Тренды e-commerce 2022. Что ждет продавцов маркетплейсов?
Я убежден, что в 2022 году тренд на торговлю на маркетплейсах будет только расти. В этой статье поговорим, что будет с маркетплейсами в этом году, разберем мифы и слухи и выясним, поздно ли заходить на площадки со своим товаром.
Глобально – все будет хорошо
Маркетплейсы в России продолжают стремительно расти – по оценкам Data Insight за I полугодие 2021 года на внутрироссийском рынке eCommerce было совершено 675 млн заказов(+94% к тому же периоду 2020 года) на сумму 1750 млрд рублей (+47%).
Может быть, вырасти до уровня штатов у нас в ближайшее время не выйдет, но если цифра увеличится вдвое, а то и втрое, то и рынок e-commerce закономерно вырастет и будет развиваться.
Кроме того, маркетплейсы – главный тренд и двигатель всей онлайн-торговли в целом. Сами площадки заинтересованы в том, чтобы охватить все больше людей и предоставить полноценный цикл услуг внутри своей площадки – Wildberries и Ozon развивают собственные финтех-направления не просто так, приобретая банковские лицензии.
В этом есть и свои минусы для селлеров. Но об этом поговорим ниже.
Конкуренция будет расти
Естественно, нас ждет усиление конкуренции – все больше людей заходят на маркетплейсы со своим товаром. Однако даже сейчас на самом конкурентном Wildberries я не вижу совсем уж жесткой конкуренции.
Да, стало сложнее захватывать внимание покупателя, чем было годом ранее. Однако пока что в большинство ниш зайти можно относительно легко – главное обладать знаниями и каким-то вменяемым бюджетом. При этом знания, на мой взгляд, сейчас даже важнее денег.
А еще маркетинговый бюджет из всей структуры расходов на запуск бренда на маркетплейсе составляет довольно маленькую часть, поэтому отбить вложения можно довольно быстро.
Как отстраиваться от конкурентов?
Если вы подумали о том, чтобы снизить цену для привлечения покупателей, то долго на маркетплейсе вы не проживете – придет конкурент, который задемпингует и вас. В 2022 году стратегии демпинга уйдут на второй план.
Стройте бренд, делайте классные карточки товаров, собирайте покупательскую базу, развивайте коммьюнити и собственные соцсети – готовьтесь к тому, что в дальнейшем придется выстраивать полноценную воронку продаж и воевать за внимание покупателя. Чем раньше вы это сделаете, тем легче вам будет через 2-3 года.
Закручивание гаек
История развития любого российского маркетплейса так или иначе будет повторять путь Amazon. В самом начале любая площадка заинтересована в том, чтобы привлечь как можно больше продавцов – это нужно для большого ассортимента товаров, низких цен, конкуренции и привлечения покупателей.
Постепенно количественный рост продавцов станет для маркетплейса менее приоритетным, чем качественный. Начнется закручивание гаек – ввод сертификатов на определенные товары, отсечение подделок, неликвида и любых других серых схем продаж.
Более того, помимо ужесточения требований к «обелению» бизнеса, закрутятся гайки и в сфере накруток и выкупов – например, Ozon уже удаляет фейковые положительные отзывы, а Wildberries исключает их из рейтинга. Дальше все будет только ужесточаться.
Это значит, что делать выкупы и писать отзывы самостоятельно будет рискованно – с большой долей вероятности вы впустую потратите деньги. В Review Market мы уже к этому готовы – в этой статье я описывал некоторые принципы нашей работы.
Под пристальным вниманием будет не только рейтинг продавцов – маркетплейсы обязательно буду следить за тем, как вы торгуете на площадке. Если сейчас на самозанятых, которым запрещено заниматься перепродажей, площадки закрывают глаза, то в будущем на это обязательно обратят внимание.
Станет сложнее и возить товары в «серую» из Китая и других стран. Будьте готовы к внезапному вводу очередного правила или нововведения любой площадке и «обеляйтесь» заранее.
Маркетплейсы будут вводить новые «фишки»
Как мы конкурируем в нишах, площадки конкурируют между собой за долю рынка e-commerce. Для этого им нужно улучшать существующие сервисы и вводить новые.
