, а к 2030-му — занять первое место, обогнав Ozon и Wildberries.
- За весь 2021 год «Яндекс» планирует вложить $650 млн в развитие«Маркета», «Еды» и «Лавки». До этого компания хотела инвестировать $400-500 млн. По словам Худавердяна, деньги пойдут в основном на логистику: склады, распределительные центры, пункты самовывоза.
- Сейчас у «Маркета», «Еды» и «Лавки» восемь складов общей площадью 260 тысяч м². На сколько вырастет их количество, в компании не говорят.
«Маркет» — это ещё и технологии
- Бизнес «Яндекс.Маркета» — это не только физическая инфраструктура, но и технологии. По словам Худавердяна, в ИТ-команде сервиса сейчас около 1200 человек.
- Чтобы контролировать качество доставки в регионах, «Яндексу» пришлось отказаться от сторонних курьерских служб в крупных городах: невозможно было узнать, доставлен заказ или нет.
- Автопарком фургонов для доставки управляет «Яндекс.Драйв». На машинах установлены специальные платы телематики. Они позволяют следить за передвижением автомобилей и её показателями, например уровнем топлива.
- «Маркет» также использует генеративные нейросети. Они позволяют анализировать большие объёмы текста в отзывах, а затем создавать на их основе дайджест про конкретный товар.
«Яндекс» планирует предлагать роверов другим компаниям
- «Яндекс» начал тестировать роботов-курьеров в 2019 году, а летом 2021-го «Роверы» стали доставлять заказы в кампусы университетов США.
- «Роверов» создаёт Yandex Self-Driving Group в Москве, которая делает беспилотные автомобили. Пока «Яндекс» может выпускать около 100 роверов в месяц, а оператор одновременно мониторить до 10 устройств.
- По словам Худавердяна, скачок в технологии произойдёт, когда один оператор сможет следить за 100 роверами. Тогда речь пойдет о бизнесе в десятки тысяч роверов в месяц, а «Яндекс» сможет предоставлять их как услугу, в том числе другим компаниям.
0
показов
7K
открытий
Руководству ЯМ бы не помешало бы посетить этот чат https://t.me/chat_marketplace_YM и в реальности посмотреть, что на самом деле происходит с ЯМ со стороны продавцов. А потом зайти сюда https://market.yandex.ru/shop--yandex-market/431782/reviews и тоже почитать, что думают реальные пользователи о ЯМ. А потом делать прогнозы на будущее. Строить систему, где клиентоориентированность отсутствует во всех направлениях, мне кажется недальновидно.
Да ладно, там явно завышена оценка, 2.2 это слишком много для такого сервиса
Вчера было 2.3, неделю назад 4.7, думаю скоро оценка будет реальной) Как странно, а все 4 года держалась в районе 4.5-4.7 Кто-то перестал подкручивать рейтинг после смены руководства.