Крупнейшие маркетплейсы уже обладают банковскими лицензиями, а это значит, что можно ожидать больше услуг в финтех-области: рассрочки для покупателей, финансирование для селлеров, особые условия для клиентов банков площадок и так далее.
Я ожидаю, что сервисы внутренней рекламы тоже станут лучше – сейчас этот инструмент ни на одной площадке не идет ни в какое сравнение с тем, насколько хороша внутренняя реклама на Amazon.
Естественно, мы будем ждать и улучшения сервиса для продавцов – все мы прекрасно знаем минусы Wildberries с его постоянными задержками, потерями товаров и странно работающей поддержкой. Если этого не случится, продавцы начнут уходить на другие площадки, а это маркетплейсу уже невыгодно.
Я советую вам внимательно следить за нововведениями и обсуждать новинки и последние новости с единомышленниками – так вы сможете обменяться опытом, открывать инсайты и найти бизнес-партнеров.
В MarketPlaceExperts Club, помимо этого, мы работаем в группах по 10 человек, устраиваем вебинары и мастермаинды от приглашенных экспертов и участников сообщества, которым есть, чем поделиться.
В феврале у нас осталось 6 мест на вступление. Если вы хотите стать участником клуба, то по промокоду VCRM мы дарим 10% скидки на первую оплату. Клуб не подойдет для новичков, так как мы строим профессиональное сообщество, чтобы делиться опытом.
Продажа бизнеса на маркетплейсе
На Amazon продажа бизнесов – это один из способов торговли на площадке. Люди строят бренд, прокачивают карточки товара, а затем продают его через год в 4-5 раз дороже годовой прибыли. Затем повторяют по кругу, наращивая капитал.
Этот рынок оценивается в несколько миллиардов долларов, а за хорошими брендами выстраивается очередь инвесторов.
У нас этот тренд будет только зарождаться и появится в ближайшие годы. Однако вы можете готовиться к нему уже сейчас, строя бренды, у которых есть история и классный ассортимент. Кроме того, для этого вам нужно иметь ООО и знать юридические нюансы.
Уход от перепродажи товаров
Этот тренд – следствие всех предыдущих. Очень скоро стратегия продаж, когда товар закупается на условном «Садоводе», а затем перепродается на маркетплейсе с наценкой, умрет.
Вам придется вкладываться в карточки товаров, развивать собственное производство или искать поставщиков, строить бренд, чтобы быть конкурентоспособным не только за счет демпинга или низкой цены.
Еще один плюс собственного бренда – вы сможете гнать трафик на карточку товара на маркетплейсе из других каналов. Стройте соцсети, создавайте собственный сайт, оптимизируйте рекламу и маркетинг – все это окупится при грамотной стратегии, даст больше рычагов влияния на продажи и даст уверенность в завтрашнем дне. А еще вы сможете ставить цену на товары дороже конкурентов, и у вас их будут покупать.
Кроме того, ни один маркетплейс не передаст вам полную информацию о покупателях. Собирайте клиентскую базу и работайте с ней – она поможет вам в будущем.
Несмотря на все плюсы и минусы, что нас ждут в ближайшее время, маркетплейсы – это по-прежнему один из самых быстрых и дешевых способов построить свой бизнес, где инвестиции окупаются быстрее любых других вариантов.
Друзья, а какие нововведения площадок ждете вы в 2022 году? Давайте пофантазируем, чего нам не хватает для комфортной работы. Может быть, в комментарии заглянут и представители площадок, чтобы принять участие в дискуссии?
Можно было еще поиграть с темой прослеживаемости (цифровой маркировки), которая окажет довольно сильное влияние на малый бизнес и маркетплейсы.
Когда начнется вытеснение посылочной торговли? Что даст закон о приземлении? Усилится или ослабнет конкуренция? Как повлияют бондовые склады и эксперимент в ЕАЭС по техническому регулированию в отношении иностранных маркетплейсов на объемы посылочной торговли с Киатем.
Роботизация e-commerce сдвинется с мертвой точки?
Ничего существенного в статье не видать. Тема должна называться "ниочём", а также "Я рекламирую MarketPlaceExperts Club".
Комментарий удален модератором
Аи кому всем нам? Кто им не нужен будет? )